Чувства мотивационного уровня сознания

ЧУВСТВА МОТИВАЦИОННОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ
Уважаемый читатель, данный текст является лишь частью общей теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), чтение которой лучше начинать с начальных глав, так как иначе многое может оказаться непонятным.

          Мотивационный уровень по своей конституции подобен ассоциативному, потому что и тот и другой — связывающие. Когда мы описывали ассоциативный уровень сознания, то уделили некоторое внимание и тому аспекту, что существует предварительная возможность быстрого определения нашей состоятельности в некой ситуации. Для ассоциативного уровня этим индикатором являются чувства, поскольку они представляют собой реакции на ассоциативную плотность в определённой зоне сознания, куда нас порой выносит действительность. Возможность обильного ассоциирования вызывает у нас приятные чувства, поскольку оно же располагает и к успешному выстраиванию поведения, тогда как ассоциативные пробелы и разряженности наоборот могут вызывать настороженность, беспокойство и страх, предвещающие нашу возможную поведенческую несостоятельность в данной области.

          На мотивационном уровне существует аналогичный механизм предварительной оценки возможностей. Это могут быть и мягкие чувства, испытываемые нами довольно часто, называемые нами настроениями, а могут быть и сильные, глубокие, но посещающие нас реже. В любом же случае, как и всякие чувства, они делятся на позитивные и негативные, соответственно, располагающие нас к деятельности или отводящие от неё.

НАСТРОЕНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИОННОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

          Мы говорим о хорошем настроении в случае предвкушения той деятельности, где сможем свободно выстраивать любые мотивации и, следовательно, свободно проводить оперативную деятельность на ходу. Ничто не вызывает в нас лучшего настроения как удачно проводимая импровизация. Недаром на лицах джазовых музыкантов сияет такая неподдельная радость, а вокруг них царит чудесное настроение, несмотря на их весьма напряжённую работу при этом. Хорошее настроение обычно сопутствует успеху, потому что оно является признаком мотивационно-деятельностной состоятельности, порой даже не вполне осознаваемой нами.

          Понятно, что дело, в котором нас ожидает неясная перспектива и возможность многократных заминок, а то и провала, заранее вызывает у нас плохое настроение. Оно как бы предупреждает о предстоящих наших возможных неудачах, оберегая нас, таким образом, от неприятностей. Так что к плохому настроению тоже не грех прислушиваться и проанализировать, чем оно может быть вызвано, поскольку не исключено, что мы оказались вовлечёнными туда, где слабо ориентируемся и можем совершить роковую ошибку.

          Любой связывающий уровень вроде ассоциативного и мотивационного обладает подобным механизмом предварительной оценки нашей состоятельности в деле. Подобно спектру чувств ассоциативного уровня и настроений мотивационного, они стараются заблаговременно отпугнуть нас от возможных провалов и привлечь к областям нашей успешности. Рассматривая другие связывающие уровни в следующих главах, мы обязательно уделим внимание и этому вопросу и далее.

ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ И НЕУВЕРЕННОСТИ

          Эти чувства, безусловно, вовремя подсказывают нам, начинать ли некую деятельность, или отложить. А может быть всё же проводить её, но с дополнительными мерами, увеличивающими безопасность и шансы на успех.

          Как и все чувства, они позволяют, минуя включение не то что в саму деятельность, а даже в её мысленный анализ, заблаговременно оценить возможную успешность или неспешность.

          Чуть меньшая выраженность чувств мотивационного уровня по сравнению с ассоциативным (страх и радость), скорее всего, может объясняться большей ассоциативной скоротечностью, ведь мотивационные явления нуждаются больше в дальнем ассоциировании, которое не сосредотачивает наше внимание ни в какой ассоциативной зоне конкретно. Можно сказать, что эти чувства проверяют безупречность дальнего ассоциирования, почти полностью минуя непосредственное. Как видно, не только не только в образной сфере существуют планы, но они есть так же в сферах связей и чувств.

          Проверка именно дальнего ассоциирования на непрерывность вполне достаточна для оценки мотивационных возможностей сознания в данной области, поскольку дальнее ассоциирование определяет и пучок ассоциаций, идущих в цель при мотивационной фокусировке, и опережающий мыслительно-поведенческий прогноз мотивации.

          Надо отметить, что опять мы обращаем наше с вами внимание на острейшую необходимость воспитывать дальнее ассоциирование и опережающее мышление, так как и аспект чувств, связанных с нашей уверенностью, тоже зависим от него. Таким образом, педагогическая прерогатива тщательности исполнения, мешающая развитию опережения, приводит ещё и к сплошной личностной неуверенности воспитуемых, и как следствие, к коридорному сознанию, боящемуся сходить с определённых тропинок.
СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА: http://www.proza.ru/2008/11/29/405


Рецензии