Письмо из юности

Мне уже 70 лет.  В эти годы приводишь в порядок свои бумаги и вместе с ними -  свои воспоминания. Среди фотографий я нашла несколько  фотографий болгарина Ивана Додова. Я не знаю, почему я сохранила их и его последнее письмо? Наверное, та переписка была мне дорога и не безразлична.
А начиналось все так. В 1954 году, наш 10 класс получил коллективное письмо из Болгарии. К письму прилагался список фамилий ребят, которые учились в мужской гимназии г. Бяла Слатина. Наша школа была тогда женской. Мы решили ответить не общим письмом от класса, а индивидуально. Каждая выбрала себе фамилию будущего респондента по следующему правилу. Номер, по которому моя фамилия была записана в журнале,   должен был совпасть  с номером из присланного списка.  Под этим номером я прочла фамилию - Иван Додов и  с удовольствием  написала ему письмо.   И вскоре получила ответ. Не знаю, как у других, но наша переписка продолжалась не один год. Мне пришлось купить  болгаро – русский словарь, так как каждый из нас писал на своем родном языке. Наши языки близки. Можно было обходиться и без словаря. Мне очень нравилось слово – «приятелка»!
Мы обменивались и фотографиями. Переписка была дружеской. Наше поколение не было сексуально озабоченным .  Я была скромной и умной девушкой. Правда, появились слова – «Драга Люсенка», а я заканчивала письма словом  – «Целую»! Но каждый из нас жил своей жизнью.
Я поступила на  физико–математический факультет пединститута в своем родном городе, а он был призван на военную службу. У меня сохранилась его фотография 1956 года, присланная из Софии.
Когда я сообщила ему в 1957 году, что выхожу замуж, он стал обращаться ко мне в письмах по имени и отчеству. Но переписка еще некоторое время продолжалась.  Затем наступила длительная пауза. В 1964 году я неожиданно получила письмо, в котором Иван сообщал, что  окончил институт и стал инженером. Работает на заводе «ст. Кираджиев» в  гара Кричим – край Пловдив.  Он женился на студентки института пищевой промышленности, и очень счастлив! Предложил перейти дружбу на семейной основе.
 Я уже не помню, ответила ли я на это письмо. Наверное, нет! В это время я оканчивала  Саратовский  университет, получая второе высшее образование. Да и   много было семейных проблем. И чтобы как-то укрепить свою семью, я решилась на второго ребенка. Муж был ревнив,  и ему не нравилась эта переписка.
В мае 1965 года Иван был в Москве на параде Победы. Он прислал мне открытку, где сожалел, что мы не можем увидеться. Уж очень большие в нашей стране расстояния. Это была последняя весточка от него.
Сейчас, рассматривая сохранившиеся фотографии, я сожалею, что мы не встретились. Ведь была тогда и у меня возможность  поехать в Болгарию.  В то время у наших стран были прекрасные отношения. Нас воспитывали в духе интернационализма, любви и уважения к другим народам мира. И это было правильно!
Мне очень хотелось бы знать, как сложилась жизнь моего друга юности в Болгарии.  Жив ли он?! 
Я сожалею, что политические события конца 20 века разъединили наши народы. Больно сознавать, что в этом мире верх взяли так называемые «прагматические интересы». Культ обогащения и денег под лозунгами демократии.  И  бывшие друзья по социалистическому лагерю, отвернулись от нашей страны, завороженные «западными ценностями», которые мне кажутся надуманными. Мы – ничуть не хуже, а где-то и лучше!


Рецензии
Сегодня читаю уже не первое воспоминание. Чувствую, что многие выдают желаемое за действительное, преукрашают, ностальгируют по тому, что выдумали. Мне показалось, что Вы пишете искренне,ничего не прибавляя.Впечатление хорошее.

Людмила Фельдман   11.10.2009 15:56     Заявить о нарушении