Ассоциативный уровень сознания

АССОЦИАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ. ТЕОРИЯ АССОЦИИРОВАНИЯ. АССОЦИАТИВНАЯ СВЯЗЬ.
Глава вторая
Уважаемый читатель, данный текст является лишь частью общей теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), чтение которой лучше начинать с начальных глав, так как иначе многое может оказаться непонятным.


          Ознакомившись в предыдущей главе с ролью рассудочного уровня сознания, которую, пожалуй, можно кратко охарактеризовать как развешивание ярлыков, чётко фиксирующих назначение вещей, мы поняли, что это ещё далеко не всё, на что должен быть способен человеческий разум. Констатировать «вечные истины» — дело нехитрое, поэтому-то мы и живём среди правил слишком затянувшейся игры, истинная суть которой многими давным-давно забыта. Правила — т.е. немотивированные утверждения — не только окружают нас повсюду (от правил хорошего тона до правил интегрирования), но и правят нашим миром, правила — продукт голого рассудка, оторванного от остального тела сознания, растоптанного и забытого, но, к счастью, не похороненного навсегда и готового к возрождению.

          Но пренебрежительно относиться к такой функции ума как рассудок тоже не следует. Не повесив ярлык, хотя бы на краткое мгновение, мы не сможем провозгласить стабильного и чёткого отношения к какой-либо вещи, без которого все дальнейшие умственные операции с её участием будут невозможны. Другое дело, что один и тот же ярлык не должен висеть до бесконечности, и когда та же самая вещь будет рассматриваться в другом контексте, прежний ярлык должен быть непременно сменён. Основывать своё поведение, т.е. характер и порядок действий, мы, безусловно, можем только на констатациях (рассудочных образах), хотя сами констатации не вправе являться полноправным руководством к действию. Действием, т.е. динамическим проявлением нашего разума руководят уже более высокие уровни сознания: ассоциативный и поведенческий, которые будут подробно рассмотрены далее. Т.е. далее мы с вами познакомимся с процессами нашего разума, которые позволяют нам производить уже не статическое, а динамическое отражение действительности. Именно ассоциативный уровень сознания является первой ступенью в мир динамичности и многогранности, если он не подавлен и не подменен рассудком.

          Живое, творческое и комбинирующее сознание неизбежно нуждается в свободной и здоровой работе ассоциативного уровня, находящегося выше рассудочного. Он объединяет наши рассудочные образы в связки, чтобы передать их на следующий этап интеграции в поведенческий уровень. Это его первая и главная роль в нашем сознании. Вторая роль — это сопоставление между собой различных систем или моделей. Эта вторая функция ассоциативного уровня гораздо заметнее для нас, чем первая. В искусстве она называется аллегорией. Обычно ассоциативности практически и отводится только эта аллегорическая роль, но как мы с вами выясним в дальнейшем, именно на ассоциациях и держится весь процесс мышления в самых его обыденных проявлениях, а не только в художественных или поэтических.

          Хотя ассоциативный уровень своей работой вплетён в каждую секунду нашего бытия, он делает своё дело настолько тихо и незаметно, что его роль в этом общем и естественном порядке мышления практически не подмечена. А между тем, ассоциативный уровень в нашем сознании имеет, прежде всего, чисто рабочие функции, которые проявляют себя ежесекундно при взгляде на любую вещь, на любой процесс. Собственно говоря, поведением с точки зрения разума является любой акт осознания, выраженный или невыраженный внешне, потому что в любом случае мы мысленно путешествуем по вещи, которую рассматриваем или воспроизводим в своём уме, и детали этой вещи должны у нас ассоциироваться друг с другом в определённом порядке, а это уже — поведение. Подготовка рассудочного материала к созданию поведенческого образа и есть главная функция ассоциативного уровня сознания.
СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА: http://www.proza.ru/2008/11/30/339


Рецензии