Ведунья Глава9. Ворон и Сокол

Лида задумчиво смотрела на Макса, подперев голову рукой. На улице уже совсем стемнело, и невозможно стало различить за окном темные силуэты деревьев. Ведунья, казалось, и не думала продолжать начатый разговор. Ее взгляд был устремлен вдаль. Она словно видела что-то совершенно недоступное другим, что-то, несомненно, важное, но такое далекое…
- Возьми с полки большую книгу в кожаном переплете, - неожиданно обратилась женщина к Оле.

На долю секунды девушка растерялась от подобной просьбы, но, взяв себя в руки, она встала и подошла к книжному шкафу. Как и предполагала Оля, недостатка книг в нем не было. Старые потрепанные фолианты, современные энциклопедии в крепких переплетах, толстые справочники, маленькие брошюры – все стояли рядом, подчеркивая своим видом странное смешение эпох, пронизывающее лесную избушку.

- Вторая полка сверху, пятый том справа, - уверенным голосом произнесла хозяйка дома.
Оля послушно протянула руку к книге. Подцепив пальцами корешок, она потянула том на себя. Неохотно, словно сопротивляясь человеку, книга плавно выдвинулась из стройного ряда своих собратьев.

Поудобнее перехватив фолиант, Оля попыталась разобрать название. Его не было. Совсем. Девушка протерла книгу рукавом водолазки, думая, что пыль покрыла древний заголовок, но пыли не было и в помине. Тогда Оля просто вернулась к столу и положила книгу перед владелицей.

Лида взяла с подоконника коробок спичек и зажгла свечу, одиноко стоящую на столе. Воск тут же потек, капая, словно слезы, в предусмотрительно подставленное блюдце. Слабый желтоватый свет скользнул по комнате, заставляя дрожать и волноваться резко удлинившиеся тени.

В этом блеклом сиянии Оля старалась получше рассмотреть книгу. Старый переплет, коричневая кожаная обложка… ничего особенного, волшебного не наблюдалось. Но от книги ощутимо веяло древностью. Древностью и тайной.

- Что это? – спросил Макс, заворожено глядя на обложку.
- Дневник, - Лида осторожно раскрыла фолиант и перевернула несколько страниц. – Не одно поколение знахарей писало в нем секреты своих снадобий, симптомы новых болезней, а иногда попадались такие…творения. Читай! Вслух, пожалуйста!

Ведунья пододвинула книгу Максу. Тот осторожно развернул ее к себе и недоуменно посмотрел на страницу.

На пожелтевшем от времени листе красивым почерком было написано стихотворение. А слева располагалась иллюстрация к нему: черный ворон, сидящий на гладком камне, и сокол, взмывающий в небо. По краю страницы петлял узор, изображающий переплетение ветвей.

- Ворон и Сокол, - прочитал Макс немного выцветший заголовок. - Это стихотворение?
- Читай, читай, - улыбнулась ведунья.
Макс быстро пробежал глазами страницу и начал читать:

Во мрачной чаще злого леса
Сидит на камне черный Ворон.
Он темной страшной силы полон
И знаний тех, что безызвестны.

Но вот однажды Сокол ясный
Пришел его просить совета –
Он ждал от Ворона ответа
На свой вопрос под сводом тайны.

- Скажи мне, мудрый вестник смерти,
Как мне уйти от доли вечной:
Рабом не быть бы человечьим
И вырваться из златой клети?

Пусть соколиною охотой
Других заманивают в рабство.
Ненужно мне ее богатство
И плен, казавшийся свободой.

И Ворон Соколу ответил:
- Чтоб обрести назад свободу,
Всю рабскую в себе породу
Убить ты должен на рассвете.

- Я понял! – крикнул Сокол серый.-
Пусть смерть мне будет тем спасеньем,
Что с яростным благоговеньем
Ждал у судьбы, считаясь с верой!

Но не ответил глупой птице
Вечерних сумерек правитель.
Покинув темную обитель,
Сапсан над пропастью кружился.

Рассвет ползет по острым склонам,
И мертвый Сокол на земле
Лежит, а где-то в высоте
Над тем сапсаном кружит Ворон.

Макс умолк, с недоумением посмотрел на Лидию.
- Обычное стихотворение, зачем вы попросили прочесть его?

Лида приложила палец к губам, приказывая Максу замолчать. Поднявшись со стула, она обошла стол и положила руки на плечи Оли. Через несколько секунд девушка безвольно обмякла.

- Спи, милая, отдыхай. Утро вечера мудренее, - прошептала ведунья. – Она проспит до утра, - обратилась Лида к Максу, - а когда проснется, Серый выведет вас из леса.

- Почему не вы?

- Пойдем, выйдем на крыльцо, - Лида кивнула в сторону двери, - подышим лесом.

Хмыкнув, Макс все-таки поднялся со стула и вышел из избушки вслед за хозяйкой.
Было мокро и свежо. Пахло землей и лесом. Дождь барабанил вовсю, весело стуча по крыше и озорно разбрызгивая воду в лужах. Сверкали вечерние зарницы, глухо гремел гром. Ни шелеста деревьев, ни пения птиц слышно не было. Вокруг царили дождь и молнии.

Лида стояла на мокром крыльце, облокотившись на резные перила.

- Ты все еще хочешь знать, почему я спасла тебя? – спросила она, не глядя на Макса.
- Да.
- Ну, как знаешь.
- Расскажи…
Она глубоко вздохнула и сильнее укуталась в шерстяной узорный платок, покрывающий ее плечи.

- Мне было сказано, что, спасая тебя, я освобождаю себя.
- В смысле, спасая?
- Когда я подошла, тебя почти ничего не связывало с этим миром. Я должна была получить прощение, вернув тебе жизнь.
- Но не получила? – прищурился Макс. Его сейчас совершенно не интересовали разговоры о собственной смерти. – Почему?
- Я не просто так попросила тебя прочесть то стихотворение, Максим… Что ты можешь рассказать мне о Соколе и Вороне?

Макс задумался. Вопрос был явно с подвохом… В конце концов, он все-таки решился сформулировать.

- Ворон похож на хитрого учителя, который не желает делиться знаниями с наивным учеником. Он понимает, что его указание может быть двояко истолковано, но целеустремленно ставит Сокола на ложный путь. А сапсан просто не заметил в словах учителя скрытый смысл. Только зачем это Ворону?

- Он охраняет знание, доверенное ему. Раскрываться перед учеником не входит в его обязанности. Он в какой-то мере страж, стерегущий тайну мироздания. Сокол поступил глупо, придя просить Ворона о помощи… Но он не знал, не учел последствий. И, тем не менее, в сложившейся ситуации я смело могу поставить себя на место Сокола…
- Но кто тогда Ворон?

Лида проигнорировала его вопрос и снова повернулась к лесу.

- Когда мне сказали вернуть тебе жизнь, я не увидела полного смысла приказа. Только теперь я поняла, что подразумевалось…
- Значит, Сокол все же перехитрил Ворона?
Лида глухо рассмеялась:
- В каком-то смысле…
- И что же будет с Соколом, перехитрившим Ворона?
Она только пожала плечами. Едва заметно… Такой жест свойственен людям, желающим избежать прямого ответа на вопрос.
«А ведь она знает. Знает, но не хочет говорить», - подумал Макс, а вслух спросил:
- Расскажи, как ты стала ведуньей?

- Я уже говорила… Я не прислушалась к своей силе и теперь искупаю свою вину…
- Кто тебе это сказал? Неужели никто не объяснил, в чем заключается проступок и каково за него наказание?

Свет зарницы на долю секунды озарил черты лица, резко ставшие ведьмовскими. В этот момент Максу показалось, что доброе имя Лида совершенно не подходит таинственной ведунье. Она – Алида*. И с этим ничего нельзя поделать.

Немного помолчав, женщина все же ответила:
- Ты прав… Мне…объяснили, - она нехорошо улыбнулась, произнося эти слова.
- Кто? – тут же спросил Макс.
- Ты не поверишь…
- Не поверю? После всего того, что случилось со мной? Ты УЖЕ заставила меня поверить. Я долго отгораживался от внешнего мира, считая его несовершенным произведением, полным исправлений и опечаток. В поисках логики Бытия я забыл о том, что из любого рационального закона бывают исключения. Ты стала для меня таким исключением. Встреча с тобой перевернула мою жизнь…Можно сказать, я родился заново. Ты заставила меня посмотреть на многие вещи со стороны. И после этого ты думаешь, что я не поверю?

Алида покачала головой. Сейчас она была похожа на взрослого, который собирается с мыслями, чтобы объяснить ребенку простыми словами сложное правило.
Вздохнув, она произнесла:
- Теперь ты понимаешь, о чем говорил Соколу Ворон? Я должна была оживить тебя не только в прямом смысле этого слова. Мне нужно было вернуть тебе Веру. Ведь только верующий человек может Надеяться и Любить. А без Веры, Надежды и Любви невозможна сама Жизнь. Мое предназначение было в том, чтобы ты это понял.

- Почему я? – спросил Макс охрипшим голосом.
- Потому что таково было Условие, которое мне назначили в качестве пути к искуплению. Я должна была заставить поверить человека, который потерял смысл жизни. Не спрашивай, кто назначил мне это условие – я все равно не отвечу… Это не имеет сейчас значения. Ты понимаешь меня?

Макс кивнул и отвернулся от собеседницы. Он вдохнул свежий лесной воздух и с неожиданно резкой интонацией спросил:
- Ты заслужила прощение и скоро уйдешь. Тогда ответь мне на один вопрос, Ведунья. Я не смогу забыть тебя никогда – ты этого добилась. И как мне жить дальше? Ты нужна мне, - добавил он тише.

- Не нужна, - устало произнесла она. – Это просто морок, наваждение. Поверь мне, это пройдет.
- Но почему?
- Так было нужно.
- Кому? – почти кричал Макс.
- Я не знаю, - она с силой сжала перила и посмотрела в глаза Максу. – Все пройдет, слышишь? Все проходит…всегда. А теперь иди… Уходи сейчас же! – выкрикнула Алида.

Макс осторожно отвел с ее лица золотистую прядь волос, падающую на лоб, пристально посмотрел в глаза, словно желая навсегда унести с собой частичку этого образа, и тихо ушел в дом.

Как только дверь захлопнулась, Алида тихо произнесла, глядя туда, куда только что ушел Максим:
- Я люблю тебя, Мирослав.

Она медленно спустилась с крыльца и вышла на лесную поляну.

Слеза тихо скатилась по щеке и упала на землю. На том месте сразу вырос серебристый цветок, отражающий в своих лепестках частые вспышки молний. Он расцвел и вовсе не собирался засыхать.
_____
* Ударение ставить на последний слог – <алидА>.


Рецензии