Борей Латышева. Античность России

Изображение Борея и Орифии на античной вазе (в статье не помещено)
 
Борей и Орифия (современный рисунок)
В.В.Латышев

Вероятны ли следы обитанию людей палеолита на Северо-Западе России ?! Многое говорит за то, что да

http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2573 и др.
И гипер-бореи (крайне северные; сверх северные) неизбежно заставляют задумываться собственно о Борее Или о вероятных языках того времени
История региона по геологическим глубинам насчитывает до миллиарда лет.
Необходимо помнить и о последнем Валдайском оледенении, когда над Скандинавией тысячи лет стоял лед толщиной до трех километров. А на землях России были островки жизни.


Отечественным дореволюционным ученым многие нынешние достижения археологии, антропологии, этногенетики, глоттохронологии и других наук не были известны, но они доказывали многотысячелетнее прошлое Отечества тщательных изучением мифов, сказаний и античных источников.
Одним из таких ученых был академик
Василий Васильевич Латышев [29.7(10.8).1855, с. Диево, ныне Рамешковского района Калининской области, — 2.5.1921, Петроград] – (по энциклопедическим версиям) русский филолог-классик, эпиграфист и историк. С 1893 г. вице-директор департамента министерства народного просвещения. Член Петербургской АН (1893). Из его трудов наибольшее значение имеют «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (т. 1—2, 4, 1885—1901; переиздание ВДИ: 1947 – 1949; указатель 1950) и изданные в оригиналах и с русским переводом «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (т. 1—2, в. 1—5, 1893—1906; переиздан русский перевод в «Вестнике древней истории», 1947—49). Автор ряда книг и большого числа статей по различным вопросам древней истории (главным образом Северного Причерноморья), эпиграфике, византийской агиографии и др. С 1900 участвовал в работе Археологической комиссии. Был создателем и бессменным редактор «Известий археологической комиссии». Можно к этим словам немало и добавить. Но Латышев – один из ярких символов добротных знаний дореволюционной российской науки о многотысячелетних глубинах отечественной истории. Таким ученым вдалбливать мысль, что все в отечественной истории начиналось примерно от Рюрика – было бы неудобно и неприлично. Поэтому имена уровня В.В.Латышева в памяти нашего нынешнего официоза и не всплывают. У «науке в законе» – иные ориентиры.

Образно, Борей (Север) Латышева – это фундаментальное научное внимание к многотысячелетним  глубинам отечественной истории, это мощь эпических и античных источников, отражающих многотысячелетнее прошлое наших земель и народов.

В первом веке нашей эры Гай Валерий Флакк Сетин Бальб восклицал:
«XXX (167). (34) Теперь Муза, напомни мне, какую ярость ты в Рипейской земле, какими усилиями Скифию Перс (35) возбудил и кто уповал в битвах на коней и мужей? Впрочем, если бы я имел даже тысячу уст, то не вспомнил бы всех по числу и именам, ибо ни одна страна не богаче этой народами : хотя меотийская молодежь гибнет в вечных войнах, однако никогда на богатой почве нет недостатка в населении, (40) которое наполняет обеих Медведиц и Огромного Дракона…»
Призовье и Нижнее Подонье рассматривалось катализатором исторических инициатив всех народов Рипейской земли – культового центра Великой Скифии, который и ныне продолжается традициями Москвы и Санкт-Петербурга. Но вот многотысячелетние корни такой традиции многие «ученые в законе» (да и соответствующие политики и идеологи) знать и исследовать принципиально не хотят.
Какие тысячи уст для упоминаний ярких имен античной истории России ?!
Зачастую несколько имен этой истории не знают. А ведь именно со Скифией связаны Прометей, Рея, Кронус (это имя иногда носила Балтика, а затем Хронусом был Неман), Тартар, Аид, Персей, Ахиллес, Борей и его родичи, Аполлон, Артемида и еще десятки героев индоевропейского эпоса.
Ближе к реальной истории такие имена как Пал и Нап, Плин и Сколопит, Сагил и Панасагор, Танай и Мадий, Ариант и Антир, Скопасис и еще сотни ярких личностей, прославивших земли России задолго до Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава…


Диодор Сицилийский  (ок. 90 – 21 до н. э. ) в юности путешествовал по Европе,
Малой Азии и Африке. Из Рима переехал в Александрию, где жил в 60 по 56 гг.
На основе высочайшего информационного уровня Александрийской  библиотеки (ее кладезь знаний затем использовал и Птолемей) указывал:
«…Немалое число как древних, так и позднейших писателей
(между ними и Тимей) рассказывают, что когда аргонавты после похищения руна узнали,
что Эет своими кораблями занял устье Понта, то совершили удивительный и достопамятный подвиг52:
проплыв вверх по реке Танаису до его истоков и перетащив в одном месте корабль
по суше, они уже по другой реке, впадающей в Океан, спустились к морю и проплыли от севера к западу, имея сушу по левую руку; очутившись недалеко от Гадир [Гадеса], они вступили в ваше море...» (подробнее указатель ВДИ 1950 г. к своду В.В.Латышева)
Что это как не описание перевала из бассейна Дона через горы Рипы (иногда указывалась протока в горах) в сторону Балтики ?!  Понятно, что реальный путь проходил через бассейны Оки и Волги, от истоков которой и шли пути к Мсте, Поле, Ловати…


Комментарии нередко выдержаны в таком духе:
«Эта версия возвратного плавания аргонавтов, восходящая к названному несколькими строками выше Тимею из Тавромения, автору «Истории Италии и Сицилии» (352–256 до н. э), основана на использовании данных Питея из Массилии
(середина IV в. до н. э.), плававшего вдоль западных и северных берегов Европы. Дикеарх (у Страбона) и более поздние авторы отвергали свидетельства Питея, как небылицы»  228
Да, но Диодор говорит на основе книг Александрийской библиотеки. И подчеркивал, что  эту версию поддерживало немалое число как древних, так и позднейших писателей.
Поход аргонавтов – «общая эпическая небылица», образное осмысление множества древнейших морских и речных походов с юга на север и обратно. И версия о возможности похода через Танаис и волоки в сторону рек, впадающих в Океан (Северный, Кронийский, Сарматский и т.п.) , была достаточно популярна, чтобы ее не забывать и в истории Северо-Запада России.

Древние схолии к произведениям Пиндара (522/518 – 442/438 до н. э.) поясняли
«Борея… страна эта гиперборейская (т. е.
находящаяся за Бореем), потому что она простирается позади дуновения Борея в Рипейских горах24.(указатель ВДИ 1950 к своду В.В.Латышева)
Вероятность трансформации Бореи в средневековую Бятмию, отчасти и в Пермь, достаточно велика. Но вместе с тем при локализации гор Рип на водоразделе Балтика – Каспий и Азовское море Борея в Рипейских горах оказывается в округе Боровичей и множества иных «боров», богатых археологическими памятниками.
Аристотель отмечал: «...Под самым севером, выше крайних пределов Скифии, находятся так называемые Рипы5, о величине которых передаются очень баснословные рассказы. Оттуда, говорят, текут очень многие и притом самые огромные из других рек после Истра». Тогда получается, что это Борисфен (Днепр), Танаис (Дон), Ра ( Волга)… Они самые огромные для греков после Истра (Дуная).

В целом надо тщательнейшим образом изучить на предмет выявления античных реалий Северо-Запада России свод В.В.Латышева (ВДИ 1947 – 1949 гг.; указатель 1950) и еще лучше – сканировать и представить его в Интернете.
Отчасти это сделано, но более - для подчеркивания роли степных народов.
http://www.unesco.kz/qypchaq/Docs/Steppe/Steppe_all.pdf


Эта статья - небольшое досье в пользу Борея у гор Рип и Античности России.
Возможно, на несколько лет или до конца жизни она последняя историческая в творчестве П.М.Золина. С помощью Интернета о многотысячелетнем прошлом страны Борея может получить археологические и иные сведения любой образованный пользователь на тысячи страниц
http://www.unesco.kz/qypchaq/Docs/Steppe/Steppe_all.pdf
Мне, лично, эти абсолютные по фактуре тысячи надоело повторять и повторять.
Их призание - дело не реальной науки, а нашей дерьмовой (под влиянием тотального глобального неомасонства и его "ареала") политики. Извините, эту политику не принимал и принять не могу.

Сталкиваясь со времени издания брошюры «Юрьева» (1979 г.) с агрессивным неприятием фактов дорюриковской истории России, автор этих строк понял, что официозной истории (и ее заказчикам) такие и подобные факты крайне не нужны. Тогда и были задуманы циклы «Славно» (благодаря настороженности неомасонстива не прошло - молодцы !), «Русь до Руси», «Сто новгородских сел», «Энциклопедия Новгородской области» (в общей сложности более 50 выпусков в 1989 – 1996 гг.), чтобы пусть в Новгороде и области хотя бы будет накапливаться фактологическая база против диктата медиевизма. Влиятельный медиевизм быстро заметил угрозы – и дискредитация (преимущественно устная) работ П.М. Золина  (и подобных ему) становилась тотальной.
После выхода в 1997 г. совместных с В.М.Кандыбой книг «Реальная история Руси» и более информативной «История и идеология русского народа» (2 выпуска, даже на название этой последней книги почти наложено табу) ярость медиевизма потеряла меру. Нападать лично дряхлые «светилы» стеснялись – не раз попадали впросак фактологический . И поэтому бросали в бой молодых и амбициозных соратников. Наиболее яро выразил позиции своих наставников и авторитетов года два назад молодой новгородский археолог. Непосредственно ему, а через него – и авторитетам, пришлось на агрессивность в Интернете в том же Интернете и ответить.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161326.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161327.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111092.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111096.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111108.htm и др.

«История и идеология русского народа» от этого не стала популярней (замалчивать двухтомник стали еще больше). Игнорирование античных пластов отечественной истории в официозе отчасти даже усилилось. Ведь на стороне официоза (и неизбежно стимулируя его) выступают основные религии светской по Конституции России. Иудаизму в принципе многотысячелетние истоки Великой Скифии, особенно допотопные, не нужны. Так ведь от Каина до раннего Кия додуматься могут. Христианству и исламу тоже особо «донашеэрие» ни к чему. Дохристианские и доисламские факты не в святой канве тотальной религиозной пропаганды в нынешней АТЕИСТИЧЕСКОЙ (СВЕТСКОЙ) РОССИИ. И поэтому «духовные власти» явно против многотысячелетних реалий отечественной истории – те реалии сеют смуту всеобщего познания в умах правоверных.
Многотысячелетняя округа гор Рип (ныне частью Валдайских; водораздела Каспия, Черного моря и Балтики) не раз меняла всякие культы и веры. Но хотя бы несколько тысячелетий здесь торжествовало язычество влиятельных волхвов
и др.
Если индоевропейцы, действительно, в 4 – 3 тыс. до н.э. расходились по свету во многом с берегов Дона и Волги, то они неизбежно уносили с собой и эпическую память о здешней округе. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111098.htm
и др.

От низовий Дона в 3 тыс. до н.э. уходили на юг и пращуры греков, обогащая эпос южных народов яркими преданиями о гипербореях и Аполлоне (христианство очень многое переняла из его культа), кентаврах и многом другом. Гиндин Л.А. Население Гомеровской Трои. - М.: Наука, 1993. Гиндин Л.А. ПРОСТРАНСТВЕННО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ПРОБЛЕМЫ И "КАРТА ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ПРАРОДИН ШЕСТИ НОСТРАТИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВ" В.М. ИЛЛИЧ-СВИТЫЧА
http://ameshavkin.narod.ru/litved/grammar/ling/nostr/gindin.htm (нашим дубоносовым и дуболобовым «в законе» что не указывай, им любая наука, если перечит их дубовым представлениям, не наука…)

Примерно в 1987 г. в журнале «Турист» мною опубликована небольшая статья «Северный путь героев». Она указывала на то, что более ранние версии сказания об аргонавтах хранят память о хождениях ранних индоевропейцев в округу гор Рип – на нынешний Северо-Запад России. Лунявые ухмылки официоза понятны – «придурь Золина», какие там аргонавты. Давно уличал и уличаю свой любимый официоз, что фундаментальный свод античных источников по отечественной истории академиком В.В.Латышевым (повтор дореволюционных изданий: ВДИ.1947 – 1949; затем и публикации этих источников полностью, но раздельно) мои любимые критики в упор не знают. А рассуждать с умным видом любят.

Обычно античная и, следовательно, европейская литература начинается с Гомера ("Omhroz), который жил, вероятно, в IX-VIII вв. ДО н. э. Приписываемые ему эпические поэмы «Илиада» (и «Одиссея» («;;;;;;;;») содержат первые неясные сведения о северо-восточной окраине тогдашней ойкумены. Так, в «Илиаде» (XIII, 4—6) упоминаются некие северные гиппемолги (букв. — «доители кобылиц»), «питающиеся молоком». Последующая традиция, начиная с греческого поэта Гесиода (ок. 700 г. до н. э. ), отождествляет гиппемолгов со скифами-кочевниками, у которых кобылье молоко составляло основу питания. В «Одиссее» имеется также упоминание киммерийцев, которые были предшественниками скифов в Северном Причерноморье1:
«Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными» (Гомер, «Одиссея», XI, 12-19; цит. по: SC. Т. I. С. 300). http://www.lants.tellur.ru/history/DRSZI/I.1.htm

Так это явное описание полярной ночи, известное по эпосу шумеров и других древних народов, что наш официоз крайне не любит. Хотя научных констатаций все больше.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111130.htm

То есть в греческом эпосе есть указание на то, что участники Троянской войны на судах могли выходить на очень далекий север. Более 3 тысяч лет назад.
Конечно, уже древние комментаторы «Одиссеи» не были уверены (а ученые до сих пор спорят), имеет ли это описание пути Одиссея в преисподнюю отношение к Северному Причерноморью (возможна западносредиземноморская локализация «киммерийской» части путешествия Одиссея). Интересно, однако, что примерно в то же время (VIII—VII вв. ) киммерийцы (Gi-mir-ra-i, Gomer, Gamirra) и скифы (A;kusa, A;kenaz) появляются в библейских и ассирийских источниках как северные кочевники, угрожающие своими набегами. http://www.proza.ru/2008/10/31/579

Официозно (со всякими оговорками, противоречащими бездне фактов археологии) признается, что самые ранние сведения о Северном Причерноморье — лишь неясные и случайные данные, в большинстве своем легендарного характера, которые связаны с греческими мифологическими преданиями о северной стране киммерийцев, о блаженных гипербореях, живущих на крайнем севере, о стерегущих золото грифонах и одноглазых аримаспах, о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном и о колхской царевне Медее, помогшей Ясону, о Прометее, прикованном к скале на Кавказе, и т. д.
Так почему же эти сюжеты и мотивы были необычайно популярны в греческой и римской литературе и изобразительном искусстве ?! Отчего они разрабатывались или упоминались в огромном числе литературных произведений на протяжении всей античности [в драме, поэзии, прозе, реторике и других жанрах; ср. трагедию великого греческого драматурга Эсхила (525-456 гг. до н. э. ) «Прометей Прикованный», где действие происходит на Кавказе, или драму Еврипида (480—406 гг. до н. э. ) «Ифигения в Тавриде», разыгравшуюся в Крыму] ?! Греки помнили свою индоевропейскую прародину ?!

Почти четверть века доказываю для меня, лично, уже банальность. Иалмен, участник Троянской войны, переселился с отстатками соратников и флота к низовьям Дона (там и у Волги обилие всяких ильменей-лиманов, мелких озер). Ильмень (Илмер) имеет ностратические корни, в частности – может означать место почитания «мужа Ила» (плодородного, обильного и т.п.). И в иной частности, Прометей и Ахилл (как глава вышедших из Приазовья индоевропейцев) признавались задолго до нашей эры царями Скифии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Иалмен; http://www.russika.ru/ctatjajv.asp82&pr=0
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111117.htm
http://tzone.kulichki.com/anomal/civil/rus/skifia.html

 Место действия мифологических преданий Шумера, Индии и т.п. не постепенно охватывало все более удаленные районы Севера, а признавало эти регионы исходными (или притягательными) точками для цивилизационного развития. Бог en-lil, Энлиль, "Бог Ветра" - Верховный Бог Шумера http://www.gudsite.com/publ/10_CREATOR.htm
http://www.yperboreia.org/jarn14.asp и т.д.

Греки не в процессе освоения Черного моря переносили действия своих мифов на его побережья, а от исхода с регионов северян (Реи, Латоны и т.п.) начинали историю своих главных богов, включая и Зевса . Тупо смотрит на эти реалии, множеством отраженные хотя бы сборниками «Русь до Руси», официозная наука. Знать не знают – и до конца жизни знать не хотят. А вот оценки всем свысока раздавать, слухи и сплетни распространять – привычное дело.

Да, нередко мифологические сюжеты накладываются на реалии и тесно сплетался с реальными знаниями этнографического и географического характера, добытыми ранней греческой наукой. Поэтому рассказываемые античными поэтами и драматургами мифы часто в своей эгногеографической части являются – это признается - ценным историческим источником.
http://www.lants.tellur.ru/history/DRSZI/I.1.htm
http://www.unesco.kz/qypchaq/Docs/Steppe/Steppe_all.pdf
Вот только не эпос типа христианского (позднелетописного) Сказания о Словене и Руссе
http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0163-00.htm

В данном случае надо нашему любимому «официозу в законе» повторять и повтороять.
Античные источники указывают, что на обратном пути из Колхиды – по одной из ранних версий - аргонавты проходили по Танаису (Дону), затем протоку в горах Рипах и шли далее морем (ВДИ. 1947 - 1949; указатель 1950 года).
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111043.htm
http://heathen.narod.ru/library/barashkov.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аргонавт

И этот античный факт в истории Северо-Запада России должен быть твердо заучен. Постепенно и поясним – почему.

Миф об аргонавтах суммирует предания первых земледельцев и судоходов примерно 7 – 5 тыс. до н.э. Вариаций этих преданий затем оказывалось множество. Греческая версия в силу разных причин стала доминирующей. Наиболее подробно она у Аполлония Родосского в «Аргонавтика».
http://c-book.library.tver.ru/books/b-017.htm
http://hworld.by.ru/text/greek/apolonij/apolonij.htm
Желающие могут вспомнить и фильм http://kinoport.net/5088_2522_film.html
http://kino.mpv.ru/?id=2918 ; http://multfan.ru/2008/08/27/argonavty.html

http://hworld.by.ru/text/greek/apolonij/apolonij.htm
hworld.by.ru/text/greek/apolonij/4.zip
Глубина традиции велика

Имена в эпосе об аргонавтах – индоевропейские. И так или иначе имеют разнообразные связи со Скифией.

Пелий (греч. ;;;;;;) —сын Посейдона и Тиро. Посей-дон (морской бог) подозрительно созвучен «Посеву Дона», рожденному Танаисом-Доном, у северных истоков которого эпос указывал Океан. Созвучие, понятно, и случайное. Но Посейдон (сын Кроноса и Реи) нередко связан именно с героями из Скифии http://ru.wikipedia.org/wiki/Пелий
http://ru.wikipedia.org/wiki/Посейдон
Кстати, любвиобильная Хиона (др.-греч. ;;;;;) —дочь бога ветра Борея и (бывшей афинской царевны ) Орифии на время стала любовницей Посейдона и родила Евмолпа (волхва, основателя элевсинских таинств) http://ru.wikipedia.org/wiki/Евмолп
 http://ru.wikipedia.org/wiki/Хиона_(дочь_Борея)


Родив близнецов Пелия и Нелея, Тиро велела выбросить их на произвол судьбы, но младенцы были найдены пастухом и воспитаны им. Позднее Пелий и Нелей нашли свою мать. Имена типа Нелей, Некрас, Небул и подобные характерны языческой ономастике славян http://gramoty.ru/?id=dnd
Пелия берестяные грамоты не знают, но вот Пелага, Пелагия, «пеледа» (чехол) и подобные созвучия средневековым новгородским грамотам известны.


В юности Пелий был изгнан Мим-антом с родины и с друзьями овладел островами Скиафом и Пепарефом .

Символика всяких созвучий в эпосе требует тщательного изучения, так как в сумме она становится важным основанием исторических построений по многотысячелетнему этногенезу (если учитывать суть ономастических обозначений; понятно, постепенно исключая всякие натянутости и неизбежные на первых порах ошибки).

По смерти отчима , Крифея - Пелий стал царем Иолка (здесь славянские вариации от елки до волка, хотя все и могут быть натяжкой) в Фессалии (фиссагеты – народ на севере во времена Геродота) , свергнув с престола брата Эсона. Эсон, желая спасти своего сына Ясона от Пелия, объявил его умершим и укрыл у кентавра (символа одомашнивания лошадей на просторах Скифии) Хирона (воспитателя и царя Скифии – Ахилла).

Достигнув двадцатилетнего возраста, Ясон отправился в Иолк. Переходя через реку Анавр, потерял сандалию. Явившись к Пелию, Ясон потребовал, чтобы тот передал ему принадлежащее по праву царство. Испуганный Пелий притворно пообещал выполнить требование Ясона при условии, что тот, отправившись в населённую колхами страну Эю к сыну Гелиоса царю Ээту, умилостивит душу бежавшего туда на золотом баране Фрикса и доставит оттуда шкуру этого барана — золотое руно.


Ясон согласился, и для путешествия был построен с помощью Афины корабль «Арго». Он собрал для участия в походе славнейших героев со всей Эллады (источники называют разное число его участников — до шестидесяти семи человек). Аргонавты просили принявшего участие в походе Геракла (по эпосу он признавался и отцом родоначальников основных народов Скифии: Агафирса, Гелона и Скифа) взять на себя начальствование, но он отказался в пользу Ясона…
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B8%D1%84%D1%8B


По совету участвующего в походе Орфея они принимают посвящение в мистерии кабиров на острове Самофракия. За участие в подобной мистерии был убит братом скифский мыслитель Анахарсис, а затем казнен и царь Скифии Скил.

Проплыв через Геллеспонт в Пропонтиду, Аргонавты были радушно приняты жителями города Кизика (этот город привлекал скифскую знать, включая и Анахарсиса) во Фригии долионами, устроившими пир для Аргонавтов.
Появившийся из глубины морской бог Главк (Понтийский, отец Беллерофонта) открыл Аргонавтам, что Гераклу по воле Зевса не суждено участвовать в походе.

В Вифинии (это тысячи лет традиционный регион Южного Причерноморья для переселений из Скифии) царь бебриков Амик, имевший обыкновение вступать с прибывавшими в его страну чужеземцами в кулачный бой, вызвал на бой одного из Аргонавтов. Вызов принял Полидевк, поразивший Амика насмерть. Войдя в Боспор, Аргонавты приплыли к жилищу слепого старца, прорицателя Финея,  которого  мучили страшные зловонные птицы гарпии, похищавшие у него пищу.

Бореады Зет и Калаид, крылатые сыновья Борея, навсегда отогнали гарпий, а благодарный Финей рассказал о пути, который предстояло проделать Аргонавтам, и дал им советы, как избежать опасностей. Так волей или неволей дети Борея способствовали успеху похода.

Аргонавты направились на восток вдоль южного берега Понта Евксинского (вариант: направились сначала на север, в землю тавров, где царствовал Перс, брат Ээта). Прогнав криком стаи чудовищных птиц, подобных гарпиям, Аргонавты причаливают к острову Аретия и встречаются там с отправившимися из Колхиды на родину в Элладу и потерпевшими кораблекрушение сыновьями Фрикса (земляк Иалмена по Орхомену) — Аргом и другими.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%81

Те присоединяются к Аргонавтам и помогают им советами (по более древним вариантам мифа, сыновья Фрикса возвратились в Элладу ещё до похода Аргонавтов). Приблизившись к Кавказу, Аргонавты увидели орла, летевшего к Прометею, и услышали его стоны. «Арго» вошёл в устье реки Фасиса (Риони). Благосклонные к Ясону Афина и Гера просят Афродиту, чтобы Эрот зажёг любовь к Ясону в сердце дочери Ээта — волшебницы Медеи. Когда Ясон с шестью спутниками явился во дворец Ээта, Медея сразу полюбила его. Узнав, что Аргонавты прибыли за золотым руном, Ээт (позже, говаривали, он нагнал аргонавтов в земле скифов; Софокл. Скифы, фр.546-549 Радт) пришёл в ярость. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%8D%D1%82

Желая погубить Ясона, он предложил ему вспахать поле на медноногих огнедышащих быках Ареса (Арес – божество скифов, его символ – меч) и засеять его зубами фиванского дракона, из которых вырастают воины (вариант: сначала Ээт потребовал, чтобы Аргонавты помогли ему в войне против брата Перса). Однако другая дочь Ээта — вдова Фрикса Халкиопа, страшившаяся за участь своих детей, прибывших с Аргонавтами, сговорилась с влюблённой в Ясона Медеей, чтобы та передала Ясону волшебное зелье, которое сделало его на один день неуязвимым.
В присутствии Ээта и колхов Ясон запряг быков и, идя за плугом, бросал в борозду зубы дракона. Ещё до наступления вечера из зубов стали расти могучие воины. Ясон бросил в них огромный камень, а сам спрятался. Воины начали сражаться друг с другом, и Ясон перебил их. Медея, движимая любовью к Ясону и страхом перед отцом, захватив колдовские зелья, бежала на «Арго», взяв с Ясона обещание жениться на ней. На рассвете Ясон с Медеей отправились в рощу Ареса, где страшный змей стерёг золотое руно.
Медея усыпила змея сладким песнопением и волшебным снадобьем, и Ясон смог снять с дуба испускавшее сияние золотое руно (вариант: Ясон убивает змея. Аргонавты поспешно вышли в море, но Ээт направил корабли в погоню за Медеей.

Аргонавты возвращаются новым путём: не через Пропонтиду, а обычно по Истру (Дунаю) или по Фасису в океан. Но здесь и возникают варианты их возвращения через горы Рипы.

 Колхи под начальством сына Ээта Апсирта опередили их и преградили им путь от Истра в Адриатическое море. Аргонавты были склонны к примирению и согласны оставить Медею в храме Артемиды, чтобы только получить возможность двинуться дальше с золотым руном. Медея, осыпав Ясона упрёками, предложила заманить брата Апсирта в ловушку. План удался: Ясон убил Апсирта, и Аргонавты неожиданно напали на сопровождавших его колхов.
Зевс разгневался на Аргонавтов за предательское убийство, и вставленный в киль «Арго» говорящий кусок древесины, сделанный из додонского дуба, объявил Аргонавтам, что они не вернутся домой, пока их не очистит от скверны дочь Гелиоса волшебница Кирка. Согласно более древней версии, Апсирт бежал из Колхиды вместе с Медеей, и их преследовал сам Ээт. Когда Медея увидела, что их настигают, она убила брата, разрубив его тело на куски и стала бросать их в море. Ээт, собирая части тела сына, отстал и повернул назад, чтобы похоронить его. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аргонавт
Якобы в память об этом возник город Томы («части», ныне Констанца), столица Малой Скифии с поздней античности.

По одной из версий, поднявшись по реке Эридан (Рудон), аргонавты вышли через Родан (Рону) в земли кельтов. В Средиземном море они достигли острова Ээя, где жила Кирка. Она очистила Аргонавтов от совершённого ими преступления — убийства Апсирта. От сирен Аргонавтов спас Орфей, заглушив их пение своей песней. Фетида и её сестры нереиды по просьбе Геры помогли Аргонавтам проплыть мимо Скиллы и Харибды и блуждающих скал Планкт. Алкиной и Арета, царствовавшие над феаками, приняли Аргонавтов радушно. http://www.antmir.ru/html/a/argonavt3.html
Эридан у Геродота – янтароносная река http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2281
Так называлась и небольшая река у Афин.

Эридан — река в стране гипербореев, на севере или западе Европы. Порождение Океана и Тефиды. Об Эридане упоминается в легенде о золотом руне. Когда аргонавты плыли по этой реке, они вдыхали ужасный смрад от пожара, вызванного падением в реку Фаэтона. Слезы оплакивавших Фаэтона его сестер — Гелиад превратились в водах реки в янтарь. По другим мифам, янтарь считался слезами Аполлона, потерявшего своего сына Асклепия. Эридан часто отождествлялся с реками крайнего запада (По, Рона и др.).
http://mify.org/dictionary/eeridan.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Легенды_про_янтарь

У Геродота сведения об Эридане переданы в 3 книге (Талия) таком контексте: «115…Что же до самых отдаленных стран Европы, именно на западе, то я не могу сообщить о них ничего определенного. Я-то ведь не верю в существование реки, называемой у варваров Эриданом89, которая впадает в Северное море (оттуда, по рассказам, привозят янтарь). Я ничего не знаю также, существуют ли действительно острова Касситериды, откуда к нам привозят олово90. Ведь само название “Эридан” оказывается эллинским, а не варварским и придумано каким-нибудь поэтом. С другой стороны, несмотря на все мои старания, я не мог ни от одного очевидца узнать подробности об этом море на севере Европы. Впрочем, верно то, что олово и янтарь привозят из самых далеких стран.

116. На севере же Европы, по-видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно сказанию, его похищают у грифов одноглазые люди – аримаспы. Но я не верю, что от природы вообще существуют одноглазые люди, а в остальном естество у них, как и у прочих людей. Во всяком случае, кажется, что эти окраины ойкумены, окружающие остальные земли, обладают продуктами, которые у нас считаются весьма ценными и редкими».
http://chudesa.by.ru/talia.htm
Авторы комментариев скромно и интеллигентно поясняют:
«89. Эридан — название нижнего течения совр. р. По или Эч. Позднее Эриданом стали называть также реку на севере. Быть может, Геродот имеет здесь в виду даже устье совр. р. Вислы»
http://chudesa.by.ru/prim003.htm#089

Не в Скифии же эту реку указывать ?! А почему это не Рудон (Двина) ?!
Даже Брокгауз и Эфрон признавали это: « По мнению Маннерта, Госселена и Мальт-Брена, Западная Двина в древности называлась Хезином (Chesynos или Chersinos; спорить с версией здесь не будем, но Хронус все-таки больше Неман) в нижнем ее течении, общее же название реки было Эридан, Рудон или Рубон. В конце VII в. впервые мы встречаем у географа Равенского (Anonymus Ravennatus) название "Дины". В скандинавских сагах "Дина" (Dynu) воспевается как третья или четвертая из величайших рек на земле, протекающая по государству "Гардарик"; она в них именуется "Seimgala Dyna" (Семигальская Двина) и "Вина". На ливском яз. Двина называется Вейна, Вена, на латышском — "Daugawa", т. е. многоводная река, по-белорусски D;wina…»
http://www.bibliotekar.ru/bez/70.htm Связь с венедами (праславянами) здесь все более очевидная.
 
Нонешния святилы эйтога не признают, даже задумываться об тем не желают.
Оне умне всех. Так им власти гварять. 
Информационное светское общество… Помилуйте…

В это время – на землях Скифии - их настигла вторая половина флота колхов, посланного за ними вдогонку Ээтом. По совету Ареты Ясон и Медея немедленно вступили в брак, так что Алкиной получил основание не отправлять Медею к отцу. Когда Аргонавты были уже вблизи Пелопоннеса, Борей отнес их корабль к отмелям Ливии. Повинуясь вещим словам явившихся к Аргонавтам ливийских героинь, они несли двенадцать дней корабль на руках до Тритонийского озера. Здесь Геспериды помогли им добыть питьевой воды. В пустыне погиб от укуса змеи прорицатель Мопс, и Аргонавты долго не могли найти выход из Тритонийского озера, пока не посвятили местному божеству Тритону треножник. Тритон помог Аргонавтам выплыть в море и подарил им ком земли. Когда Аргонавты подплыли к берегам Крита, медный великан Талос стал швырять в них кусками скалы, не давая пристать к берегу.
Зачарованный Медеей, он повредил пятку — уязвимое место; после этого из него вытекла вся кровь и он упал бездыханный. Один из Аргонавтов Эвфем бросил в море ком земли, подаренный Тритоном, и из него возник остров Фера (вариант: случайно выронил). После этого Аргонавты вернулись в Иолк. По наиболее распространённой версии мифа, Ясон отдал золотое руно Пелию, который за время его отсутствия, уверенный, что Ясон не вернётся, убил его отца и брата. Посвятив «Арго» Посейдону, Ясон с помощью Медеи отомстил Пелию (дочери Пелия по наущению Медеи, желая вернуть отцу молодость, разрубили его тело на куски). Воцарившийся в Иолке сын Пелия Акает изгнал Ясона и Медею из города. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аргонавт


Допускают, что запутанный маршрут аргонавтов – отражение разнообразных маршрутов греков, память о первых о первых плаваниях из округи Эгейского моря в Чёрное море и в западную часть Средиземного моря . Но всяких допущений может быть много. Но Кавказ (с мучениями Прометея на Скифской скале) все же ближе к Скифии. Просторы и влияние Скифии требовалось аргонавтам и на обратном пути преодолеть.


В третьей части у Аполлония Родосского есть слова Арга о влиятельном некто:
« Оттуда [т. е. из  Египта], говорят, некто26 обошел кругом всю Европу и Азию, уверенный в силе, могуществе и смелости своего народа; при своем нашествии он населил бесчисленные города, из коих одни доселе существуют, другие уже нет,
ибо с тех пор прошло уже очень много времени. Эя еще и ныне стоит твердо, и в ней живут потомки тех людей, которых он посадил  жить в Эе; они сохраняют сделанные на табличках записи своих отцов, в которых изложены все пути и пределы воды и суши для путешественников27. Допускают, что это память о походе Сесостриса почти 39 веков назад на Скифию.
http://www.unesco.kz/qypchaq/Docs/Steppe/Steppe_all.pdf
Схолии (пояснения) к произведениям об аргонавтах, в частности, подчеркивали, что Полифем окончил жизнь в сражении с халибами (с созвучием «калить»). Халибы – народ в Скифии, где добывается железо. Каллимах говорит: “да погибнет род халибов”. И бизеры (пизеры, поозеры ?)  – народ скифский. И много иных, которые ныне и не вспомнят.

Но плывите, говорил поэт, пока не достигнете самого дальнего угла  моря. За Скифией находится конец моря, так как дальше следует Меотийское озеро, за которым находится Северный океан (Арктика).

Схолии отмечали ряд важных моментов. Агрет в XIII книге «Описания Ливии»61 говорит, что сказание об уничтожении печени Прометея орлом образовалось вследствие того, что река, носившая название Орла  (`греческое слово типа «айста»: Аэтос) , опустошала лучшую часть земли Прометея, а печенью (Upar; ипар) у многих называется плодородная земля.
Когда же Геракл отвел реку каналами, то показалось, что орел им удален и Прометей освобожден от оков.
http://www.unesco.kz/qypchaq/Docs/Steppe/Steppe_all.pdf С.146.
Понятно, что эта античная версия (наряду с тысячами подобных) неонорманизму до конца его жизни не нужна.
Теофраст говорит, что Прометей, сделавшись мудрецом, первый сообщил людям философию, отчего и распространилось сказание, что он сообщил людям  огонь.
Зачем нужен Прометей, связанный с какой-то рекой Орел (тем более орел о двух головах отмечен на гербе России) ?!
И Геродор (до Геродота) около 25 веков назад сообщает следующее странное сказание об оковах Прометея. По его словам, Прометей был скифский царь; не имея возможности доставлять своим подданным жизненные припасы вследствие того, что река, носившая название Орла, затопляла поля,  он был заключен скифами в оковы; но Геракл,
явившись туда, реку отвел в море, – почему и  распространилась сказка о том, что Геракл
убил орла, а Прометея освободил из оков.
http://www.unesco.kz/qypchaq/Docs/Steppe/Steppe_all.pdf С.147.
Это в целом конец всему. Прямо говорится, что река, досаждавшая Прометею, в Скифии. И здесь проводились масштабные мелиоративные работы. Их следы археологи выявляют.

Алексей Федорович Лосев в работе «Проблема символа и реалистическое искусство», отметил, что на рубеже V и IV вв. до н. э. Геродор, который ввиду своего рационализма и аллегоризма несомненно может считаться  предшественником Эвгемера - доказывает, что Прометей - это скифский царь, земля которого страдала от разливов реки Аэтон.
http://losevaf.narod.ru/losev-problemasimvola.htm

И пусть себе этот Геродор и иже с ними чего-то доказывает.
Пливали на него наши авторитеты и наставники.

Схолии отмечали
Никто не говорит, что аргонавты проплыли в наше море по этой реке, кроме Тимагета, которому последовал Аполлоний.
Скимн говорит, что они рекой Танаисом (с верховьями у Рип) проплыли в великое море, а оттуда прибыли в наше море; при этом он прибавляет, что, пристав к материку, аргонавты на копьях перенесли Арго, пока не добрались до моря.
Гесиод говорит, что они проплыли по Фасису; а Гекатей, опровергая его, рассказывает, что Фасис не впадает в море и что они плыли не по Танаису, а тем самым путем, которым и прежде, как рассказывает Софокл в «Скифах».
Каллимах сетовал,  что те из них, которые проплыли в Адриатическое море, не нашли
аргонавтов, а нашли проплывшие через Кианейские скалы в Керкиру, где и они тогда были. Надо было всячески оправдывать появление Истра (Дуная) в связи с Рипейскими горами, гипербореями  и Скифией. Тогда отмечалось, что Истр, протекая из земли гипербореев, когда доходит до местности между Скифией и Фракией, разделяется на две части, из коих одна впадает в Евксинский Понт, а другая – в Тирренское море.
http://www.unesco.kz/qypchaq/Docs/Steppe/Steppe_all.pdf С.148.

Суммируя версии, комментаторы заключают:
«…В общих чертах представить в следующем виде эволюцию перипла «Аргонавтики»: Гесиод, Гекатей, Пиндар и Антимах (поэт V в. до н. э., автор «Фиваиды» и «Лиды») направляли аргонавтов из Фасиса в Океан (с допущением пути через Танаис и Рипы), из Океана в Африку (в Египет или в Ливию), оттуда вновь в Средиземное море. Несколько позже возникла (и представлена Тимагетом – географом, жившим в III в. до н. э. и послужившим источником для Аполлония Родосского) версия о возвратном пути по Истру (Дунаю), предусматривающая, – вернее, рационалистически объясняю щая, – присутствие аргонавтов в Италии. Против этой версии, с позитивными географическими данными в руках, восставали Эратосфен и Артемидор Эфесский – последний уже во время, близкое к тому (на рубеже II–I вв. до н. э.), когда истоки Дуная стали доступны для эллинистической науки благодаря римским завоеваниям.
http://www.unesco.kz/qypchaq/Docs/Steppe/Steppe_all.pdf С.151.

Источник: Apollonii Argonautica emendavit, appar. crit. et prolegomena adiecit R. Мerkel. Scholia vetera e codice Laurentiano edidit H. Кeil. – Lipsiae, 1854; Apollonii Rhodii Argonautica / Rec. R. Merkel. Lipsiae,
1913; В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // ВДИ, 1947, №3. Ср. другие версии перевода: Г. В. Штоль. Мифы классической древности / Пер. с нем. Покровского и Медведева.  Т. I. – М., 1865: 157–198; Переиздание: M., 1899; Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод,
введение и примечания Г. Ф. Церетели. – Тбилиси, 1964; Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Изд. подгот. Н. А. Чистякова. – М.: Ладомир; Наука, 2001.

http://www.qypchaq.freenet.kz/Sources-Russian.htm
http://www.qypchaq.freenet.kz/Sources-Russian.htm

По наущениям авторитетов некоторые «юные дарования» с маниакальным упорством сводят понятие Рипейских гор к Уральским горам, да и дают о горах крайне скудную информацию. В итоге Рипы предстают какой-то незначительной информационной ерундой. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рипы и т.п.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111130.htm

Если это возвышенности водораздела Балтики и Каспия (с Черным морем), то это все же округа Валдайской возвышенности.
Трудно ныне отдать археологические культуры эпических гор Рип (ныне Валдайской части Русской возвышенности, средневековых Алаун, Ревениц) каким-то одним языковым семьям типа индоевропейцев и финно-угров, так как в последние несколько тысячелетий явно и многократно здесь смешивались охотники и собиратели, земледельцы и скотоводы, скитальцы и «постояльцы» (с разнообразным домостроением).

Важно, что индоевропейский элемент времен послепотопных «волн» заселения округи гор Рип (Риф, Рипеев, Рифеев и т.д.) уже был. Индоевропейский эпос вел с Рип истоки Ра (Волги), Танаиса (Дона), Борис-фена (Борея потока). Рипы – вероятный след и ностратического языкового союза, существовавшего около 8 – 12 тысяч лет назад. И поэтому по созвучиям античные варианты названия гор имеют свои разнообразные трактовки для финно-угров и северных семитов, тюрков и индоевропейцев (особенно германцев, балтов и славян).

Славянские Рыбы (с тяготением к смыслу слова «рыпаться»), Репы (со смыслом - «скользкие», «грязные»), Репей («приставучий», «досаждающий») и другие славянизмы – понятно, не одни они - тоже имеют право на трактовку смысла имени гор.

Культуры среднего неолита округи 8 – 5 тысяч лет назад представлены по книге известного российского археолога С.В. Ошибкиной (рис.6: есть и другие версии, отчасти отраженные нашими сборниками «Русь до Руси»). Она достаточно подробно отражают и возможности исторической памяти от эпических глубин [Ошибкина С.В. Искусство эпохи мезолита // Искусство каменного века. М.: Наука, 1992. С. 7-40].

 Ранняя дата для верхневолжской культуры - 7240 лет назад, поздняя - 5430 лет назад. Для ямочно-гребенчатой - ранняя дата - 6040 лет назад, поздняя - 4550 лет назад (т.е. примерно завершается временем Словена и Руса). Для волосовской (с активным использованием янтаря, особенно прибалтийского) - ранняя дата – 5065 (условно близка временам послепотопной «Руси, чюди и всих языцей), поздняя - 3840 лет назад (времен дальних походов потомков Словена и Руса ;см. подробнее: Золин. Протогорода Великой Скифии. 2004. С.15 - 23).

 По мнению Ю.Б.Цетлина, зоны перекрытия между культурами отражают периоды сосуществования этих культур (Цетлин Ю.Б. Периодизация неолита Верхнего Поволжья. Методические проблемы. М.: Инст. археологии РАН, 1991. 193 с.).

У истока Борис-фена, текущего из округи Рип (Оковского леса летописей, гор Нервиев поздней античности) и была вся стать жить богу северного ветра Борею (иногда по созвучию в нем указывают и Перуна, ищут сходства грозных Перуна и Борея: оба небожители, летают, устраивают грозы и бури, связаны с северными индоевропейцами и т.п.).

Так на горах Рипах и возникал эпический «терем Борея» («ложе Борея», позже греки локализовали его и поближе к Фракии), за которым была уже Гипер-Борея (Крайний Север) и жили гипер-бореи (гиперборейцы), обитатели позднеантичной Бярмии и позднесредневековой Перми.

Что вытекает из греческого эпоса ?!

Борей - бог северного ветра (допускают, того же корня-смысла, что и Буря, Буран; новороссийская «Бора»), сын Астрея и Эос, внук титанов Крия (в частности, созвучие славянским Край и Крыша) и Гипериона. Он - брат Зефира, Нота, Эвра (одного из «создателей» Восточной Европы, точнее Евразии), Эосфора и звезд, отец Зета, крылатых Зета и Калаида, Клеопатры и Хионы (мать - Орифия). Изображался могучим, крылатым и бородатым мужчиной. В аллегориях четырех времен года символизировал Зиму (лютую, отсюда - отчасти - и являлся ранним Дедом Морозом).

По мере закрепления пращуров греков на землях нынешней Эллады, указывался обитающим во Фракии (округа Болгарии) - среди холода и мрака. Обладал даром превращения в коня, а основными землями одомашнивания лошадей около 6 тысяч лет назад наукой признаются – напомним, - просторы Скифии.

Кстати, лошадка – символ Сунгири – известна северянам около 25 тысяч лет назад. Да и затем символика коня на землях будущей России имеет разнообразное развитие. Есть изображения лошадей на стенах Каповой пещеры на Урале около 15 тысяч лет назад.

Астрей (Острей) - "звездный" - сын титана Крия и Эврибии, брат Перса и Палланта, муж Эос, отец звезд, ветров (Борея, Зефира, Нота и Эвра) и Эосфора. Астрея (Острея) - "звездная" - богиня справедливости, наблюдающая за правосудием, защитница правды и враг обмана. Дочь Зевса и Фемиды, одна из шести ор, сестра Ауксо, Талло, Карпо, Эйрены и Эвномии. Первоначально жила среди людей, но покинула землю ради высоких Небес, т.к. была не в силах исправить порочность земного мира. Превратилась в зодиакальное созвездие Девы. Нередко отождествляют с северной богиней Дике.

Дике (Дикэ) - одна из шести ор, богиня Справедливости, наблюдающая за правосудием, защитница правды и враг обмана. Дочь Зевса и Фемиды, сестра Евномии и Эйрены. Изображалась в виде молодой девушки с плодами в руках. Спутница Афродиты (Венеры). Первоначально тоже жила среди людей, но покинула землю ради высоких Небес, т.к. была не в силах исправить порочность земного мира. Превратилась так же в зодиакальное созвездие Девы. Ее нередко и отождествляют с Астреей. Дике созвучен ононим Лаодика – гиперборейка, упоминаемая Геродотом

О родичах Борея существуют целые книги. Новгородские берестяные грамоты обильны ономастикой на «бор-« http://gramoty.ru/?id=dnd

Сам Борей изображался в виде сильного мужчины с бородой и длинными волосами, летящего на огромных крыльях. Кроме указанных детей от браков с эринией и гарпиями у него было богатое лошадиное потомство (не для одного Георгия Победоносца). После гибели персидского флота, двигавшегося на Грецию, афиняне воздвигди ему алтарь. В римской мифологии ему дали новое имя  - Аквилон - подобный по своей быстроте полету орла (от aquila - орел). Так что «двуглавый орел» российского герба с одной стороны Борей, а с другой стороны – вероятно – и Перун (или Хорс – коршун).
Защищенные Бореем, гипер-бореи жили в свое удовольствие.

Геродот /V в. до н.э./ сообщал, что поэты Гомер /ок. II тыс. до н.э./ и Гесиод /VIII-VII в. до н.э./ первыми молвили миру о "счастливом северном народе - гипербореях", живших за Рифейскими /иногда их связывали и с Уральскими горами, но оттуда не текут Борисфен, Танаис и Ра / горами во владениях бога северного ветра Борея, т.е. на крайнем /гипер/ севере /борее/.

"Они совершенствуются в справедливости, не употребляя в пищу мяса, но питаясь древними плодами" /Гелланик/; "живут на краю земли под охраной Апполона, не зная войны" /греческий поэт Ференик/. А вот строки из оды Пиндара о счастливой жизни этого народа, приносящего славные жертвы Творцу: "Там идут бесконечные праздники, слышатся гимны, которые радуют сердце Аполлона, и смеется он... Культ муз не чужд гипербореям, отовсюду хоры молодых девушек собираются на ... сладкие звуки флейт, и, увенчанные золотым лавром, они предаются радости праздников. Это святое племя не знает ни болезней, ни слабости возраста. Живут они далеко от тяжких трудов и сражений ..." (Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. "От Скифии до Индии". М., 1983; это признанная наукой книга).

"Там жили благоуханные... белые мужи, удаленные от всякого зла.., к чести-бесчестию равнодушные, дивные видом, преисполненные жизненной силы; ...Творцу, распростершему вселенную, они любовно служили... Эти люди отличались величайшей справедливостью и жили гораздо дольше всех остальных смертных - целых тысячу лет. Они питались лишь плодами, но могли сохранять жизненную силу, вообще не вкушая никакой пищи" (это ориентир для беднейших слоев и нынешней России?!).

Плиний Старший /I в. н.э./ также сообщал о гипербореях, поселившихся в лесах и рощах севера и питающихся древесными плодами. При этом утверждал, что именно там находится "точка вращения мира" и солнце заходит лишь один раз в год.

У греков было распространено сказание «Борей и Орифия» (где имя Орифия явно тяготеет к смыслу – живущая, поселенная в округу Риф, Рип). Вот известная трактовка этого мифа Куном:

«Грозен Борей, бог неукротимого, бурного северного ветра. Неистовый носится он над землями и морями, вызывая полетом своим всесокрушающие бури. Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию (ее иногда связывали и с амазонками времен Плина и Сколопита; около 40 веков назад: П.З.) и полюбил ее.

Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север. Не соглашалась Орифия, боялась она грозного, сурового бога. Отказал Борею и отец Орифии, Эрехтей. Не помогали никакие просьбы, никакие мольбы Борея. Разгневался грозный бог и воскликнул:

-- Я заслужил сам такое унижение! Я забыл о моей грозной, неистовой силе! Разве подобает мне смиренно умолять кого-либо? Лишь силой должен я действовать! Я гоню по небу грозовые тучи, я вздымаю на море, словно горы, волны, я с корнем вырываю, как сухие былинки, вековые дубы, я бичую градом землю и в твердый, как камень, лед превращаю воду -- и я молю, словно бессильный смертный. Когда я несусь в неистовом полете над землей, вся земля колеблется и содрогается даже подземное царство Аида. И я молю Эрехтея, словно я его слуга. Я должен не молить отдать мне в жены Орифию, а отнять ее силой!

Взмахнул Борей своими могучими крыльями. Буря забушевала по всей земле. Как тростник, заколебались вековые леса, грозно заходили по морю покрытые пеной валы, темные тучи заволокли все небо. Выше гор распростерся темный плащ Борея, и веяло от него леденящим холодом севера. Все сокрушая на своем пути, понесся Борей в Афины, схватил Орифию, взвился и улетел с ней к себе на север (вероятно «крайний», так как «леденящим холодом севера» Фракия обычно не отличалась).

Там стала Орифия женой Борея. Она родила ему двух сыновей-близнецов, Зета и Калаида. Оба были крылатыми, как и их отец. Великими героями были сыновья Борея, оба они участвовали в походе аргонавтов за золотым руном в Колхиду и совершили много великих подвигов» (Н.А.Кун).

Надо отметить, что на обратном пути из Колхиды аргонавты проходили протоку в горах Рипах (ВДИ. 1947 – 1949; указатель 1950 года). Явно заглядывали на родину Зета и Калаида (Колоида), в округу терема Борея. Братьев так и называли – Бореады (не позднеантичные боруски или нынешние Боровичи, но тоже с намеком на родство с Бореем).

Мифоведение веками подчеркивает, что Бореады (Зет и Калаид)— крылатые сыновья бога северного ветра Борея и Орейфии, участники похода аргонавтов. Официозным «новгородоведам» до этого дела нет. Отдали не понятно на каких убедительных основаниях Северо-Запад России на тысячи лет «финно-уграм» (при вышеотмеченных сложностях реальных этнических процессов) – и безмятежно спят на этой протухшей «мировозренческой основе». Так Бореадам (Борускам, Боровичам ) места у верховий Мсты, Волги и даже Днепра-Борисфена как бы не остается. Но только для «безмятежных» - во имя чьих-то идейно-политических интересов.


Орейфия (Орифия) нередко предстает только как дочь царя Афин Эрехфея. Являлась сестрой Креусы и Прокриды. Признавалось, что она была похищена богом Бореем, которому родила Бореадов: Зета и Калаида, а также Клеопатру. Так что одна из первых красавиц с таким именем – северянка (на худой конец – фракиянка). Эта Клеопатра была супругой Финея, который изгнал ее из дома ради Идеи. Ради какой Идеи округу Рип лишают «терема Борея» и 5000-летнего законного юбилея Боровичей, тоже понять в целом можно. Принять это за Истину (даже Правду) нельзя.

Во Фракии течет река Места, которая по созвучию названия явно напоминает Мсту. Соседняя Фессалия (с Фессалониками-Солунью) созвучна фисса-гетам, которых Геродот помещал на севере Скифии. Где-то здесь обитала и нимфа (русалка) Мистис, которая ночами воспитывала юного Диониса – устраивала ночные мистерии. Мистис тоже отчасти созвучна Мсте. Огромный скифский город Гелон (36 кв. км площадью! Бельск под Полтавой ?) ко временам Геродота раз в три года буйно отмечал праздник Диониса. И явно ему вторили более мелкие населенные пункты северян.

По развиваемой Интернетом гиперборейской версии, вскоре после разрушения древней цивилизации Лавразии в результате падения на Землю 31000 лет назад крупного космического тела малочисленные остатки арктической расы людей уцелели лишь в районе Камчатки и в некоторых европейских областях. Первые впоследствии смешались с остатками лемурийской расы с полуострова Индокитай, в результате чего возникла новая монголоидная раса людей, заселившая большую часть Азии (генетики указывают происхождение монголоидов иначе). Вторые переселились на остров Хайр, располагавшийся в Арктике и не уступавший по размерам Гренландии, и построили там новые поселения, наладив в них совершенно иной уклад жизни.

Якобы 16000 лет назад смещение земной оси привело к тому, что Северный полюс планеты оказался совсем рядом с островом Хайр. Резкое похолодание вынудило его обитателей мигрировать к югу на материк, в район недавно образовавшихся Уральских гор, и вскоре на обширной территории от Урала до озера Балхаш ими была образована великая страна Хайрат.

После распада империи Бхарата на отдельные государства они частично унаследовали от её народов их религию, быт и культуру и вступили в очередной период расцвета. Так, древнейшие из обнаруженных на Урале образцов изобразительного искусства (наскальные изображения на реке Тагил, "писаные камни" на реках Вишере и Ирбит и др.) по своему мастерству сравнимы с росписями в пещерах Альтамиры и Ласко и имеют возраст 16000-12000 лет.

В древних иранских летописях высочайшая вершина Урала называется Хара, а в индийских текстах она носит название Меру. Когда-то эта гора, напоминавшая столб, подпирающий небеса, достигала в высоту более 7000 метров, но сильные ветра и ливни разрушили её за минувшие тысячелетия. "На северной стороне, сияя, стоит могучая Меру, причастная великой доле, а на ней обитель Брахмы. Здесь душа всех существ пребывает - Праджапати, всё подвижное и неподвижное сотворившая. Великая Меру, непорочная, благая обитель." ("Махабхарата") На Меру обитают всесильные Боги - Брахма, Вишну, Шива.

Рай великого Индры также расположился на его вершине, там построен его великолепный дворец и сказочный город. Могучий Бог ветра Вайю облетает оттуда свои владения, а Сома дарует Богам священный напиток бессмертия. Здесь не холодно и не жарко. Пригреваемая летним солнцем земля производит обильные плоды, повсюду покрыта рощами и лесами, которые населяют стада антилоп и стаи птиц, и всё благоухает ароматами цветов. Сердца обитателей страны свободны от зла и всех дурных чувств, им присуща Божественная справедливость.

Возможно, в индийских летописях обнаруженный археологами Аркаим (рис.7)  называется Арья-Варта, а населявшие Урал жители - арийцами. Город представлял собой огромную обсерваторию, некоторые объекты которой были удалены друг от друга на 35 км. Главное святилище Аркаима представляло собой два огромных концентрических кольца. А сам Аркаим своим именем случайно созвучен названию священной столицы словено-русов Арконе (на острове Руян-Рюген), где известны следы славянских рун и был развитый славянский языческий пантеон. Правда, оба названия могут восходить ко временам ностратического содружества протославян и прототюрков.

Аркаим – понятно – не Словенск или Боровичи. Но на том же Урале течет река Вишера, там известен Ильменский заповедник. И следы взаимоотношений «хомо сапиенс сапиенс» уходят на глубину в 25 – 40 тысяч лет (http://antiqu.narod.ru/8.htm; см. подробнее: Золин. Протогорода Великой Скифии. 2004. С.24 - 69).

В глубинах эпоса обнажаются и связи Борея с Прометеем. Согласно греческим мифам, именно Прометей дал людям почти все: жизнь, душу, ремесла, огонь, да и налепил массу людей из глины (Афина-София дала каждому бабочку-душу). Вот за похищение огня с Олимпа и, самое главное, за передачу его людям герой и пострадал. Зевс велел приковать Прометея к Кавказу, пустынной скале в Скифии у конца земли. По ряду фактов эт первую "Голгофу" указывают в окрестностях Сочи на горе Фишт.

К Фасису (Риони) прилегает та Кавказская гора, которая прежде тоже называлась "ложей Борея" (но отсюда явно не тек Борис-фен). После борьбы гигантов Кронос (Хронос – античное название Немана, «море Крона» - Балтика, в память об этом во времена Петра 1 назвали Кронштадт), избегая угроз Зевса, убежал на вершину "Бореева Ложа" и скрылся там, превратившись в крокодила....Зевс, явившись сюда, отца связал плетёной шерстью и низвергнул в Тартар, а гору ... переименовал в Кавказ, приковав к ней Прометея и заставив его терпеть мучения от терзавшего его печень орла" (Псевдо-Плутарх, конец 1 века до н.э.).

Вновь и вновь связи Борея уходят к истокам Борис-фена (Днепра), к античным борускам у гор Рип и родившимся там Бореидам – эпическим Боровичам.

Конечно, 5000 лет – юбилей для селений округи Боровичей условный. Но с учетом допустимого исхода северных индоевропейцев на юг в 4 -3 тыс. до н.э., определения возраста Перуна (Перкунаса балтов) в 5 тысяч лет специалистами по мифологии и языкознания,– юбилей, по сути, и оправдан.

Боровичам 5000 лет – это и пять тысячелетий от начал волосовской и мстинской культур, от вероятного закрепления в эпосе образов Перуна и Борея, хотя последний эпический герой может иметь возраст и в несколько раз больший. Тогда Боровичи – память именно о Бореидах (а не только античных борусках, указанных Птолемеем у Рип) – детях Борея. Они-то – по возрасту – явно младше отца. Юбилей - это и память о вероятных мистериях Мистис у северной ностратической Месты-Мсты. И быть торжеству на добрую славу.


Отметим и еще некоторые версии о Борее и его родичах. Здесь полезны некоторые ракурсы.

Бореады — персонажи греческих мифов и легенд: Зет (греч. ;;;;;) [1] и Калаид (греч. ;;;;;;) [2], сыновья Борея и Орифии [3]; представлялись с крыльями на ногах и голове, и черно-синими волосами. Согласно Овидию, в юности у них выросли крылья [4]. По Дуриду и Фанодику, они прибыли из страны гипербореев [5].

Зет [6] и Калаид [7] принимали участие в походе аргонавтов. Согласно поэту Фаноклу, Калаид был возлюбленным Орфея [8]. Во время похода они, прибыв во фракийский Салмидесс к царю Финею, освободили свою сестру Клеопатру, жену Финея, с её сыновьями, из темницы, куда она была посажена мужем по наущению второй жены его. По другой версии сказания, они освободили самого Финея от гарпий, за что Финей сообщил аргонавтам, как пройти Симплегады.

Согласно некоторым сказаниям, Бореады погибли, преследуя гарпий. Однако есть упоминания, что на погребальных играх по Пелию, которые состоялись после завершения плавания, Зет победил в длинном беге [9], а Калаид победил в двойном беге [10].
Неплохих стайеров Центральная Россия и ныне готовит.

По версии Акусилая, они позже пали от руки Геракла у Теноса [11], так как отплыли без него [12], либо за то, что обогнали его в состязаниях в беге, либо собирались убить его, либо за то, что Борей наслал на Гераклу бурю на Косе [13], и камни на их курганах колышутся под отцовским дуновением [14] (или колонна на гробнице вращается).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Калаид

Орифия или Орития («веющая сквозь горы») — в древнегреческой мифологии дочь царя Афин Эрехтея, жена Борея, мать Клеопатры и Хионы и крылатых бореадов Зефа и Калаида. [1]

Ее называют «Марафонская дева» [2]. Красавица похищена Бореем и унесена на далекий север. Ее сыновья Зет и Калаид участвовали в походе аргонавтов, по одной из версий на обратном пути проходили протоку в горах Рипах. За владениями Борея и Орифии проживали гипербореи .[3] Орифия подарила оружие Пенфесилее [4].

Действующее лицо трагедии Эсхила «Орифия».

Орития (Орифия) признавалась и одной из цариц амазонок, союзницей скифского царя Сагила и его сына Панасагора . Имя обыгрывается в связи с названием горы Рипы, Рифы — живущая в округе Риф.[5]; Н. Кун. Легенды и мифы Древней Греции [1]; Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1987. ; Нонн. Деяния Диониса XXXIX 112; XLVII 436 ; Вестник древней истории. 1947—1949; 1950 — указатель к своду античных источников В. В. Латышева
; Квинт Смирнский. После Гомера I 217 ; Вестник древней истории. 1947—1949; 1950 — указатель к своду античных источников В. В. Латышева

http://ru.wikipedia.org/wiki/Орифия


Боре;й (греч. ;;;;;;, «северный») — в греческой мифологии [1] олицетворение северного бурного ветра. Упомянут в «Илиаде» (V 524 и др.), «Одиссее» (V 296).
 
Борей похищает Орифию. Фрагмент росписи вазы. 360 год до н. э.

Борей был сыном Астрея (бога звёздного неба) и Эос (богини утренней зари) [2], брат Зефира и Нота. Его происхождение указывает на связь со стихийными силами природы. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством. Фракия считалась обиталищем Борея. Борей похитил дочь афинского царя Эрехтея, Орифию, родившую ему Бореадов Зета и Калаида. Считался родственником афинян [3]. Его жилище называют «седьмидомным гротом» [4].

Понятно, что при перемещении пращуров эллинов на земли современной Греции предки греков переместили и места обитания богов и героев поближе к себе.
Так Борей покинул округу гор Рип (с находившимися за ним гипербореями) и оказался во Фракии. Но вот включение гор Рип в обратный путь аргонавтов указывает, что дети Борея родные места не забыли. Да и Орифия (Орипия), как живущая у Рип (Риф), тоже не против этой священной округи. Как и сам Борей.

Ему посвящен LXXX орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Орифия». На ларце Кипсела был изображен со змеиными хвостами вместо ног, похищающим Орифию [5].

Сюжет похищения Бореем Орифии украшает фронтон храма афинян в Делосе, часто втречается в росписи ваз. В живописи этот сюжет можно встретить на картинах Аннибале Карраччи, П. П. Рубенса, Ш. Лебрена, Ф. Буше. Изображение Борея можно найти на картине Боттичелли «Весна».
Можно найти в Интернете почти все изображения, связанные с упомянутыми здесь эпическими героями, связанными и с Северо-Западом России тысячи лет назад.

Надо ли помнить
в округе гор Рип (подораздела) о «ложе Борея» (у истоков Борис-фена; до земель гипер-бореев)или не надо ?!
Надо ли упоминать
версию о прохождении в этой округе на обратном пути от Кавказа аргонавтов ?!
И полезно ли читать и перечитывать
своды источников академиком В.В.Латышевым и подобными ему учеными, современные издания этих античных источников ?!
Люди все образованные – решать каждому лично.
Но игнорировать эти источники при изучении всеобщей отечественной истории (пусть и «глобуса России»), особенно Северо-Запада РФ, на современном информационном уровне явно антинаучно. Антинаучно реально.

Хотя, понятно, «реально» с точки зрения какой «наухи» …

Не знаю, кем и аргументировать.
Отрывки из неизвестных сочинений о животных Извлечения В. В. Латышева из Клавдия Элиана
V. 27. Аристотель говорит, что в стране невров быки имеют рога на плечах (лоси поди ?!).
43. Аристотель говорит, что у реки Гипаниса (варианты от Южного и Западного Буга до Кубани) водится животное, называемое однодневкой; оно рождается на рассвете и умирает, когда солнце начинает склоняться к закату.
XVI. 33. Аристотель говорит, что у быков в стране невров рога и уши вырастают из одного и того же места и связаны между собою...
Приведем еще и следующее известие сына
Никомахова: он говорит, что у будинов, живущих кругом Кариска39, не родятся белые
овцы, но что все они черные.
См.: Aeliani De natura animalium libri XVII. Varia historia. Epistulae / Rec. R. Hercher. V. I–II. – Lipsiae, 1864–1866; Claudii Aeliani varia historia / Ed. M. R. Dielts. – Leipzig, 1974. Источник (секрет для неомасонства) 113

Господа, где эта "страна невров", если помнить и о "горах Нервиев" ?!


Рецензии