Письмо Ломоносова къ И. И. Шувалову

Письмо Ломоносова къ И. И. Шувалову

отъ 26 iюля 1753 года.

   
   "Im Werden Verlag". Некоммерческое электронное переиздание подготовлено Дмитрием Савельевым. Мюнхен. 2005
   http://imwerden.de
   
   Что я нын; къ Вашему Превосходительству пишу, за чудо почитайте, для того, что мертвые не пишутъ. Я не знаю еще, или по посл;дней м;р; сомн;ваюсь, живъ ли я или мертвъ. Я вижу, что Профессора Рихмана громомъ убило въ т;хъ же точно обстоятельствахъ, въ которыхъ я былъ въ то же самое время. Сего іюля въ 26-е число, въ первомъ часу по полудни, поднялась громовая туча отъ норда. Громъ былъ нарочито силенъ, дождя ни капли. Выставленную громовую машину посмотр;въ, не видалъ я ни малаго признака электрической силы. Однако, пока кушанье на столъ ставили, дождался я нарочитыхъ электрическихъ изъ проволоки искръ, и къ тому пришла моя жена и другіе, и какъ я, такъ и они, безпрестанно до проволоки и до прив;шеннаго прута дотыкались, зат;мъ, что я хот;лъ им;ть свид;телей разныхъ цв;товъ огня, противъ которыхъ покойный профессоръ со мною спорилъ. Внезапно громъ чрезвычайно грянулъ въ самое то время, какъ я руку держалъ у жел;за, и искры трещали. Вс; отъ меня прочь поб;жали, и жена просила, чтобы я прочь шелъ. Любопытство удержало меня еще дв; или три минуты, пока мн; сказали, что щи простынутъ, а притомъ и электрическая сила почти перестала. Только я за столомъ посид;лъ н;сколько минутъ, внезапно дверь отворилъ челов;къ покойнаго Рихмана, весь въ слезахъ, въ страх; и запыхавшись. Я думалъ, что его кто нибудь на дорог; побилъ, когда онъ ко мн; былъ посланъ; онъ чуть выговорилъ: профессора громомъ зашибло. Въ самой возможной скорости, какъ силъ было моихъ, прі;хавъ, я увид;лъ, что онъ лежитъ бездыханенъ. Б;дная вдова и ея мать таковы же, какъ онъ, бл;дны. Мн; и минувшая въ близости моя смерть, и его бл;дное т;ло и бывшее съ нимъ наше согласіе и дружба, и плачъ его жены, д;тей и дому столь были чувствительны, что я великому множеству сошедшагося народа не могъ ни на что дать слова или отв;та, смотря на лице того, съ которымъ я за часъ сид;лъ въ конференціи, и разсуждалъ о нашемъ будущемъ публичномъ акт;. Первый ударъ отъ прив;шенной лин;и съ ниткою пришелъ ему въ голову, гд; красновишневое пятно видно на лбу, а вышла изъ него громовая электрическая сила изъ ногъ въ доски. Нога и пальцы сини, и башмакъ разодранъ, а не прожженъ. Мы старались движеніе крови въ немъ возобновить, зат;мъ, что онъ еще былъ теплъ; однако голова его повреждена и больше н;тъ надежды. И такъ онъ плачевнымъ опытомъ ув;рилъ, что электрическую громовую силу отвратить можно, однако на шестъ съ жел;зомъ, который долженъ стоять на пустомъ м;ст;, въ которое бы громъ билъ, сколько хочетъ. Между т;мъ умеръ Г. Рихманъ прекрасною смертію, исполняя по своей профессіи должность. Память его никогда не умолкнетъ; но б;дная его вдова, теща, сынъ пяти л;тъ, который добрую показывалъ надежду, и дв; дочери, одна двухъ л;тъ, а другая около полугоду, какъ объ немъ, такъ и о своемъ крайнемъ несчастіи плачутъ. Того ради, Ваше Превосходительство, какъ истинный наукъ любитель и покровитель, будьте имъ милостивый помощникъ, чтобы б;дная вдова лучшаго профессора до смерти своей пропитаніе им;ла, и сына своего, маленькаго Рихмана, могла воспитать, чтобы онъ такой же былъ наукъ любитель, какъ его отецъ. Ему жалованья было 860 рублей. Милостивый государь! исходатайствуй б;дной вдов; его и д;тямъ до смерти. За такое благод;яніе Господь Богъ васъ наградитъ, и я буду больше почитать, нежели за свое. Между т;мъ, чтобы сей случай не былъ протолкованъ противу приращенія наукъ, всепокорн;йше прошу миловать науки и
Вашего Превосходительства,

всепокорн;йшаго слугу въ слезахъ.

   
   Санктпетербургь,
   Іюля 26-го 1753.


Рецензии