Баня в Беларуси
Стоп! Необходимо, наконец, остановиться и осмотреться. Услышать пение птиц, увидеть, как расцветают сады, просто встретиться с другом. «Жизнь так пленительно красива, так увлекательно интересна, а люди не видят и не хотят видеть этого». Невероятно сложно разглядеть необычное в обычном. В век высоких скоростей - обратить внимание на мелочи, «которые, собственно, и составляют суть жизни». Постепенно, отдельные пазлы сложатся в целостную картину, и придет, вероятно, понимание важности «дыхания времени». Ведь культура складывается из маленьких «кирпичиков повседневности». Приглашаю читателя поговорить о простых вещах, на первый взгляд прозаичных и естественных. Но при ближайшем рассмотрении, не лишенных некоторого лиризма и красоты. Начнем свой небольшой экскурс с похода в баню. Заглянем в городскую баню и с удовольствием попаримся в маленькой деревенской «лазне». Ведь именно здесь человек сталкивается с очистительной силой огня и живительной силой воды. Чистое тело и светлые мысли - короткий миг гармонии с окружающим миром. Замечательно об этом сказал Василий Шукшин в рассказе «Алеша Бесконвойный»: «Всякое вредное напряжение совсем отпустило Алешу, мелкие мысли покинули голову, вселилась в душу некая цельность, крупность, ясность – жизнь стала понятной. То есть она была рядом, за окошком бани, но Алеша стал недосягаем для нее, для ее суеты и злости он стал большой и снисходительный». Настоящая ода живительной силе пара и березового веника!
История человеческой цивилизации знает множество типов бань. Но, как известно, «лучшая баня та, которая давно построена, просторна и имеет мягкую воду». И та, «которую топят сообразно натуре тех, кто хочет в нее войти». Знаток истории бани А.А. Бирюков выделял несколько типов бань: 1) баня-каменка типа русской или финской (с температурой до 120 градусов, влажностью от 5 до20%, 2) паровая (сырая) баня с влажностью воздуха от 75 до 100%, температурой 60-70 градусов, 3) водяная (или японская) баня.
Баня известна восточным славянам издревле. Целебные свойства пара были распространены в бассейнах Днепра, Западной Двины и Сожа, реже на Березине. На остальной территории бани практически не встречались. Историк Николай Улащик вспоминал, что в начале ХХ века “ На нізкім узроуні была і асабістая гігіена віцкауцау (веска недалека ад Мінска) – перш за усе з тае прычыны, што ні веска, ні наваколле не мелі ніводнай лазні”.
В «седую старину» «лазнями» называли маленькие языческие каплицы. Мытье тела носило не столько гигиенический, сколько ритуальный характер. Позднее, «лазня» приобретает чисто утилитарное значение.
У белорусов «лазня» осознавалась, как место столкновения двух стихий - воды и огня, которое могло привести к тяжелым последствиям. Отсюда и множество поверий.
По верованиям белорусов, баню опекал “Лазник”. Он якобы живет за печкой - каменкой, или полком. Необходимо было соблюдать определенные правила, чтобы “Лазник” не сжег баню. При входе в баню говорили : «Хрышчоны - на палок, нехрышчоны – з палка», при выходе: «Табе, баня, на стаянне, а нам – на здароуе». “Лазник” пугает и наказывает тех, кто моется в бане после захода солнца. Считалось, что он сам любит мыться в это время. Чтобы задобрить “Лазника”, при постройке бани приносили жертву – хлеб соль, а также оставляли ему воду и веник.
Баня служила местом «ворожбы». Здесь незамужние девчата гадали на будущего мужа. На Масленицу баня становилась местом коллективных молодежных гуляний.
Накануне Чистого четверга белорусы обязательно мылись в бане. Говорили, что в этот день и ворон «купает своих детей». Ночью оставляли кусок хлеба на улице, и если хлеб не замерзал, то белорусы верили, что яровые не испортит мороз. Этот хлеб делили между членами семьи и съедали после бани. Он считался целебным. В некоторых районах Беларуси существовал обычай брать с собой в баню маленький камень. Наши предки становились на камешек правой ногой во время обливания холодной водой. Камень сохраняли до следующего года. «Студеная» вода и камень защищали от болезней на целый год.
Баню топили по важным жизненным моментам. Вся жизнь крестьянина была связана с баней. Здесь он рождался, с удовольствием каждую неделю мылся. А когда умирал, то в бане его мыли и готовили в последний путь.
Так, молодым топили баню после первой брачной ночи. В бане, как правило, проходили роды. В Минской губернии накануне 40 дня после смерти хозяина готовили баню. Для души умершего оставляли одежду, ручник, веник и мыло.
В дореволюционном Минске функционировало несколько общественных бань. Бани Плавского считались старейшими в городе и работали с середины ХІХ века. Бани Каджана построены в 1897 года. Занимали двухэтажное каменное здание. Вода бралась из артезианского колодца. Имелись отделения для дворян, простых людей, ванные комнаты. Рядом с банями Каджана на берегу Свислочи, в районе теперешнего Троицкого предместья, размещались бани Г.З. Райниса. Они работали с 1886 года и располагались в двухэтажном каменном здании. В банях Райниса использовалась водопроводная вода. На первом этаже находилось общая баня с мужским и женским отделением. На втором - дворянская баня с мужским и женским отделением.
Минчанка Людмила Антоновна Цявловская, 1932 года рождения, вспоминала, что когда семья вернулась из эвакуации, в городе работало несколько бань. Самые старые – в районе нынешнего Троицкого предместья.
«Баня на улице Московской была построена сразу после войны. И была двухэтажной. Она обслуживала жителей частной застройки улиц Толстого, Студенческой, Могилевской. Поход в баню в полуразрушенном городе – это целое событие. В баню ходили каждую субботу на целый день. С раннего утра или ночи занимали очередь. Часто не только для своей семьи, но и для соседей. Брали с собой еду, дети – книги и учебники. В очереди можно было узнать все последние новости, пообщаться с соседями. Мылись обыкновенным хозяйственным мылом. Мыло продавали по карточкам. Входной билет в баню стоил 20 коп. В бане было две душевые кабины. Намылишься, щиплет глаза, зимой холодно, но стоишь по щиколотку в воде и ждешь своей очереди, чтобы подставить тело под горячие струи воды. В подвальном помещении продавали пиво», вспоминала Лихтарович Валентина Сергеевна 1940 года рождения.
С баней связано много приятных воспоминаний из жизни автора. Начало 80-ых. Зима Суббота. Ранее утро. Вьюжит. Небольшой морозец за окном. Я рассматриваю причудливые узоры на окне. Прикладываю ладоши и своим дыханием делаю маленькие проталины на стекле. В деревянном доме тепло, потрескивают дрова в печи. Дед укладывает банные принадлежности, пару чистого накрахмаленного солдатского белья и березовый веник в холщевую сетку. Укутывает меня, десятилетнего мальчишку, в кроличью шубу, надевает валенки и шарфом закрывает лицо. Мы идем в баню. В нашем деревянном доме в городе Минске не было водопровода. Суббота – неизменный банный день.
Дед был хорошим рассказчиком. Он приберегал для этого случая две-три новые истории из своей жизни, конфеты «Взлетные» и неизменную бутылку напитка «Буратино». Летом могло быть мороженое «Эскимо».
Идти было довольно далеко. Приходилось выбирать между баней на улице Московской и Маяковского. Выходили пораньше. Кстати, в банях были так называемые мужские и женские дни. Баня встречала густой смесью запахов березового веника, пива и селедки. Было большой удачей не стоять в очереди. На огромный район всего несколько бань. Попариться с березовым веником всегда много желающих. Плата за общее отделение что-то около 40 копеек с человека. Вот мы заходим в предбанник, раздеваемся. Долго ищем банщика, чтобы запереть шкафчики на ключ, случались кражи вещей. Берем оцинкованные «шайки», мыло, мочалки и по скользкому полу осторожно пробираемся мимо голых тел в «помывочное» отделение.
Тусклая лампочка под потолком, бетонные скамьи, льющаяся горячая вода. Парилка – свистящие удары веника по раскрасневшимся телам. Неизменное: «А ну поддай!». Кружка холодной воды летит на раскаленные камни, и нестерпимый жар щиплет все тело и глаза.
-Терпи, приговаривает дед, видя, что я готов рвануть из этого невыносимого кошмара. Затем обливание холодной водой - закаливание. Колючая мочалка и мыло в глаза. Мало приятного, как мне казалось тогда – в далеком детстве. Теперь, я с благодарностью и теплотой вспоминаю наши неспешные беседы, походы в баню по субботам и жалею, что мои дети лишены всего этого. Прервалась связь поколений. Ускорившийся темп времени и рост благосостояния вытеснили патриархальную семью на обочину истории.
Чистые и уставшие выходим в предбанник. Дед надевает белое накрахмаленное солдатское белье и долго бреется опасной бритвой. Одеколон «Шипр». Затем буфет. Большие пузатые кружки пива и неизменные разговоры о житьи-бытьи. Друзей и знакомых было всегда много. Железнодорожник в прошлом, он много повидал на своем веку и отовсюду привозил почтовых голубей. Дальняя дорога и голуби.
На лето, обязательно в деревню - на воздух и парное молоко. В деревне на 30 домов была одна баня. Обычно, дети мылись в больших тазах - «ночвах» на кухне. А однажды, довелось попариться и в русской печи. Частые простудные заболевания внука бабушка решила вылечить с помощью жара и веника. Она протопила печь березовыми дровами, тщательно выгребала угли и золу. Застелила охапку соломы на печной под и облила водой. К печи пододвигался стол. Я, не без страха, ложился на стол и по нему осторожно вползал в печь. Внутри было очень жарко и страшно, но достаточно просторно. Рядом стояли чугуны с теплой водой и дубовый веник. Бабушка говорила, чтобы я хлестал себя веником. Получалось с трудом. Перепачканный сажей и распаренный вылезал из печи. Был отмыт, укутан теплым шерстяным шарфом и уложен в нагретую постель. Перед сном - неизменная кружка парного молока. Болезнь как рукой сняло.
Прошлым летом, в одном из путешествий по Беларуси, автору довелось повстречать почерневшую от солнца и дождя маленькую деревенскую баньку. Притаилась она в камышах на берегу прекрасного лесного озера в Браславском крае. Крыша покосилсь, рядом со срубом, покрытым зеленым налетом, куча расстрескавшихся камней и золы. Скрипучая дверь закрыта на засов. По всему видно, что она давно не ощущала тепла прикосновения человеческих рук. Заглянем внутрь.
Банька построена из плотно пригнанных бревен, утепленных мохом, чтобы « дух не выходил». Сруб поставлен на четыре камня. В помещение с низким потолком ведет маленькая дверь. В бане деревянный пол. Иногда баня не имела пола, тогда на землю укладывали «ковер» из хвои. Топилась эта банька по-черному. Дым выходил через дверь и небольшое окошко «боковку», «дымник». В давно нетопленной бане устойчивый запах гари, копоть на стенах и потолке.
В левом углу бани печь-каменка. Она сооружалась обычно куполообразной формы из крупного булыжника высотой до 75 см. Сверху на печь накладывали более мелкий камень. Топили печь, как правило, березовыми дровами, ценились и дубовые. Герой рассказа Василия Шукшина «Алеша Бесконвойный» разжигал печь на особый манер. «У него было своя наука – как топить баню. Дрова в баню шли только березовые: они дают после себя стойкий жар. Он колол их аккуратно, с наслаждением…Потом будет момент – разжигать, тоже милое дело. Алеша даже волновался, когда разжигал огонь в каменке. Поленья в каменке он клал, как все кладут: два так, одно - так, поперек, а потом сверху. Но там – в той амбразуре, которая образуется, - кладут обычно лучины и бумагу – там Алеша ничего не клал. То полено, которое клал поперек, он его посередине ерошил топором, и все, потом эти заструги поджигал – загоралось. И вот это тоже очень волнующий момент! Алеша присел на корточки перед каменкой и неотрывно смотрел, как огонь, сперва маленький, робкий, трепетный, все становится больше, все надежней».
Когда печь прогорала, на камни лили воду или квас, чтобы «поддать духу». Чем больше было пара, тем лучшей считалась баня: «Славная баня – духу много». Иногда в кипяток добавляли настой липового цвета, березы, чабреца, мяты, ромашки или хвои. Пучки ароматных трав клали на полок. Пар, настоянный на травах, дает прекрасный лечебный эффект. В сырую погоду особенно полезен горчичный пар - хорошая профилактика от простуды. К сожалению, старинные рецепты приготовления «вкусного пара» утрачены.
Стены курной бани окатывали кипятком, чтобы не вымазаться сажей. Вдоль стены «полок» из осиновых досок. Осина хуже других пород деревьев проводит тепло. Полок делали на определенной высоте над полом, чтобы удобно было залезать. Вдоль стен иногда сооружались лавы. Воду в банях нагревали в чугунных котлах, вмазанных в печь, или в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. Рядом стояли «цэбры» и «ночвы». Освещалась баня керосиновой лампой.
Позже, крестьянская баня улучшилась за счет увеличения и осветления «боковки». В окно стали вставлять стекло. Дым выпускать через “камин”.
Что за баня без веника. Березовый веник наши предки использовали чаще всего. Его заготавливали после Троицы. Считалось, что в это время листья березы укреплялись. Такой веник прочен, гибок и удобен. Современные исследования показали, что листья березы содержат эфирное масло, дубильные вещества, витамин С. Дубовый веник также хорош. Если он заготовлен вовремя ( в августе), то веник служит 2-3 раза. Иногда использовались и хвойные веники. Но такой веник необходимо выдерживать в крутом кипятке 15-20 минут. Веники заготавливали на всю зиму. Их подсушивали в тени, а потом прятали в стог сена. Всю осень и зиму веники висели на чердаке, создавая неповторимый аромат.
Мылись крестьяне каждую субботу. Хозяин назначал «приставника», который убирал мусор, менял треснувшие от большой температуры камни, носил воду. В полдень разжигали печь и топили 4-5 часов.
Хозяева бани по очереди шли мыться. В начале мылись мужчины и дети, затем женщины. Приглашали и соседей. Парились обязательно с веником. Затем ополаскивались в реке летом, зимой обтирались снегом. Потом мыли голову в «ночвах» и после этого выходили из бани. Баню, как правило, строили соседи или родственники, где и мылись по очереди.
На Западе Беларуси обычно мылись на кухнях. “Мылісь у ночвах і у цэбрах, прычым дарослыя у ночвах мылі верхнюю частку цела, а у цэбры – усе астатняе. Маленькіх дзяцей купалі часта,часцей, чым мыліся дарослыя. Мыла ужывалі таго гатунку, які цяпер называюць гаспадарчым, калі хто-небудзь меу туалетнае, дык аднога кавалка хапала надоуга ( наперш яго ашчаждалі дзяучатам)”, вспоминал Николай Улащик.
“В деревне Чубаково Дубровенского района после войны уцелело несколько крестьянских бань. Топились они по-черному. Хозяева приглашали помыться и соседей. Женщины мылись в пятницу, а мужики по субботам. Отец я и младший брат брали в баню два ведра воды, охапку березовых дров и чистое бельё. Ношеное пропаривали над каменкой. Баня была не только для чистоты тела, но и для души. После тяжелых трудов можно было расслабиться, поговорить, иногда пропустить «чарку». Этим не злоупотребляли. Пил только тот, кто имел самогон. Водку в магазине не покупали. С гигиеной в послевоенные годы было очень сложно. В крестьянских хатах не редкость - клопы и вши. Помню, что в 1952 году в деревню приехали врачи и дустом травили насекомых. В начале 60ых годов в центральных усадьбах колхозов начали строить общественные бани, которые топились по-белому. Назначался «приставник», который стелил на пол солому, в бане был земляной пол, носил дрова и воду и топил печь», вспоминал Алексей Яковлевич Гаврутиков 1943 года рождения.
Баня часто упоминается в чародейных белорусских сказках и песнях и неизменно связывается с “Лазником”, гаданиями. “Прымаукі и прыказкі”- кладезь народной мудрости, практически не упоминают о бане, разве что “Баня усіх мые, а сама у гразі стаіць”. В крестьянской бане не был предусмотрен сток воды, часто встречался и земляной пол. Приведем несколько загадок о бане и печках-каменках: “Сам чырвоны, конь вароны, сеу ды й паганяе”( У бані),”У ельнічку-бярэзнічку ад вадзіцы-макрыцы ваукі выюць” ( каменне у бані). Белорусы говорили:“Зарабіць ад бацькі лазню” – получить строгое наказание. Вероятно, от любви к пару и березовому венику, в стародавние времена образовались такие фамилии, как Лазник, Банщик, Банников, распространенные в Беларуси.
Сегодня баня встречается повсеместно. Это и современные банные комплексы и маленькие уютные баньки. Банная традиция широко распространена и любима белорусами. Баня –это отдых для души и тела. А в наше динамичное время человек, как никогда, нуждается в отдохновении, врачевании души и тела, в неспешной беседе с друзьями.
Чем больше соприкасаешься с природой, историей и фольклором родной Беларуси, тем яснее становится день сегодняшний. Это неисчерпаемый источник образов и идей. Простые вещи несут в себе тысячелетний опыт наших предков, которые жили в гармонии с природой и своим внутренним миром. Необходимо учиться видеть эту житейскую мудрость. Простые вещи отражают, в какой-то степени, нашу самобытность и являются частью нашей культуру. А именно этим мы и интересны окружающему миру. С легким паром, уважаемые читатели.
НАПИШУ СТАТЬИ ДЛЯ СМИ,САЙТОВ,СЦЕНАРИИ ТВ ПО ТЕМАМ ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. ДЛЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Licht@tut.by
Свидетельство о публикации №208112500440
Как много интересного узнала.
Тоже люблю баню! Как хорошо, когда после парилки окатишься холодной водой. И ведь не чувствуешь, что она холодная, только шум и плеск. А потом дышится легко и глубоко!
С уважением, Анна.
Анна Пока Ещё Миронова 16.12.2009 22:04 Заявить о нарушении