Седьмая мачта
-Как у тебя со временем? Сможешь вырваться на недельку? Если да, готовь снаряжение...
-Хоп! Договорились.
Занимаясь альпинизмом и спелеологией, я, иногда, в порядке дополнительного заработка и поддержания формы, участвую в покраске высотных объектов - молниеотводов, портовых кранов, радиорелейных и телевизионных мачт... Работа эта, как и любая другая, требует навыков, снаряжения и внимания. Все это проверено в горах и мы, ползая по мачте, с шутками размазываем пару - другую бочек краски по бесконечным металлоконструкциям, начиная от макушки.
Так было и на этот раз. Мы на месте, перед нами куча снаряжения, упомянутые бочки с краской и объект покраски - радиомачта под сто метров высотой. Она закреплена растяжками из двухдюймовых тросов и выполнена в виде сплошной трубы с лифтом внутри. На самом верху расположена круглая операторная, диаметром метров восемь, а над ней площадки с параболическими, установленными диаметрально, антеннами - приемной и передающей. Красить мачту надо снаружи в сигнальные цвета - попеременно белый и красный, а шахту лифта изнутри - серый.
Работаем втроем. Бригадир - Раф, альпинист и скалолаз. Человек решительный и большой мастер рассказа о своих бесчисленных похождениях. Его напарник Женя, занимающийся йогой или какой-то другой спецгимнастикой - жилистый мужик, много лет работавший вместе с Рафом в одном из НИИ. Третьим в команде я.
Работа на высоте не пыльная, но ветреная. Выше деревьев всегда дует. В жару там потеешь, потому что одет наглухо, а в холод зябнешь, поскольку ветер всегда тебя достанет. Иногда прихватит недолгий дождичек, и ты неторопливо, вместе с мачтой, подсыхаешь на ветру. Штиль наверху редкость и для нас - подарок.
Переодевшись, уходим наверх. День проходит в заброске краски и снаряжения. Покраска происходит не в один день, сверху и начисто. Возвращаться по свежей краске для заделки огрехов, как мухе в клей. Сначала мажем конструкции антенн на площадке и верхнюю часть ствола. Затем уходим под площадку, мажем потолок и операторную. Конструкции проходятся лазаньем с фиксацией к ним страховочными концами. Доходит очередь и до ствола. Он делается секторами в три прохода. Навешивается две основные веревки (капроновые, в палец толщиной), на каждую устанавливается по спусковому устройству. Все это крепится к твоей страховочной обвязке и “сидушке” - доске до метра длинной, ближе к краям которой имеются крепежные стропы. Ты сидишь между ними, а по краям закреплены ведра с краской - красной и белой. Под ягодицы зажимаются малярные валики, соответственно цвету краски. Все это тщательно проверяется, оговариваются варианты взаимодействия, и начинается спуск. Это метров 60-70. Спускаешься на полтора метра и красишь все вокруг, затем операция повторяется, и так до упора. Через каждые 10-15 метров меняется цвет краски, а в остальном все достаточно монотонно, сидишь полдня и все вниз. При этом смещаешься то вправо, то влево и следишь за смыканием покраски секторов. В нижней трети обычно краска кончается и ее приходится поднимать дополнительно.
В целом все выглядит буднично. Переместился, подстраховался, покрасил... Работаем все в автономном режиме с самостраховкой, постоянно контролируя друг друга и помогая при необходимости. За день обмениваемся едва тремя десятками слов.
Зато вечером...
Плотно покушав и чуть-чуть откушав, Раф начинает рассказывать местным мачтовикам и другим подвернувшимся слушателям свои горновосхитительные истории-легенды о Фанских и других горах, пиках Ленина и Коммунизма... Мы их слушаем уже в десятый раз и, расслабившись, отдыхаем душой, изредка разбавляя его рассказ своими забавными случаями. В этот раз он рассказывал о незавершенном восхождении на пик Коммунизма, когда с высоты семь тысяч метров пришлось транспортировать пострадавшего, отправке его вертолетом с высоты шесть тысяч метров, о пилоте, выбросившем для этого из кабины все, включая и второе кресло. О последующей транспортировке другого альпиниста до базового лагеря и выполнении там операции в полевых условиях. Один из них умер, уже в Москве, в больнице, а второй выжил. История полная драматизма и напряжения. Впрочем, Раф тут же вспомнил о том, как он однажды, зачерпнул снег у палатки и, вскипятив его на примусе, пытался напоить своих товарищей по восхождению чаем в котором на дне лежали выброшенные с вечера батарейки от фонарика...
Опасна ли работа на высоте? Возможно. Все дело в постоянном контролировании ситуации, проверке снаряжения, неукоснительном соблюдении проверенных приемов. Если узел - то булинь, если карабин - то с завинченной муфтой... Необходимо еще иметь некоторые физические кондиции и немного удачи. Монотонность и автоматизм работы приводит иногда к тому, что забываешь выполнить страховочные действия, и это говорит об усталости. Естественно, бывают и ситуации на грани фола. Однажды, при навеске вертикального транспаранта, с карниза четвертого этажа ушел кирпич. Я стоял внизу и видел как он, медленно заслоняя полнеба, стремительно приближается ко мне. Я успел отклонить голову, а кирпич с треском рассыпался у ног. Тогда и стало понятным выражение “Небо с овчинку”...
И еще. Чувствует ли тебя мачта? Думаю что да!.. Она старательно поворачивается к тебе некрашеными местами, заботливо подставляя свои ступеньки, леера и площадки. При прохождении ствола предлагает для опоры специальные крюки и укрывает от порывов ветра своей подветренной стороной. Однажды, перемещаясь по стволу, на обычном месте не встретил крюка для опоры. Я поднял глаза, чтобы закрепиться выше и увидел неокрашенный участок. Когда, устранив его, посмотрел снова вниз, крюк стоял на месте. Иногда спиной чувствуешь, какие-то предупреждения или одобрение своим действиям. Складывается впечатление, что мачта не только сама вырабатывает к тебе отношение, но и передает его своим подружкам по служебным линиям связи. Начиная с третьей мачты, подходишь к ней как к старой знакомой, а она, показывая свои обветренные бока, всячески демонстрирует, как ей скорее хочется вымазаться в краске. Ведь в природе нет границы между органической и неорганической материей и все объекты связаны между собой такими осознанными отношениями, хотя мы о них думаем, что это просто камни или железо. Гора тоже думает, но в своем измерении!
И о романтике...
Однажды, ранним утром, в поле, подходя к объекту наших трудовых будней, мы остановились с ощущением радостного удивления. Ползущий по земле туман укрывал основание мачты, и она плыла в нем, теряясь в синеве солнечного неба. Иногда, на высоте, оторвавшись от работы, оглянешься вокруг - простор, глазами не охватишь, умом не поймешь, только ощутишь нутром!.. Облака, поля, луга, леса, речки... Это только слова, обозначающие некую реальность. Все это надо видеть и чувствовать, и запоминать душой, сердцем или селезенкой, чем сумеешь. Ведь это и есть то настоящее, что необходимо нам.
Закончив работу, уходя, оглянешься, последний раз на сияющую свежими красками мачту и помашешь ей рукой на прощание. А она, нарядная, мигнет в ответ параболой антенны и продолжит свою хлопотливую и безмолвную работу. Мигнет - не метафора, я точно видел это. И не раз...
А седьмая потому, что число хорошее. Вот и все.
Свидетельство о публикации №208113000109
Приглашаем Вас участвовать в конкурсах Фонда ВСМ:
http://www.proza.ru/2008/11/30/528
http://www.proza.ru/2008/11/10/525
http://www.proza.ru/2008/11/13/698
С уважением и наилучшими пожеланиями
Фонд Всм 04.12.2008 09:56 Заявить о нарушении