Главы из романа Поколения часть 2 Непутёвая

               
                Глава

   
  Канун Первомайского праздника оживился весь город. Улицы, по которым шествуют колонны демонстрантов, украсили плакатами и флагами. Обновили фасады домов, убрали мусор, вытаявший из-под снега. Весна наступила дружная и теплая, к празднику зацвели яблони и акация, что придало городу особую торжественность. В магазинах скупались воздушные шары, цветная гофрированная бумага, из которой делаются искусственные цветы, красный сатин и булавки.
  Мария встала рано, когда Валя с Ликой еще спали. Она потихоньку оделась и вышла из комнаты. С вечера они решили, что этот Первомай они будут встречать втроем. Валя согласилась на демонстрацию Лику взять с собой. Мария с удовольствием принимала участие в подготовке к празднику. Она наделала большое количество цветов, Валя украшала им веточки тополя с распустившимися листочками. Затем из красного сатина Мария сшила банты для дочки и внучки, которые они должны приколоть на грудь. Надувать шары они поручили Лене. Леня шел на поправку, но принять участие в демонстрации еще не мог. Он медленно передвигался, опираясь на тросточку. Стеша уехала к Алке. Чтобы Леня не скучал, Мария с Валей пригласили его к себе, принять участие в подготовке к празднику. Он был рад хоть как-то быть полезным. Леня надувал огромные шары, иногда шар лопался, от чего, от чего Лика приходила в восторг. В честь праздника Мария сшила для Лики белое платье в красный горошек, когда все было готово разошлись по комнатам. Валя уложила Лику спать. В окошко тихонько кто-то кинул камушек, накинув на себя кофту, Валя вышла. В это время Мария мыла на кухне посуду и ставила закваску на   окрошку, когда вошла в комнату, то очень удивилась отсутствию дочери. Она включила радио, села вязать кружево. Время тянулось, Мария постоянно посматривала на часы. Приближалась полночь, а дочки все не было. Погасив свет, она легла. Мария слышала, как под утро Валя пришла домой. Она унюхала запах спиртного. Частенько Валя стала приходить навеселе. Когда Мария задавала вопросы, дочь всегда находила отговорки, то день рождения отмечали, то новоселье, то крестины – поводов было достаточно. Мария говорила: «Валя, не увлекайся алкоголем, сколько людей это зелье покалечило! Добра от этого не жди!» На что дочка отвечала: «Да, ну тебя мама, ты вечно все преувеличиваешь! Я помаленьку выпиваю и только вино, а оно полезно для здоровья».  Этим все и заканчивалось. Валя работала в торговле и Мария  очень беспокоилась за нее. У дочери снова появились кавалеры, но она никого к сердцу не подпускала и не скрывала, что есть дочка. Одним из поклонников был Коля Корякин, второй Валентин Харламов. Молодые люди были полной противоположностью друг друга. Общим было то, что они были единственными сыновьями в своих семьях. То один, то другой приходили к ним домой, провожая Валю, или приглашали в кино или на танцы. Оба старались привлечь к себе Лику.

 
                Глава 2

  Однажды, в выходной день, Валя стирала на кухне. Пришел Николай, он принес Лике мороженное зная, что она его любит. Лика выбежала из комнаты с криком:
- Мама, Корякин пришел! Посмотри, что он мне принес!
- Валя распрямилась, вытерла руки о фартук, взяла дочь за руку и повела ее в комнату.
- Коля, зачем ты ее балуешь? У нее все есть. Она даже когда сыта от сладостей не откажется, хмурясь, говорила Валя. А потом зубы болеть будут.
- Упокойся Валюша, я и сам сладкое люблю, и с зубами у меня все в порядке. За ними следить надо.
- Что Лика у тебя зубы болят?
- Нет.
- Вот видишь, Валя не болят. Да, я собственно зашел сказать тебе, что взял билеты в кино, решил предупредить тебя, что часам к девяти зайду за тобой. Они вышли из комнаты. Николай прощаясь, чмокнул Валю в щечку.
- До вечера!
- До вечера!- Отвечала Валя.
Николай был образованным молодым  человеком, семья его была такой же. Отец инженер, мама преподавала в школе.
Валентин был выходцем из рабочей семьи. Он трудился на карьерах водителем самосвала. Жил с родителями в частном доме на другом конце города. Это ему не мешало ухаживать за Валей. Как только появлялась свободная минутка, он садился за свой самосвал и спешил к Вале. Внешне они тоже не были похожи друг на друга. Николай стройный, с большими черными глазами, глядевшими из под ресниц. Одевался он стильно, таких как он, называли «Стилягой». Валентин синеглазый, кудрявый, русоволосый и немного полноват. О таких, как он говорят «Рубаха парень». Объединяло их одно – симпатия к Вале. Она никого из них не выделяла, старалась внимание уделить обоим, как друзьям. Из двух молодых людей, маминых ухажеров, Лика выбрала Валентина. Она совсем его не боялась.
  Как-то раз, гуляя во дворе с ребятами, Лика вдруг исчезла. Бабушка не поднимая паники, обошла все ближайшие дворы. Но внучку не нашла. Тогда она решила поспрашивать у играющих в песочнице детей, но никто не заметил ее исчезновение.  Тогда Мария обратилась к играющим в домино старикам. Здесь ее ожидала удача. Старики сказали: «Подъехал самосвал, и водитель этой машины увез Лику».   Мария Степановна поняла, чьих рук дело.  Разгневанная она вернулась домой. Где живет Валентин, она не знала. Пришлось ждать дочь с работы.  Женщины вместе поехали на автобусе к Валентину, на другой конец города, в частный сектор. Когда женщины приблизились к дому, где жил Валентин, то услышали звонкий смех Лики. Прильнув к защелке ворот, они увидели такую картину: Валентин скачет по двору в засученных до колен штанах, с голым торсом, у него на плечах сидит Лика. Ее ручки обхватили кудрявую голову Валентина. Валентин, изображая коня, кричит: «Иго-го! Иго-го!» А Лика весело смеется. Валя постучала железной ручкой в ворота. Валентин ссадил лику с плеч, пошел открывать. После увиденной сцены обе женщины смягчились, но Валя с серьезным видом вошла во двор:
- Валентин, что это значит? Зачем ты похитил Лику? Мама оббегала весь соцгород! Ты взрослый мужчина, как ты мог сделать такое?
Валентин молчал, он дал выпустить пар Вале. Тут вмешалась Лика:
- Мама, бабуля не ругайте дядю Валю, он меня в гости взял, пойдемте, что я вам покажу. Она взяла за руку бабушку и потянула в огород. За ними гуськом шли Валя и Валентин. Прямо за стеной сарая находился бассейн, в нем плавала утка с выводком подростком. Лика продолжала:
- Дядя Валя давно обещал показать мне маленьких утят, только он хотел бассейн достроить. Еще он меня угощал малиной и горохом. Валентин    осмелел:
Валя, ты зря ругаешься, мы думали быстро обернемся, никто и не заметит. Да вот заигрались и не заметили ,как время пролетело Я бы вечером ее вернул в целости и сохранности.
               

                Глава 3

  Валю разбудил назойливый звонок будильника. На часах стрелки показывали семь часов. Она потянулась, посмотрела на спящую Лику, будить ее еще рано. Пусть поспит, пока я еще собираюсь, потом мы ее с мамой быстро оденем. Сбор около швейной фабрики в восемь пятнадцать. Валя вышла на кухню, Мария уже приготовила завтрак.
- Лика еще не проснулась? – Спросила Мария.
- Нет, я ее еще не разбудила. Вот умоюсь, приведу себя в порядок и ее подниму. Мама она хорошо просыпается без капризов.
- Да наша Лика, как взрослая, ей только скажи пора вставать, или тихонько дотронься, она тут же просыпается, как будь-то  опаздывает куда-то.
После завтрака Мария надела на внучку новое платье, поверху кофточку, на ножки  красные туфельки, застегивающиеся на пуговицу. Валя завязала большой бант на голове дочери. Когда обе были готовы, Мария пошла, провожать своих красавиц до двери.  Наказывая Лике: «Слушайся маму, на параде много народу, легко можно потеряться».
От швейной фабрики досилась музыка: «Утро красит нежным светом стены древнего кремля…» Народ с воздушными шарами и цветами в руках стекался к проходной фабрики. Валю с дочкой обогнали Лопатины, поздравили с Первомаем и поспешили к своим сослуживцам. Валя отыскала своих коллег и присоединилась к ним. Заведующая магазином Лидия Львовна обходила собравшихся с объявлением, что после парада все идут к ней  домой продолжать праздник. Валя отказалась, сославшись на дочку. Тут ее окликнул Коля:
- Валя, вот вы где, насилу вас разыскал.
- Ты не пошел на парад со своими друзьями? - Удивилась она.
- Да, я сбежал. Как ты с Ликой управишься и ей ничего не видно. Я ее на плечи посажу, она все разглядит.
- Мы в колонне с краю встанем, ей все будет видно, так что можешь возвращаться.
- Что ты меня гонишь, иди Лика ко мне на плечи – с этими словами он подхватил ее на руки и посадил себе на плечи.
Объявили движение колонны по улице Калинина, мимо обеих шахт и дворца горняков, за пределами которого заканчивается шествие. Среди демонстрантов, был гармонист. Он, не переставая, играл, а женщины пели частушки и плясали, на протяжении всего шествия все остограмливались, тем самым, подняв градус своего веселья. Когда колонна поравнялась с трибуной, где находились власти города, депутаты, заслуженные люди ветераны войны и труда и управленцы шахт. Валин взгляд остановился на до боли знакомом лице. На трибуне стоял Матвей.  Валя вся загорела, ей показалось, что Матвей ее тоже заметил, потом потерял, потом снова увидел. Наклонил голову к соседу, говоря что-то ему, стал продвигаться к спуску трибуны. Валя поняла, что встречи не миновать. Она запаниковала, что делать? Бежать, но куда, да и дочку не бросишь и Николай рядом. Будь, что будет – решила она.  Матвей расталкивая толпу пробирался к ним:
- Валя! Валентина! Постой!
Валя сделала вид, что не слышит, повернув голову к Коле. Николай обратил внимание на кричащего мужчину:
-Валя, тебя зовут, а ты не откликаешься.
- С чего ты взял?
- Обернись, посмотри. Это твой знакомый?
Дальше игнорировать Матвея она не могла, но не хотела, чтобы при встрече присутствовал друг.
- Коля, ты отведи, пожалуйста, Лику домой. Маме скажи, что приду позже, - с этими словами она развернулась на встречу Матвею.
Матвей догнал Валю:
Здравствуй, моя соловушка!
Думал, не догоню тебя, ты не узнала меня? Забыла, или видеть не желаешь? Что молчишь? Кто это с тобой рядом шел? Ты вышла замуж? Вопросы сыпались, как из ведра. Валя стояла молча. Все, что готовила и хотела сказать при встрече Матвею, застряло комом в горле. На лице холодная маска, по которой не разберешь, рада она встрече или нет. Матвей взял Валю за руку и повел в сторону от людей. Валя повиновалась ему.
-Так и будешь молчать?- Спросил Матвей.
Они дошли до машины, Матвей открыл дверь:
- Садись, в ногах правды нет, а разговор у нас долгий.
Валя присела на сиденье. Матвей продолжил:
- Я неделю, как вернулся из Норильска. Ты в декабре приезжала ко мне на завод?
Валя отрицательно покачала головой, это было не убедительно, Матвей ей не поверил.
- Валя, что происходит? Ты можешь поехать со мной?
Валя кивнула головой.
- Так и будем играть в молчанку?
Валя собралась с мыслями, глубоко вдохнув, ответила:
- Нет, Матвей, я думаю, что нет смысла куда-то ехать, поговорим здесь.
- Я хочу задать тебе два вопроса, на которые хотела бы услышать правдивые ответы. Ты можешь это мне пообещать?
- Конечно.
Почему за все прошедшее время ты не связался со мной?
- Ты же знаешь, что я был в командировке на севере.
- Нет, Матвей я очень долго о тебе ничего не знала, а мне  нужен был твой совет и поддержка. Мне нужен был ты. В твое отсутствие мне пришлось принимать не легкое решение, сейчас все позади.
- Постой Валя, ты об анонимке сейчас говоришь? Мне на работу пришло письмо и жене тоже. Командировка была такой поспешной, что я не успел предупредить тебя, что какое-то время мы не будем встречаться, чтобы все вокруг нас улеглось. Так ты, поэтому в доме отдыха не работаешь?
- И поэтому тоже.
- А почему ты Ольге Борисовне не позвонил?
- Я решил, что это ее работа.
- Не томи, объясни, что случилось с тобой?
Валя достала из кармана пачку сигарет, закурила, закурил и Матвей.
- А случилось Матвей то, что ты мог стать отцом нашей дочки.
Матвей побледнел, такого оборота дела он не ожидал. И Валя рассказала ему, как ждала его, как поехала рожать в Свердловск и попала под машину, как заезжала к нему на работу все, что с ней произошло до этой встречи.
- А теперь Матвей ответь мне на второй вопрос:
- Если бы наша Любочка была жива, ты ушел бы из семьи, только правду говори, как договорились.
Матвей задумался, склонив голову, потом, тряхнув ей, как бы отгоняя, набежавшие  нелегкие мысли ответил:
- Не знаю Валя, наверное – нет.
Вот Матвей собственно все, что я хотела от тебя узнать. А теперь давай попрощаемся и расстанемся. У тебя своя дорога у меня своя.
Валя открыла дверь автомобиля, Матвей крикнул:
- Постой!
 Он преградил ей путь, медленно оседая на колени –
Валюша, прости меня старого! Я и мизинца твоего не стою. Я подлец, ты ангел. Да, смалодушничал, испугался, командировка была для меня к стати. Ты прости меня, я люблю тебя, и буду любить всегда!
- Поздно Матвей, я выхожу замуж.
Она обошла его, ускоряя шаг, потом побежала, слезы катились по ее щекам. В голове постоянно вертелось: «Надо все забыть, зацементировать, залить бетоном и идти каждому  своим путем, а то, что с нами случилось – мимолетное видение, сладкий сон, где я была очень счастлива»…

      Глава 4

   Домой Валя не вернулась, она вспомнила, что всех приглашала Лидия Львовна, там сейчас отмечают Первомай, веселятся, а Вале хотелось забыться. Она пошла в компанию. Тем временем дома ее ждали мама с дочкой и Леня. Здесь был и Карякин, он рассказал, при каких обстоятельствах они расстались с Валей. Мария догадалась, кто был тем мужчиной, с которым ушла дочь. Валя вернулась домой через неделю. Она ходила на работу, а потом снова возвращалась к Лидии Львовне. Старшая подруга понимала состояние Вали, а потому не расспрашивала ее. В доме Лидии Львовны всегда были гости, играла музыка, танцевали под пластинки, затихало все под утро, потом снова  вечером снова загул. Пока в один момент Валя поняла, что все хватит, надо что-то менять в своей жизни, пора возвращаться домой.
Мария встретила дочь молча. Валя села на стул у окна и казала: «Прости мама, этого больше не повторится, я все решила, я буду жить с Леней, как этого хочешь ты, только без штампа в паспорте».
Валя сдержала слово, данное матери. После защиты, осенью Леню направили работать на шахту в Сибирь, в город Новокузнецк. Мама с Ликой остались в Шахтерске. В то лето случилось еще одно горе, утонул Валентин. Было много толков по этому случаю, как мог утонуть молодой парень, который с детства умел плавать и чувствовал себя, как рыба в воде.  Некоторые говорили, что он утопился, узнав, что Валя и Леня начали жить вместе. После отъезда молодых Мария с внучкой изредка навещали маму Валентина Татьяну Захаровну. Схоронив сына, она слегла. Корякин тоже куда-то пропал, потом прошел слух, что он женился на девушке из своего круга.

  После отъезда Вали, Лика сильно скучала, хотя все ей говорили, что когда все образуется, молодые устроятся на новом месте, то пригласят их к себе. Мария решила приобщить внучку к природе, она впервые взяла Лику с собой в лес. Этой осенью сухой и солнечной, вновь высыпали красноголовики и опята. Вторично распустилась сон трава, а среди черемух замелькали белые кисти цветов. Перемешалась весна и осень. Редко приходилось видеть такое даже старым старожилам. Вместе с Марией в лес пошла Надя с Галочкой и Мишкой. Неразлучная троица шла впереди взрослых, по зеленой дорожке. Вновь вылезла молодая сочная трава, укрыв землю плюшевым ковром. Дети дружно шагали, разговаривая о чем-то своем, женщины чуть поотстав следовали за ними.
- Тетя Маруся, что скучает Лика по Вале? – Спросила Надя.
- Скучает, вот я ей вылазку в лес и придумала. С ребятишками пообщается, устанет, впечатлений будет предостаточно, может, забудется грусть по матери.
- Правильно тетя Маруся, я обоих взяла, пусть набегаются досыта, спать крепче будут.
Так разговаривая, они незаметно подошли к просеке, где обычно Мария собирала опята.
Мария спросила:- «Кто устал, хочет пить или сбегать в кустики? Делаем недолгий привал, потом идем собирать грибы. Делимся на две группы: одна я, Лика и Миша, вторая Надя и Галочка. Сначала мы вам покажем и расскажем, как надо правильно собирать опята, а потом попробуете сами. Вопросы есть»?
- Нет, - хором ответили дети.
- Тогда отдыхаем.
После отдыха свернули на просеку, сразу набрели на пенек, облепленный опятами.
- Ой, мамочки, сколько их! – Удивилась Лика.
- Можно я сорву?
- Нет, я - вмешалась Галочка.
-  Ну почему всегда первая ты, не я, не Миша.
- Потому, что вы еще маленькие.
  - Не маленькие мы.
- Но в школу не ходите, а я хожу.
Тут Надежда позвала Галю:
Галчонок, иди скорее сюда, здесь тоже много грибов, мне одной не справиться. Галочка побежала к маме.
Мария достала из корзинки нож, начала срезать опята.
- Бабуся, почему ты не все грибы срезаешь?
- Да, почему - вторил ей Миша.
- Очень просто, я срезаю грибы, из которых буду готовить заготовки на зиму. Большие переросшие опята не срезаю, потому, что птицам и зверям тоже хочется кушать, например белочкам, ежикам, кротам.
- А маленькие, почему не берете? – Не отставал Мишка.
- Слишком маленькие оставляю подрасти, для других грибников.
- Понятно. Если вы хотите ходить в лес возвращаться и с полными корзинами грибов и ягод, надо бережно обращаться с природой. Каждая травинка, дерево, зверек, птичка или рыбка – приносит пользу для человека.
- Вы скажете дерево, какую пользу приносит дерево?
- Вот вы и подумайте, может, что-нибудь вспомните.
- А понял, из деревьев делают дрова, ими топят печь, в доме становится тепло.
- Правильно Миша ты вспомнил. А ты Лика, что можешь добавить?
- Не было бы деревьев, не было бы и леса, грибов и ягод.
- Ты тоже правильно заметила.
- А еще деревья очищают воздух, каждое дерево можно использовать в лечебных целях.  Вот, например, когда ты болеешь, как мама тебя лечит?
- Чай пью с малиной и медом, - ответил мишка.
- А мне бабуся заваривает липовый цвет и еще ягоды шиповника.
- Еще дети, осина нормализует давление, рябина – антисептик, это означает, чтоб заражения не было, черемуха – закрепляющее, сирень - лечит заболевания почек и так можно перечислять бесконечно.
- Я знаю, какую пользу приносит береза, березовый сок – сказала Лика.
- А кедр – кедровые орехи, дополнил Миша.
- Черемуха, рябина и калина – ягоды, не отставала Лика.
- Вот видите, сколько вы знаете.
Наполнив корзины, грибники отправились в обратный путь. По дороге Мария продолжила свой рассказ. Сейчас с дороги мы свернем в лес, обратите внимание, какой стороной лежат листья на земле лицом или изнанкой вверх.
- И так и сяк – выкрикнула Галочка.
- Правильно замечено, а знаете ,что это означает?
- Нет.
- Это означает, что грядущая зима будет умеренной, если лицом вверх – зима холодная, ну а вниз – теплая. Это называется приметой.
- Бабусенька, что это такое?
- Это дом для муравьев, называется муравейник. К стати про муравейник, тоже примета есть. Если в конце лета муравьи увеличивают муравейники – ждите ранней холодной зимы.
- Еще, какие приметы вы знаете? – Спросила Галочка.
- Очень много.
- Если ужи выползают на дорогу к дождю.
- Я знаю, если выползают червяки, тоже к дождю, мне мама говорила – припомнила Галочка. Еще если листья на деревьях держатся – морозы наступят не скоро. Это нам на уроке природоведения говорили. Если листопад отойдет быстро – крутая зима.
- И это верная примета. А вот еще, если листья деревьев начинают желтеть с макушки – ранняя осень и ранняя  следующая  весна, а снизу дерева, то поздняя осень и соответственно поздняя весна.
- Тетя Маруся, сколько вы всего знаете, а мне с ними некогда поговорить – заговорила Надя. Прибегаю домой, нужно сварить, накормить, постирать, уроки проверить. Каждый день хочу пораньше лечь спать, да куда там, не получается. Так незаметно за разговорами дошли они до реки Чусовой. Много на Урале горных ручьев и речек. Они берут свое начало в каменистых нагорьях дремучих лесов и никогда не иссякают. Пробиваясь на поверхность из глубоких недр земли. Весело журча, бегут ручейки, а там где сливаются,  появляется маленькая, но неизменная река. Преодолев все преграды и теснины, она вливается в реку Чусовую.
Перейдя реку в брод, грибники сделали еще один привал. Умылись, доели оставшуюся еду, напились чистой воды. Дети немного пошалили, брызгаясь водой, и продолжили свой путь по дороге к дому. Опустевший после отлета птиц лес, наполнился звонким детским гомоном и смехом. Дети забегали далеко вперед идущих с полными корзинами грибов женщин, прятались за стволы сосен, а когда водящий находил спрятавшегося, поднимался визг. Устав от игры, они взялись за руки, Лика запела песню
«Пусть всегда будет солнце».
Галочка с Мишкой подхватили ее,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я…
Так напевая они шли до самого дома.
               
                Глава 5

    После отъезда Вали, Александр ушел в работу. Он целыми месяцами не выходил из леса, только когда заканчивались запасы еды, да чтобы успокоить мать, возвращался в деревню.
 Наступил ясный сентябрь. Земля пестра, как ковер. Небо в сентябре еще синее и безоблачно, а в лесу уже сыро и пахнет прелой хвоей и опавшей листвой. Незаметная, но хлопотная жизнь течет в лесу в эти дни. С озер жалобно поднимаются стаи гусей, уток и журавли курлыча, направляются в далекий путь. В это же время звери готовятся к зимовке, хорошо, когда год урожайный и в лесу много грибов и ягод, крупных шишек желудей, а поля стоят под тяжестью налившегося зерна. Именно в это время открывается сезон охоты. Осень в лесу, как в страду на поле: день год кормит. Охотники уходят в глубь леса, на долго. Там в лесу стоит охотничья избушка, где живут охотники, занимаясь промыслом. Под брезентовым навесом поленница сухих дров, заготовленная самими охотниками. Перед избушкой навес из еловых лап, под ним разводят костер, ящик для хранения дичи и зверя, рыболовные снасти: морды, садки, бредни. В избе всегда хранятся припасы: соль, спички, сухари. С собой охотники берут ружейные припасы, белье, верхнюю одежду. Все припасы расходуются очень экономно. Выходя на каждодневный промысел, бригадир выдает равное количество патронов каждому охотнику и ведет строгий учет. Поэтому ночью в лесу можно стрелять только в случае крайней нужды: если человек заблудился или необходима срочная помощь.
 В лесах, где охотился Александр, водятся всякие звери: медведи, лисы, барсуки, горностаи и зайцы. Из птиц – глухари, тетерева, рябчики, куропатки, на водоемах полно уток. Лес в основном ельник, пихта и осинник.
Одним из таких погожих деньков пришел Александр домой, за провизией, а так же помыться в баньке и повидать мать. Истопив баню, он несколько раз плеснул на каменку, поддав парку, неистово хлестал себя березовым веником. И обессилев, вывалился в предбанник, натянул на мокрое тело кальсоны вышел на крыльцо отдохнуть, где его ожидал глиняный кувшин с холодным, ядреным домашним кваском. Припав к кувшину, Александр большими глотками начал утолять жар. В это время к дому подкатила председательская машина, из которой высунулась голова председателя:
- Здравствуй Саша, хорошо, что пришел из леса. Выходи завтра помощником комбайнера к Петровичу. Нужно до снега убрать урожай, лишняя пара рук колхозу не помешает.
- Спасибо за доверие, Лавр Пантелеевич, но я не могу. Мне завтра нужно вернуться в лес, меня там будут ждать охотники. У нас закончился порох,хлеба мама напекла, в общем, не могу.
- Зверье ваше, никуда не денется, только мяса больше нагуляет, а зерно нужно убрать! Я и слушать ничего не желаю. Завтра в пять утра, Петрович за тобой зайдет. Я ему передам, что ты будешь ждать.
- Нет, я вернусь в лес – стоял на своем Саша.
Оба заметно стали заводиться. Лавр Пантелеевич не терпел, когда ему возражали. В колхозе он совмещал сразу две власти: председателя колхоза и участкового.
- Если ты ослушаешься меня, как председателя, то я тебя как участковый за невыход в страду в поле, в холодной на пятнадцать суток закрою.
- Это, по какому такому праву?
- А по законному. Почему ты до сих пор не член колхоза? Живешь на нашей земле, а трудиться не желаешь!
- Это и моя земля, моих родных, отца, дедов и прадедов. Ты забыл, что мой дед Кузьма охотником был, и я по его стезе пошел. Я свободу люблю! Здесь я на своем месте и пользы больше принесу.
На шум вышла Аграфена Кузьминична.
- Будет вам спорить, вон народ уже стал собираться. Утро вечера мудренее.
Председатель хлопнул дверкой, мотор взревел, и машина скрылась из виду. Председатель не раз поднимал этот вопрос на правлении, но Груша, как могла защищала сына. Вот и сейчас она подошла к нему, нежно глядя, сказала:
- ты бы сынок не связывался с ним. Он власть, а мы кто? Обычные труженики. Он любого в бараний рог свернет. Не перечь ему, выйди ты в поле в страду.
- Нет мама. И не проси меня. Я не колхозник, я охотник. Вот и буду делать
то, что люблю. Я понял, он такой человек, ему раз уступишь, потом не отвяжешься.
- Ну, как знаешь сынок. Только чует мое сердце, что добром это не кончится. Он от тебя просто так не отстанет.
- Я на зорьке в лес уйду, там он мне не указ.
Мать забрала пустой кувшин, пошла в дом. Остановилась,
- Сынок, я тебе гречневых блинов напекла. Иди в дом поешь со сметаной и топленым молоком, как ты любишь.
- Ладно, мама, вот покурю и приду.
Женщина продолжила путь.
  Ранним утром Александр с ружьем на плече и тяжелым рюкзаком за спиной широко шагал по дороге через поле высокой спелой пшеницы. При дуновении ветерка колосья колыхались волнами и не было конца и краю этому пшеничному полю.
Да, хлеба нынче уродились, лишь бы  убрали во время – рассуждал Александр. Тут послышался шум мотора. Из-за поворота выскочила председательская машина, поравнялась с Александром. Лавр Пантелеевич был в не себя:
- Соколовский! Вернись! Я приказываю тебе, вернись! За неподчинение, велю тебя арестовать!
В машине кроме председателя находились еще двое мужчин,
- Заберите ружье у Соколовского и посадите его в машину.
Те замешкались, тогда Лавр вышел из машины сам.
- Прошу тебя по-хорошему сдать ружье.
- Не подходите, Лавр Пантелеевич, стрелять буду!
Саша, пятясь назад, сделал три предупредительных выстрела вверх, но председатель шел, как танк, тогда Саша, отскочив в сторону, выстрелил в него. Председатель упал, как подкошенный.


                Глава 6

  Шел третий час разбирательства по делу А.Н.Соколовского. Была создана комиссия во главе с участковым уполномоченным Мальцевым Лавром Пантелеевичем. Здесь были и охотники, и простые колхозники, и представитель власти из районного города Лихославля. Обвинительную речь заканчивал председатель:
- К чему это все привело, вы видите сами. Соколовский оторвался от масс, в разгар страды, он ослушался приказа и не вышел на работу в поле. Зазнался, не способен критически оценивать свои поступки. Он товарищи и сейчас не раскаивается. В горячее время, когда каждая пара рук необходима, для выполнения плана Партии и Правительства по уборке зерновых. А когда потребовал немедленно вернуться в поле на уборку пшеницы, он трижды пальнул в небо, а потом в меня. Вот видите товарищи, на лицо попытка убийства.      
С места крикнул охотник Зверев:
- Самое легкое уповать на Государственный план и ждать, когда люди со стороны придут и сделают это за вас.
- Правильно говоришь! – Выкрикивали охотники с мест. Соколовский меткий охотник, план по всем показателям у него выше всех. Ну, с характером человек, так что его за это сажать?!
- Ты Павел Сергеевич с места не кричи, если есть что сказать выходи.
- Вот и скажу. Зверев, поднялся с места.
- Если бы Соколовский захотел вас убить, как вы только что высказались, то не сомневайтесь, он бы убил. Не стал бы стрелять вам в мягкое место.
В зале прошел смешок. Зверев, продолжил:
- Он белку в глаз бьет, да и у матери он один сын, а она в колхозе не на последнем месте. Тут разобраться нужно.
Слово дали Александру.
- Признаю, погорячился, так и вы были не правы, отбирая у меня ружье и грозя арестом. Я не член правления колхоза. Я приехал к матери и волен распоряжаться своим временем по своему усмотрению. Больше сказать мне нечего. Он сел на стул.
Комиссия удалилась на совещание.
После перерыва все собрались в зале. Председатель комиссии зачитал постановление:
«Комиссия установила, что А.Н.Соколовский нанес Государству крупный материальный ущерб, посягая на жизнь председателя колхоза «Светлый путь» Мальцева Лавра Пантелеевича, так же отказ от работы в страду признать А.Н.Соколовского – виновным. Передать результат комиссии в суд». Из зала Александра вывели под стражей. Аграфена Кузьминична, продав всю скотину, не смогла уладить дело мирным путем. Суд состоялся быстро, через три месяца. Александр получил десять лет строгого режима. Отбывать наказание его отправили в Зубцовскую колонию Калининской области.

                Глава 7

  Когда-то на месте Новосибирска был расположен поселок Новониколаевский названный в честь правящего Государя императора. В 1917 году в поселке организовали несколько кооперативов мукомольной промышленности. Так поселок стал центром кооперативной столицей обширного сибирского края. Советская власть в Сибири укрепилась. В двадцатых годах поселок превратился в город, в котором Германия, Япония, Китай разместили консульские службы своих посольств, 1926 году переименован в Новосибирск. Город расположен на обоих берегах реки Оби. После  опубликования Постановления Верховного Совета СССР об освоении целинных и залежных земель в область приехало более шести тысяч юношей и девушек. В канун шестидесятых Обь перегородили плотиной Новосибирской ГЭС- гидроэлектростанции в Сибири. Город был наполнен молодыми людьми, такими же, как Леня и Валя, приехавшими строить новую жизнь. Поверить и проверить свои силы, приобрести опыт, подкрепляющий полученные знания в Вузах, а так же проверить свою любовь…
Новосибирск встретил молодых недружелюбно. Так как Валя с Леней небыли расписаны, Лене, молодому специалисту, предоставили жилье в общежитии. Вале пришлось искать угол, где она могла бы жить первое время. В незнакомом городе это оказалось не просто. В самом городе найти ничего не удалось, уставшие они снова вернулись в общежитие. Комендант на вахте проверила документы у Вали и Лени, строго сказала:
- Девушкам в нашем общежитии можно находиться до двадцати трех часов.
Вмешался в разговор Леня:
- Понимаете, мы вместе приехали, расписаться еще не успели, а жить ей негде.
- Так вы, как бы молодожены? – Удивилась комендантша.
- Да, ответили молодые.
- Все, что могу для вас сделать, это дам  адрес моей знакомой. Она живет  в старом городе, в частном секторе. Это значит: удобства во дворе, вода в колодце, отопление печное. Климат у нас суровый зимой морозы доходят до пятидесяти градусов, а  лето жаркое. Женщина она одинокая, немного сварливая, но жить с ней можно. Если ты Леня угольком ей поможешь, или крышу подлатаешь или крыльцо поправишь. Ну, вы меня понимаете, ей помощь необходима.
- Так может, мы вместе у нее поживем, а там видно будет.
Комендантша написала на листке адрес, протянула листок Лене.
- Вы сейчас идите, по темноте она ворота не откроет. Как выйдите из подъезда, поверните за угол, метров сто пройдете есть продуктовый магазин, возле него автобусная остановка. Спросите улицу Строителей, вам подскажут. Где выйти.
- Как зовут вашу знакомую?- Осведомился Леня.
- Александра Федоровна - ответила комендант.
- Спасибо, - уже в дверях крикнули молодые.
До улицы Строителей дом номер пятнадцать, добрались засветло. Дом с виду выглядел большим, но потемневшим от времени. На улицу выходили три окна с облупившимися ставнями. Перед окнами палисадник, украшенный гроздьями красной рябины и буйным цветением Золотых шаров. Шапки, которых настолько велики, что склонялись через  штакетник почти до земли.  У ворот под обветшалым козырьком, сложена небольшая поленница дров. Во всем чувствовалось отсутствие  хозяйской мужской руки. Леня постучался в ворота. Никто не отвечал. По тротуару шел мужчина с коромыслом на плечах, его заинтересовало, кто мог приехать к Федоровне в такой час. Он приостановился,
- Вы посильней стучите, она наверно уже легла.
Леня застучал понастойчивее. Заскрипела дверь.
- Кто там? – Послышался женский голос и шаркающие шаги по крыльцу.
- Откройте, пожалуйста, мы к вам по рекомендации приехали. Ворота открылись.
- Кто вас, на ночь, глядя, прислал?
- Ваша знакомая, вот и адрес нам ваш написала,- Леня протянул листок бумаги.
- Ну и, что скажите, с чем пожаловали? – Холодно спросила хозяйка. Леня, как бы ни замечая холодность, ответил:
- Мы хотели у вас снять жилье, хотя бы на короткий срок, потом что-нибудь подыскали.
Понимаете, мы приехали с Урала, знакомых у нас в городе нет, жилье нам не дают потому, что не расписаны. Правда, мне дали место в общежитии, а вот Вале остановиться негде.
- А почему вы без вещей? Уже  мягче спросила женщина.
В общежитии оставили у вашей знакомой. Весь день по городу ходили в поисках. Но все без результата.
- Так я не поняла, вы вместе жить будите или только девушка?
Молодые переглянулись.
- Хотели вместе, если можно конечно.
- Можно, но при условии: компании не собирать, по вечерам музыку громко не слушать, свет зря не жечь, двор убирать. Дрова и уголь свой покупайте и по двадцать рублей с человека.
- А что так дорого? – Вырвалось у Вали.
А если вам дорого, то ищите в другом месте. Александра Федоровна начала закрывать ворота.
- Постойте! Постойте! Мы согласны.
- Раз согласны, входите в дом.
Так прошло первое знакомство с хозяйкой.
Леня устроился на шахту «Октябрьская» мастером. Шахта находилась рядом с домом, а точнее окно в комнате, которую занимали молодые, выходило прямо на сглаженный отрог Алтайских гор, где располагалась шахта. Из окна Валя наблюдала, как шли шахтеры на работу и возвращались обратно. В ожидании, из людского потока она высматривала Леню. Увидев его, махала ему рукой. Он отвечал ей тем же. 
Валю пристроила Александра Федоровна в поликлинику, сестрой хозяйкой. Всю заботу по дому молодые взяли на себя. Валя следила за порядком в доме, а Леня занимался хозяйством. В выходные дни он постоянно что-то строгал или пилил. До наступления холодов, он поменял доски в бане, починил крышу и крыльцо. Заготовил дров и угля на всю зиму. Все, что делал Леня. Он делал с охотой. Его не надо было просить дважды или напоминать несколько раз. Дом отапливался двумя печками: обитая черной жестью, голландка, стоявшая в середине дома и большая плита с конфорками. Суровой сибирской зимой, плита жарко топилась. На ней всегда стоял медный чайник. Войдя в избу с мороза можно было погреться горячим чайком. Длинными зимними вечерами вместе с хозяйкой  собирались за ужином, пили чай с вареньем и обсуждали шахтерские новости, смотрели телевизор, купленный в складчину, иногда Валя играла на гитаре или вышивала. Александра Федоровна в это время вязала носки или варежки, рядом у ее ног играл клубком сибирский, трехцветный кот Боцман. Так устроилась жизнь молодых в Сибири…


                Глава 8
    
   Было тепло. Буйный апрель, навоевавшись за день, устало прилег, шелестя прошлогодней, жухлой листвой. Вокруг стоял тяжелый запах талой земли. В это же время, легкое дуновение ветерка доносило из городского парка, тонкий аромат набухших почек березы, крепкие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав - все это было поразительно ново и восхитительно. Вечерело. Мария, покормив кур, закрыла сарай на замок, заспешила домой. На крыльце она задержалась, чтобы еще раз  вдохнуть запах наступающей весны, пробуждающейся природы. Войдя в комнату, Мария застала такую картину: Лика сидела за столом и раскладывала открытки, которые из заключения ей присылал отец. При этом содержание одной из них, она произносила в слух:
- Милая дочурка, здравствуй! Поздравляю тебя с Новым 1965 годом!
Желаю тебе счастья, благополучия и отличного здоровья в Новом году!
С приветом твой любящий отец! В дни страданий…
Мария замерла, она не могла понять, как Лика могла помнить отца, ведь она была крошечной, когда они виделись в последний раз. То, что она скучала по матери – это было понятно. Мария подошла, погладила внучку по голове. Лика сразу спрятала открытку.  Женщине стало очень жалко малышку. Что творилось с этим маленьким человечком, какие мысли и чувства ей владеют? Откуда эта связь с отцом? Неужели кровные узы так сильны! Мария предложила Лики покушать, та охотно согласилась.
 Они вместе пошли на кухню. За столом сидели Семен и Нина Лопатины. Они уже заканчивали ужин. Семен занялся просмотром газет, Нина, переваливаясь, как утка прошла через кухню, мыть посуду. Лопатины ждали прибавления в семействе. Нина должна была вот-вот родить. В кухне только шли разговоры о малыше, который должен появиться на свет. У Марии мелькнуло в голове, может, поэтому Лика читает открытки отца. Наверное, она стала понимать, что у ребенка должна быть не только бабушка, пусть даже очень любящая. После ужина уложив внучку спать, она нашла эту открытку. Мария хорошо помнила, как под Новый год читала ее Лике в слух. На открытке нарисована маленькая девочка. В одной руке она держит зажженный бенгальский огонь. Палец другой руки засунут в рот. Эта девочка и впрямь напоминала Лику. Открытка была так затерта, что трудно читались слова. Мария решила написать обо всем Вале.
               
                Глава 9

    Наступило долгожданное лето. Каждый день, ранним утром Мария с внучкой отправлялись в лес. Они собирали щавель, ягоды и грибы. Вечером по возвращению из леса, сортировали свою добычу: щавель вязали в пучки и подрезали корешки, ягоды, и грибы обирали от хвои, листьев и трав. Все это складывали в корзинки и шли продавать на городской рынок.  Вот и сегодня перебрав ягоды земляники и черники, они отправились на рынок. Заплатив за место, Мария расположилась за прилавком, наполнив стаканы ягодами, она осмотрелась, конкурентов много.
- Ну-ка внученька посмотри за ягодами я пройдусь по рынку, узнаю, почем сегодня ягоды продают.
- Бабуся, а если покупатели придут, что им сказать?
- Земляника двадцать копеек, а черника десять.
- Хорошо я поняла.
Мария пошла вдоль прилавков. Несмотря на вечернее время, торговля шла во всю. Здесь были лесные дары: грибы на выбор, начиная с сыроежек заканчивая боровиками, ягоды, продукты домашнего хозяйства: молоко, творог, яйца. Так же все, что успело вырасти в огороде: морковь, бобы, горох, свежая зелень. Мария проходила мимо рядов, здороваясь с торговками интересуясь ценами на товар, ее глаза внимательно разглядывали наполненные ягодами банки и стаканы.             
-Да, конкурентов много, но ягода у них мелкая и сорная, поэтому есть шанс, что торговать, долго не придется. Хотелось бы пораньше освободиться, много дел скопилось. Да и ягод у них с Ликой не так много, как у остальных.
Мария вернулась к прилавку, торговля у Лики шла во всю: она встала на лавку и шустро наполняла стакан за стаканом, обслуживая даму в красивом платье из крепдешина.
- Спасибо, девочка. Вот тебе рубль, убери, чтобы не потеряла. Ты одна?
- Нет, я с бабусей.
- А ягоды ты тоже собирала?
- Да, но я быстро не умею, как бабушка.
Подошла Мария: «Что-то не так?»
- Нет-нет, девочка ваша смышленая и деньгам счет знает и сама уже зарабатывает. Вы часто здесь торгуете?
-Да, как получится.
- Если у вас еще будут ягоды на продажу, приносите мне домой, возьмите мой адрес. Так у Марии с Ликой появилась постоянная клиентка.
- Бабуся вот тебе рубль, ты иди пока купи нам молока и творога, а я поторгую, у меня быстрее получается. А сама так заглядывает в глаза бабушке, что Мария сдалась, взяла деньги и пошла. Покупая молоко, она наблюдала за внучкой. Только отошла Мария, как к Лике подошла молодая пара и купили по стакану земляники. Лика высыпала ягоды в приготовленные Марией кулечки и снова наполнила стаканы. Кудряшки ее чуть шевелил ветерок, глаза выражали восторг, одна щека измазана ягодой, но сам процесс ей определенно нравится. Это хорошо, подумала Мария, пусть знает, как деньги достаются и что любой труд прекрасен, если он доставляет удовольствие. Торговля действительно прошла быстро. По окончании Мария спросила: «Что тебе купить Лика? Ты сегодня хорошо потрудилась» «Мороженку и пирожок с повидлом» Пойдем в магазин выпьем по стакану газировки, что-то мне жарко стало. Мария взяла Лику за руку, и они зашагали…
Вырученные от торговли и от рукоделия деньги Мария копила, еще у нее были акции и ассигнации Рудоуправления, все это она берегла для внучки. Из писем Вали она узнала, что дочка беременна, роды ожидаются под Новый год. Часть вырученных денег она откладывала на поездку к детям. Лика все новости знала и тоже ждала, когда же они поедут к маме с Леней. Папой называть его она не смогла, да никто и настаивал. Ведь у нее  есть папа, который ей посылает открытки и пишет письма. Пройдут годы, Лика всегда будет помнить этот первый ею заработанный рубль…

                Глава 10
 
  Размеренно стучат колеса поезда: «ту-тух ту-тух», вагон плавно качается, увозя пассажиров все дальше и дальше от родных мест. Мария сидит у окна, наблюдая за пролетающими сюжетами. Лика уснула, хотя это было не просто, она боялась что, уснув, они проедут станцию, на которой нужно им выходить и где их ждут мама с Леней. Мария объяснила, что ехать на поезде им еще долго и что проводница заранее предупреждает, где кому нужно выходить. Мария сама тоже волновалась, так далеко ей не приходилось ездить, а тут еще с внучкой. Да, и что их ждет в Новосибирске? Комнату Мария сдала, кур продала Лопатиным, мебель, швейную машинку отдала Наде Казаковой. Свои и Ликины вещи отправила посылками. Поехали они  налегке с чемоданом и сумкой с провизией. Перед отъездом был прощальный вечер, где все желали хорошо устроиться на новом месте и чаще писать письма. Ну а в случае, ели что-то выйдет не так, чтобы возвращались назад. Поезд прибыл по расписанию. Окна вагона были заморожены, Мария прильнула к щелочке, всматривалась в лица встречающих, наконец, она увидела Леню. Он был одет в овечий тулуп, собачью шапку и валенки. Леня стоял около выхода из вагона. Мария сошла сама, потом спустила внучку. Подошел Леня:
- Ну, с прибытием! Здравствуйте! С этими словами они обнялись с Марией, потом он подхватил Лику на руки и высоко подбросил. Молодцы, что сибирских морозов не испугались!
-А где мама? Крутя головой, спросила Лика.
- Я с собой ее не взял, на улице мороз, она нас ждет дома. Да, что мы стоим пойдемте в автобус, а то заморожу вас. Вот мне от Вали влетит.
В автобусе было многолюдно, но место для Марии с Ликой нашлось. Ехали долго, окна автобуса были замерзшими, так что посмотреть город не удалось.
Наконец автобус остановился на их остановке.  Леня сказал: Ну, вот и приехали, выходим.  На улице Мария завязала шарфом лицо Лике. Той не терпелось увидеть маму:
- Леня, где ваш дом? Далеко?
- Да, нет. Видишь дом с зелеными воротами, беги туда.


                Глава 11

    В доме было жарко натоплено. По середине комнаты стоял накрытый стол. В углу наряженная елка. Валя, распахнув руки, встречала дочурку. Лика бежала к ней, не успев раздеться.
- Осторожно, запнешься за половик, упадешь и мамку уронишь, ворчала Федоровна. Ей нельзя брать тебя на руки, у нее скоро лялька будет. Лика ничего не слышала, она обхватила Валины ноги, головой уперлась в живот.
- Здравствуй мамочка! Я очень скучала по вам.
- Я тоже соскучилась. Давай я тебе помогу раздеться.
- Я сама умею. И Лика начала раздеваться. После знакомства и разговоров все сели за приготовленный стол. Утолив с дороги голод, потекла тихая беседа, с расспросами о знакомых. Мария подробно рассказала, как живут Лопатины, потом о подруге дочери, Наде Казаковой и ее детях, потом о ценах в магазинах и конечно о погоде и предстоящих Валиных родах. Уже давно все вышли из-за стола, но разговор продолжался, так незаметно подобрался вечер. Федоровна хлопотала, как всех разместить на ночь. Лика выразила желание спать с мамой, как это было в Шахтерске. Ей возразила Федоровна:
- Валя с Леней будут спать в своей комнате. Я вам с бабушкой постелила в своей комнате на диване. Ночью дом охлаждается, в  моей комнате печка, вам будет тепло.
- Но, я хочу с мамой – продолжала Лика. Тут вмешалась Мария.
- Мама придет, с тобой полежит, пока ты не заснешь, а потом уйдет к себе.
- Видишь, какой большой живот у нее, а ты сонная можешь пнуть или еще что-нибудь сделать. Ей сейчас места много надо на двоих. Ты ведь хочешь братика или сестренку?
- Да. А потом мы снова будем спать вместе?
- Нет, Лика тебе надо привыкнуть спать без мамы. У нее теперь есть муж Леня и скоро родится малыш. А ты уже большая девочка. Ты будешь спать одна, мы тебе купим детскую кровать. Вот обустроимся, а пока ты будешь спать со мной. Так в смятении чувств Лика ушла спать. В ее детской головке закралась мысль,  что мама ее больше не любит…
Следующий день прошел в суете домашних дел. Леня с Ликой деревянными лопатами расчищали двор от снега. Ночью потеплело и выпал обильный снегопад. После обеда Леня сводил Лику с Марией на городскую елку, где Лика каталась с горки. По возвращению домой, их ждала гора испеченных Федоровной блинов и конечно с вареньем. После ужина Леня собирал кроватку для будущего малыша. Мария достала из чемодана приготовленное приданное. Установив кроватку в комнате молодых, все разошлись по своим местам. События прошедшего дня переполнили Лику, мысленно перебирая, их она заснула.  Ночью у Вали начались схватки. Леня увез ее в род дом. В доме больше никто не спал, кроме внучки. В ожидании новостей от Лени, чтобы скоротать время женщины растопили печь. Вскипятили чайник, стали чаевничать, тихонько ведя беседу. Мария Степановна припомнила, что, не смотря на большой вес, Лику Валя родила без особых осложнений. Федоровна обстоятельно рассказала, как Леня ухаживал за Валей во время беременности и что он ждет сына.  Мария не стала говорить Федоровне, что у Лени уже есть сын.  Ожидание оказалось долгим и утомительным. Наступал вечер, а Лени все не было. Значит не было  и известий. Валя родила сына в ночь с тридцать первого декабря на первое января, прямо в Новый 1966 год! Роды были тяжелыми, послеродовая травма была у ребенка, а у роженицы отнялись ноги. Это событие потрясло всех. Леня нашел лучшего невропатолога в Новосибирске, который взялся восстанавливать Валю.
   Через месяц Валю с сыном Леня привез домой. Малыша назвали Валерой. Валя еще медленно передвигалась по дому, поэтому все дела по дому Мария взяла на себя. Ей по возможности помогала Федоровна. Леня вышел на работу. Он немного осунулся за время болезни Вали, да и за здоровье сына тоже переживал. Видимых изменений в малыше не было. Он рос, прибавлял в весе. Как все дети, когда был сыт агукал, если хотел, есть или его что-то беспокоило, плакал. Участковый врач на вопрос «Как скажется родовая травма на развитие ребенка?» - ответить точно не могла. Она говорила, что нужно время, что подобного рода травмы проявляются в подростковом и юношеском возрасте. На первых годах жизни определить отклонение очень трудно. Малыш наблюдался в поликлинике, ежемесячно к ним на дом приходила патронажная медсестра Люся. Жизнь снова обрела размеренный ритм. Так прошла зима.
   
               

                Глава 12

    Мария открыла глаза, яркое солнце выплывало из-за горы. День обещал быть теплым. Во всем чувствовалось пробуждение природы. Наступала весна. Она мысленно перебрала, что нужно сделать сегодня. Приближалась пасха. Женщины решили провести генеральную уборку. Нужно было вымыть окна, лавки и полы, побелить печь, выстирать шторы и половики. Еще покрасить яйца, испечь кулич, настряпать шанег и ватрушек. Дел было много, но все выполнимо, надо только правильно распределить обязанности. Мария взялась за уборку дома. Начала с мытья окон, к работе приобщила и Лику. Ей доверила помывку цветов в горшках и за братиком приглядывать. Валя, засучив рукава в клеенчатом переднике с косынкой на голове, чтобы не мешали волосы, приступила к стирке. Леня с вечера наносил воды, топилась печь, потрескивая дровами, на ней стоял большой бак с горячей водой. В доме тихонько играло радио, шел концерт по заявкам слушателей…
Федоровне досталась стряпня и покраска яиц. Лика была на подхвате у всех.
Для покраски яиц Федоровна приготовила марганец, йод, зеленку и конечно традиционное луковое перо. Она смешивала компоненты, разбавляла немного водой и отваривала в этом растворе яйца. То, что творила Федоровна, заворожило Лику.
- Баба Шура, а разве бывают яички зеленые, синие и розовые?
- Да! Ты же видишь – значит бывают.
- Баба Шура, ты волшебница! Я раньше таких яиц не видела. Бабуся красила только луковым пером.
Федоровну эти слова польстили, ей пришлась по душе похвала этой маленькой девочки.
- Ты Лика смотри и учись! Тебе в жизни многое придется постичь и узнать. Закончив мытье окон, Мария приступила к побелке. Известь была загашена еще с вечера, а щетку из мочала она села перебирать, и поймала себя на мысли «Сколько раз в жизни ей приходилось это делать? Очень много, еще до того, как начали жить вместе с Иваном» Она прогнала эти мысли. Вскоре и побелка была позади. Затем она вымыла все лавки вокруг стены и закончила мытьем полов. К этому времени у Вали образовалась большая горка выстиранного белья. Мария решила выполоскать белье на Оби. Она взяла с собой Лику и ведра наполненные бельем, и они отправились к реке. Дорога уже освободилась от снега, но на обочинах еще виднелись темные островки. Воздух чистый бодрящий. Так незаметно они подошли к реке. На Оби уже пошел ледоход, она наполнилась талой водой, и по ней шел сплав деревьев. У берега образовался затор из бревен. Мария выложила белье на бревна, ополоснула ведра, заткнула край юбки за резинку юбки, зашла в воду, на сколько позволяли резиновые сапоги. Вода обжигала руки, но Мария полоскала тщательно, отжимала и складывала в ведро. На минуту Мария распрямилась, дыханием согревая покрасневшие руки. Окидывая взглядом, чем занята Лика?  Вдруг услышала ее крик:
- Бабуся, смотри, белье плывет!
- Скорее! Догоняй его!
Мария развернулась к реке. Бревна, цепляя друг друга, набирая скорость, плыли по течению. Мария догоняя, зацепилась за край ближнего бревна, но оно крутнулось, задев рядом плывущее бревно с бельм. Белье упало в воду. Мария бежала, не обращая внимания, что сапоги наполнились водой, и она заходит все глубже и глубже. Наконец она дотянулась рукой и успела выхватить за край одну, затем другую вещь. С берега наблюдали сплавщики. Они засвистели и закричали:
-Куда ты лезешь! Глупая баба!
-Стукнет бревном, затянет в водоворот, не выберешься! Черт с ним с бельем!
Мария очнулась. Да и правда, что это я? Черт с ним с бельем! Куплю новое! Она, тяжело дыша, вышла на берег. На берегу ее ждала испуганная внучка.
- Бабусенька, ты промокла, пойдем скорей домой.
- Я сейчас за мамкой сбегаю.
- Постой не надо. Соберу, что осталось и пойдем вместе. Вечером у Марии поднялся жар, открылся кашель и заболели ноги. Обострились все болячки.
Федоровна достала свою «Змеевку» бутыль с заспиртованной гадюкой, которую она применяла во время простуды. Валя натерла маму и закутала все теплое, и уложили ее на русскую петь, прогреться. Мария чувствовала себя неловко. Обычно она сама всех выхаживала, тут слегла. У Вали и без нее дел не впроворот с маленьким ребенком, а тут еще и это свалилось.
- Вот дочка, приехала тебе помогать, а вышло все наоборот. Всем хлопот добавила.
- Ничего мама, поправляйся. Мне не трудно и Леня с Федоровной помогают. Вот жар спадет, Леня баньку истопит, я попарю тебя пихтовым веником. Как новенькая будешь. Сейчас не о чем не думай, поспи. И так тепло на душе у Марии стало от слов дочери. Наконец она обрела семью, заботу и тепло домашнего очага. Так думала Мария засыпая….


                Глава 13
   Валя в это время была занята другими мыслями. Сыну исполнилось пять месяцев, а Леня не принимал ни какого решения. Расписаться Валю не приглашал, да и сыну свою фамилию не дал тоже. Валя зарегистрировала Валеру на свою фамилию. Она по-прежнему оставалась матерью одиночкой, только уже с двумя детьми. Внешне отношения с Леней не изменились, но внутри Валя чувствовала надлом. Леня старался больше времени проводить на работе, а в выходные дни что-нибудь делал во дворе. Со стороны казалось, что Леня хочет обеспечить семью, поэтому столько работает, но Валя чувствовала, что причина в другом. Леня потерял интерес к ней как к женщине, и это было очень обидно.  К чему были эти долгие годы ухаживания и ожидания?
  Поговорить с мамой на эту тему она не решалась. Федоровна тоже в Лене души не чает. Получился замкнутый круг. Днем еще отвлекали заботы о детях, а ночью накатывала тоска и непреодолимый страх перед будущим. Сколько это еще продлится? Потом она прогоняла эти мысли, говоря сама себе: «Нет, Леня любит меня по-прежнему. А штамп в паспорте ничего не значит, тем более, что у нее был один неудачный брак. Но вот Валера? Почему не он дал фамилию своему сыну?» Затем снова успокаивала себя -« Не главное, какую фамилию ребенок носит. Главное, кто воспитывает». И так мучилась в сомнениях и засыпала под утро.
   После родов Валя долго лежала в больнице, после выписки врач не рекомендовал сразу вступать в близость, поэтому интима у них не было длительный период. К тому еще в доме постоянно кто-то находится. Остается только ночь, но Леня работает посменно, а у Вали маленький ребенок, к которому надо вставать по ночам. Так они постепенно отдалялись друг от друга.




 


Рецензии