SOS-для родителей, часть 2

1    Медлительность
Когда Ваш ребенок превращается в улитку

Поведение

Всегда удивительно наблюдать, когда ребенок, который обычно мчится мимо Вас с потрясающей скоростью, вдруг, когда Вы очень спешите, превращается в улитку. Родители спешат, как ненормальные, стараются чтобы все, всё быстрее делали, они спешат и быстро одеваются, одновременно – не спускают глаз с часов, стрелки которых неприятно приближаются к придельному времени.  Дети же, наоборот – в  этот момент, вопреки всему, очарованы тем, как соткан палас на полу или тем, – что они только что вытянули из своего носа. И это случается не только тогда, когда настало время – к школе готовиться. Дети могут из прогулки в двадцать минут – сделать двухчасовой поход  собственного осведомления, в котором они будут тщательно рассматривать каждую гусеницу и каждую лужу, которая им встретится.


Почему они это делают

Иногда, это делают (случается) преднамеренно, потому что это хорошая возможность для маленького ребенка, подчеркнуть свою независимость, которая действительно выглядит абсолютно невинной. А на самом деле, их медлительность вообще не имеет ничего общего с ненормальным поведением.  Их медлительность  зависит, прежде всего, от того, что дети фактически чувствуют время совершенно иначе, чем взрослые. Дети живут в настоящем времени. Их медлительность «не удобна» и этим они хотят привлечь Ваше внимание или они считают, что Вы к ним «обязательно подсядете», чтобы они поторапливались.

 
Ваша реакция

Обычно, результат медлительности заключается в том, чтобы Вы чувствовали себя принужденными или играется роль тюремного надзирателя в плохом настроении, или хочется подчинить Вашу жизнь своему ритму, – ритму восьмилетнего ребенка. Как можно ребенка привести в движение, не прибегая к помощи бесконечных повторений «Поторопись», «Давай пойдем уже!», «Мы опаздываем!»?


Ваша стратегия

Запланируйте ребенку все заранее и не подталкивайте его в спину.


Что Вы должны попробовать вначале

Посмотрите факту в глаза: Вы здесь единственная, от кого зависит то, чтобы Вы покинули свой дом своевременно. Для того чтобы этого достичь – Вам надо быть реалистом и начинать все на двадцать минут раньше, а не на пять минут позже.


Практический совет 

Следите за тем, чтобы Вы были примером и начинайте все вперед Вашего ребенка. Не будьте к своему ребенку высокомерны и не торопите его словами «Скорей, торопись же». Скажите это всего один раз, оденьте ему пальто и открывайте дверь. Скажите ребенку, что Вы его подождете в машине. Тот, кто ждет в машине – имеет фактор внезапного, магнетического действия на личность, которая в доме еще копается.
Это подтверждающийся способ поведения, который Ваш ребенок получает непосредственно – он сейчас в той ситуации, когда он может остаться один. Таким образом, предъявлено требование, изменить кое-что самому. Если речь идет о маленьком ребенке, пусть он выбирает: «Ты сам пойдешь или ты хочешь, чтобы я тебя понесла?»
Если Вы видите, что ребенок умышленно медлит или нетипично замедляется –  это значить, что он бунтует против Вашей действительности; Ваших оскорблений и Вашего давления. Требование – «поторопись» имеет здесь только противоположный эффект.

Позвольте Вашему ребенку сделать свои выводы, например, что будет, если он придет поздно. В этом случае, исключайте время для историй – «спокойной ночи» или побеспокойтесь о том, чтобы ребенок, после уроков отсидел то время в  классе, на которое он опоздал в школу.

Скажите ребенку, что Вы выходите из дома через десять минут и сделайте это, чтобы он знал, что Вы сказали это серьезно.

Требуйте от своих детей – ярко выраженной ответственности, где решающим моментом является пунктуальность. Покажите детям, как полезно иметь хорошие социальные контакты: с учителем, с другом, со спортивным тренером, с бабушкой и дедушкой, а также со всеми  другими людьми, с которыми он общается.
Если ввести соответствующий ритуал, то это может также привести к тому, чтобы предотвратить медлительность, по крайней мере, вечером и утром – это самое предпочтительное время для  медлительности (смотри  и дальнейшие советы в главе 33 «Опоздание в школу»).

Решающий момент: Родители должны найти баланс между временем и ответственностью с одной стороны, а также между удовольствием и открытиями ребенка с другой стороны. Для  детей, которые младше трех лет, для них всегда важнее поездка, чем ее цель. Даже в том случае, когда Вы находитесь в ярости от Вашего опоздания, Ваш ребенок будет рассматривать жабу и Вы должны понимать, что, именно сейчас, осуществляется прекрасное формирование сознания, о котором взрослые уже забыли. В мире ребенка,  каждое маленькое открытие является чудом и Вы должны понимать эти потребности. Потребности изучать предметы и оказывать ребенку поддержку.
Чтобы иметь для  этого время, Вы должны все запланировать, то есть на путь в пять минут Вы должны запланировать двадцать минут. Введите себе это в привычку. Берите с собой лупу и позвольте ребенку кое-что Вам показать.

Продолжение следует


Рецензии