Мысль не истребить!

Расскажу-ка я вам одну студенческую еще историю. Между прочим, поучительную и воспитательную. Она, эта история, на самом деле, о том, что чувство собственного достоинства плюс находчивость могут иногда весьма эффективно скомпенсировать полное отсутствие у студента знаний, и, в итоге, глядишь, вылиться в дополнительный балл.

Это мы тогда еще на первом курсе учились – на факультете психологии Нижнеэнского национального университета. И был у нас преподаватель биологии – доцент Модест Мстиславович Лихой. Мужчина он был весьма нетривиальный, и своей фамилии вполне соответствовал. Причем, одновременно в нескольких смыслах слова: с одной стороны – он живой, с эдакой, как говорится, сумасшедшинкой в глазах, с экспрессивной и весьма образной речью; холерик эдакий. А с другой стороны – палец в рот ему класть никак не рекомендовалось, потому что оттяпает, и не заметит. И зловредный. Не злопамятный, этого не было, но именно зловредный! Предмет свой – анатомию и физиологию человека, с акцентом на центральной нервной системе, естественно – знал и любил до неприличия, и того же требовал (причем, самым решительным образом!) и от нас, студентов.

А для воспитания у нас соответствующего настроения и отношения к предмету, каждую лекцию начинал с десятиминутной письменной контрольной, и с некоторого «разбора полетов» предыдущей КР (и не лень ему было каждую неделю проверять, да еще и письменно комментировать эти каэры всему курсу!)

Темы контрольных он тоже выдумывал, надо отдать ему должное, необычные… «эдакие», скажем так.

Причем, сочинял их к каждой очередной лекции все новые и новые (а это ж каждую неделю – до сотни!), и еще и каждый год – другие (мы у старшекурсников проверяли).

Ну, например, такой вопросик: «Как известно, биологические организмы являются большими системами. А что это вообще такое: "большие системы"? Большие – это сколько? И чего, собственно?» Ничего вопросик?

А такой – как вам? «Зачем психологу знать гигиену человеческого организма? И, кстати, что вообще изучает гигиена человека, как наука?»

Или, вообще, финал: «Человеку стало жарко, он подошел к окну и открыл форточку. Опишите произошедшее с позиции функциональных систем».

Были, конечно, вопросы и «попроще», потривиальнее как бы. Скажем, так: «Сколько способов сочленения костей в туловищном отделе скелета человека вы можете назвать? Перечислите их». Но тоже, между прочим, голову поломаешь.

Списывать, понятное дело, не давал, и попавшихся безжалостно выгонял, да тут и списывать, собственно, было неоткуда: этого ж ни в конспекте, ни в учебнике, а надо просто это все не знать даже, а понимать, что ли.

Ну и, ясное дело, многие не справлялись: школа-то думать, в общем, не учит. И несли, конечно, околесицу. Особенно некоторые отличались. Был у нас такой, например, Мишка Карпов, так тот вообще «вышивал» на контрольных – будь здоров! Надо, впрочем, сказать, что доцент Лихой тайны своей переписки со студентами никогда не разглашал, но Мишка и сам, хохоча, все это нам рассказывал и показывал.

Получил как-то наш Мишка на контрольной такой вопрос: «Зачем психологу знать анатомию человека?»

И сочинил высокомудрый ответ: «Как известно, психика, это составляющее нервной системы. Обладая знаниями анатомии, проффесиональный психолог может пользоваться на высшем уровне. Изучение ЦНС приводит к глубоким знаниям психики, нервных окончаний, нервных клеток, что не менее важно в проффессии психолога».
Естественно, получил двойку. А сколько?

На другой контрольной досталось ему такое тяжкое испытание: «Какова функция глотки в процессе пищеварения?» Ответ Миша выдал такой: «Глодка состоит на одну четверть из мышечных клеток, сокращение которых человек может контролировать. Таким образом если пища застряёт, то есть возможность её протолкнуть».
То есть, тоже, естественно, двойка. Хотя мысль там, конечно, какая-то зачаточная угадывается, спору нет.

На третьей контрольной Модест Мстиславыч, видимо, решил Мишку «умственными» вопросами больше не мучить, и потому специально отыскал ему задание поконкретней: «Особенности строения и функций пояса нижних конечностей».

Но Миша и здесь «не подкачал», и ответ выдал такой: «Строение и функции нижнего пояса. Состоит из позвоночного столбца, в состав которого могут входить шейный, грудной, поясничный, кресцовый, копчиковый.
Скелет разделяют на конечности верхнего и нижнего пояса. К нижнему поясу относятся кости таза, бедра, ступень.
Ступня человека состоит из фаланги пальцев, плюстна, пятка, кости голенища, коленный сустав, кости бедра, а также копчиковый отдел скелетного столба, в раздел которого входит 4-5 позвонков».

Вы бы поставили двойку? И Модест бы поставил. Но Миша, предвидя неизбежное, в конце дописал:

«Модест Мстиславович! Двойку поставить просто. Но мысль нельзя истребить так же легко! Ваш М. Карпов».

Доцент Лихой подумал, и таки поставил Мишке тройку. Хотя и написал на полях все, что он по этому поводу думает – мы потом всей группой читали, чуть не умерли со смеху!


Рецензии
:))) Прочитал, перечитал... и поймал себя на мысли, что оч хочется лишний раз поклониться Учителям и Ученикам. Замечательные совершенно личности! И зачастую друг друга стоят. Так, наверное, и должно быть :)

Гусев Вэ Гэ   24.05.2011 20:49     Заявить о нарушении
Спасибо, ВэГэ, за понимание :)

Юрий Боянович   24.05.2011 23:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.