Звезда на ладони

Благодарю Сегея Скрипаля
За корректировку текста и замечания.
Иван Воронин.

Звезда на ладони


«Если звезды зажигают, значит – это кому-то надо!?»
«Когда падает звезда - загадай желание, оно, может быть, сбудется!»
1.
С чего обычно начинаются романы, повести? С описания места, времени, действующих лиц, погоды и вообще, целой кучи всяких штрихов, которые создают фон сюжета. Авторы обычно считают, что знают заранее, чем все кончится, и ведут сюжетную линию от события к событию, от сцены к сцене, и все вроде, получается складно и стройно.
Наверное, не он был автором этого романа, а может повести, которую с большим натягом мог назвать своей жизнью. Не роман, а скорее, коротенькая повесть с банальным концом, про который он ничегошеньки не знал, считая, что человек, оно-то, ооооо!, звучит-то гордо, вопрос, просто, где и в какой ситуации звучит, а иногда и вовсе, чаще всего, никого не волнует этот пустой звук. Впрочем, чаще всего так и бывает!
****
Странные они, эти люди! Сколько уж знаю их, но так и не перестаю удивляться и величию и убогости, и благородству и подлости, которые живут в их душах бок о бок и в пропорциях с  целой кучей чисто людских чувств и пороков создают то неповторимое, что отличает человека, делает его индивидуальным, неповторимым и единственным.
 Как-то Аристотель сказал ему: « А знаешь, ведь город - это просто единство непохожих!», - простая фраза, а мысль глубока, и можно ее развивать и философствовать очень долго.
Да, люди рождаются, живут, уходят из этого мира, оставляя за собой память вереницей своих поступков и мыслей. Какой-то умник пытался доказать, что мысль материальна, используя в качестве примера табуретку. Простой рабочий, звали его, кажется  Дицген. Как бы не развивалась цивилизация, а остаются они в рамках тех условностей, которые сами и создают. 
Погода сегодня просто загляденье. Полнолуние, ветра нет. Спит большой город.  Редкая машина проедет. Новогодние праздники. Все в семьях, у подруг, друзей, родителей.
И откуда у меня эта привычка - стряхивать пепел в ладонь? Когда она появилась, уже и не помню! Помню только, что к «Беломору» пристрастился с первых дней его появления в продаже. Душистый табак был, сочный. Привычка вредная, конечно… Ну, вот, начинаю ловить себя на стереотипах мышления!
*****
 Самый первый Новый год из своего детства, который он помнил, прочно связал в его памяти в одно целое запах мандаринов, хвои, свечей, заснеженных улочек старого города, покрытого снегом деревца, похожего на большой заснеженный гриб, выросший рядом с памятником Линде в парке Датского короля, пряного теста, из которого в Эстноии пекли печенье в форме разных фигурок. Украшали его чем-то вкусным. Глазурью, наверное. Красивые получались елочные игрушки. Называлось оно - пиппаркоок и могло довольно долго весить на елке. Правда, долго оно там не задерживалось. Мишки, зайцы, сердечки, звездочки исчезали с елки довольно быстро, быстрее, чем марципановые фигурки и мандарины. Можно было, проснувшись, пойти к елке и полакомиться марципаном, печеньем, мандаринами, пока дом спал. Сидя на подоконнике смотреть вниз, на город с высоты старого замка, в котором была бабушкина квартира, а на город падал снег.
В рождественские ночи было видно, как с неба на залив падали звезды. Он смотрел на них и загадывал желания, просто так. Это было принято у детей, загадать и никому не говорить об этом, иначе желание не сбудется.
С тех пор прошло много лет. Прошла школа, прошла первая любовь, прошло детство, прошло многое…..
В его жизни было много звезд, которые падали, прочертив небо серебристым росчерком.
Разное небо было над его головой.
Разные были желания.
 Он  тоже был разным.
Взрослел, но в душе оставался ребенком, который верил, что если загадать желание падающей звезде, оно обязательно сбудется, надо только попросить звезду. Рано ли поздно, но обязательно сбудется! Он верил, что где-то есть сказочная страна. Есть мир, в котором нет боли, нет зла. В котором нет непоправимых потерь, перечеркивающих мечты и надежды, целые жизни и судьбы. В котором есть хоть немного тепла и счастья и на его долю. Просто этот мир пока  невидим для него, или он слишком плох для того, чтобы войти в него.
 Когда бабушка умирала от рака, он просил у звезды, о том, чтобы бабушка осталась жива. Звезда сделала лишь то, что бабушка отошла тихо и без мучений. Она писала до последнего дня о том, что видела в жизни, что пережила, о людях, с которыми прошла войну, о тех, кого потеряла. О своем муже, погибшем на войне, о дочерях, которых воспитала одна и дала им всё, что смогла, о внуках, которых воспитала, о том… Только потом он понял, что человек до последнего дня боролся с болью и отошел так же как жил, честно и скромно, стараясь никому не помешать и не потревожить близких.
После нее остались пятнадцать школьных тетрадок в клеточку. Их отдала ему доктор, пожилая эстонка. Когда он выходил из больницы, ничего не видя от слез, лившихся ручьем, несмотря на все усилия, чтобы их сдержать, он, почему-то, остановился возле скамейки в парке. На ней  сидел и курил мужчина в плаще, похожем на тот, который носят художники и прочая богемная публика в кино. 
Он попросил у него закурить и тот, как бы извиняясь, сказал, что у него только «Беломор», других он не курит.
 Они сидели рядом и курили, молча, долго. Он успокоился. Только захотел поблагодарить соседа, как тот встал и пошел по аллее, бросив через плечо:
- В детстве ты часто смотрел на звезды! Это - хорошая привычка, верная. Но чтобы по-настоящему увидеть их, надо повзрослеть!
На скамейке осталась лежать книга. Он повернулся, взял её и заторопился отдать владельцу, однако тот куда-то пропал. Он оставил эту книгу себе. Это был «Маленький принц»  Антуана Де  Сент Экзюпери.
   Может быть, где-то в небе вспыхнула и погасла звезда в тот миг, когда бабушка умерла, может быть… Он проглядел эту звезду.

 Когда погиб отец, он просил звезду дать силы быть мужественным, не заплакать, когда хоронили пустой гроб под звуки армейского салюта. Гроб был пустой потому, что никто и никогда не поднимет со дна экипаж, затопивший субмарину, пожертвовав собой, чтобы не допустить катастрофы, по сравнению с которой Чернобыль показался бы просто маленькой аварией. Все было чинно и гладко. Ничего не случилось. Вся информация была секретной. И подписку взяли о неразглашении, и беседу провели, и на сознательность давили, и гражданский долг припомнили.
 Конечно, это было решением экипажа. А как могло быть иначе? Не могло никак!

 Он не помнил, что было после похорон. В себя пришел только на шестой день. Звезда дала ему силы получать какие-то справки, пособия по потере кормильца, награды отца,  поставить скромный памятник, быть в больнице возле матери, слёгшей с сердечным приступом, забирать её из больницы, говорить с братьями. Всё это делалось машинально, на подсознании. Случилось это вечером, на берегу моря, возле памятника экипажу погибшей Русской канонерки, который местные называли «Русалка». По замыслу автора, скульптура была обращена лицом к морю, и хотя стояла она на высоком гранитном постаменте  в форме скалы, создавалось впечатление, что ангел парит над морем благословляя погибших моряков.  Увидел звезду, рванувшуюся к нему с неба, бликующую снопами искр. Звезда появилась в розово-фиолетовом небе над заливом. На нее указывало распятие в руках скульптуры ангела, или русалки с  расправленными крыльями. Подставил руки, но она не долетела, рассыпавшись на мириады блесток. Он успел загадать желание. Вспомнил лицо человека, который был на кладбище, когда хоронили отца. Стоял человек поодаль от всех, подняв воротник черного плаща. Только никак не мог вспомнить, кто это, и где он его мог видеть его раньше? Странное лицо, благородное и спокойное и незаметное. Никаких черт, которые могут запомниться, чтобы потом описать это лицо.
Потом в его жизни были разные ситуации. Он часто смотрел на небо, видел, как падают звезды. Это было всегда величественно и красиво. Он слышал песню падающих звезд, но больше не загадывал желаний - уже знал, что если падает звезда, значит, где–то оборвалась жизнь хорошего человека. Падающая звезда – это  последний салют уходящего живым,  тем, кто остался на земле. Тем,  кому дано видеть, предназначен этот салют.
 Это он понял  в училище, после того, когда во время учебных ночных прыжков не раскрылся основной купол, и он плюхнулся на землю на запасном, крепко отбив задницу и подвернув ногу. Связь между снизошедшим озарением и отбитой задницей он уловить так и не смог. Наверное, в этом был глубокий философский смысл и повод для беззлобных шуток сокурсников, с которыми он поделился сошедшим на него просветлением. Впрочем, это было и не важно, каким путем пришло постижение. Через задницу, так через задницу!
Случилось так, что свою звезду он увидел очень близко в первый раз, когда бился насмерть с духами в ущелье без названия, как и безымянное нагорье возле которого оно находилось. Впрочем, говорили, что называлось оно Бадахшаном.
 Тогда он был молодым и достаточно глупым лейтенантом, готовым на своем примере подтвердить избитый афоризм о том, что все подвиги, как правило, совершаются или по глупости, или по недосмотру, либо с большого бодуна и перепуга. Да и не смог он никого оставить прикрывать своё подразделение, когда они, вырываясь из засады, ломились из ущелья. Не было тут никаких мыслей о героизме и всяких киношных диалогов. Некогда просто было!
 Время тогда вдруг стало вязким, как кисель из черники, в детстве варил его отец, и ощутимым даже на вкус. Время имело вкус черники и чего-то ещё. Оно тянулось и тянулось, и была игра, и был кураж. Не было страха, и не было злобы, была профессиональная работа. Был долг, который надо не кому-то, а своим пацанам успеть отдать. Было ощущение сказки с неизвестным концом, ощущение того, что это сон и все просто сниться, и можно проснуться в любую минуту. Было небо не голубое, а сиреневое, и светила звезда вместо солнца. Была тишина вокруг. Он не слышал боя, не почувствовал и боли. Звезда приближалась и приближалась, а он не мог протянуть к ней руки. Они были заняты. Потом наступили покой и тишина. Появился ровный мягкий свет. Его спасли. Чудом. Вовремя подоспели вертушки, изменив картину боя. Закрепившись на перевале, ребята смогли отбить атаку, повернув ситуацию в свою пользу.
В себя он пришел в госпитале, в Ленинграде, с повязкой на глазах и зафиксированной ногой, отсутствием возможности бурно шевелиться, выражая радость жизни. Было ощущение боли, крутой боли. Когда человек попадает в такую ситуацию, то болевой порог организма понижается. Иначе не выжить! Но было больно все равно. Единственное, что он чувствовал и осознавал первое время – боль. Она становилась привычкой. С ней предстояло жить. Он уже и не надеялся,  что она пройдет когда-нибудь. Глупости, что можно терпеть боль. К ней можно только привыкнуть!
И еще была звезда. Он постоянно видел её. Одну и ту же. Она была рядом с левым плечом.
2
А еще он почувствовал, как гаснут и падают звезды, когда рядом с ним в палате умер лейтенант – сапер. Он никогда не видел его. Когда оказался в палате, лейтенант там уже лежал. Повязка на обожженных глазах не давала возможность видеть лейтенанта, он только мог слышать его. Потом они много говорили. Лейтенант  рассказывал о листьях за окном, о погоде, о почках на деревьях, о симпатичных медсестричках, ухаживающих за ними. Девчоночки усталые. После занятий подрабатывали в госпитале.
- Жаль лишний раз беспокоить! - говорил лейтенант. - Они и так устают!
Он же пересказывал саперу по памяти «Маленького Принца»  Экзюпери,  нещадно перевирая - очень уж хотелось,  чтобы у повести был счастливый конец!
Конец не заставил себя ждать. Однажды ночью, когда он рассказывал о беседе принца и Лиса о друзьях, услышал, что лейтенант как-то облегченно, глубоко вздохнул и затих. В глазах, закрытых повязкой, в это время ярко вспыхнула  и метнулась к горизонту изумрудно-зеленая звезда. Он надавил кнопку. Прибежали сестрички, врачи. Была какая-то суета. Он не видел, но чувствовал всё, что происходило вокруг. Рядом был кто-то еще! Его наверно никто больше не видел, но он очень остро ощущал его. Каталку увезли. Этот кто-то постоял возле него и вышел, не закрыв за собой дверь. В палате остался знакомый запах табака.
Вот так и ушел лейтенант. «Потянулся к звезде своей тихо, медсестричку не побеспокоив…» Еврей Розенбаум потом спел, наверное,  про это, только потом, через много лет.
Наконец сняли повязки. Появился свет. Позже стал различать лица и предметы. Потом была каталка и костыли. Начал заново учиться ходить. Последней точкой излечения стали дешевые роговые очки, без которых он уже не мог обходиться. Сидя вечерами в парке госпиталя, смотрел на звезды. Мог смотреть на них часами. Молча. Казалось, что всё ещё молодой, что вся жизнь еще впереди. Ведь он выжил! Он ходит! Он видит!
Затем случилось много разного! Одиночество, голод, жизнь бомжа на станции метро, разгрузка  вагонов по ночам. Всякое бывало. Только он перестал смотреть на звезды,  он и себя–то избегал видеть в зеркале.
Звезды он увидел отраженными в Неве, когда, перепив какой-то редкостной дряни, целеустремленно, фокстротной походкой  брел куда-то по набережной.  Дрянь эта, называлась итальянский ликер «Амаретто». Продавалась везде: в ларьках, в магазинах, у таксистов и гнали ее где-то в подвале, на Лиговке. А не в какой ни Италии. Пришел на Адмиралтейский мост, выяснять отношения с Богом,  по его мнению, поступавшим несправедливо с хорошими людьми, к которым он, естественно, относил  и себя. Всевышнего  почему-то на мосту не оказалось. Не сезон - подумалось ему.
Странный мужик в потертом плаще, курящий на пустом мосту и стряхивающий пепел в ладонь, привлек его внимание. Он подошел, стрельнул закурить. «Беломор» так «Беломор», он не гордый. Агрессия куда-то улетучилась.
Увидел себя со стороны. Зрелище, безусловно, не из самых приятных! «Куда качусь-то?» - подумал. Поток мыслей, воспоминаний накрыл его волной. Он даже и не пытался гнать их прочь, как делал это обычно. Окурок ожег пальцы, и это вернуло его в реальность.
Мужик по-прежнему стоял рядом и смотрел куда-то вдаль. Почувствовав, что он вынырнул из каши воспоминаний, повернулся, спросил:
- Ну, как, жизнь-то? Браток, вижу, не все в порядке у тебя. Побрился бы, что-ли, а то похож на Шевчука после запоя. Никакой ДДТ не поможет, если только хлорофосом попробовать?! А?
Он не понял, что это такое с мужиком. Гонит дурь какую-то. Но раздражения не было. Наоборот, появилось чувство опасности. Осторожно спросил:
- Это, ты, ….по какому поводу собственно? И вообще, о чем это ты?
- Да так, просто, мысли вслух, взгляд со стороны. Тарковского смотрели? Ну, так это как полет режиссерской мысли, если Вы позволите. Ведь не все, что существует в мире, человек способен видеть.
Например, не все читали Маленького принца.
Не всем дано слышать, как падают звезды.
Не все могут убивать.
Не все читали кодекс самурайской чести.
Не все верят в Бога, сами и не подозревая об этом.
Но это ведь вовсе не значит, что ничего этого не существует! В жизни столько странных вещей, столько хитросплетений судеб. Вы просто не представляете, насколько все то, что происходит за гранью сознания человека, гранью его понимания, за гранью того, что он считает своей реальностью, реально на самом деле и в чем больше реальности.
Он не совсем понял, что сказал этот странный товарищ, с манерами Питербуржского дворянина, но что-то интересное, это точно! Прямо в стиле фильмов Тарантино события. Полный дурдом! Пары «Амаретто» уверенно давали себя знать.
Подражая манере собеседника, он с явным вызовом и издевкой в голосе спросил:
- Не соблаговолите ли Вы объясниться сударь? Своей речью Вы, очевидно, хотели объяснить мне мое место? Я весьма благодарен Вам и польщен тем, что Вы соблаговолили снизойти до того, чтобы милостиво угостить меня сигаретой «Беломор»! Но, тем не менее, это не дает Вам право, сударь, обвинять меня в бескультурщине и отсутствии веры!
Собеседник, нисколько не обидевшись,  весело промолвил:
- А вы, разве ругаться сюда пришли? Ведь нет же! Плохо Вам. Так послушайте меня немного, может, что и переменится! Он закурил папиросу, выпустил кольцо ароматного дыма, заговорил:
- В молодости жажда жизни всегда сильнее, сил и желаний  больше. Желания заставляют напрягать разум. Как же этих  желаний добиться? Желания  развивают разум, а жизненный опыт дает пищу для размышлений. С возрастом силы и желания угасают. Чтобы думать, надо уже меньше сил, чем чтобы действовать физически. Разум,  когда-то разбуженный  желаниями, продолжает свою работу. Разум постигает жизнь. Обычно, чем старше человек, тем больше им  руководит разум, и тем меньше - страсти. Недаром легендарные мудрецы седые старики!
- молодой человек, вы понимаете, ошибка древних философов в том, что они пытались подчинить жизнь разуму, когда, на самом деле, разум  подчинен жизни. Как говорится, любовь  и голод правят миром, страсти владычествуют над человеком.  "Если б молодость знала, если б старость могла..." Старость поучает, но молодость  не в состоянии принять ее поучений. Страсти владеют ею! Каждому времени свое.  Когда человек поступает плохо - это  победа чувства  над  долгом.  Долг продиктован разумом, чувства - самой жизнью!
Лев Толстой говорил мне как-то, «Если допустить на одно мгновение, что жизнь человеческая может управляться разумом, то исчезнет сама возможность жизни!»
3
Хмель куда-то пропал, и он включился в монолог соседа:
- Ну хорошо!  Пусть в жизни действуют такие объективные законы. Разумом мы можем эти законы постигать. Но никак не можем заменять другими, которые мы придумали потому, что они кажутся нашему разуму более подходящими, нежели те, что есть. Мы можем влиять на мир и человека.
-Однако, любое наше действие - это проявление объективных  законов, которым подчинен мир и человек. Возразил курильщик. Не ВЫ переделываете мир по своему  разумению, а мир изменяет себя при помощи Вашего разума. Ваш разум - лишь частная  деталь в общей механике этого мира. Разум только познает мир, но не подчиняет его себе,  шестеренка  не может подчинить себе  все устройство часов. Человеку не вредно бы понять,  что он отнюдь не властелин мира, а лишь порождение этого мира, его часть, его деталь, принадлежность!
 - Что же главное в  жизни, по-вашему?  - спросил у него курильщик, глядя,  как бежит Нева под мостом.
 -  Честь! Чистая  совесть!  - безапелляционно ответил он. - И любимая работа, чтобы была.
- Да… Молодец! Но я имел в виду совсем другое. Без чего человек никак не может обойтись? Что ему в самую первую очередь необходимо?
- Воздух. Вода. Пища. Крыша над головой.
           - Тогда почему люди иногда  отказывались от всего этого? Отказывались от самой жизни во имя каких-то  собственных, высших соображений!
- Что вы меня путаете? - разозлился он. - Чтобы жил  организм, ему необходимо дышать и питаться. Но человек жив не хлебом единым! Тем он и отличается  от животных, что  способен  жертвовать собой  во имя истины, чести, прогресса или спасения чужой жизни.
           - Животные и птицы тоже жертвуют собой ради спасения потомства! - возразил курильщик.
- Это - инстинкт продолжения рода!
- Собака жертвует собой ради хозяина.
- Из любви. Хозяин для нее - высшее существо, важнее ее самой!
- А почему кошка любит валерьянку? Она ведь без нее отлично обойдется!
           -  Валерьянка  для нее -  наркотик, доставляет наслаждение.  К  чему вы гнете?


4

Курильщик протянул ему сигарету. Посвистел.
     - А вот к чему! Ставился такой знаменитый опыт на крысах. Им вживляли электрод в участок мозга, ведающий наслаждением. Так называемый центр удовольствий. Потом учили вызывать наслаждение,  нажимая педаль,  замыкающую  электрическую цепь.
Результат?
 Крыса прекращала  есть  и пить,  беспрерывно нажимала педаль,  и испытывала постоянное наслаждение, пока вскоре не умирала от нервного истощения и голода. Ясно?
-  Не  совсем...  -  сознался  он.
Хорошо, другой пример. Добровольцев помещали в темную звукоизолированную камеру,  пристегивали  к  эластичным гамакам,  на руки надевали специальные перчатки. У  людей как бы выключались зрение, слух, осязание, обоняние, исчезало ощущение  тяжести  тела. Уже через считанные  часы  появлялись  первые симптомы сумасшествия:  нервная  система расстраивалась, не могла жить нормально без  достаточного количества ощущений.
- Ага!  Вы  хотите  сказать, что они жили, но не ощущали жизни? А без ощущения жизни не могли жить?
  - Вы  начали  улавливать, юноша!  А как  Вам понравится старинный и жестокий цирковой фокус?! Гипнотизер прикладывает к руке подвергаемого гипнозу ладонь и внушает, что это раскаленное железо. Тот с криком отдергивает руку!
- Гипноз.
- Но на руке появляется ожог!!
     Он почесал лохматую голову и сказал:
    - Известно,  внушаемому человеку можно внушить почти любую  болезнь, и у него появятся ее симптомы... Но чтоб настолько...
- Что такое жизнь человека?
- Действия! Есть, пить, работать.
     - Чем вызываются действия? Курильщик наращивал темп и скорость ,вопрос-ответ, вопрос-ответ.
- Потребностями! Хочется. Надо.
     - Почему  существуют желания и потребности? 
- Потому,  что  существует сам человек! Желудку нужна пища, легким - воздух, мышцам - физическая нагрузка.
     - Что в организме управляет всем?
- Центральная нервная система!
     - Что  необходимо  центральной  нервной  системе? 
- Ощущения,  напряжения, нагрузки! Голод и насыщение, жажда и ее удовлетворение, утомление и отдых. А также свет и тьма, холод и тепло, движение и покой.
     - Значит, что такое для человека его жизнь, если смотреть в самую основу?
- Сумма всех ощущений!
     - Что человеку, безусловно, надо?
- Жить! То есть чувствовать. Чем больше  он за жизнь всего перечувствовал, тем больше, тем полнее прожил!
          - Верно! – наконец-то подтвердил курильщик сбросив темп. - Я  думаю, что Лермонтов за свои двадцать семь лет прожил более полную и богатую жизнь, чем пастух в горах за сто двадцать. Один терзался мыслью  и  страстью, а  другой хранил размеренный  покой.  В короткую  жизнь одного вместилось столько же чувств, сколько в долгую жизнь другого.
- Да я не  о том! - досадливо перебил он. - Бывает чувствительный мечтатель-бездельник, и бывает бесчувственный делец. У одного  богатая внутренняя жизнь  при полном безделье, а у другого богатая внешними событиями жизнь при полной внутренней бедности. Кто из них больше прожил?
    - Это крайние исключения! - возразил курильщик. - А правило таково, что жажда  ощущений толкает человека к действию. Авантюристы   обуреваемы  страстями.  Инфаркт - профессиональная болезнь и гангстеров, и поэтов. И те, и другие делают много, только каждый по-разному.
У курильщика, неизвестно откуда, появился в руках лист пергамента, гусиное перо с надписью «Паркер, маде ин не наше, сделано в Туле» и банка из- под огурцов «Глобус», полная чернил. Он нарисовал на пергаменте повисшем в воздухе график.

5
 - Наглядно? - спросил он. - Чем шире амплитуда этой линии, чем чаще зубцы, чем больше общая длина, тем больше насыщенно прожил человек, полнее, богаче. А другой, он и дольше  протянет,  да  чувства-то у него, еле-еле, хилая душа, душонка!  Разве  у такого жизнь? Ни горя, ни радости.
- Вы хотите сказать, что горе тоже необходимо? – спросил он.
- Обязательно. Вверху - положительные эмоции, внизу - отрицательные.  И то, и другое - жизнь; и то, и другое необходимо испытать нервной системе!
- То есть наверху у Вас как бы счастье, а внизу - страдание?
- Да!
- И? По-вашему, нервная система человека сама  стремится  к страданию? - недоверчиво уточнил он, глядя на график.
- А,  по-вашему, только к счастью?
- Ну, в общем, да! Где ж Вы видели того, кто по  доброй воле  хочет испытать горе?
- Везде  видел. Всегда видел. Иначе, почему на свете столько людей, которые вроде бы имеют все, что надо для счастья, а они несчастливы?
- Но ведь они не хотят быть несчастливы!
- Ээээ… - протянул курильщик, - Только думают, что не хотят, а на самом деле хотят!
- Как это?
- Да очень просто. Есть сознательные  стремления, а есть - подсознательные. Сознательно  человек рисует себе картину счастья и стремится к нему. А подсознательно стремится к страданию. Ведь нервной системе надо испытать все! Жизнь из горя и счастья пополам, как давно замечено, гораздо полнее, чем  сплошное  благоденствие. Человек всегда найдет повод для страдания! Системе нужен баланс.
Курильщик свернул рисунок в трубку и получил подобие цилиндра.
- О! Класс!! - удовлетворенно крякнул он. - Теперь полная наглядность!
- Наглядность чего?  - не понял он, силясь  постичь  новую версию курильщика.
- Того,  что  от большого  счастья  до  большого  горя  один  шаг:  они соседствуют близ границы. Видите, как близко?
- И при помощи этой бумажки  вы намерены раскрыть мне глаза на устройство мира? - хмыкнул он?
- Почему бы и нет? Раз Вы сами не понимаете!
- Зачем вы меня вообще нашли?
- Разве я Вас искал?! Вы сами решили подойти ко мне! Я же просто, заинтересовался тем забавным вопросом, который Вы задали  себе в  начале нашего знакомства. Вы, наверное, и не помните?
Он ничего не понимал. Какое знакомство? Когда, где он с ним познакомился, если видит его первый раз в жизни, но пер напролом:
- И теперь Вы готовы мне на этот вопрос ответить? Здесь и сейчас? За меня?
- Ага! Чтобы понять все в жизни, надо лишь усвоить две старые истины.
Первая
.-Любое явление, продолжаясь, в конце концов, переходит в свою противоположность. Инь-Янь. Видите, кривая  как  бы перелезает  на  моем  цилиндре  через границу из  положительной  области функции жизни в отрицательную. Например, ты помогаешь человеку. Это хорошо! Но если ты  будешь  помогать  ему все больше и больше, непрерывно и во всем, то погубишь  его, превратишь в  несамостоятельного иждивенца, паразита, живущего твоим трудом и твоей волей. Это – плохо!
Вторая.
- Любое явление имеет свою противоположность. Где бы ты ни наметил точку на одной половине цилиндра  -  ей соответствует такая же точка на  другой  половине.  Например, у листа бумаги  всегда две  стороны, одна без другой  не существует. Ну, если не брать, конечно, в расчет ленту Мебиуса.  У магнита всегда  два  полюса! Магнит с одним полюсом невозможен. Где  есть верх, там  есть и  низ.  И так далее.
Усвоили?
- Азы диалектики, - фыркнул он.
- Верно, - любезно согласился курильщик. – Но, от того, что это азы, лучше они людьми не понимаются. К сожалению.
  Нить беседы раскручивалась. Роль ехидного  оппонента, была ему по вкусу.
- Что такое счастье? Спросил он.
- Только не богатство, не почести, не какие-то условия  жизни. Ведь в одинаковых условиях один может быть счастлив, а другой - несчастен. Счастье - это не то, что человек имеет, а то, что он при этом испытывает.  Счастье - это сильнейшее, приятное ощущение.
- Тогда счастье и наслаждение - одно и то же?
- Да.
- Это примитивно и пошло.
- Нет! Человек испытывает наслаждение  от  достижения трудной  цели, от сознания своей  победы, от  совершенного открытия.  От  красоты природы.  От людской благодарности и признания. От своей значительности. От свободы.
- А как быть счастливым? Как испытывать это наслаждение?
- Ходить по  путям сердца  своего! Ничего  не бояться.  Быть храбрым и честным. Не жертвовать своими убеждениями, не поджимать хвост. Самое главное умение - это умение радоваться жизни.
     - А если не получается у меня,…  если перестало получаться?
     - Меняйте характер!  Старайтесь постоянно обращать внимание на хорошие  стороны  жизни.  Научитесь принимать  любую жизнь  как  подарок природы. И  еще - умейте хотеть! Умейте  добиваться  желаемого. Умейте  заставить себя делать то, что решил, даже когда желание и силы иссякают!
- Если это так просто, все давно были бы поголовно счастливы!
     - Нет! Взгляните еще раз  на мой рисуночек, на цилиндр. Кто хочет счастья - не должен бояться горя.  Умение радоваться неотделимо от умения  страдать. Потому, что  в  основе  того и  другого лежит только одно -способность  остро чувствовать. Привычка снижает  чувство.  И счастье приедается! Помните эмира, который утратил вкус халвы? Ходжа Насреддин поморил его голодом в своем сарае неделю и все вернулось! Необходимо  разнообразие. Нервная  система,  стремясь к свежести и остроте чувств, всегда переходит от положительных ощущений к отрицательным и обратно.
    -  А  вот Томас Карлейль сказал, что высшее счастье – это самопожертвование! - возразил он.
6
     -Ну и правильно сказал! Ощущения связаны с действиями и побуждают к действиям.  Высшее ощущение связано с высшим действием, а самое большое, что может произойти с  человеком в этом мире, это - переход в иной мир, смерть.
Пожертвовать самой  жизнью во имя того, что любишь и во что веришь, для этого нужно  испытывать чувство огромной силы – которая сильнее инстинкта жизни! - Спросил он- Испытать такое способен далеко не каждый.- Почему в хороших книгах обычно несчастливые развязки?
- Да потому, что их герои сильные люди. Ими владеют мощные чувства. Они так стремятся к счастью, что, в конце концов, заходят слишком далеко, пересекают границу и оказываются несчастными! Чтобы познать предел счастья, надо перейти его, и тогда познаешь предел горя! Но это - полная, настоящая, предельно насыщенная жизнь. Жизнь Ромео и Джульетты!
Ты ведь слышал, что от большого счастья люди могут плакать, а от большого горя смеяться в истерике? Что от большого счастья,  так же как от большого горя, люди  иногда  умирают!? Сердце, видишь ли,  не выдерживает такой нервной нагрузки!
Посмотри на мой цилиндр. На границе противоположности сходятся и переходят одна в другую. Принцип единства и борьбы противоположностей.
- А почему сильный герой иногда кончает с собой? Он продолжал наседать на курильщика. Почему застрелился Хемингуэй?
     - Есть два уровня ответа. Уровень  первый. Человек кончает с собой, потому что устал от жизни! Не может перенести  страданий,  смириться с  крахом,  не  желает ждать конца в одряхлении, измучен депрессией.
     Уровень второй. Хемингуэй был сильной, активной личностью, с авантюристическими задатками. Охотник, боксер, солдат, писатель, мужчина. Ему были необходимы сильные ощущения, которые он и  получал от своих действий.
    И вот, телесно он стар и немощен. Не  может писать, любить, драться, путешествовать. А душе, то бишь нервной системе, необходимы  сильные ощущения! То есть сильные, крупные поступки,  стресс, адреналин! И  та самая страсть к ощущению жизни, которая владела им всегда,  толкает  его на  последний, страшный, предельный поступок - зарядить любимое ружье и спустить курки  А может просто шизофрения.
    - Ладно, это - немощная старость. А в расцвете сил? А Маяковский? Не унимался он.
    - Юноша! Как  пел Высоцкий: "На цифре тридцать семь с меня  в момент слетает хмель!" Страшный возраст!
 - Хорошо, дуэль Пушкина, болезнь Байрона, конец  многих! Ведь всего этого,  казалось бы,  легко  можно было избежать. Таланты, будто нарочно, лезли на рожон или просто хватались за веревку и пистолет! Почему? Тоже шизофрения? Его раздражала такая грамотная безапелляционность Курильщика.
А курильщик протянув ему сигарету продолжал;
     -Талант - это тот, кто совершает что-то крупное, новое. Кто изменяет действительность, будь то в искусстве, науке или политике.  То есть, человеку большой жизненной энергии взломать рамки привычного ничего не стоит, в отличии от слабого, которому это не по плечу! Или просто шизофрения, комплекс власти. Как больше нравиться.
     Тридцать семь - как бы  вершина жизни, пик духовных  сил, переломная точка. Здесь кончается взлет и начинается спуск. Физические  силы уменьшаются.
Представляете, как гоночный  автомобиль на скорости не вписывается в  вираж и  вылетает с трассы? Вот так  избыток могучей жизненной энергии на главном, вершинном повороте вышвыривает гения из жизни. Тот самый избыток энергии, который вознес его к  высочайшему  пределу, переносит его через этот предел, через роковую черту, прочь из этого мира!
На моем цилиндре он пересекает границу, и максимум энергии сливается с ее минимумом, с пустотой, со смертью. А болезнь, оружие или катастрофа - детали тут неважны...
     - Откуда у вас, интересно, столь мудрые суждения? - осведомился он.
    -  Дорогой друг! -  отечески произнёс курильщик. - Протрубишь с мое лет, многое, знаешь ли, передумаешь, пока ветерок в степи свищет. Много разных мыслей придет в голову!
- О добре и зле? - он упрятывал едкий изгиб губ в пушистую бородку. - Что сильнее? Что победит?
    -  Добро и зло как  две стороны листа бумаги, как два полюса магнита. Да не существуют они по  отдельности, они всегда вместе, поймите. Как  ум и глупость, как сила  и  слабость. Мы сравниваем силу со слабостью и только так узнаем, что она сила. Как узнаешь, что  я делаю тебе  добро? Мысленно сравнишь с тем, что я был волен совершить противоположный поступок, и тебе было бы плохо. Смотри, повар кормит солдат.  Добро это?
-Нет. Это его обязанность, его служба. Не накормит – накажут!
-А вот ты, к примеру, голодаешь, и незнакомый человек тебя взял да накормил. Другой обругал и ударил. Появились добро и зло! Одно сравнивается с другим, подразумевает возможность другого.  Добра нет самого по себе, оно, добро относительно зла. Если исчезнет зло, то добро не с чем  будет  сравнивать.  Слово "добро"  потеряет смысл  и  исчезнет. Если ты сожжешь одну  сторону листа бумаги, исчезнет и другая сторона. Сгорит весь лист. Добро и зло - парное понятие, как верх и низ.  Поэтому, одно никогда не победит другое, они будут вечно.
    - А при столкновении в жизни,  какой человек победит? Добрый или злой? Хороший или плохой?
    -  Плохой! - без колебаний  признал Курильщик. - В борьбе всегда победит кто? Сильный! Вот два человека равной силы - физической, умственной, наличием связей. Один плохой. Он способен и на плохие поступки, и на хорошие. Другой – хороший. Он не способен на плохие поступки, он благороден! Получается, что плохой как бы в два раза сильнее хорошего!
Джеймс Кук, мореплаватель , оставил полинезийским папуасам пару свиней для разведения, но  подарил  их не  самому доброму и дружелюбному,  или трудолюбивому, а самому воинственному и сильному из туземных царьков. У него никто не сумеет отобрать,  у него стадо размножится и со временем достанется  всем.
     - Получается, что добро - это слабость? Что такое доброта?


7
     - Доброта - это  способность  человека принимать чужие интересы и нужды, как свои собственные, и действовать во имя интересов другого! Реально, доброта оборачивается житейской слабостью:  она  не  в силах  ломать  чужое сопротивление, не в силах противостоять слезам, мольбе, умелому вымогательству, не в силах причинять боль.
     А вот жизнь - это борьба! Совершить что-то – значит, изменить что-то в мире.  Для этого надо преодолеть сопротивление старого, того,  что уже есть.
Сопротивление окружающих, обывателей, тупых начальников, устаревших взглядов. Причинить им неудобство, порой и страдание. Поэтому сила связана с жестокостью...   Колесо прогресса многим отдавливает ноги! Кто хочет действовать, должен быть готов к тому, что это не всем понравится!
     - Но если человек, плюющий на мораль, сильнее  того, кто придерживается морали, если без морали легче  и вернее  добиться  своего, зачем тогда и почему существует мораль? Он начинал понимать курильщика.
     - В мире есть две истины. Истина того, у кого в нужный момент окажется меч  в  руке, и истина того, кто, не дрогнув, встречает этот меч с открытым забралом и  гордо  поднятой головой. Кто из них победитель? Первый?! Кто победим? Второй!?
     Практический расчет- это путь к победе. Мораль - это путь к непобедимости. Силу можно победить большей силой. Мораль нельзя победить ничем. Чем сильнее сила, тем непобедимее мораль, противостоящая ей. Она  словно отражение этой силы в зеркале!
     Нет, давайте по порядку.
     Что такое мораль?
Мораль - это идеал поведения!  Идеал всегда отличается от реальности. На то он и идеал. К нему можно стремиться, но нельзя достичь, как нельзя достичь горизонта. Идеал - это всегда улучшение, как бы ни было хорошо положение вещей в действительности!
     Почему существует мораль? Спросил он.
     Слушай.Первое.
 Любое понятие всегда имеет свою противоположность. Как есть верх и низ, лево и право, тепло и холод, так есть действительность и мечта, реальность и идеал, практический расчет и  мораль. Мораль - это противоположность голому практическому расчету, как бы его обратная сторона. Они  противоположны и  неразрывны. Жизнь невозможна без практического расчета! Необходимо питаться, одеваться, выживать. А, коли, существует практический расчет,  обязательно существует и его противоположность - мораль. Как две стороны листа, как два полюса магнита.
     Второе.
Человек хочет жить. Это значит - хочет действовать. Это значит, что-то изменять в мире. Поэтому он  никогда  не  может  удовлетвориться действительностью, стремясь к дальнейшему, стремясь к большему, к  лучшему.
- Покуда человечество живет, оно имеет будущее, имеет перспективу, имеет идеал. В том числе идеал поведения! Так что-ли получается?
- М-да… с древних времен мораль практически не изменилась, а люди не стали лучше.  Но это естественно! Законы природы неизменны: побеждает сильный и умелый. Средства житейского успеха всегда те же: расчет, жестокость, эгоизм, коварство. Поэтому  неизменной остается и их противоположность - мораль: благородство, честность, доброта.
-Может ли практический  расчет  победить  мораль  в  житейских делах?
- Конечно!
- А может уничтожить мораль?
-Никогда! Как нельзя уничтожить свое отражение в  зеркале, как нельзя уничтожить одну сторону листа, сохранив при этом другую.
     -Зачем существует мораль? Зачем она нужна?
     Первый  ответ  прост: чтобы  люди не  грызлись, как волки.  Она отчасти сдерживает.  Обеспечивает  обществу  какой-то  покой,  комфорт,  возможность спокойного  созидания, развития.  То  есть, ограничивая  практическую выгоду отдельных людей, приносит практическую пользу обществу в целом.
     Второй ответ чуть-чуть сложней.  Жить  - значит ощущать! Мы говорили уже об этом.
Чем сильнее ощущение - тем полнее жизнь. Раздираться противоречием – сильное ощущение: нормальный человек хотел бы и  преуспеть житейски  и быть на высоте морали. Мораль нужна, чтобы было это противоречие. Это сильное ощущение, необходимое живому человеку!
     Жить полной жизнью, это, значит,  испытывать и счастье, и  горе. Соблюдая мораль, человек может проиграть житейски. А любой ценой добиваясь выгоды, он то  и дело попирает мораль, что влечет презрение окружающих и муки  совести. Выигрывая в одном, он проигрывает в другом. Победа и поражение стучатся к нему в дверь бок о бок. И радуясь тому, чем обладает, человек печалится о том, что упустил. Мораль нужна, чтобы испытывать это, чтобы жить полной жизнью!
     - Категорический императив старика Канта, заметил он, хотя все практические доводы велят  поступать плохо, поступать надо все-таки хорошо... Так ведь?- По-вашему, это просто оттого, что мораль и практическая выгода противоположности?..
     - В каком-то смысле. Я  Вам это объяснил, как умел.
    - Как говорил Эмерсон: "Если тебе нужно что-то, человек, то возьми это и заплати положенную цену!" - задумчиво произнес он, глядя, как старушка кидает куски булки уткам и чайкам, плавающим в Неве. Умеете Вы мозги вправлять!
     - Иногда приходится  вправлять  и  мозги.  В чем Вы имеете, собственно, возможность убедиться на собственном примере!
     - Ваши лекции способны свести с ума даже профессора философии!
    - А то у них нет иных поводов для сумасшествия!? Никогда еще не слышал о профессоре философии, сошедшем с ума после беседы с врачом. Обычно они это делают до беседы.
     - Их счастье, что они вас не знают!
     - Возможно.  Просто  они,  наверное,  редко  падают  ночью  в  воду?  -
предположил курильщик. - Зачем Вы пришли? Свалиться? Или просто утопиться? Вы вообще, в философии напоминаете мне помесь динозавра с головорезом! - без намека на почтение отвесил он. - Потрясающая комбинация из примитивности и напора!
     - А Вы жизни…. Вы….Вы напоминаете мне комбинацию из паралича и чесотки! - в тон курильщику огрызнулся он.
 - Помесь манной каши с волчком.
     - Вы учились остроумию в казарме?
    - Нет, считайте, что в медицинском институте!
- А…. Ваше дело …гипсовать переломы ставить питательные клизмы и вправлять вывихи и мозги?
- Обидится или нет? – разговор хотелось бы продолжить, да и взять реванш в пикировке. В молчании они приблизились к воротам  Летнего сада, двинулись по пустоватой вечерней аллее меж белеющих статуй.
     - "Фельдфебеля, фельдфебеля в Вольтеры дам..." - проворчал он с интонацией, которую можно было счесть явно примирительной.
     - Какие еще есть претензии у студента к фельдфебелю? - выдержав паузу, откликнулся курильщик .
     Глядя под ноги, шаркая по утоптанной земле, он сказал с мрачностью:
     - Несправедливо это все как-то...
     - Что именно?
     - Да жизнь! Несправедлива. Сила зла и слабость добра. Преуспевание подлецов и страдания честных людей.  Торжество порока над добродетелью! Понимаете, во мне самое главное надломилось: вера в справедливость!  Скажите, вот Вы, Вы верите в торжество справедливости?
     - Я предпочитаю не верить, а знать!
     - И что же вы знаете?
     - Что в природе, в истории нет справедливости или несправедливости, а есть только  объективные законы! Человек убивает дерево, чтобы согреться и выжить в стужу. Заяц ест морковку, а волк ест зайца. Черепаха живет дольше человека. Женщины в муках рожают детей, а мужчины от этого избавлены. Камень, брошенный вверх, падает вниз. Какое отношение к справедливости имеет закон всемирного тяготения? Он - истина, и только!
     Справедливость - это не соответствие происходящего  события  норме морали. Это мораль в действии!
     -Но мы говорили, что мораль находится в вечном противоречии с практическим расчетом и проигрывает ему в житейских делах.
  -Справедливость - это торжество добра над злом, добродетели над пороком.
- Это идеал жизни!
- Но ведь идеал всегда отличается от реальности. Всегда! На то он и идеал.
- Справедливость - это стремление к изменению жизни, улучшение.
- Но мы говорили, что эта борьба вечна, и никогда одно не победит другое!
- Справедливость - это наше представление о том, какой должна быть жизнь!
- Однако, юноша, мы говорили, что человек никогда полностью не удовлетворится действительностью, всегда будет стремиться к изменению, к улучшению, к идеалу. Поэтому представление о том, какой  должна быть жизнь, всегда будет расходиться с реальной жизнью!
-Справедливость - это желаемая действительность. Но желаемая  действительность всегда  отличается от  той, что уже есть. Потому, что человек  хочет жить. А это  значит - действовать. А это значит - изменять мир. А это значит - стремиться к тому, чего еще нет!
- К справедливости, развитию, достижению идеала. Это стремление вечно. Поэтому всегда будет представление о справедливости и тяга к ней. Курильщик затянулся  промолчал и выпустив кольцо дыма продолжил.
     Когда мы говорим, что что-то в жизни несправедливо, это значит, что наши представления о торжестве морали и добра не соответствуют реальной жизни, в которой торжествует не мораль и не добро, а сила. Она, увы, чаще связана со злом! Если нам кажется, что иногда слабость побеждает силу, то это только кажется. Сила - не то, что  кажется силой, а то, что побеждает!
     Несправедливость - это наше несогласие с реальной жизнью. Потому, что мы всегда неудовлетворены реальностью и стремимся к ее изменению.
     Несправедливость - это разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть по нашему разумению. Разрыв между действительным миром и желаемым. Между реальным и идеальным.  Между настоящим и будущим. Между достигнутым и перспективой.
Этот разрыв вечен, потому что вечно стремление к лучшему. Поэтому всегда будет существовать несправедливость.
     - Так что же - так всегда и будем мучиться?
     - Почему мучиться? Бороться юноша!
     - Зачем, если так будет всегда?..
    - Чтоб быть человеком, а не ходячим желудком для переваривания пищи!
     - Но неужели нельзя принять жизнь такой, какая она есть?
     - Понять можно. Примириться нельзя.
     - Почему?

8
     - Потому, что Ваша доля – жить! Значит, оставить свой след в мире. Изменить хоть что-то. А иначе все равно, что и не жил! Просто коптил небо и все что ты сделал, все было зря.
     В подсветке прожекторов вспыхнул шпиль Михайловского замка. Город был пропитан историей. Топиться расхотелось.
     Позднее он говорил, что Ленинград, наверное, наложил свой отпечаток на ход рассуждений курильщика. Прямые перспективы, логически рассчитанные линии,  сочетаемая единым планом архитектура оказали влияние, как полагал он на то, как курильщик представлял ему устройство мира.
Курильщик протянул ему папиросу:
- Ну, что, пропала охота топиться? Вода-то холодная! На встречу с Богом, на разборки с ним, не самую правильную дорогу выбираешь, парень, а когда ты последний раз смотрел в небо? Боишься? От кого ты бежишь и, главное, куда?.....
Это было настолько неожиданно, что он машинально задрал голову. На чистом небе висели звезды. Ни одна не шелохнулась, не сорвалась к горизонту. Он посмотрел по сторонам. Рядом никого не было.
- Кажется, я знаю, кто этот курильщик! - подумал он. – Но не уверен до конца, а он исчез. А может, и не было рядом никого, почудилось? Да, беломорина в руке! Откуда? - с удовольствием закурив, стал смотреть в небо.
Ему было легко и спокойно. Он плакал за несколько лет первый раз и не замечал этого.

Потом было опять всего много и опять разного. Салат столичный, рыжие волосы, розы, все пронеслось перед глазами, как последняя электричка, уходящая в никуда, а ты остаешься на перроне заснеженного полустанка в степи и до ближайшей деревни верст шесть.
Что осталось? Да не осталось ничего! В сухом остатке ничего, кроме ощущения боли и предательства, ощущения того, что он потерял всё, что имело для него смысл в той жизни, которая осталась за чертой. Та жизнь, которую он так любил, та женщина, которая унижала его, и которую он любил, которая, может быть, тоже любила его, но это было. Было много всего и хорошего и плохого!
 Он вспоминал с трудом, кем был, и сознавал, во что он превратился. Вспоминал всё, что говорилось. Как ломал себя, глядел в глаза женщине, говорящей ему, что он инвалид контуженный, социальный импотент, что она больше не любит его! Она гнала его, а он не мог уйти потому, что любил ее! Он давно уже не говорил правды себе. Просто забыл, как это делается! Сейчас же вспоминал ,перебирая в памяти ситуации, понимая, что это правда, плохая, тяжелая, правда! Его предали банально и просто. Правда еще и в том, что всё он делал неправильно. Никому не нужны ни его награды, ни его прошлое, потому, что он не стоит ничего в том мире, где оказался случайно и в долг получил маленький кусочек счастья, которое не смог удержать, и кусочек жизни, которая потеряла всякий смысл! Нищие, а, тем более, приезжие не имеют права на счастье, не имеют права на жизнь. Они мешают жить успешным, молодым, успешные, они смещают всех нищих на окраины! Хороший лозунг, спровоцировал не одну революцию. Так говорила ему она. Это была ее правда. Но не его.
Он сидел на скамейке в Филевском парке,  на берегу реки. В его ладони лежала золотая звезда. Он вспоминал что-то. Рядом играл кот. Кот был необычный, его, кота принесла она и, уходя, бросила так же легко, как делала всё в этой жизни. Она оставила его как память о себе, пообещав, что пристроит его в хорошие руки, если будет такая необходимость. Он имел право на достойную жизнь, этот кот, он был верным котом. Сейчас он ловил снежинки, играл со снегом, это был первый в его жизни снег, белый, тихий и пушистый.
Вспомнился эпизод. Как-то он застрелил мародера. Застрелил сам. Было холодное небо. Ни одна из звезд не шелохнулась! Тогда он просто отметил этот факт, а сейчас вспомнил.
Надо отнести кота домой, покормить вкусненьким и пора возвращаться. Всё обещанное сделано. Завтра она прочтет почту и заберет кота в светлое кошачье будущее, а сегодня он последний раз гуляет с ним, общается с ним, больше не с кем, да никто уже и не нужен. Он встал, отряхнул полу парадной шинели, взял кота на руки. Кот зачмокал и замурлыкал как всегда. Он засунул его за отворот шинели, звякнули награды на кителе.
Из-за отворота шинели высунулась любимая кошачья морда с янтарными глазами.
- Полковник, куда при параде путь-то держишь? - раздался за спиной спокойный голос.
Он обернулся и увидел мужичка в потертом черном плаще, который сейчас курил «Беломор» точно так же, как когда–то, давно, курил на мосту над Невой и также стряхивал пепел в ладонь и так же прятал огонек в согнутую ладонь.
 – Ты и сейчас не изменил своей привычке, Курильщик!  До сих пор в ладонь пепел трясешь! - заметил он. - Я рад тебя видеть! Слушай, угости беломориной! Душистые они у тебя. Хороший табак!
- Держи. Дааа,…по-прежнему… что поделаешь… привык уж, за столько-то лет, трудно менять привычки…
Он подумал, закурил и сказал.
- Я знаю тебя! Ты был тогда в парке больницы! Это ты оставил мне «Маленького Принца»! Это ты был в госпитале, в палате, когда  уходил лейтенант! Это ты подходил ко мне,  а потом ушел, накурив и не закрыв за собой дверь в палату! У меня до утра нога мерзла, в гипсе, а мерзла. И на мосту Адмиралтейском ты стоял! Было дело?»
- Было!
- Кот, какой славный! Любишь его? - спросил, глядя  прямо ему в глаза, курильщик.
- Люблю ли, конечно, не то слово! Ведь если бы не он… Впрочем, зачем спрашиваешь? Ты приходил уже не раз! Когда ты приходил, я чувствовал тебя. Ты был рядом. Ты давал мне силу.Ты знаешь меня лучше чем я сам. Ведь ты - дежурный Ангел! Можно  мне так тебя назвать? Или курильщик подходит больше?
- Нет, только не курильщик! А то так и тянет секретными материалами в примитивном американском исполнении.
- Дежурный Ангел?
- Можно! Почему бы и нет? Можно и Хранитель, если учесть, что я всегда был рядом с тобой!
- Зачем пришел, Ангел? Что, уже пора? Время пришло?
- И да, и нет! Ты все сам решил. А я здесь, чтобы ты глупостей не наделал. Нам в гвардии дезертиры и трусы  не нужны!
- А кто там, в твоей этой гвардии? Лейтенант? Он там? Пацаны мои? Там они? А кого там  еще встретить можно? Впрочем, о чем это я!
- Там настоящие солдаты, настоящие люди. Там все настоящее, как и в твоих мечтах. Помнишь фильм «Куда приводят Мечты»?
Я не тороплю! Решать тебе. Давай покурим, что-ли? - сказал Дежурный Ангел, кутаясь в плащ, - Красотища-то какая! Рождество. Ну и подарочек ты приготовил!
Он подумал:
- А кота? Кота домой, кто отнесет? Ему пора ужинать и спать. У него завтра встреча с хозяйкой!
Дежурный ангел посмотрел на него с улыбкой и спросил:
- Неужели ты думаешь, что я бы и сам не догадался? Будет он дома! Нет проблем. Но его дом рядом с тобой. Ты его мир! Или он не заслужил покоя рядом с хозяином? А у тебя какие там еще распоряжения, указания, товарищ полковник? Будут еще? Да я не тороплю! Ты сам решай. Только давай без суицида. Суицидники не по моей части. Это другое ведомство. Тебе туда не надо!
Он подумал недолго, поцеловал в морду кота, чему тот сильно удивился. Вместе, значит вместе навсегда!
- Знаешь, я видел много раз, как падают и гаснут звезды, когда уходит хороший человек. А когда он уходит, да еще вместе с хорошим котом, то наверняка, ты, курильщик, приобретешь хороших друзей! Может, все будет так, как у  Булгакова, в «Мастере», и сдается мне, что кот, который останется со мной вместо Маргариты, окажется вовсе и не котом. Всему свое время!
- Наверное, мне самому бы очень хотелось увидеть, как упадет и погаснет моя звезда…


Рецензии