Малый бизнес сегодня

Картинка http://www.thg.ru/business/200312091/
стартовое состояние для первого десятилетия 20 века

Небольшое актуальное досье

Когда вижу тысячные скачивания студенческих работ 1991 – 2005 гг. по развитию бизнеса в России, задаюсь лишь вопросом, какие преподаватели ставят на подобных работах «зачет» (оценку).  Условия –то явно изменились, как и законодательство.

Конечно, стоит прежде всего учитывать Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (опубликован 31 июля 2007 г.) http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html
Это , в частности,
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
(по студенческим работам гуляет разнообразие цифр вплоть  до 500)

б) до ста человек включительно для малых предприятий;
среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
(про микропредприятия старые работы привычно помалкивают)

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В конце 20 века в России экономическая категория «малые предприятия» и критерии, очерчивающие ее границы, впервые были определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991г. N 406 « О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». К малым предприятиям в соответствии с Постановлением относились предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", как вновь созданные, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе:

• в промышленности и строительстве - до 200 человек;
• в науке и научном обслуживании - до 100 человек;
• в других отраслях производственной сферы - до 50 человек;
• в отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек.

В дальнейшем первоначальное определение «малого предприятия» было уточнено и дополнено в Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июля 1995 г. Согласно Статьи 3 данного Закона, «под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
• в промышленности - 100 человек;
• в строительстве - 100 человек;
• на транспорте - 100 человек;
• в сельском хозяйстве - 60 человек;
• в научно-технической сфере - 60 человек;
• в оптовой торговле - 50 человек;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Наряду с этим, в соответствии с Законом в перечень субъектов малого предпринимательства включены фермерские хозяйства.
Европейская Комиссия в 90-е годы приняла следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор SME экономике западноевропейских стран.

Средние предприятия Малые предприятия Микро предприятия
Максимальное число работающих < 250 < 50 < 10
Максимальная величина годового оборота (в EUR мил.) 40 7 -
Максимальная величина балансовой стоимости активов (в EUR мил.) 27 5 -

Чтобы, в соответствии с приведенной классификацией ЕС, предприятие считалось микро-, малым или средним, оно должно соответствовать критерию численности и одному из двух финансовых критериев. Наряду с этим, предприятие должно быть экономически независимым, что означает следующее: предприятию или группе предприятий, не принадлежащих сектору SME, может принадлежать не более 25% собственности предприятия из сектора SME. Верхние границы годового оборота и балансовой стоимости активов, указанные в определении, должны регулярно, обычно 1 раз в 4 года, пересматриваться, чтобы учесть изменения, происходящие в экономике стран – участниц ЕС (изменение уровня цен, рост производительности).
http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=3923&r_id=241&l_id=1


Объективно необходимо знание Статьи 6.
Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

1. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

3. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

И статьи 7 (по сути, перечисление мер по поддержке малого и среднего бизнеса).
Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

В связи с целями той или иной работы полезно знание и остальных статей закона.
В данном случае такой возможности все анализировать нет.
http://www.akdi.ru/gd/proekt/207209GD.SHTM


Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. отмечает

 Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех "И" - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации. Такой подход закреплен и в подготовленной Правительством Концепции развития до 2020года. Реализовать его нужно в полном объеме. Добавив к нему, как я уже об этом как-то говорил, пятую составляющую - Интеллект.
     Наш приоритет - это производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит - достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит - даже в непростые финансовые периоды.
     Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем когда-бы то ни было.
http://www.akdi.ru/econom/program/119.htm

Немало полезных материалов содержит
Библиотека Ресурсного центра малого предпринимательства

Общие сведения о состоянии МП (стоит с этого начать)
Государственная политика и инфраструктура поддержки
Основные вопросы создания, регулирования, контроля и ликвидации МП
Финансовые ресурсы
Консалтинг, обучение, информационные ресурсы
Трудовые отношения и занятость
Имущество и нежилые помещения
МП на рынках и в отраслях
Инновации и информационные технологии
Ссылки на другие ресурсы и справочники (100)
http://www.rcsme.ru/lib.asp
Здесь обилие сравнительно свежей информации, что не позволяет выполнять работы на крайне устаревшей нормативной и фактологической базе.


Отмечаются и перспективы
Например, Программы СТАРТ-Инвест и УМНИК дают возможность расти начинающему бизнесу.
В сегодняшних условиях особого внимания требует стартующий бизнес, прежде всего молодежный: в кризис есть возможность привлечь в эту сферу большое количество квалифицированных специалистов, надо лишь заинтересовать их в этом. Интересные программы поддержки молодежного бизнеса реализует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Об основных программах фонда рассказал его генеральный директор Сергей Поляков, выступая 27 ноября, на III Межрегиональной научно-практической конференции по бизнес-инкубированию.
Одна из них, реализующаяся уже шестой год, - программа СТАРТ. Эта программа ориентирована на поддержку начинающего бизнеса в течение трех лет, и сейчас ее финансирование увеличено до 6 млн. рублей на одну компанию: 1 млн. рублей предоставляется в первый год работы бизнеса, 2 млн. рублей – во второй, 3 млн. рублей – в третий, причем предполагается, что на последнем этапе компания уже найдет себе инвестора. Ежегодно на участие в программе поступает 1,5-2 тыс. заявок, однако, отметил С.Поляков, в последнее время их количество снижается. Он связывает это, во-первых, с недофинансированием в течение длительного времени российской науки, а во-вторых, с недостаточным PR-сопровождением программы. Фондом уже рассмотрено 8,5 тыс. заявок, около 2 тыс. из них поддержано, порядка 300 компаний нашли инвесторов, 10 компаний прошли весь цикл программы.
Также С.Поляков рассказал о новой программе фонда – СТАРТ-Инвест: в рамках этой программы фонд рассматривает возможность финансирования проектов, предложенных бизнесом региональным венчурным фондам, но являющихся еще «сырыми» для венчурного финансирования.
Вторая программа фонда – УМНИК – направлена на поддержку студентов, аспирантов и молодых специалистов в возрасте до 28 лет, получивших в результате своей научной работы интересные с точки зрения коммерциализации результаты. Эта программа рассчитана на два года, в каждый из которых участники получают гранты в 200 тыс. рублей. На сегодняшний день участниками программы стали около 1600 молодых людей из 150 городов России.
В будущем году планируется связать программы СТАРТ и УМНИК: среди участников программы УМНИК будет проводиться конкурс, победители которого станут участниками программы СТАРТ.
Как резюмировал С.Поляков, реализация таких программ позволяет «расширить базу формирования новых компаний в области наукоемкого бизнеса».
Источник: ИА "Альянс Медиа" http://www.allmedia.ru
Дата публикации: 28 ноября 2008 г.
http://www.rcsme.ru/news.asp?SectionId=1&NewsId=37659

Немало интересных материалов (включая аналитику) дает
Информационный портал малого и среднего предпринимательства
http://www.opora.ru/
В частности, Проект Программы действий ОПОРЫ РОССИИ «Приоритетные направления деятельности по развитию малого и среднего предпринимательства в России на 2008-2012гг. и перспективы на период до 2020г.»


http://www.thg.ru/business/200312091/

Данные необходимо сверять по сайту Федеральной службы государственной статистики.

1.1. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ
(в процентах)
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Среднесписочная численность работников
(без внешних совместителей) 12,8 14,3 15,0 15,9 16,7 17,8
Средняя численность внешних совместителей 38,9 34,4 36,6 38,7 39,6 40,5
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера 26,4 21,4 22,6 22,0 22,8 19,8
Валовой внутренний продукт1) … … 9,0 12,7 12,5 …
Оборот организаций … … … … 26,4 25,8
Инвестиции в основной капитал 2,9 2,8 3,1 3,5 3,3 3,7
1) Удельный вес добавленной стоимости малых предприятий в валовом внутреннем продукте в рыночных ценах.
1.2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Число малых предприятий (на конец года), тыс. 843,0 882,3 893,0 953,1 979,3 1032,8
Число малых предприятий в расчете
на 10000 человек населения1) 58 61 62 66 69 73
Среднесписочная численность работников,
(без внешних совместителей), тыс. человек 6483,5 7220,3 7458,9 7815,1 8045,2 8582,8
Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек 607,0 502,9 546,9 608,6 630,4 656,5
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек 345,3 252,9 249,0 243,5 258,1 229,3
Оборот малых предприятий, млрд.руб. … … … … 9612,6 12099,2
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 43,5 51,0 67,3 99,2 120,5 171,3
1) При расчете показателя за 2001-2006 гг., формирование которого осуществляется на основании данных по численности населения, использована оценка численности постоянного населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.

http://www.gks.ru/doc_2007/malp.zip

На этой даже краткой основе работы по малому предпринимательству в России будут более обоснованы и актуализированы.


Рецензии