Преобразование поведения, с помощью деятельности

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ, А ПОТОМ И РАССУДКА С ПОМОЩЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕМИССИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПОРЯДКА)
Уважаемый читатель, данный текст является лишь частью общей теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), чтение которой лучше начинать с начальных глав, так как иначе многое может оказаться непонятным.

                А это весёлая птица-синица, Которая ловко ворует пшеницу,
                Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек.
                (Дом, который построил Джек. Перевод С.Я. Маршака)



          Деятельность как функция соответствующего уровня сознания лежит в основе постижения новых для индивидуума областей, предметов и вещей. Это происходит как при освоении принципиально нового (в смысле нового для человечества), так и нового только для данного индивидуума (личные открытия). Именно деятельность с помощью универсальных мотиваций создаёт первые островки системности, опытности и осмысленности в неосвоенных зонах нашего Внутреннего Мира. Затем деятельность ремиссионным путём передаёт эти достижения на нижележащие действующие уровни сознания. Этот переход возможен и в её исследовательской форме, и на творческой стадии, и, наконец, после преобразования в исполнительную форму — деятельностные достижения на любых из этих стадий могут становиться достоянием нижележащих действующих уровней. Путём образной ремиссии, описанной ещё в первой части этой книги, образы с деятельностного уровня проникают сначала на поведенческий, потом на рассудочный, а далее, возможно, и на ещё более низкие уровни сознания. Но первое внедрение в любую новую область и первые шаги в ней могут происходить только при активной роли деятельностного уровня сознания на основе нелинейных мотиваций. Иными словами, деятельностный уровень является первопроходцем и инициатором как новых тем, так и новых областей, с которыми сталкивается человек. Деятельность, проходя все вышеперечисленные стадии своего становления, формирует в итоге из своих итогово-инициирующих поведенческих образов интеллектуальные ремиссионные элементы. Деятельностный уровень — это объектив нашего сознания и нашего интеллекта, через который Внешний Мир обретает своё чёткое отражение не только в стихийном образном пространстве нашего Внутреннего Мира, но и в его особых интеллектуальных формах, подлежащих письменной фиксации и даже формализации.

РЕМИССИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА СЧЁТ ЕЁ ИТОГОВО-ИНИЦИИРУЮЩИХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

          У каждого образа с любого из действующих уровней, есть свой итогово-инициирующий элемент. Это представитель, принадлежащий предыдущему действующему уровню сознания держащий всю «связку ключей» от процесса возобновления триадного цикла. Постепенное развитие их обоих, и главного образа и его нижнего представителя, приводит к передаче всех наиважнейших функций от большого образа к малому в сжатом и уже неизменяемом виде. Этот процесс мы и называем образной ремиссией. Её основной смысл состоит в упрощении и ускорении всех образных процедур сознания, а также в освобождении пространства на высоких уровнях путём передачи их достижений ниже.

          Как мы с вами выяснили в предыдущей главе о мотивационном уровне сознания, итогово-инициирующий элемент, возобновляющий деятельность, представляет собой опережающий мыслительно-поведенческий образ. Одновременно он способен путём быстрого мысленного пробегания также контролировать смысловую целесообразность всей данной деятельности в данных условиях, и возобновлять её полный подробный развёрнутый вид, если это необходимо. Он будет функционировать наиболее эффективно, если сам также будет состоять из итогово-инициирующих, но уже рассудочных элементов, каждый из которых возобновляет соответственные поведенческие процессы, входящие в данную деятельность.

          Осуществляя одну и ту же деятельность многократно, «оттачивая» её до совершенства, мы одновременно в своём сознании «оттачиваем» и её итогово-инициирующий поведенческий образ, в котором становится всё меньше излишних рассудочных картин, не имеющих отношения к подобранным поведениям. Такой мыслительно-поведенческий образ для нас является либо поведенческим навыком, который мы порой можем применять бессознательно, либо представлением — полусознательным элементом нашего мышления (можем представить, но не объяснить), либо полностью сознательным, т.е. интеллектуальным итогом завершённой деятельности. Так ремиссионным путём формируются и сознательные, т.е. интеллектуальные элементы, и бессознательные поведенческие навыки, и некоторые промежуточные формы, как, например, представления.

          Очевидно, что не всякий ремиссионный продукт обладает интеллектуальным статусом, если не дошёл до полного понятийного вызревания, да это далеко не всегда и нужно. Мы с вами видим, что ремиссионные процессы могут пополнять наше сознание не только интеллектуальными элементами, но и «автоматическими» навыками, составляющими так называемый бессознательный опыт, и представлениями — беглыми и мимолётными динамическими образами.

          Теперь мы с вами видим, что образная ремиссия деятельности в сознании производит по крайней мере три дополнительные его формы, три особые его части: опыт, систему представлений и интеллект. Между ними, как видно, есть родство, и оно заключается в ремиссионном происхождении и той и другой, и третьей категории. Отсюда следует, что качество ремиссионных процессов у индивидуума будет отражаться на качестве их всех. Действительно, люди склонные к высокому развитию интеллекта так же лучше формируют не только систему представлений, но и навыки, составляющие опыт. Чтобы проверить интеллектуальные способности человека совершенно необязательно предлагать ему заумный тест или задавать совокупность трудных вопросов, можно поручить ему выполнить, например, уборку и пронаблюдать становление или наличие у него разнообразных навыков во время её выполнения. Произведённые наблюдения на самом деле скажут довольно много о его интеллекте. По-настоящему интеллектуально развитые люди превосходят остальных не только в чисто интеллектуальных проявлениях, но также и в вопросах опыта и развития навыков. Даже чёрная работа ими выполняется быстрее и качественнее, чем у того слоя населения, которому она обычно достаётся как единственный вариант доступной для них деятельности. Ремиссионное родство, обсуждаемых нами частей сознания показывает, что если человек превосходит, то сразу во многом, а не так как обычно принято считать в обывательской среде: «интеллигент гвоздя забить не может». Если человек с дипломом о высшем образовании не может забить гвоздь — он не интеллигент, а ходячий сборник правил и инструкций узкого профиля.

          В этой связи особенно хочется напомнить о том, что констатации правил и законов абсолютно ничего не приносят нашему с вами реальному образованию кроме вреда. Только мотивационный разбор, только установление естественных причин по-настоящему обогащает как наш интеллект, как нашу систему представлений, так и наш опыт, а всё остальное их только безбожно засоряет и угнетает. Кинетика всего происходящего, раскладка на механизмы, стремление сделать для себя понятным каждый пункт бытия — вот истинный подход к образованию, и он является исключительно мотивационно-деятельностным произведением.

          Все сопутствующие любому делу навыки, представления и разумения будут при нас, если только мы правильно применяем к жизни и к работе свой деятельностный уровень.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК ПРОДУКТ РЕМИССИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЫСЛИТЕЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ ФОРМУ

          Поведенческий уровень сознания не только руководит нашим внешним поведением, но и определяет наше поведение внутреннее или поведение каких либо объектов в нашем Внутреннем Мире. Это уже относится к процессу, который мы обычно называем мышлением. Мышление — это поведение самого индивидуума или каких либо образных объектов в его Внутреннем Мире.

          С этой точки зрения мы можем говорить теперь не только о выработке практических поведенческих навыков, но и о чисто мыслительных формах ремиссии деятельности на поведенческий уровень. Ими являются представления. Мы порой говорим: «Я не могу точно записать и объяснить весь ход действий, но я представляю с чем я имею дело и как с этим надо поступать». Т.е. представление для нас является сжатой в уме формой деятельности, которая потеряла подробность и представляет собой лишь быстрый пробег по ней в темпе скорее свойственном поведению. Поэтому сам собой напрашивается вывод, что представление — это опережающий мыслительно-поведенческий образ, зародившийся в недрах деятельности, будучи, скорее всего, её итогово-инициирующим поведенческим образом. Представление — это продукт ремиссионного преобразования деятельности в мыслительно-поведенческую форму опережающего типа. Да, для представления, безусловно, характерны черты опережающего мыслительно-поведенческого образа: это и достаточно объёмный смысловой охват, опирающийся явно на дальнее ассоциирование, это и его достаточно расплывчатый вид по сравнению с другими объектами сознания.

          Судя по неполной выразимости представления внешними средствами, например, речью и письмом, оно ремиссионно образуется отнюдь не от завершающей стадии деятельности, т.е. явно не от исполнительной. Оно может быть только продуктом исследовательской или творческой видов деятельности. Думается, что есть и те и другие представления в нашем сознании, только происшедшие от исследования мы называем естественными или адекватными представлениями, а от творческой — фантазиями. Фантазии тоже, кстати, имеют весьма практическое применение в нашем сознании, ведь чтобы преобразовать некий технический узел, необходимо сначала хотя бы немного пофантазировать о его изменениях.

          Такие формы ремиссии как представления ещё не являются завершёнными интеллектуальными элементами, но в этом отношении являются полуфабрикатами, и будут полностью готовы, если пройдут ещё один цикл ремиссии, но теперь уже из поведения в рассудок, чтобы далее превратиться в понятия.

          То обстоятельство, что отнюдь не самая сформированная деятельность, т.е. не исполнительная, создаёт объекты перспективные для дальнейшего развития, нисколько не противоречит основным законам бытия. Так, например, для биологической эволюции характерно развитие новых ветвей отнюдь не от окончательно приспособленных форм, а от эволюционно промежуточных, со временем вымирающих и путающих этим эволюционистов.

ПРЕДМЕТ КАК ПРОДУКТ ДВОЙНОЙ РЕМИССИИ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Понятия, какими бы они ни были, безусловно, являются, во-первых, интеллектуальными элементами, а во-вторых, рассудочными. Но только они являются не простыми рассудочными образами, а ремиссионными, т.е. бывшими когда-то итогово-инициирующими (ключевыми) элементами поведенческих образов, прошедшими со временем процесс практической оптимизации при многократном возобновлении циклов, за которые они отвечают. Как правило, они не утрачивают при этом свойства итогово-инициирующих образов, что наделяет их многоплановостью как способностью разворачиваться в поведение. Но они при этом приобретают и небольшое число особенно ярких ассоциативных связей, что делает их отношения с другими образами особенно чёткими (однозначными или немногозначными), называемыми логическими. Они также выразимы словесно, что собственно буквально следует из понятия «логика», так как логос означает слово. Так мы получаем понятия — продукт ремиссии первого порядка (из поведения — в рассудок).

          Для формирования элементарных понятий достаточно ремиссии первого порядка с поведенческого уровня на рассудочный, но мы сейчас обсуждаем деятельностный уровень, поэтому будем говорить о ремиссии второго порядка — с деятельностного на рассудочный транзитом через поведенческий. Двойная ремиссия порождает и более сложные понятия. Речь идёт о слове или фразе, или другом кратком словесном выражении, могущим обозначать собой уже не элементарный поведенческий процесс (пилить, строгать, красить и т.д.), а сложноструктуривованный, достойный статуса деятельности (деятельность человека, деятельность агрегата, деятельность природы).

          Как мы с вами уже знаем, первичная ремиссия деятельности, т.е. ремиссия в поведение, рождает представление. Оно является ещё незавершённым интеллектуальным продуктом, являющимся нашим быстрым мысленным пробеганием по сложному процессу или сложной вещи. Но вторая очередь этой ремиссии, являющаяся ступенью к рассудку, выделяет уже то понятие, что обозначает в системе сложных отношений самое главное, самое важное — предмет деятельности или предмет смысла.

          Предмет — это понятие, обозначающее собой в чрезвычайно кратком виде систему сложных отношений или сложную последовательность действий (умозаключений).

          Как мы видим, рассудок является представителем вышестоящих действующих уровней сознания, таких как поведенческий, деятельностный и ещё не описанный пока что здесь ролевой, которому будет посвящена следующая часть. Это его представительство осуществляется соответственно за счёт ремиссии первого, второго и третьего порядка. Ремиссия, бесспорно является важнейшим условием многоплановости мышления, но здесь таится и скрытая опасность подмены натуральных и действенных понятий просто заученными и произносимыми в определённом порядке словами. В таком случае мы имеем дело с грубой рассудочной подменой сложных ремиссионных процессов сознания. Значительная доля существующего в обществе образования заключается, к сожалению, в этом процессе его рассудочной подмены и имитации. Такой аспект нашей жизни, как подготовка к экзаменам в значительной мере способствует процветанию данного явления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О РЕМИССИОННОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ПОВЕДЕНИЯ И РАССУДКА

          Ремиссия — это тот процесс сознания, который создаёт в нём одну из наиважнейших его частей, такую как интеллект, и другую, такую как опыт. Ремиссия в любом случае заключается в преобразовании итогово-инициирующего образа, приводящем к передаче ему основных качеств большого и развёрнутого образа.

          Ремиссионные элементы, конечно же, тоже будут себя позиционировать на вышестоящих уровнях сознания путём их гомотропной трансляции, хотя бы для того, чтобы увеличить время своей экспозиции до поведенческой, а то и до деятельностной адекватности. Так, например, если некое понятие является предметом обсуждения (т.е. дискуссионной деятельности), то оно должно и достаточно долго оставаться в области внимания. Это может достигаться только одним: гомотропной трансляцией сложного рассудочного образа на деятельностный уровень сознания. Т.е. будучи производной от деятельностного уровня (второй производной, если точнее), он на него же и вернулся путём транзитной трансляции.

          Таким образом, на любом из действующих уровней могут быть два вида гомотропных структур: одни являются трансляцией обыденных, т.е. проходных образов, другие — ремиссионных. Существенная разница между ними в том, что первый вид гомотропных структур сознания образуется за счёт повторения во внешней среде одних и тех же событий или явлений, другой же вид гомотропных структур образуется путём повторений внутренних, т.е. за счёт повторяющихся обращений самого индивидуума к одним и тем же понятиям, представлениям или навыкам.

          Так всевозможные ремиссионные элементы, в том числе и понятия различного статуса, могут организовывать некие области сознания за счёт формирования в них необходимых жёстких структур.
СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА: http://www.proza.ru/2008/11/29/393


Рецензии