Личностные структуры

ЛИЧНОСТНЫЕ СТРУКТУРЫ
Уважаемый читатель, данный текст является лишь частью общей теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), чтение которой лучше начинать с начальных глав, так как иначе многое может оказаться непонятным.

          Стабильность, надёжность и многообразие картин нашего Внутреннего Мира во многом зависят от наведения необходимых жёстких каркасов в его пространстве. Полноценные картины как его части требуют одновременного участия сразу нескольких уровневых триад, а жёсткие гомотропные каркасы на действующих уровнях — это основа их быстрого и чёткого возобновления. Восстановление линейных структур происходит значительно быстрее, чем воссоздание пластичных образов, «порхающих» уже затем между их ветвями. Окончательно сформированные картины Внутреннего Мира имеют такие каркасные гомотропные конструкции, которые охватывают сразу несколько триад, и в основном воздвигаются значительно опережая приход вариабельных образов. Это, конечно, касается только хорошо проработанной части Внутреннего Мира, к которой мы можем легко и свободно обращаться почти в любой момент нашей жизни.

          Каркасную гомотропную основу, проходящую сквозь несколько триад сознания, и определяющую собой многоплановую картину Внутреннего Мира, мы будем называть личностной структурой. Принципы её построения мы можем рассмотреть на примере уже описанных нами следующих триад: рассудочно-ассоциативно-поведенческой и поведенческо-мотивационно-деятельностной.

          Для начала представим себе, что на поведенческом уровне присутствует ветвящаяся гомотропная поведенческая структура, имеющая ствол и отходящие от него несколько ветвей. Теперь представим себе, что эти присоединённые ветви ни что иное как повторяющиеся ключевые рассудочные образы. Каждая такая ветвь повторяет свой рассудочный образ и вместе они не связаны между собой в динамичное поведение, но их совокупность может представлять собой мотивационное ядро гетеротропной мотивационной связи. Несмотря на её гетеротропность, она чрезвычайно устойчива, так как базируется на жёстких линейных структурах и прочно соединяет между собой разные гомотропные сложные поведения в жёсткую деятельностную конструкцию. Здесь мы имеем дело с такой мотивационной связью, которая с одной стороны является гетеротропной, так как действует ассоциативно-фокусирующим способом, а с другой стороны — она очень прочна и стабильна, так как исходит от совокупности жёстких поведенческих линий, а не от висящих в воздухе мимолётных аргументов. Это связи смешанного типа. В них, однако, тоже возможна некоторая регулировка направленности ассоциативного фокуса за счёт привнесения дополнительных свободных аргументов. Таким образом, личностные структуры с одной стороны способны автоматически быстро и неизменно реконструироваться путём самосборки из отдельных жёстких структур, а с другой стороны могут отчасти варьировать свой порядок при внесении дополнительных элементов в их мотивационные ядра. При восприятии окружающего мира мы регулярно получаем те посылы, которые и являются этими дополнительными условиями такого мотивирования. Это позволяет личностным структурам быть адекватнее, т. е. более соответствовать внешней реальности за счёт такой возможности несколько перестраиваться.

          Личностные структуры — это каркасные гомотропные основы многоплановых картин нашего Внутреннего Мира. Они выстраиваются заранее, по тем штрихам и намёткам, которые поступают в наше сознание извне и располагают в дальнейшем к нашему подробному и непрерывному видению реальности, облегчая синтез остальных образов, дополняющих картину, придающих ей индивидуальность.

ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНЫХ СТРУКТУР КАК ОСНОВА КАРТИННОГО МЫШЛЕНИЯ

          Картинное мышление в отличие от элементарного образного является произведением не одной, а сразу нескольких слаженно действующих триад нашего сознания. Мы с вами обсудили пока что ещё только две из них, но и на этом материале мы можем уже немного разобраться в этом вопросе.

          Инициация картин начинается при условии, что от рассудка поступают образы способные гомотропно транслироваться с этого уровня не только на следующий за ним поведенческий, но и далее транзитом на деятельностный. За счёт такой гомотропной трансляции, полученные из рассудка образы, обретают стабильную экспозицию, весьма длительную временн;ю выдержку и, как следствие, свою чёткую проявленность во внимании. Эффект стабильности будет гораздо выше, если эти рассудочные образы будут ремиссионного происхождения. С точки зрения ни столько«механики разума», сколько нашего обыденного наблюдения, они являются для нас основными понятиями из некой области, которые находятся в нашем активном понятийном запасе. С одной стороны по своей собственной информационной ёмкости они могут быть оценены не выше чем рассудочные объекты, но с другой стороны длительность их экспозиции во внимании и стабильность их богатых взаимоотношений с остальными понятиями говорит о том, что они — деятельностный продукт нашего разума.

          Так из нескольких изначально простых рассудочных образов инициируется несколько линейных деятельностных, чьи ключевые рассудочные элементы способны сообща создавать ассоциативную фокусировку по принципу оперативной мотивационной связи. На месте этой фокусировки образуется жёсткое деятельностное построение с главным стволом и последующей КРОНОЙ. Оно с одной стороны способствует облегчённому ускоренному возобновлению определённых гетеротропных поведенческих образов, а с другой стороны этот пучок ветвей работает как мотивационный механизм, фокусируя ассоциативный поток на следующую аналогичную структуру. Так, практически, самопроизвольно собирается сложный каркас из гомотропных деятельностных структур второго порядка, который за счёт повышения ассоциативной активности в своей окрестности способствует оперативному синтезу уже гетеротропных поведенческих образов нашего непрерывного мышления и видения.

          Так на жёстком каркасе из гомотропных образов выстраивается живая, богатая и многоплановая картина, учитывающая как стабильные черты реальности, так и её сиюмоментные нюансы. Т. е. картина имеет жёсткую константную часть из гомототропных образов деятельностного уровня и вариабельную из гетеротропных поведенческих. Первая обеспечивает стабильность, быстроту и точность на общем плане возобновления, вторая — пластичною привязанность к конкретным и частным условиям. Ни без одной, ни без другой невозможно представить наивысшей функции сознания — картинного мышления, поэтому для каждого индивидуума очень ценна та жёсткая часть, которую мы называем в данной работе личностной структурой. Такое название она получила, поскольку их общая совокупность от всех уровней и зон составляет структуру всей нашей личности. Личностная структура — это совокупность жёстких (гомотропных) образных каркасов, составляющих единую и непрерывную структуру как в пределах одного уровня сознания, так и между ними, обеспечивающих быстрое и точное возобновление картин Внутреннего Мира через скоординированное межтриадное взаимодействие.

          Гомотропные личностные структуры имеют свою стволовую часть и разветвления, которые могут функционировать как стабильные, но нацеливающиеся мотивации. Они могут собираться в единую систему путём самосборки за счёт своих собственных мотивационных возможностей, но эта сборка личностных структур может варьировать за счёт привнесения дополнительных аргументов в их мотивационное ядро. Присутствие ЛИЧНОСТНЫХ СТРУКТУР в некоторых зонах нашего Внутреннего Мира создаёт приоритетность определённых мыслительно-поведенческих образов и посредством этого влияет на нашу текущую жизнь. Каждая отдельная личностная структура, а также их совокупность определяют собой соответствующие картины нашего Внутреннего Мира, стабильность которого по понятным нам теперь причинам относительна из-за вариабельности при сборке личностных структур.

          Так как они определяют собой стабильность основных свойств мышления и восприятия индивидуума, характерные для такой категории как личность, то описанным здесь структурам более всего подходит название личностные структуры.

ПРАКТИКА КАРТИННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ЛИЧНОСТНЫХ СТРУКТУР

          Личностные структуры — это та гомотропная составляющая нашего Внутреннего Мира, которая обусловливает точное и стабильное возобновление его картин. Успешное «путешествие» по нему зависит от лёгкости их смены и свободы ориентирования в них. В этом наиважнейшую роль играет качество определяющих жёстких структур, а также их связность между собой.

          Но эти личностные структуры должны служить лишь остовом для частей нашего Внутреннего Мира, а ни в коем случае не подменять их целиком. По этой причине не следует допускать, чтобы обучение состояло из проработки одних только жёстких (гомотропных) мыслеформ. Чаще всего вместо естественного образования педагогика практикует сплошную жёсткую проработку учебного материала, когда вообще не предполагается никакого свободного пространства для вольных интерпретаций.

          Кроме этой проблемы неэффективности сплошного жёсткого построения есть ещё и другие проблемы. Каждое сознание как бы располагает неким фиксированным объёмом гомотропной «субстанции», из которой можно построить либо высокую ажурную башню, либо отлить цельную болванку, чтобы, словно постамент величия и незыблемости установить затем среди пустынного Внутреннего Мира.

          Жёсткие конструкции, как мы уже знаем, тоже крайне необходимы для нормального функционирования сознания, но им необходимо придавать утончённую ажурную структуру, одновременно позволяющую как широкий охват внутри себя, так и надёжный контакт их между собой, определяющий целостность личности и её чёткую структурность, ведущую к целостности всего Внутреннего Мира. Если пытаться полностью переложить функции мышления на одни только жёсткие структуры, то им придётся выполнять всё до конца и охватывать самим все мелочные аспекты, опираясь на бесчисленные алгоритмы. Однако, гораздо рациональнее будет дополнять ажурные и лаконичные жёсткие структуры живым оперативным построением, тогда жёсткого материала хватит на охват несравнимо б;льшего пространства во Внутреннем Мире. В этом случае мы будем уже иметь живую переменчивую и приспосабливающуюся картину, становящуюся всегда такой, какой ей лучше всего быть в этот раз, хотя и сохраняющую свои основные черты стабильными. Затратность мышления за счёт картинного принципа значительно ниже, а эффективность невероятно выше, чем у свалки вызубренных алгоритмов, которые всё равно не работают, а нужны лишь для имитации обучения.

          Интеллектуальная эффективность, и самое высшее её проявление — виртуозность, не менее зависимы от жёстких гомотропных структур сознания, чем чёткие инструкции и команды. Разница только в том, какие это структуры: сплошные плотные, пытающиеся брать на себя практически все нюансы мышления; или ажурные, реконструируемые, раскинутые на обширном пространстве, предоставляющие себя лишь как основу для частного вариабельного мышления. Из таких жёстких основ, берущих начало от очень высоких уровней сознания, которые нам с вами ещё предстоит изучать в дальшейшем, состоит некая относительно постоянная основа всей нашей личности. К этому вопросу мы будем в дальнейшем обращаться ещё не раз, развивая ещё один теоретический подраздел — теорию личностных структур, которая даст рациональное объяснение и определение такому сложному феномену как личность.

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА: http://www.proza.ru/2008/11/29/388


Рецензии