эпоха ненависти и... милосердия

               Эпоха ненависти и милосердия.
Часть четвертая.
    Лена.
  -  Ну вот и пришла твоя очередь, Леночка, -  улыбаясь сказала Таня, когда они в очередной вечер уселись в той же компании за своим столиком в парке. – Теперь ты расскажи нам свою историю о милосердии.
В волнении оглядев женщин сидящих за столиком, Лена набрала в легких воздуха и начала.

- После окончании института мы с мужем как молодые специалисты получили распределение в небольшой  российский городок. Мест в семейном общежитии не было и мы сняли небольшую квартиру. На зарплату молодых специалистов мы  жили очень скромно и потому мой муж постоянно искал подработку. Его сотрудники находили ему студентов- заочников для которых он писал курсовые и я умудрялась немного откладывать в сторону денег на покупку холодильника, телевизора и всего того, что было необходимо для молодой семьи.
Однажды он пришел домой довольный.
- Мне предложили очень выгодную халтурку. Сейчас подойдет одна девушка-заочница. Ей надо сделать дипломный проект.
Через полчаса к нам пришла симпатичная и очень улыбчивая  молодая женщина, которая представилась Ирой. Она достаточно толково объяснила мужу о чем ее проект.  Ира сказала, что в сущности знает, как надо его выполнять, но ее трехлетняя дочь постоянно болеет и у нее нет возможности начертить самой.
 Они с моим мужем договорились о цене и о сроках.  Через две недели она должна была придти за готовыми чертежами
 Мой муж управился с работой раньше. Мы подождали положенную неделю, но Ира за чертежами не явилась.
Мы подождали еще две Иры все не было.
- Да что это такое, в конце концов?- Возмутилась я однажды передвигая пенал с чертежами, чтобы вытереть пыль.
- Позвони уже этому твоему знакомому, что прислал ее к тебе, пусть он найдет ее и объянит, что такое отвественность!
 Через несколько дней поздно вечером раздался звонок в дверь.
- Интересно, кто это может быть в такое время,- удивилась я подходя к двери.
На пороге стояла молодая женщина. Ее печальное бледное лицо показалось мне знакомым.
  - Вам кого? – спросила я.
Женщина с грустью посмотрела на меня.
- Вы не узнали меня? Я – Ира.- она закачалась на месте, словно потеряла равновесие.
- Что с вами, Ирочка? - Мы с мужем посадили ее на стул.
- Со мной ничего. С дочкой. После длительного воспаления в легких и хождениям по больницам у нее обнаружили тубуркулез. Уже три дня как ее положили в тубдиспансер.
Женщина заплакала.
- А как же ваш муж?
- Он оставил нас месяц назад. Но это меня мало волнует.
Сейчас главное – дочь. Я работаю по полторы – две смены на заводе. Ведь ей сейчас нужно усиленное питание.
Мы с мужем переглянулись. Я прочитала в его взгляде немой вопрос. Слегка кивнув ему в знак согласия я встала и пошла на кухню. Взяв банку из холодильника, я вернулась в комнату
- Вот -  Ира вынула из сумки конверт с деньгами. Мне, правда , сейчас не до диплома. Но вы же работали, вложили свой труд. И потому я плачу вам как мы договаривались. Извините за опоздание.
- Знаете что, Ирочка, - мой муж перехватил ее руку с конвертом. – а давайте я пока у вас денег не возьму.
- Что вы, это неудобно, -  смутилась она и бледное лицо порозовело. – это ваши заработанные деньги.
- Мы конечно не богачи, - сказала ей я, - но деньги  можно еще заработать, а вам надо ребенка спасать. Вот возьмите,- я протянула ей банку со сливками, купленную накануне на рынке.Это вашей дочери от нас. Пусть поправляется.
Ира вышла от нас вся в смущении прижимая к себе банку со сливками.
Прошло какое-то время, мой муж получил повышение по работе. Организовав по этому поводу сабантуй у себе дома мы пригласили друзей, которыми успели обзавестись в этом городе.
За столом разговор зашел о том, что в местных вузах уже наверняка все преподаватели заочных технических факультетов знают почерк моего мужа. А за вырученные деньги куплены все электротовары в доме.
- Кстати, Лена, - спросила вдруг одна из моих подруг, - что стало с той горе-дипломницей, что за своим проектом не приходила? Она его забрала?
 И я рассказала об Ире.
- Ой не могу, - засмеялась подруга держась за живот,- а твоя Ира в заводском театре случаем не выступает? Купить двух евреев на чадолюбии -  это класс! 
Собравшиеся разделились на две половины. Одни утверждали, что женшина обвела нас вокруг пальца, другие что она была вполне искренна.
- Ладно,- махнул мой муж. – За одного битого двух небитых дают. Эти деньги для нас были не последние. Пусть ей будут на здоровье.
Прошел год. Мы с мужем получили от завода двухкомнатную квартиру. Его очень ценили на работе и не хотели, чтобы он по окончании положенного для обязательной отработки времени покинул завод. Был субботний день. Я находилась дома одна и устроила постирушку. Развешивая на балконе белье, я заметила, что к дому подъехал УАЗик. Из него вышла молодая женщина и вошла в наш подъезд. Через пару минут раздался звонок в дверь.
" Странно, - подумала я направляясь к двери,- в подъезд вошла только молодая женщина, но я ее не знаю. Наверное, ошиблась дверью.
На пороге действительно стояла молодая красивая женщина. Открытая улыбка, освещающая ее лицо показалась мне знакомой.
- Здравствуйте, - сказала она,- я – Ира. Вы меня не помните?
- Ирочка?- я кинулась ей на шею. – Как же вы похорошели! – да заходите, садитесь.
Я усадила Иру на диван. Приесла из холодильника холодного компота.
- Да не беспокойтесь, - Ира улыбнулась еще шире.- Я проездом. Зашла к вам буквально на несколько минут. Жаль, что не удалось увидеть вашего мужа. Но передайте ему от меня привет и вот это. – она выташила их сумки конверт.
Я положила конверт на столик.
- Ирочка, как ваша дочь? Как она сейчас чувствует.
- Вы себе не представляете как изменилась моя жизнь с той минуты, что я покинула ваш дом в тот счастливый день
Прибежав домой радостная, что мне есть на что купить на завтра фрукты для дочки, я наконец смогла спокойно заснуть и проспала до утра. Последний месяц меня мучала бессоница, а если удавалось заснуть кошмары преследовали меня всю ночь.
Утром я купила фруктов на рынке, взяла подаренную вами банку сливок и пошла к дочери. Только пришла, меня вызывает к себе главврач.
Так мол и так. Ошибка вышла. Затемнение в легких от затяжной пневмонии. Тубуркулеза у нее нет. Состояние хорошее. Забирайте домой. Я ребенка в охапку - и домой.
Вечером захожу к соседке, с тем, чтобы попросить, чтобы она проследила за ребенком. Ведь мне надо было идти в ночную смену. Как муж меня бросил, эта сердобольная женщина часто помогала мне. А тут у нее сидел молодой мужчина, племянник. Он – директор совхоза и привез тетке продуктов. Мы посидели, поговорили немного, потом я извинилась, попрощалась и ушла.
Через три месяца я защитила диплом вышла замуж за того мужчину и уехала в совхоз. После этого я родила сына и потому не могла к вам приехать. А сейчас, позвольте.
Она вышла на балкон и помахала рукой. Через минуту в дверь постучали. Молодой здоровый мужчина, стоящий в дверях сгибался под тяжестью мешков. Он еще несколько раз спускался и поднимался принося все новые и новые гостинцы.
- Ирочка, заберите немедленно, умоляла я лавируя между индюком, курами и ящиками с овощами.- Вы отдали долг и достаточно.
- Нет, - Ира подошла к дверям,- банка сливок тогда для меня была большим богатством, а те деньги хватили мне на месяц.
Но  главное, то душевное тепло, что я получила от вас в тот день, растопило мое беды и несчастья и в моей жизни пошла счастливая полоса. Я вижу, Лена, вы в положении. Удачи вам.
И еще раз привет вашему мужу. Она вышла, оставив меня в полной растерянности посередине ящиков и мешков.
- А что сказал ваш муж, когда пришел домой?- Таня улыбалась и ее голубые, влажные от слез глаза светились мягким светом.
- Да муж как раз-то не очень удивился. А вот друзья с которыми мы поделились гостинцами- нам бы всего не съесть и за месяц -  была просто в шоке. Особенно  моя подруга.    
Хотя, если честно сказать, сегодня бы я не поверила Ире.
То ли мы изменились, то ли наша жизнь, не знаю. Но все это печально.
  - Но самое страшное, что никто из сегодняшних молодых никогда в жизни этого не сделал.- вздохнула Таня.
- Позвольте не согласиться,- Ривка постучала тросточкой о землю. – И сегодня молодые люди поверили бы этой Ире. Молодость легче расстается с деньгами. Они бы как и вы тогда сказали. " Ничего, это не последние, еще заработаем" А у нашего поколения уже сидит страх, что любые деньги, с которыми мы расстаемся – последние. Потому что мы уже не заработаем.
И это все нормально. Таков закон жизни.
А теперь простите, мне что-то не здоровится сегодня. Танечка, ты мне поможешь пойти домой? А молодым надо просто рассказать все наши невыдуманные истории.
Через неделю Ривка скончалась. Она прожила нелегких 95 лет, пережив   годы в гетто и прячась в подвале оставшуюся часть войны. Потеряв семью и обретя новую, как библейский Йов сохранив веру в Бога и людей. В  треьей части мы рассказывали о ней.
Пусть упокоится ее душа на небесах!
А мы по ее просьбе рассказали все эти невыдуманные истории.   

   
      


Рецензии