Любовь моей бабушки

     Она  лежала, накрывшись с головой одеялом. Муж  что-то  орал, голос его  иногда  срывался  до визга.  Когда  она  отвернулась  к  стене,  он стал  срывать  с  неё  одеяло, что-то  требовать, стаскивать  её  с кровати. Её  ребеночка  унесли так  быстро, ведь у евреев такой обычай- надо похоронить до заката солнца. А она даже не попросила  у него прощения, у такого маленького, беспомощного, которого она так долго ждала, ради  него терпела слюнявые  поцелуи  мужа, за  которого  её  отдали  против  воли. Единственное  его  достоинство - набожность- так  нравилость  её  родным,  у которых  она  жила  после  смерти  родителей. Боже, сколько она  на  них пахала, вырастила  им  всех  детей, а они её отблагодарили -  отдали  за  это  ничтожество, которое только и  умело, что  целыми  днями  торчать  в  синагоге, да сидеть  за  столом, раскачиваясь и читая  свои  псалмы. За всю их  жизнь он не  заработал  ни копейки  и  жили  они  только тем, что зарабатывала  она, обстирывая  и  обмывая тех, кто  её нанимал.  Муж продолжал  её  стаскивать с кровати, но она так  саданула  его ногой, что он  отлетел  к стенке, замолчав на секунду. И  в этой тишине  раздался  голос  реббе Соломона. Она  знала, что он  должен  придти, ведь  в их общине  все вопросы  решал  ребби  и  если он посчитает, что она  виновата, её заберут в  тюрьму.  Муж вскочил с пола и стал усаживать  реббе на единственный стул  в их бедной  комнате.  Она села  на кровати и со страхом стала ждать  приговора.  Муж, все  повышая и повышая голос, говорил, что она  нарочно  приспала ребенка, чтобы  уйти  к Гиршу, у  которого умерла жена. Наконец ,  реббе сделал её мужу знак замолчать и сказал:» Я знаю, Буся, что ты не сделала это нарочно. И еще я знаю, что они могут думать так .Поэтому ты не можешь уйти к Гиршу.  Роди еще одного ребенка  и тогда можешь делать, что хочешь.»
               Ей было тринадцать лет,когда она заметила,что  самый красивый  парень  в их местечке стал поглядывать на неё. Однажды, когда она полоскала белье на речке, он подошел и сел рядом на камне. Он ничего не говорил, да и не надо было ничего говорить. Так они  и  ходили друг за другом, обмениваясь влюбленными взглядами, вздохами и  иногда двумя-тремя словами. Гирш был старше и , когда ему исполнилось восемнадцать лет, его женили  на женщине , старше его, некрасивой, болезненной, но богатой. А через три года и её выдали замуж и они  виделись очень редко. Каждая встреча с ним была для неё событием. Она долго перебирала  в памяти:  какое у него было выражение лица, когда он увидел её, она вспоминала,  в чем он был одет, каждый его жест,  каждую морщинку, его глаза, губы  . Она зажмуривалась и представляла себе, как эти губы  целуют её,  как эти глаза с любовью смотрят на неё. Так прошло 15 лет. Детей у неё не было и, наконец, родился  мальчик, но он был очень  слабенький  и,  проснувшись  однажды  ночью, она увидела, что он не дышит: то ли её большая грудь перекрыла ему дыхание, то ли он сам умер - никто не знал.  Врач пришел, посмотрел, похмыкал и ушел, ничего не сказав.  И вот теперь они думают, что это она убила своего ребенка, чтобы уйти  к Гиршу. О приговоре реббе все узнали  в тот же вечер и  Гиршу начали  сватать вдов и даже молодых девушек, ведь он был богат, хорош собой и еще довольно молод. От жены у него остались три сына и две дочери, все уже большие. Прошло несколько дней  и , собирая ягоды  недалеко  от  дома, она услышала  треск  в  кустах и испуганно обернулась. Он стоял  и смотрел на неё» Ты постарела ,но все ещё красивая. Я хочу, чтобы ты пришла  ко мне жить»-«Но,- сказала  она ,- я знаю, перебил он, - я знаю, что сказал  реббе, что говорят  люди, но  ты не  должна  обращать  на  них  внимания».,- «но  я  не могу, ведь даже твои дети будут думать, что я убийца». Он  помолчал, взял её  за руку и сказал:»Я верю тебе и я буду ждать». Дни  шли за днями. Муж не подходил  к ней, он не хотел близости, боялся, что она  родит ребенка и уйдет. Она  не так нужна была ему как женщина, ему нужен был её заработок. Прошел  год, второй, муж иногда спал с ней, но старался беречься. Прошло четыре года,была Пасха, муж выпил  вина, она  подливала ему ещё и ещё и ,наконец, когда  они легли  спать, он забыл обо всем. После этой ночи она забеременела , родила Исаака  и через два дня ушла к Гиршу, который  терпеливо ждал  её все эти долгие пять лет.  У них родились еще двое детей – Михаил и наша  мама Дора. И  хотя жизнь её стала намного тяжелее,ведь у неё появилась большая семья, она  была  счастлива.  Старшие дочери уехали в Америку, их потомки  и сейчас живут в Лос-Анджелесе, сын Яков  погиб на войне,  Лев уехал в Израиль.  .Гирш прожил долгую жизнь .. Буся пережила его не надолго, а  меня  назвали  её именем.  Вот и вся  история  жизни моей бабушки, которую я  никогда не видела,  но судьба  которой меня  не оставила  равнодушной.

               


Рецензии