Поэзия как память и мера

ПОЭЗИЯ КАК ПАМЯТЬ И МЕРА
(заметка)

Бывают стихи лучше, бывают хуже, бывают стихи о важном, бывают о пустяках. Но если стихи хороши, и если они о важном, и если мы поняли их и выучили или просто запомнили, то, поселившись в памяти, они становятся единицами нашего опыта, мерами устойчивых лирических ситуаций. При встрече со сходной ситуацией, уже не в книге, а в жизни, стихи всплывают в памяти и помогают понять и себя, и окружающих, и всё что было, есть и будет. При обязательном условии — что стихи действительно хороши.
     Вот два стихотворения, отразившие одну и ту же лирическую ситуацию: мужчина, вглядываясь в женские черты, ищет в них черты другой, безвозвратно ушедшей женщины. Ситуация не из распространённых, но экзистенциально значимая. Уровни стихов Кукольника и Лермонтова несопоставимы, зато понятней условия, при которых лирическая поэзия обретает метрологическую значимость. Случись с кем-нибудь, кто знает наизусть лермонтовские стихи, лирическая ситуация того же свойства — он не только припомнит строки стихотворения, но сам характер переживания станет ясней. Чего не скажешь о слабых стихах Кукольника. Маловероятно, чтобы кто-нибудь когда-нибудь, в XIX веке или нынешнем, знал их наизусть. Хотя содержательная сторона стихов серьёзна и, при должном исполнении, они могли бы обогатить наш лирический опыт.


Н.В.Кукольник

Цикл «Из записок влюблённого» (5)

Скажи, за что тебя я полюбил?
     Люблю и не люблю встречать твой образ милый,
Как свежий крест знакомой мне могилы
Между чужих, неведомых могил.
     Да! взор мой на тебе, но не тобой пылает:
Он отдаленным сходством поражён,
     Несбывшихся надежд великолепный сон
В твоих очах задумчиво читает.

     Как бледный свет луны порой животворит
     Немую живопись, немое изваянье,
     Так воскрешает твой полупрекрасный вид
Изящное об Ней воспоминанье.

     Гордись! Судьба тебе немало подарила!
Приятно божье солнце отражать,
     Быть отблеском вполне прекрасного светила,
Сиянием небес блистать и согревать.

1837


М.Ю.Лермонтов
 
* * *

Нет, не тебя так пылко я люблю.
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых — уста давно немые,
В глазах — огонь угаснувших очей.

1841


Рецензии
Замечательное наблюдение.

И, кстати, рядом с Лермонтовым особенно очевидно, и без права на аппеляцию, почему стихи Кукольника называют "трескучими".

Сергей Журавлев   08.07.2010 00:40     Заявить о нарушении