Честь и долг мужчины продолжение

Принимая важные решения, они всегда советовались друг с другом. Тельман рассказал Зауру о его последнем визите к Эльнариному врачу и о вечернем разговоре с детьми.
– Я решил продать квартиру, – сообщил Тельман. – На вырученные деньги я куплю квартиру поменьше, но зато смогу отвезти Эльнару на лечение. Я должен это сделать! Я не могу сидеть и ждать, пока она умрет!
– Успокойся! Возьми себя в руки! – Заур хорошо изучил Тельмана, он знал, что от принятого решения друг не откажется. – Решил, значит, будем продавать. Другого выхода нет! Ни у меня, ни у кого из наших близких такой суммы нет. А квартира у тебя в центре, в красивом доме и площадь огромная - ты получишь за нее большие деньги. У тебя есть купчая?
– Нет. Она же мне не была нужна. Я сейчас этим занимаюсь, документы я уже собрал, завтра отпрошусь с работы и поеду в БТИ.;Ты можешь со мной поехать?
– Конечно, – ответил Заур. – Для того, чтобы продать квартиру необходимо время. Может так случиться, что ты даже за год ее не продашь.
– Что ты, Заур! Я не могу столько ждать, я должен срочно вывезти Эльнару, – твердил Тельман.
– Тогда нам надо занять деньги в долг. – Заур не случайно говорил во множественном числе, потому что они привыкли помогать друг другу и сообща выходить из сложных ситуаций.
– Ты же знаешь, больше двух тысяч не соберется. Придется брать на проценты.
– Это опасно. Сколько людей пострадало из-за этого.
– Другого выхода нет.
Тельману удалось за короткий срок получить купчую на квартиру и по его объявлению в газете стали приходить покупатели и агенты по недвижимости. Квартира всем нравилась: комнаты большие с высокими потолками, украшенными старинной лепкой, в трех комнатах красивые действующие камины, огромная кухня и постоянная вода. Однако время шло, а покупателя все не было, потому что квартира была дорогая, кроме того, многих смущало наличие ещё одной соседки на площадке, которая проходила мимо квартиры Тельмана. Это был основной минус.
Состояние Эльнары ухудшалось, покупатель на его квартиру не находился. Тельман очень нервничал, сильно похудел и стал заядлым курильщиком.
Наконец Заур, который тоже вплотную занимался продажей его квартиры, привел покупателя, сразу согласившегося ее купить, однако совместно с квартирой соседки по площадке.
Азиза ханум знала Тельмана с детства, дружила ещё с его матерью, ее обе дочери вышли замуж, и она одна доживала свои последние дни. Дочери звали ее к себе, но она отказывалась, ссылаясь на то, что не хочет умереть в квартире зятя, хотя ей с каждым днем было тяжелее обсуживать себя. Азиза ханум любезно впустила в квартиру Тельмана с покупателем, который остался доволен осмотром площади. Она обрадовала Тельмана, сказав, что решила все-таки перебраться к старшей дочери. Однако у Азизы ханум тоже не было не только купчей. Кроме того, оказалось, что ее квартира была записана ещё на имя брата ее покойного мужа и теперь, чтобы получить купчую, нужно было сначала перевести квартиру на ее имя. Короче говоря, выяснилось, что им необходимо было собрать кучу документов, включая свидетельства о рождении  мужа и его брата, которым было бы сейчас около ста  лет. Для всего этого требовалось опять уйма времени, которым Тельман не располагал.
Надо отдать должное покупателю, который оказался очень приличным человеком. Он сказал, что если все стороны согласны на сделку, он будет ждать – пока Азиза ханум получит купчую, и в качестве задатка оставил Тельману пятьсот, а Азизе ханум – сто долларов. Покупать только квартиру Тельмана он отказался, так как боялся, что Азиза ханум может передумать. Дочери соседки клялись и божились, что они не изменят решения, что пусть он пока рассчитается с Тельманом, так как у него безвыходная ситуация и ему очень нужны деньги, но покупатель был непреклонен, однако, узнав о положении Тельмана, прибавил к его задатку ещё пятьсот долларов.
Тельман был очень рад. Ему оставалось ждать совсем недолго, но внезапно у Эльнары началась серия приступов, и она целыми днями стонала и помогало ей только обезболивающее.
Покупатель периодически звонил и интересовался, как продвигаются дела с оформлением документов. Тельман ещё раз поговорил с ним об оформлении продажи своей квартиры, но он не согласился и посоветовал набраться терпения.
Тогда Тельман решился. Он занял деньги под проценты и увез Эльнару на лечение. Заур с женой, которые остались с близнецами, временно переехали жить к нему. У них была договоренность о том, что как только Азиза ханум получит купчую, Тельман  на несколько дней прилетит в Баку для оформления сделки, рассчитается с кредиторами и вернется обратно.
Однако не все в жизни складывается так, как мы планируем.  Подходил к концу второй месяц пребывания Тельмана с женой за границей, а девочки Азизы ханум никак не могли оформить документы, потому что ни в одном архиве не могли найти свидетельства о рождении двух братьев, родившихся в конце прошлого столетия. Документы были найдены только спустя три месяца, уже после возвращения Тельмана, который потратил в Германии все деньги до последнего цента. Эльнаре была сделана операция и, в общем, внешне она неплохо выглядела, но Тельман теперь окончательно потерял надежду на ее выздоровление.
Люди, одолжившие деньги, уже несколько раз звонили, а накануне напомнили Тельману о том, какую сумму он должен будет выплатить с учетом процентов. Услышав цифру, Тельман чуть с ума не сошел, но потом сел и вместе с Зауром посчитал все заново. Все было правильно. Проценты на выданную ему сумму росли с каждым днем, а Азиза ханум теперь ожидала решение о переводе квартиры на ее имя, чтобы только потом получить купчую.
Время шло – долг Тельмана увеличивался.
Его состояние хорошо могут понять люди, хоть раз в жизни оказавшиеся в его положении. Кредиторы – четверо братьев, которые никого и  ничего не боялись, стали угрожать Тельману. Если Зауру и другим близким родственникам, попадала в руки даже небольшая сумма, они сразу приносили ее Тельману, чтобы он мог погасить хотя бы набегающие проценты, но денег все равно не хватало. От сильного нервного напряжения Тельман похудел ещё больше, он превратился в скелета, вздрагивающего при каждом телефонном звонке и стуке в дверь, так как братья стали бесцеремонно захаживать к нему в любое время суток, не считаясь с болезнью жены.
– Мы не просим у тебя милостыню, мы хотим, чтобы ты вернул нам наши кровные деньги!
Тельман перестал соображать. Он не мог ничего делать, он даже на работу не ходил. Дай Бог всем такого друга как Заур! Он полностью взвалил на свои плечи все дела  Тельмана. Он отводил и приводил детей из школы, ходил по магазинам, приносил Эльнаре лекарства, периодически заглядывая на работу, чтобы принести деньги на пропитание обеим семьям. У него был небольшой парфюмерный магазинчик, где за прилавком стоял родственник. Он захаживал туда за выручкой. Его жена Земфира вела домашнее хозяйство вместо Эльнары.
Наконец, через пять(!) месяцев была получена купчая на имя Азизы ханум. Они тут же позвонили покупателю, который попросил их подождать несколько дней, пока он соберет потраченную им недостающую сумму. Несколько дней перешли в неделю, затем - в месяц.
Тельман вновь стал психовать. Ведь получив задаток, они отвергали другие предложения покупателей, так как он у них уже был.
– Заур! А вдруг он откажется покупать квартиру, что тогда будет? – сказала как-то Земфира, стараясь, чтобы ее не услышал Тельман.
– Я даже боюсь допустить такую мысль, – шепотом ответил Заур, – во всяком случае, ничего  хорошего от этой затянувшейся сделки я не жду.
Вечером следующего дня Заур с Земфирой взяв с собой детей, пошли домой посмотреть все ли там в порядке. В их отсутствии опять явились кредиторы, устроили Тельману скандал, обзывая его последними словами на площадке, на виду всего дома. Затем вошли в квартиру, избили Тельмана и ушли, пригрозив, что  в субботу в десять часов утра они придут за деньгами в последний раз и, если он их не вернет, то потеряет детей. Угроза была вполне реальной.
– Жена твоя умрет и без нашей помощи! – сказали они на прощание.
Все это произошло в среду. В распоряжении Тельмана оставалось всего два дня. Странно, но избиение на него подействовало положительно, он как-будто очнулся, а может быть страх за жизнь детей вернул его к жизни. Он попросил Заура забрать жену и детей к себе, а сам утром вышел на работу, так как заведующий буквально умолял его прийти хотя бы на несколько часов, потому что к нему уже вторую неделю ходит один бизнесмен по поводу ремонта «джипа», который никто не может починить и ему порекомендовали Тельмана.
Когда Тельман вошел в кабинет заведующего, он его даже сразу не узнал:
–  Вай, Аллах! Что с тобой произошло?!
Тельман только махнул рукой. В кресле у окна сидел красивый пышущий здоровьем молодой мужчина. На вид ему было около тридцати пяти лет. Он с любопытством смотрел на Тельмана, от которого осталась одна тень.
– Вы, наверное, владелец «джипа»? – спросил Тельман.
– Да, – ответил он, пожимая Тельману руку, – он уже десять дней стоит у вас в мастерской. Я уже не надеялся встретиться с вами, – и участливо спросил: «Вы болеете?»
– Да, немного, – ответил Тельман.
Он взял ключи у заведующего, и они втроем пошли в гараж. Тельман надел спецовку и, покопавшись в машине, сказал:
– Все ясно, я могу это исправить, но сейчас у меня нет на это времени, я очень занят – у меня срочные дела.
 – Да что вы говорите, Тельман! – взмолился клиент, которого звали Намиком, – я вас прошу: перенесите свои дела! Мне очень нужна эта машина, я без нее, как без рук, так к ней привык. Я готов заплатить за ремонт любую сумму.
– Говорю вам честно: сейчас я не могу заниматься ремонтом машин. У меня срочные дела, – сказал Тельман и пошел в раздевалку.
– Вы же заведующий, прикажите ему! – сказал Намик, беспомощно глядя вслед Тельману.
– Чихать он хотел на мой приказ, у него дела поважнее! Он всегда найдет себе работу, а я лишусь клиентов и дохода. Это я от него завишу, а не он от меня. Кроме того, у него, действительно, большие неприятности.
– Я готов во всем помочь ему, – сказал Намик, – пусть только исправит мою машину.
Тельман, шедший им навстречу, уже в чистой одежде, услышал его слова и горько усмехнулся. Вдруг зазвонил мобильный телефон, который на время одолжил ему сосед. Это был Заур.
– Тельман, я даже не знаю, как тебе это сказать…
– Не тяни, – перебил он Заура.
– Короче, приходил покупатель и просил скинуть цену на десять тысяч. Я переговорил с Азизыной дочкой: они уступают только два куска – говорят: «ваша квартира больше».
– Надеюсь, ты сказал ему, что я согласен?
– Конечно.
– И когда?– Во вторник утром он придет сюда с деньгами, а затем все вместе поедем в нотариус.
– Надо было…
– Я пытался его уговорить, но он раньше никак не может, – ответил Заур, понимающий друга с полуслова.
– Ладно, – сказал Тельман, и внезапно потерял сознание.
Очнувшись, он увидел, что лежит на диване в кабинете заведующего, который стоит у него над головой. Рядом с ним стоят Намик и врач «скорой помощи», о чем свидетельствовала карточка на его кармане.
– Вам нужен хороший отдых, и хорошее питание. Вы очень ослабли, – сказал он, обследовав Тельмана ещё раз.
Тельман видел, как Намик провожая врача, расплатился с ним.
– Спасибо, – сказал он, сев на диване и залезая в карман за деньгами.
– Ладно, Тельман, мы сочтемся с вами, когда вы отремонтируете мою машину.
– Я же вам объяснил, что занят решением своих проблем.
– Расскажите мне о них, может я смогу вам помочь?
– Не сможете, – сказал Тельман, пытаясь встать с дивана.
– Не торопись, – сказал заведующий, – по мобильнику звонил Заур, он уже в дороге, едет за тобой сюда.
Действительно, через несколько минут пришел встревоженный Заур.
– Да он же не ест ничего, поэтому ослаб, – сказал он, доставая из пакета бутерброды с колбасой и сыром. На столе уже стоял стакан сладкого чая.
– Что происходит с этим парнем? – не отставал Намик, – я хочу ему помочь.
Заур спросил у Намика, где он работает и, узнав, что тот директор коммерческого банка, улыбаясь, сказал:
– Вы, именно тот человек, который  можете, но не захочет ему помочь.
Несмотря на сопротивление Тельмана, Заур все-таки рассказал присутствующим всю его историю от начала до конца.
Таги  почесал затылок:
– Я даже не представлял себе, что дело дошло так далеко, – сказал он, – я  могу дать ещё семьсот долларов и то ненадолго – скоро свадьба дочери.
– Нам нужны деньги только до вторника, – сказал Заур.
– Назовите ещё раз точную сумму, которую вы должны вернуть без учета родственников и знакомых – они пусть дожидаются вторника, – сказал владелец «джипа».
Услышав цифру, он присвистнул.
Ещё минут пять Намик внимательно смотрел на Тельмана, вяло жующего бутерброд, затем перевел взгляд на заведующего Таги, затем на Заура и произнес, глядя ему в глаза:
– Я, наверное, идиот и круглый дурак. Вполне возможно, что всю оставшуюся жизнь я буду упрекать себя за свой поступок, но не знаю почему – я хочу помочь этому парню. Я верю всему, что сейчас услышал. Я дам эти деньги Тельману без всяких процентов. Ни к кому ни обращайтесь и никуда больше не ходите. Завтра только это будет немного поздновато, я подъеду к вашему дому, вы спуститесь и возьмете деньги. Можете даже не ремонтировать мой автомобиль, я понял, что вам сейчас не до этого.
Тельман перестал есть.
– Вы говорите это серьезно? – сдавленным голосом спросил он.
– Вполне. Повторяю ещё раз тебе и твоему брату (Намик решил, что Заур и Тельман братья). Завтра вечером я привезу вам необходимую сумму. Клясться ничем не буду: в данной ситуации это, по крайней мере, смешно.
И с этими словами он вышел из кабинета.
– Дядя Таги, кто он такой? – спросил Заур.
– Понятия не имею. Он пришел сюда как клиент, причем искал его, – кивнул он на Тельмана. То, что  он директор банка, я узнал вместе с вами. У нас в мастерской такой порядок: с клиентами говорить только о машинах.
– Хороший он человек, – подал голос Тельман.
– Да! Уж неплохой, что собирается дать такие деньги совершенно незнакомому человеку. Но – дурак! Это же целое состояние! Признаюсь честно: я бы не дал!
– Дядя Таги! Вы бы ещё в его присутствии так сказали, – возмутился Заур.
– Не бойся! Намика сюда Бог послал! Бог его руками хочет помочь Тельману. Благодарите Аллаха и обещайте сделать пожертвование в мечеть!
– Обещали! – сказали хором Тельман и Заур.
– А теперь соберись, по-моему, тебе стало лучше, иди, ремонтируй его машину, – и дядя Таги показал рукой в окно кабинета, откуда были видны мастерские.
Машина Намика была отремонтирована к восьми часам вечера. Он тут же приехал и забрал ее, заставив Тельмана взять деньги за ремонт.
– Я могу умереть до пятницы, – мрачно пошутил он, – и, поверьте, это будет единственная
причина, из-за которой я вдруг не выполню данного обещания.
…Но мы уже знаем, что не только собственная смерть могла бы помешать Намику нарушить свое слово…
(продолжение следует)


Рецензии