5. Тайны и загадки мощей чудотворца А. Свирского

ДИВНЫ ЧУДЕСА ТВОИ, ГОСПОДИ!..


С КАКИМ СЕРДЦЕМ ПРИСТУПИТЬ К СВЯТЫНЕ?

В Свято-Троицкой Александро-Свирской обители у мощей преподобного Александра, как и 500 лет назад, явлены знаки необыкновенной Божией помощи людям. Чудотворец всея Руси готов помочь своей молитвой всякому – он щедр ко всем просящим, ко всем молящимся, ко всем изнемогающим и взывающим о помощи.

Сверхъестественные благодатные силы, которые стяжал великий святой подвигами своей аскетической, многотрудной жизни, не перестали действовать за пределами земного бытия и в его теле, сохранившемся в нетлении. Животворная Божья сила сообщается всем, с верою приходящим к святым мощам.

«Но не слишком ли много здесь чудес?» – может спросить кто-то. Чтобы не смущаться сердцем, важно понять очень простую вещь. Говоря о многочисленных исцелениях, совершаемых через тайнозрителя Святой Троицы, не забудем, что совершаются они не самим святым, а даром БОЖИИМ. Чудес никогда не бывает слишком много, как не бывает слишком много безмерной любви Бога к Своему творению. Никто из нас не достоин этих чудес, и совершаются они Господом не по каким-то нашим заслугам, а из любви и милости – ДАРОМ, по молитвам таких подвижников, как преподобный Александр.

Читая Евангелие, мы видим, что Господь во время своей земной жизни сотворил множество чудес. Но эти чудеса, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, «имели святой смысл, святую цель. Хотя они и сами по себе были великими благодеяниями, но в видах божественного смотрения служили только свидетельством и доказательством благодеяния несравненно высшего. Господь, приняв человечество, принес человекам вечный, духовный, бесценный дар: спасение, исцеление от греха, воскресение из вечной смерти. Слово Господа и образ жизни являли этот дар со всею удовлетворительностью; по жизни Господь был безгрешен, всесвят; слово Его было преисполнено силы. Но человеки ниспали глубоко во мрак и мглу плотского мудрования; сердца и умы их ослепли. Оказалось нужным особенное снисхождение к болезненному состоянию человеков; <...> оказалось нужным посредством телесных чувств сообщить жизненные познания уму и сердцу, которые умерли свойственной им смертью, смертью вечной. В помощь слову Божию даны Божии чудеса».

О том, какие именно чудеса более спасительны для нас и каких чудес надо искать, говорил преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Действительно, истребить в собственной плоти нечистое вожделение, это есть большее чудо, нежели изгнать злых духов из чужих тел; силою терпения укротить мятежные движения гнева, это есть славнейшее знамение, нежели повелевать князьями, владычествующими в воздухе; избавить собственное сердце от мучительных недугов уныния, это гораздо важнее, чем исцелить телесные немощи и болезни другого; вообще врачевать болезни собственной души есть славнейшая добродетель и высшее совершенство, нежели врачевать болезни другого тела. Ибо чем душа выше тела, тем важнее ее здравие, и чем существо ее драгоценнее и превосходнее, тем тягче и гибельнее ее падение!»

Кроме того, важно, с каким сердцем мы приступаем к чуду. Иеромонах Серафим (Роуз) так писал о чудесах в книге «Когда Бог открывается сердцу»:

«Как избежать заблуждений и ловушек на пути религиозного поиска? Ответ однозначен: пускаться в путь следует не ради тех или иных ощущений, способных обмануть нас, а лишь ради самой Истины. Вопрос этот возникает перед каждым, кто всерьез изучает религию, и ответить на него – дело жизни и смерти… Хотя чудеса, бывает, и помогают обрести веру, они не могут служить ее основанием»

Итак, помня, что Господь никогда не творил чуда ради чуда, что чудо без духовной пользы не может быть чудом от Бога, расскажем о некоторых из дивных чудес, совершившихся по молитвам всея России чудотворца – Александра Свирского.
 

ЧУДЕСА У ГРОБА ПРЕПОДОБНОГО


И ОТСТУПИЛ МУЧИТЕЛЬ-ДЬЯВОЛ…

Юноша по имени Ераст с самого младенчества страдал от невидимых нападений дьявола, который немилостиво мучил его. Юношу часто трясло и бросало на землю, изо рта у него шла пена. Из-за этого он лишился рассудка и не помнил ничего, куда или откуда идет, или что бессмысленное говорит. Отказался даже от пищи и совсем перестал спать. Мать его, вдова, очень горевала о сыне. Будучи же наслышана о чудесах у гроба преподобного отца Александра, привела своего несчастного сына в обитель. Припав к гробу угодника Божия, начала плакать и покаянно взывать: «Помилуй меня, раб Божий, убогую вдову: сына моего свирепо мучит дьявол из-за многих моих грехов! Много лет страдает мое чадо от нападения нечистого духа. Знаю, что Богом дана тебе благодать прогонять духов лукавых и целить любую болезнь. Молю тебя: и нынче изгони лютого беса, мучающего сына моего!»
 Когда же по просьбе ее отслужили молебен и дали болящему приложиться к гробу и образу преподобного, тотчас нечистый дух оставил его, и юноша стал совершенно здоровым – будто бы никогда и не болел. И прославили все Бога, творящего дивные чудеса чрез Своего угодника. Женщина же вместе с выздоровевшим сыном с радостью возвратилась домой, рассказывая всем о дивном чуде.

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ

Чего именно ждем мы от чуда? Сколько раз взывала наша душа: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Взывали к Богу и десять прокаженных, девять из которых после исцеления не возвратились поблагодарить Бога. Какая же польза им была от этого исцеления? Они, как и большинство людей, получив вожделенное здоровье, не переродились духовно. Чудо пробудило веру только в одном самарянине, и это вера, как сказал Христос, «спасла» его (Лк. 17, 19). То есть основа нашего спасения не исцеление тела (как бы ни было заманчиво сделаться «здоровым»!), а исцеление души.

В ситуации, подобной девяти исцеленным прокаженным, оказалась и женщина по имени Евпраксия – жена некоего Филиппа, жившего в селении Имоченицы верстах в 45 от обители преподобного. Скрутила ее такая сильная болезнь, что казалось несчастной, будто у нее ломаются все кости и суставы. Долго мучилась женщина.

Однажды ночью вспомнила она о дивном и милостивом отце Александре Свирском и стала звать его на помощь. Готовый помочь всякому, преподобный вскоре вымолил ей не только облегчение, но совершенное избавление от болезни. Евпраксия с мужем чрезвычайно были обрадованы, поняв, от кого пришла помощь, у Евпраксии даже появилась мысль сходить в обитель Святой Троицы и возле многоцелебного гроба милостивого молитвенника воздать благодарение Богу. Но, как это случается у многих людей, она день ото дня она откладывала поездку, а потом и вовсе забыла, закрутившись в житейской суете.

Как-то срочное житейское дело погнало ее из дома с утра пораньше. Но едва она ступила на порог, её схватила невидимая сила и начала нещадно колотить – так что женщина ослабела и не могла двинуться с места. В этот момент осознала она свою вину, поняла, что такая напасть приключилась с ней за неблагодарность: она сама себя вверила на мучение злой силе, обманув Бога – ведь свое обещание сходить в обитель преподобного она не выполнила.
 И начала Евпраксия рыдать о своих грехах, прося прощения у милостивого своего исцелителя за свою неблагодарность и укоряя себя как преступницу Божественных заповедей. Услышав это, собрались все домочадцы, и ужасались, и едва могли поднять женщину с мест, где она упала. Вскоре после этого отвезли её в обитель Пресвятой Троицы и приложили к цельбоносному гробу преподобного Александра. Евпраксия молилась со слезами, исповедуя грех свой и снова прося у чудотворца прощения и облегчения от тяжкой болезни, которой страдает из-за своей небрежности. После молебна непонятная болезнь сразу оставила женщину. И рассказала она обо всем, что с ней произошло, воздавая великое благодарение.

+ + +
Случаев исцеления у мощей преподобного Александра было великое множество вплоть до самой революции. Один из них был совершенно необычным. Случилось это с одной одержимой в начале ХХ века. Судороги и припадки мучили бедную женщину. Много ездила она по монастырям. Но исцеление получила внезапно: достаточно было монахам покрыть корчившуюся женщину покровцом раки преподобного Александра Свирского. Правда, в ту же минуту пострадал алтарь, вылетели с треском оконные стекла. Это происшествие весьма запомнилось монахам Свирского монастыря, поэтому о нем сохранились документальные подтверждения. 

ЧУДЕСА ПРИ ОБРЕТЕНИИ МОЩЕЙ В 1641 Г.

«ВНЕЗАПНО ПОЯВИЛСЯ АРХАНГЕЛ МИХАИЛ…»

В деревне Нигриничи недалеко от обители жил молодой сын митрополичьего боярина Софоний Неелов. Тяжкой болезнью страдал он: бесновался так, что разрывал железные цепи вместе с кандалами, бегал и разбивался.

Множество людей с большим трудом едва сдерживало Софония, когда отец его Флор подводил больного к гробу святого, мощи которого тогда еще находились под спудом. Пока служился молебен, юноша громко взывал: «О небесных сил Воеводо, Архангеле Христов Михаиле, помоги мне!» Так взывал он до окончания молебна. Когда же оградили его животворящим крестом и окропили святой водой, он перестал кричать, приложившись же к гробу святого, получил небольшое облегчение.

Когда же обрели мощи преподобного Александра чудотворца, целые и невредимые от тления, Софоний опять пришел в обитель Живоначальной Троицы и преподобного Александра чудотворца, где и прожил с полгода, молясь и трудясь на церковной постройке своими руками, где и получил окончательное исцеление.

Вот что рассказал о себе Софоний: «Когда родители привели меня в первый раз в обитель Святой Живоначальной Троицы и стали у гроба преподобного Александра, внимая молебному пению, тогда явились лукавые духи, показывая мне яму, наполненную горящими углями с пламенем, и намеревались толкнуть меня в эту пропасть. Вдруг внезапно явился Архангел Михаил, и когда меня приложили к гробу святого, Архангел, ударив жезлом, прогнал всю силу их, а я сейчас же получил облегчение.

Ныне же славлю Всесильного Бога, Пречистую Богородицу, великого Архистратига Христова Михаила и великого в чудесах преподобного отца Александра – за то, что исцелил меня Бог молитвами его».

БОЛЬНОЙ ВСТАЛ С ПОСТЕЛИ СВОЕЙ

Дворянин Андрей Данилович Антонов, живший в селении Кусяге недалеко от Сясь-реки, заболел расслаблением всего тела и подвергся умопомешательству. Родители сильно скорбели об этом, возили его по святым церквам и много истратили денег на врачей, но никакой пользы от них не было.

Однажды вспомнили они, что у гроба великого чудотворца, преподобного Александра, Бог творит множество исцелений, и, взяв сына своего, привезли в обитель. Пробыв в ней в молитвах об исцелении своего сына семь дней, они не получили по прошению своему и отправились обратно домой. Сильно сокрушались родители, раскаиваясь в том, что прежде не молились преподобному, будучи давно наслышаны о чудесах от честных и многоцелебных мощей его: «Зря трудились мы, недостойные: искали врачей, много погубили средств, но не только никакой пользы себе и чаду не принесли, но в худшую беду попали! Прогневали скорого врача и безмездного исцелителя всяких недугов».

И тотчас скорый на помощь отец Александр услышал воздыхание их и не отвергнул их молитвы, подав исцеление болящему, который встал с постели своей бодрым и крепким – будто никогда и не болел.

Вскоре после того дворянин Андрей в большой радости снова пришел в обитель святого и, попросив отслужить молебен у гроба преподобного, со слезами облобызал честные его мощи и рассказал игумену и братии, как Бог исцелил его молитвами преподобного Александра.

ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ БЕСНОВАНИЯ

Посадский человек Иоанн Сусов из города Олонца в 1671 году находился в Стокгольме, занимаясь торговыми делами. Из-за того, что вел он там жизнь невоздержанную, расстроился рассудком, и за грехи Бог попустил ему впасть на долгое время в беснование.

Когда привезли его на родину, он еще хуже стал безумствовать, говоря различный вздор и бегая по улицам, так как враг пугал его различными привидениями. Родственники сильно скорбели, видя его затянувшиеся страдания. Но вот пришла им на ум добрая мысль — свозить его к угоднику Божию преподобному Александру, где они попросили отслужить об Иоанне молебен у мощей святого. Сначала бесноватый противился, не желая слушать молитв и даже смотреть на священную раку, гневно угрожая находившимся при нем. Когда же приложили его к цельбоносным мощам преподобного Александра, он тотчас же пришел в сознание и начал с сокрушением молиться, говоря: «Отче преподобный Александре! На тебя все упование мое во Боге возлагаю! Побори супостата душ наших, избави душу мою, и исцели страждущего».

После чего, будучи огражден животворящим крестом и окроплен святою водою, совершенно исцелился от беснования и с радостью возвратился в дом свой.

ЧУДЕСА ПОСЛЕ ВТОРОГО ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ

Когда после долгих лет нашего беспамятства – в 1998 году – мощи великого чудотворца вернулись к людям, чтобы продолжить свое служение, очень многие стали получать исцеления от своих недугов, многое исполнялось по просьбам, обращенным к святому.

Одни долго скрывали полученный дар и лишь спустя некоторое время могли поделиться о том, что случилось с ними у мощей святого, другие откровенно делились со всеми радостью и благодарили преподобного. Наверное, самая потаенная радость была у бесплодных прежде матерей, получивших драгоценный дар чадородия. Только за первые три года после обретения мощей преподобного Александра Свирского в монастыре стали известны восемь случаев рождения детей по молитвам у раки. Помощь святого Александра в чадородии известна с XVI века — с этой просьбой к нему обращались и простые люди, и цари: Василий III, Иоанн Грозный и Мария Нагая, царица Ирина — супруга государя Феодора Иоанновича, царица Евдокия — супруга царя Михаила Феодоровича и другие. Наши дни приняли эстафету рождения детей по молитвам преподобного.

ВЫМОЛЕННЫЕ МАЛЫШИ

Вот текст одного из писем, рассказывающих об этом счастливом событии:

 «В 1998 г. в церкви святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии находились мощи прп. Александра Свирского. Я со своей дочерью Еленой (имена изменены. – Авт.) приложилась к мощам святого с одной и той же просьбой, чтобы Бог даровал ей ребенка. Дочь рано вышла замуж — в 18 лет. Сейчас ей 38 лет. Все годы замужества были годами напрасного ожидания ребенка. И вот чудо свершилось: в сентябре дочь приложилась к мощам, а в октябре, как выяснилось позже, забеременела. В положенный срок родилась прекрасная девочка. Это чудо, дарованное Богом по молитвам у мощей преподобного, свершилась через 19 лет ожидания… Я каждый день благодарю прп. Александра Свирского за рождение малышки Марии. Это он просил Бога, а Бог нам дал такую радость. Это настоящее чудо».

 Подобное чудо было описано и в газете «Час пик» (№ 21, 25 мая 1999 г.): «Петербурженке Елене Злобиной после многих обследований и длительного, но безуспешного лечения, поставили страшный диагноз — бесплодие. В августе 1998 года она с тайной надеждой на чудо приложилась в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии к святым мощам прп. Александра Свирского, и через некоторое время со страхом и надеждой поняла, что беременна. В положенное время родилась здоровая девочка, которую окрестили на подворье Свято-Преображенского Валаамского монастыря».

+ + +
В трех номерах газеты «Час пик» журналистка Анна Бобрович опубликовала рассказы о чудесах, происшедших у раки прп. Александра Свирского. Эти чудеса она собирала по собственной инициативе, часто выезжая по известным в монастыре адресам исцеленных людей.

БУДТО КТО-ТО НЕВИДИМЫЙ ПОДНЯЛ МАЛЫШКУ

Это случилось в августе 1998 г. В храм вошла молодая женщина с пятилетней девочкой на руках. Маленькая, худенькая, с безжизненно висящими ручками и ножками, она выглядела совсем крохой. В разговоре с мамой выяснилось, что девочка не может ходить: у не от рождения повреждена центральная нервная система. Врачи ничем не могли обнадежить несчастную мать. Такой тяжелый недуг мог быть исцелен только силою и волею Божией. И это произошло тут же, у раки преподобного, на глазах у изумленных людей, до отказа заполнявших храм.

Мать, подойдя к раке преподобного Александра Свирского, с помощью стоящего у раки послушника положила девочку на поверхность стекла, прикрывающего мощи. Некоторое время ребенок оставался так в лежачем положении. Затем мать, сняв с раки, посадила девочку на пол, чтобы самой приложиться к мощам святого. За молитвой не заметила, как девочка исчезла. Оказалось, что она встала на окрепнувшие вдруг ножки как будто кто-то невидимый поднял ее, поставил – и она пошла, никем не поддерживаемая. В храме воцарилась тишина, люди расступались, делая широкий коридор для девочки и ее мамы, которая, забежав вперед дочери, распростерла над ней руки, чтобы в любой момент подхватить свое дорогое существо. Так они дошли до выхода из храма, здесь мать взяла ребенка на руки, распрямилась, и все увидели на мокром от слез лице, что она испытала в этот момент – радость, благодарность, растерянность, страх и сомнение: «а вдруг снова не сможет ходить?» Спустя год в монастыре узнали, что Верочка — так зовут исцеленную — не только ходит, но и бегает.

КОСТЫЛИ БОЛЬШЕ НЕ ПОНАДОБИЛИСЬ

«Второй подобный случай исцеления произошел с жителем Подпорожья Андреем. После того как он попал в автокатастрофу, его ноги потеряли способность двигаться. Этот красивый, высокий, сильный мужчина таскал их за собой, опираясь на костыли. Никакие физиопроцедуры и массажи не улучшали положения обездвиженного человека. Но вера в излечение не покидала его. Руководствуясь этой верой, Андрей упорно приезжал в монастырь преподобного Александра Свирского к раке с его мощами.

Таких поездок с разными интервалами времени между ними было всего четыре. Каждый раз, стоя у раки, он усердно просил преподобного помочь. Что он обещал в своих молитвах к чудотворцу, как молился этот по существу малоцерковный человек — осталось для всех тайной. В один из дней все находящиеся в храме Преображения Господня в Свирском монастыре стали свидетелями проявления милости Божией к калеке, в четвертый раз приехавшему к мощам преподобного Александра. В этот раз у раки ноги его укрепились настолько, что он отставил костыли и сделал свои первые самостоятельные неуверенные шаги.

Вскоре он приехал снова в монастырь, чтобы отслужить благодарственный молебен — прошло меньше месяца. В храм Андрей вошел лишь слегка опираясь на палку».

Это свидетельство подписали братия и благочинный Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря иеромонах Адриан. Описываемые события происходили в мае – сентябре 2000 года.

РАК ОТСТУПИЛ

В монастырь поступили два свидетельства об исцелении от страшного недуга нашего времени – онкологического заболевания, или, как называют его в народе, – рака. Бывшие больные, не отчаявшиеся, но обратившиеся за помощью к Богу и Пресвятой Богородице, прося при этом молитвенного заступничества преподобного Александра Свирского (в тот период, когда мощи находились в Санкт-Петербурге),  получили исцеление очень быстро, и от большого усердия и благодарности преподобному сообщили о себе все: адрес, телефон, паспортные данные.

 Приводим письмо одной из этих женщин, изменив ее имя.

 «Я, Малинина Нина Ивановна, 1956 г. рождения, проживающая в СПб., свидетельствую о том, что в ноябре 1998 г. у меня был обнаружен рак левой молочной железы (была взята пункция, которая показала наличие раковых клеток), была рекомендована срочная операция. Мы договорились со специалистом Института радиологии в пос. Песочном.

 Обстоятельства сложились так, что врач, который должен был делать операцию, уехал в Москву на неделю и операция была перенесена на 26.11.98. В этот промежуток времени между постановкой диагноза и операцией я трижды присутствовала на молебнах у раки с мощами преподобного Александра Свирского, прикладываясь к мощам многократно, втирала в больное место маслице с миро, полученное после молебна в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Хочется отметить, что после молебнов у раки с мощами преподобного в душе устанавливалась тишина и необыкновенная радость. Я — прихожанка храма в честь иконы «Неупиваемая чаша», где служит батюшка Иоанн Миронов. Службы здесь очень благодатные, но молебны у раки с мощами были необыкновенными, независимо от того, какой батюшка служил. Батюшек было много, из разных храмов, они меняли друг друга. Часто молебны были внеочередные.

По молитвам прп. Александра Свирского Бог проявил милость ко мне — явилось мое исцеление от страшного недуга. Мне была сделана операция, и результаты гистологического анализа показали, что рака нет. Имеющиеся медицинские свидетельства подтверждают диагноз до операции и результаты обследования после. В силу своей беспечности и обычной мирской суеты я не сообщила об этом факте тогда же, в 1998 году, в монастырь Александра Свирского, и только узнав о том, как важны свидетельства для тех, кто сомневается в истинности мощей, я с горьким раскаянием и своей запоздалой благодарностью пишу это письмо. Я чувствую себя очень виноватой за свое молчание. Господи, помилуй меня».

ВЛАСТЬ НАД БЕСАМИ

Как известно, преподобный Александр всегда помогал страдающим беснованием и одержимостью. И сейчас в монастыре есть случаи помощи таким страждущим людям. И сегодня, как и в прошлые века, одержимые душевным недугом не могут без страха, спокойно пройти через монастырские ворота к храму Преображения Господня.

Во время пребывания мощей в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии реакцию бесноватых на святыню можно было видеть почти ежедневно: если их вели к раке или если на них попадала святая вода во время молебна у раки преподобного, крики этих людей раздавались на весь храм. Бывали и такие бесовские «откровения»: «Не пойду, не хочу, не люблю его!» Лукавым нестерпимо прикосновение святыни.

Только Господь знает, как в дальнейшем подействует на таких людей пребывание возле всея России чудотворца, которому Богом дана власть и над бесами. Может быть, кто-то из них, приложив усилия личного покаяния и очищения жизни, сможет избавиться от дьявольского нападения.

«СОКРУШИ И ДЕМОНОВ НЕМОЩНЫЕ ДЕРЗОСТИ…»

Лукавым бывает особенно ненавистно, когда у человека после соприкосновения со святыней происходит живое изменение сердца. У рабы Божией А. в семье сложилась трудная духовная ситуация: тяжелой одержимостью страдала мать, были серьезные проблемы с детьми. Прочитав о чудотворце Александре Свирском, она решилась ехать в обитель с мужем и детьми, чтобы получить духовную помощь в своих скорбях. Вот что она рассказала:

«Как только  был намечен срок поездки, неожиданно возникли препятствия там, где, казалось бы, их быть не должно. Буквально за неделю до отъезда внезапно и совершенно вроде бы беспричинно меня скрутила болезнь, которой в тот момент заболеть было просто нгевозможно. Лежа в жару, принимая назначенные знакомым врачом средства, я не могла не понять, что лукавым очень не хотелось бы допустить меня к святыне, молитва перед которой может принести немалую пользу грешнице. В то время у нас дома не было ни канона, ни акафиста преподобному Александру, и муж читал тропарь святому. Пришла в голову мысль – попросить читать его по нескольку раз в день также акафист мученику Трифону, которому, как известно, тоже дана особая благодать помогать при искушениях бесовских. Сама же я была как в бреду, не могла открыть глаз, и только во время чтения этих молитвословий сознание прояснялось. Поразительно, но наутро третьего дня появился такой прилив сил, что смогла встать с постели – причем, совершенно здоровой: все признаки болезни, которая обычно длится недели три, исчезли без следа. Такова была сила молитв преподобному Александру Свирскому и мученику Трифону.

Но как же ярилась злая сила! К вечеру тяжелые признаки той же, что и у меня, болезни обнаружились у моей 85-летней матери – это было уже совсем невероятно. Поняв, что это новая дьявольская атака, горячо стала просить преподобного Александра разрушить эти препятствия. Но, наверное, слишком хотела сделать по-своему, допускала в молитвенные просьбы тень какой-то досады: мол, как это я, отдав столько сил организации поездки, не попаду в Свирский монастырь! Мама не выздоравливала, пришлось звонить друзьям, что поехать не смогу, если только не произойдет чуда (на которое в такой ситуации было очень мало надежды). Но… Как только положилась на волю Божию и смирилась с тем, что муж и дочери поедут без меня, я же останусь с больной матерью, – за день до намеченного срока мама вдруг совершенно оправилась от непонятной болезни. Более того, она вдруг сама предложила:

– Не вздумайте откладывать поездку из-за меня. Поезжайте все вместе – обязательно! Со мной оставаться никому не надо. Я чувствую себя, как никогда, хорошо!

Это было настоящее чудо! Вот когда я всем существом поняла смысл слов, привычно читаемых в тропаре мученику Трифону: «Сокруши и демонов немощные дерзости». Дерзости – да, но немощные, бессильные перед Богом и молитвой великого праведника. Они были сокрушены и развеяны, как дым, на моих глазах…

Удивительное событие произошло и во время второй поездки к свирскому чудотворцу с двоюродным братом, который понимал, что курение для него губительно, но не хотел бросить многолетней привычки. Стоя у мощей, он просил помощи преподобного Александра. Но, как потом оказалось, при этом ждал, что теперь-то он никогда даже не захочет в рот брать папирос. Что ж, это обычный образ наших греховных просьб к угодникам Божиим, да и молитв к самому Господу: как часто мы хотим получить чудо не просто даром, а без малейших усилий с нашей стороны. Как некую магическую панацею. Увы, в современных описаниях чудесных исцелений и иной помощи Божией нас иногда настраивают на это: дескать, после паломничества, после молитв все как-то вдруг и сразу устраивается. И почти никогда не говорится о многотрудной борьбе человека со своими грехами, которые ввергли его в напасть.

Слава Богу, брат вскоре понял, что и ему “труды к трудам прилагать” надо, по примеру святого Александра. Лишь после того, как брат осознал роль своей воли в действии помощи Божией, он начал избавляться от многолетней пагубной привычки…»

ПО ВЕРЕ КАЖДОГО

С какими только нуждами не идут к чудотворцу! Поражаешься, насколько разнообразной бывает помощь по молитвенным ходатайствам святого.

50-летняя больная Елена, страдавшая врожденным правосторонним гемипарезом, после нескольких молебнов в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии получила чудесное исцеление от своей немощи. На одном из молебнов с благоговением и молитвой прикоснулась двумя пальцами всегда холодной правой, парезной, руки к стопе Преподобного – и почувствовала живительное тепло. Дома за трапезой Елена машинально взяла ложку в правую руку, а затем смогла удержать стакан с питьем. На следующем молебне, когда она благодарила Господа и преподобного Александра, пальцы правой руки без посторонней помощи вдруг сложились для крестного знамения. Семь лет до этого Елена осеняла себя крестным знамением с помощью левой руки.

Рабу Божию Марию из-за артроза 3 месяца мучила острая боль в колене, вызывающая хромоту. Лечилась возможными лекарственными средствами. В храме у мощей преподобного отстояла Божественную литургию, затем молебен: всего была на ногах больше 3-х часов. Выходя из храма, почувствовала, что боль уменьшилась, хромота прошла. На 3-й день боли в колене полностью исчезли.

Раба Божия Надежда получила исцеление от рожистого воспаления, связанного с тромбофлебитом – после того как она помазала их миром от мощей преподобного. До исцеления нога была распухшей, перевязанной бинтом, насквозь промокшим жидкостью, обильно истекавшей из ноги. Через день, когда женщина вернулась, чтобы поблагодарить преподобного, нога ее была сухой, повязки не было, некоторая краснота сохранилась только по краям затянувшейся трофической язвы. Признаки рожистого воспаления исчезли.

 Раба Божия Нина была исцелена от ожогов. После помазания маслом с миро боль от ожога прошла сразу, регенерация кожи пошла быстро. Кроме того, она свидетельствует, что стали понемногу исчезать пятна «витилиго».

 Раба Божия Варвара с радостью сообщила, что стала читать без очков после того, как приложилась к мощам.

И таких свидетельств – великое множество.

ВЕРА ПОКОРЯЕТ РАССТОЯНИЯ

«Об этом удивительном случае знают едва ли не все обитатели Свирского монастыря. Он произошел в семье, живущей в Ростове-на-Дону. Две ростовчанки спешно приехали в монастырь, чтобы помолиться за жизнь дорогого им человека: для одной из них он был мужем, для другой — братом. Тот, за кого они приехали склонить головы перед ракой великого чудотворца, находился в это время в тяжелом состоянии после третьей, только что перенесенной операции по поводу рака головки поджелудочной железы. Забрали его в безнадежном состоянии «умирать дома». Но родственники не хотели сдаваться перед «неизбежным концом» и, невзирая на свое собственное нездоровье и преклонный возраст, отправились в дальний путь. Со слезной молитвой они упали на колени перед мощами прп. Александра Свирского. Это было раннее воскресное утро. По словам их дочери, оставшейся с отцом в это утро, отец впервые почувствовал себя настолько хорошо, что встал с постели и даже осмелился сесть за руль своей машины. Энергия и сила в нем забили ключом.

Его жена и сестра, вернувшись из Александро-Свирского монастыря, были поражены бодрым видом больного и не только обрадовались за него, но, охваченные благодарностью к Богу и молитвенному ходатаю — прп. Александру Свирскому, через две недели снова вернулись в монастырь только лишь для того, чтобы отдать дань благодарности именно в том месте, откуда воссылались их горячие молитвы. Самому монастырю, где настоятельствует небесный игумен — прп. Александр Свирский, были сделаны пожертвования, в которых монастырь так нуждается — следы разрушений, нанесенных большевистским временем, еще очень велики. Все, что описано выше, произошло в сентябре 2000 г. Летом 2001 г. женщины снова вернулись в монастырь, но на этот раз их сопровождал бывший больной. Он сам лично захотел поблагодарить прп. Александра за проявленную к нему милость. По свидетельству исцелившегося, он раньше, живя далеко от северного монастыря, не знал святого, к которому обращалась с такой верой и надеждой его родня».

Это свидетельство находится на сайте Александро-Свирского монастыря. Подписано оно сопровождающей паломнические группы Н. И. Скифской, братией монастыря, благочинным иеромонахом Адрианом.

Помогает великий молитвенник не только православным, но всем, кто от всего сердца просит его об этом. О таком случае рассказала раба Божия Наталия (католического вероисповедания), филолог по образованию. Два года она не могла найти работу по специальности. На следующее же утро после молитвы к преподобному ее разбудил телефонный звонок с предложением работы переводчика.
Дивны чудеса Твои, Господи!

Людмила ИЛЮНИНА, православный публицист
ПИСЬМА АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ

Есть среди почты Александро-Свирского монастыря письма, обращенные прямо к святому угоднику Божию: «Дорогой батюшка! Отец Александр!» Только на Руси еще сохранилась кое-где эта особая форма народного благочестия (непонятная и даже диковатая для интеллигентного человека, но восходящая к седой древности). Такие люди воспринимают жившего 500 лет назад святого, как очень близкого, родного человека, который непременно ответит, если ему написать. Особенно много было таких писем в первые годы после обретения мощей, когда люди, не имея возможности приехать в монастырь, просили преподобного о помощи – и получали ее.

Знаю, что такие письма в научной литературе определяются как «проявление остатков языческого сознания» (подобные послания в античности писали Зевсу, Гере и другим «богам», сохранились граффити на черепках). Но, как мне кажется, в обращениях к преподобному Александру мы видим совсем иное: люди в детской простоте сердца пишут на бумаге те моления, с какими они обратились бы к преподобному, если бы имели возможность постоять у раки с мощами. А разве все мы не становимся детьми, когда самыми простыми, наивными словами молимся великим святым, оставаясь с ними один на один (то есть вне церковной службы – молебнов, акафистов и канонов)? Когда я рассказывала на экскурсии о подобных посланиях туристам (в большинстве своем нецерковным людям), они приходили в умиление, на глазах у некоторых появлялись слезы.

Эти письма дважды выходили в 2003 году в издательстве «ОЛМА-ПРЕСС» под названием «Вера народная», а в издательстве «Паломник» под названием «Письма к преподобному Александру Свирскому».

Знакомя читателей с некоторыми из этих писем, прошу их: не осуждайте детской веры тех, кто просит положить свои безыскусные послания на раку с мощами, чтобы их «прочитал» преподобный Александр.

«ПЕРЕДАЙ МОЙ МОЛЕБНЫЙ ВОПЛЬ…»

 «Святой угодниче Божий, батюшка Александр!

 C низким поклоном к тебе, с просьбой о молитвенном заступничестве, грешная и окаянная раба Божия Фотина. Батюшка, дорогой, прости меня окаянную за смелость мою, что смею писать к тебе, да еще и людей беспокоить.

 Дорогой батюшка, помолись, пожалуйста, о муже моем Анатолии, чтобы Господь привел его к себе, чтобы здоровье было у него крепче, настроение спокойнее. О деточках моих помолись, батюшка дорогой, чтобы Господь наставил их на путь истинный, привел их сердца к себе.

 Передай мой молебный вопль к матушке нашей Богородице с просьбой покрыть своим омофором моих детей, с мольбой о помощи в воспитании их, в наставлении на путь истинный, чтобы не уклонились они от путей Господних.

 Батюшка дорогой, помолись, пожалуйста, чтобы деточки мои смогли учиться хорошо. Батюшка Александр, а обо мне грешной помолись, чтобы Господь научил и укрепил меня в вере, научил молиться, помог очистить мое сердце.

 Святый угодниче Божий, батюшка Александр, заступниче за народ российский перед Господом нашим Иисусом Христом, Святой Троицей и Матушкой Богородицей, прости меня за то, что так обращаюсь (через письмо) и беспокою батюшку настоятеля, пожалуйста, моли Бога о нас.
 С низким поклоном р.Б. Фотина».

«ВРАЗУМИ, КАК СПАСТИСЬ…»

 Отче Александре Свирский!

 Благодарю тебя за излечение моей дочери Елены, у которой была увеличена щитовидная железа. Она приложилась к мощам, и у нее из горла стали исходить сгустки черного цвета. Раньше врачи настаивали на операции, а теперь она совершенно здорова.

 Обращаюсь к тебе с просьбой: укрепи нас в вере, благослови, научи, вразуми, как спастись. Помоги воспитать моего внука отрока Владислава в доброте, сохрани его от мирских развлечений, отврати его от смотрения телевизора. Подай ему помощь.

 Помолись своими святыми молитвами за мою дочь Елену, носящую во чреве младенца, чтобы роды прошли благополучно, чтобы родила благочестивую девочку.

 А мне – рабе Ольге, если можно, на все воля твоя, излечи больные ноги.

 Излечи меня и моих чад, болящих духовно, испроси у Господа прощение наших согрешений, чтобы мы прожили в мире до конца наших дней.

 Твоя раба Ольга со чадами. Калининградская обл. г. Черняховск».

Об особом, живом, сердечном отношении к преподобному свидетельствуют письма, рассказывающие о чудесных исцелениях от мощей. Мы не будем публиковать тут все письма такого рода – их достаточно много и фактические данные из них вошли в брошюру, изданную Александро-Свирским монастырем. Выберем только те, что еще не публиковались.

«ДО ЭТОГО СЛУЧАЯ МУЖ ДОЛГО НЕ БЫЛ В ХРАМЕ…»

«Уважаемый отец Л.!

Пишет Вам р.Б. Елена.

По молитвам батюшки Александра Свирского Господь исцелили недуг у моего мужа – р.Б. Николая.

 Николай получил серьезную травму ноги. Нога распухла, сильно болела, не поддавалась лечению. До этого случая муж долго не был в храме, не исповедовался. Я стала молиться за мужа батюшке, мазала ногу его маслом. Дала молитву мужу, он тоже молился, даже прочитал Житие  Александра Свирского. Потом мы с сыном собрались и поехали к батюшке (к мощам), помолились за нашего папу. Я просила, чтоб батюшка умолил Господа, облегчил недуг мужа, дал возможность прийти в храм, принести покаяние и причаститься (муж уже не мог ходить).

И на следующий же день муж уже смог наступать на ногу, через несколько дней он смог прийти в храм, отстоять службы (вечернюю и утреннюю), покаялся и причастился. Сейчас нога его не беспокоит. У меня самой прошла болячка на ноге (которую я все собиралась вырезать). Причем, я во сне увидела, что нога здорова. Проснулась, посмотрела – и правда нога здорова.

 Батюшка Александр Свирский очень нас укрепил, я знаю, что по нашим грешным молитвам он молится за нас окаянных.

Р.Б. Елена, г. Краснодар».

Во многих письмах мы находим свидетельства того, что именно второе обретение мощей прп. Александра в 1998 году вернуло истинное почитание чудотворца. Мы слышали признания множества людей, что до того, как они услышали или прочитали об обретении чудотворных, полностью нетленных святых мощей, они даже по имени не знали святого угодника Божия Александра. Даже в Петербурге, который близок к Свирским пределам, в храмах не было икон прп. Александра, его имя не звучало на молебнах. Дни его памяти были в забвении.

Теперь же в разных городах и весях с упованием на молитвенное заступничество произносится имя величайшего святого – единственного новозаветного тайнозрителя Святой Троицы.

 В далекую северную обитель со всех концов России, из Белоруссии, Украины, Молдовы, Ставрополья, с Дальнего Востока и Сибири едут паломники. А потом пишут отцу настоятелю благодарственные письма и свидетельствуют о благодатной помощи.

«ПО МОЛИТВАМ ПРП. АЛЕКСАНДРА ПОЗНАЛ Я ГЛУБИНУ ВЕРЫ…»

«Дорогие братия Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря!

 Пишу вам из далекой Германии, куда мне по разным жизненным обстоятельствам пришлось переехать.

 С вашим монастырем у меня связаны особые воспоминания. Жил я в Санкт-Петербурге. Мне 28 лет. На прошлую Пасху вместе с паломнической группой я попал в вашу обитель. И хотя я крещен давно, первый раз причастился и исповедовался именно в тот радостный для нас День. С того самого момента я и воцерковился: по приезде стал часто исповедоваться и причащаться, соблюдать посты – одним словом, с Божией помощью и, я уверен, по молитвам прп. Александра познал я всю глубину веры нашей и Церкви Православной. И здесь в Германии у нас есть православный приход, но все-таки – что это такое по сравнению с Россией!

 Когда смогу приехать к вам еще – не знаю, а молитвенное монастырское заступничество нужно. Скоро – 12 сентября – день прп. Александра, и очень хотелось бы, чтобы вы, братия, смогли помянуть за Литургией тех, имена которых я тут пишу. Если, конечно, это возможно.

 Всегда с ежедневной молитвой о вас и всей обители.

Р.Б. Григорий. Германия, г. Нюрнберг».


 Так или иначе, все письма, приходящие в монастырь (в любой монастырь) – это свидетельства о вере народной. О ее различных проявлениях. Когда видишь паломнические группы (в числе которых люди с малыми детьми, старушки с палочками) – и знаешь, что добирались они в обитель на автобусе несколько суток, не имея возможности нормально отдохнуть, поражаешься силе веры, мужеству и чистоте сердечной этих людей. А как они молятся! Акафистное пение – не профессионально-хоровое, а мирянское, народное у раки с мощами преподобного Александра вызывает особое умиление. Не раз мы были свидетелями чуда: именно после такой проникновенной молитвы особо потрудившихся в паломничестве людей мощи начинают мироточить. Преподобный Александр отвечает на молитву людей, утешает их «елеем радости».

 «Я – АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ…»

Год назад пришло письмо из Молдавии, где живет семья с очень больным ребенком (у девочки заболевание, напоминающее эпилепсию, хотя врачи не могли поставить точный диагноз). Как ее ни лечили медики, как родители ни возили по монастырям, на отчитку – но помощи никакой не получили. Как-то маме этой малышки явился во сне преподобный и сказал:
– Я – Александр Свирский. Прочитай мне акафист, только прочитай усердно – и я тебе помогу…

А она не знала этого святого и до этого случая ничего о нем не слышала. Но когда достала акафист и прочитала, то ребенок этот поправился. Эта женщина рассказывает, что после этого чуда родственники помогли ей собрать деньги на дорогу, и ее семья обязательно хочет приехать в монастырь, чтобы поблагодарить Господа и Его угодника, помолиться, приложиться к мощам.

Подобные случаи были засвидетельствованы и до революции. Преподобный Александр являлся людям, которые не обращались к нему за помощью. Многое из того, что мы читаем в древних Житиях, в каком-то новом варианте повторяется в наше время. Даже подробности совпадают до мелочей.

 У КАЖДОГО – СВОИ СВИДЕТЕЛЬСТВА!

Приведу случай, который произошел со мной лично. Было это несколько лет назад на Страстной седмице. Накануне Вербного воскресенья поехали мы резать вербу неподалеку от монастыря. Там я порезала палец ржавым перочинный ножиком, и ничего у меня не нашлось в тот момент, чтобы обработать и перевязать рану. Сначала я и внимания не обратила – подумаешь, небольшой порез, но потом палец сильно воспалился, и началась довольно серьезная болезнь – воспаление сустава. У меня поднялась температура. Я смалодушествовала и сказала:

– Батюшка, я поеду в город к врачу.

– Нет, оставайтесь, – ответил отец Лукиан, – ведь идет Страстная седмица.

Я смазывала руку святым маслом, молилась, но как-то не очень все это помогало. Так продолжалось несколько дней. А потом меня, что называется, осенило. Когда я стояла на молебне, то поняла, что мне надо попросить: пусть батюшка помажет мне руку маслом из лампады, висящей у мощей. Когда меня помазали, за очень короткое время краснота, боль, температура – все исчезло.

Думаю, что каждый, кто живет здесь, в монастыре, может рассказать немало таких историй. Общаясь с разными людьми, особенно с теми, кто приезжает в монастырь не в первый раз, узнаешь, что у каждого есть какие-то свои свидетельства, воспоминания. Мне приходилось слышать много таких рассказов.

Женщина из Медвежьегорска поведала историю, происшедшую с ней и ее дочерью. Сама она врач – что очень важно, поскольку история связана с исцелениями от серьезных болезней, и она, как медик, понимала, что на самом деле произошло чудо, потому что медицински все случившееся объяснить никак невозможно.

С этой женщиной произошел инсульт – причем неожиданно, когда она была одна дома. В этот момент она поняла, что ее болезнь связана с какими-то духовными причинами, поэтому она не должна вызывать врача – он не поможет, поэтому нужно набраться мужества и потерпеть. Женщина пила святую воду, мазалась святым маслом из самых разных мест. Потом она заснула и во сне услышала слова:

– Возьми песочек от преподобного Александра Свирского и посыпь его крестообразно на голову.

Женщина прежде не бывала в нашем монастыре, но сюда в паломничество ездили прихожане их храма, они-то и привезли песочек с места явления Святой Троицы. Проснувшись, женщина взяла песочек и посыпала себе на голову крестообразно, как и было ей сказано. Довольно быстро у нее прошли все признаки страшной болезни.

С дочерью этой самой женщины произошла не менее удивительная история. У девочки был перелом ноги. Когда сделали снимок, оказалось, что нога срослась неправильно – произошло смещение костей. Это означало, что надо было ломать сросшиеся кости, вставлять железные штыри. Больную уже повезли в больницу, повторно сделали рентген, убедились, что в самом деле с ногой неблагополучно. Тогда ее мама прямо под гипс посыпала немного песочка с места явления Святой Троицы преподобному Александру, а потом настояла, чтобы снимок сделали еще раз. Как получилось, что за время, прошедшее между двумя снимками, кости на месте перелома каким-то образом выровнялись, – не понял никто. Лечащий врач, как рассказывала эта женщина, даже поцеловала гипс на ноге этой девочки, потому что такой случай был единственным в ее врачебной практике.

НЕБЕСНЫЙ РЕСТАВРАТОР

Много подобных историй я слышала, работая пресс-секретарем монастыря. Но были и встречи, рассказывающие о чудесах не личного плана, а об имеющих значение для многих людей.
Монахи замечали: фрески в Троицком соборе, по сравнению с тем временем, когда монастырь только возобновился, стали как бы сами по себе обновляться, приобретать более яркий, небесный цвет. Но одно дело, когда обычные паломники или насельники говорят, что фрески стали ярче, другое дело – мнение специалиста. У меня же была необычная встреча, подтвердившая это.

Приехал к нам реставратор, работавший здесь в 70-е годы в студенческой бригаде, которая тогда занималась реставрацией монастыря. Они сделали довольно много в то время... Когда я вошла с этим человеком в Троицкий собор, еще не успев ему ничего рассказать, он остановился и спросил:

– Послушайте, а кто тут работал? У вас тут явно кто-то работал. Скажите, какие мастера занимались у вас реставрацией?

– Никто не работал, – отвечаю.

– Но этого не может быть!

– Нет, – говорю, – после вас эти фрески никакая человеческая рука не трогала.

– Не может быть! – снова повторил он.

– А что изменилось?

– Вы знаете, они стали словно живые, и как будто все на тебя смотрят.

Вот таким было свидетельство человека, который своими руками восстанавливал эти фрески в 70-е годы. Он подтвердил, что они стали не только ярче, но как бы совсем другими.

Интересно, что это обновление движется как бы сверху вниз. И если вначале внизу вообще ничего не было видно, все изображения были как бы смазаны – то потом они стали проявляться все ярче и ярче. Конечно, это особые знаки милости Божией для всех нас.


Рецензии