Вся правда?..

               
               
               
          Что легче пережить – потерю любимого человека или разочарование в нем? Никто не знает ответ на этот вопрос, точнее сказать, он для каждого – свой. Разочарование иной раз равносильно потере большего, чем любовь, крушению веры. Когда в сознании ломается некий механизм, и кажется, это невосстановимо. «Все иллюзия, все обман или самообман.  Любовь – это выдумка литераторов. Это сказка для взрослых, необходимая им так же, как маленьким детям – вера в Деда Мороза, но они ее перерастают. Кто раньше, кто позже – но нет таких, кто живет с этой верой всю жизнь», - четко, холодно и безжалостно сформулировал для Агнессы внутренний голос. И не то чтобы она утратила веру в людей, стала хуже к ним относиться. Вера в дружбу, в любовь детей и родителей в ней сохранились, эти понятия стали еще более ценными, чем раньше. А вот вера в существование двух половинок, созданных друг для друга, в ней умерла.  На меньшее она не была согласна. Сказался максимализм юности.
           Какая-то часть ее существа нуждалась в том, чтобы такие эмоции появлялись – и они с волшебной легкостью возникали после прочитанных книг или увиденных фильмов. Никакого труда для нее не составляло проникнуться чувствами персонажа, к нему привязаться и ощущать как реального человека из плоти и крови, живого – для нее. В большей степени, чем те, с кем она встречалась в реальной жизни. Она осознала, что ее эта ситуация устраивает. Разочароваться в литературном или сценарном герое нельзя. А в реальности лучше жить без иллюзий. Нет иллюзий – нет разочарований: того, чего Агнесса слишком боялась.
           Вступить в реальные отношения – без любви и даже особой симпатии… так она и поступала. Никакой радости, ощущение, что «должна», чтобы понять чисто физиологическую сторону таких отношений. Чувственность в ранней юности в ней не проснулась – с женщинами такое бывает. Тягостное ощущение «обязанности» соответствовать ожиданиям окружающих подавляло ее. Но заставить себя делать то, что не нравится, Агнесса могла, и с милейшей улыбкой. И мужчинам и в голову не приходило, что ей это вовсе не нужно, пустые эксперименты, которые дают ей пищу для размышлений и материал для написания книг и сценариев. «А это – бизнес», - хладнокровно рассуждала она, с удивительной легкостью находя слова для описания чувств персонажей. Она зарабатывала на жизнь написанием любовных романов и сценариев для телесериалов.
          Книги ее издавались в варшавском издательстве «Стрела Амура».           Златокудрые голубоглазые богини с коралловыми губами и перламутровыми щеками испытывали великую страсть к жгучим брюнетам с дерзкой ухмылкой или же наоборот – знойные брюнетки с зелеными глазами влюблялись в томных блондинов. В любовных романах второй половины XX века существовали две основные сюжетно-образные схемы: Скарлетт О, Хара – Ретт Батлер и Джен Эйр – Рочестер. Американские авторы чаще прибегали к первой, английские – ко второй. Агнесса чередовала эти комбинации, чтобы не наскучить своим потенциальным читателям. «Выдать» тринадцать авторских листов за месяц-полтора не составляло для нее особого труда. Штампованные характеры, избитые ситуации: от ненависти до любви, от любви до ненависти. Все это еще было изрядно «приправлено» гордостью и предубеждением знаменитых героев Джейн Остен.
           Агнесса посмеивалась над тем, что делала, поражаясь, что столько людей на земном шаре искренне верят в это, так же как и в рождественские чудеса, но часть ее души тайно тосковала по утраченной вере. Реальность казалась такой удручающей, что она вскоре вообще перестала думать о ней, целиком погрузившись в работу и закрывшись в мире грез и фантазий, где не было места разочарованиям, и оставалось подобие Бога – однажды поверженного.
           В иные минуты она говорила себе: «Есть большая доля правды в том, что влюбленность – иллюзия, пусть и прекрасная иллюзия. Вот именно – доля. А значит, есть место и исключению, чуду». Но осознавать это теоретически и поверить реально – разные вещи. Очень трудным казалось вернуться в то состояние Веры, которое было когда-то неотъемлемой частью ее души. Даже более чем просто «трудным»… опасным. Грозящим для нее новым крушением надежд, а это для некоторых людей –  без преувеличений: духовная катастрофа.
          Цинизм стал защитной маской. Агнесса легко относилась к возможности брака по расчету, отношений, основанных на взаимной или односторонней выгоде (впрочем, односторонней выгоды никогда не бывает, поправляла она себя со ставшим уже привычным язвительным хладнокровием). Если любовь – мираж, то не лучше ли воспринимать все более трезво? Часть ее существа омертвела, это можно было назвать «защитным душевным онемением». Зимней спячкой, в которую она добровольно, на долгие годы, ушла.
           Окружающие сочиняли о ней бог весть что, иногда она пыталась переубедить их в том, что никто ее не соблазнял и не покидал, а разочарование в человеке можно испытать и на расстоянии, даже не будучи с ним знакомой, но люди не верили. И она махнула рукой – пусть выдумывают, если им это занятие нравится. Сюжеты из ее собственных коммерческих романов с легкостью приходили на ум, при желании Агнесса сама могла бы придумать о себе все что угодно, но ей не хотелось. Это – работа, а в жизни – лишь дополнительное и не нужное лично ей напряжение.
            Она и сама не знала, чего больше – вреда или пользы от ее собственных, с позволения сказать, творений? Так же, как и сотни, тысячи, миллионы других коммерческих авторов Агнесса участвовала в создании Великой Иллюзии. И хотя чувство вины ей было присуще, проявлялось это иной раз даже гипертрофированно, угрызений совести перед наивными читателями она не испытывала. Она не несет ответственности за то, каким будет эффект от ее романов. Чисто развлекательным или, напротив, даже разумным, полезным?
            Кто знает всю правду? Пока – во всяком случае – не она.


Рецензии
Навеяло строчку из песни:

"Я не люблю, когда мне врут,
Но от правды я тоже устал".:)

Мне иногда хотелось бы быть более наивной, чем я есть на самом деле. Вспоминаю Виторию из МЛМП, ее роман с Эдуарду Коста Бравой и думаю: ну, и разве так уж это плохо было? Может, я бы и хотела такой же сказки, и пусть бы потом вышло, что все обман. Потому что бояться обмана - не способ избежать разочарований. В моей жизни обмана не было, а разочарований достаточно. Но так и сказки не было. Так пусть бы уж лучше была сказка, а потом горькое похмелье, чем только похмелье, без сказки.:)

Галина Богословская   26.12.2010 18:51     Заявить о нарушении
Может быть. Это каждый для себя решает. Вообще правда в том, что сказок нет, романы - это не жизнь, а люди, начитавшись романов, в определенном возрасте хотят, чтобы так было в жизни.

Наталия Май   26.12.2010 21:05   Заявить о нарушении
А если они не перерастают этот возраст? Тяжелый случай.:)

Галина Богословская   27.12.2010 07:11   Заявить о нарушении
Я помню, как Дока играл роль Эдуарду Коста Бравы, меня бы он сразу насторожил, потому что уж слишком все было гладко, он старался быть идеальным, чего в жизни не бывает. Обычно чем красивее говорит человек, чем больше старается втереться в доверие, тем больше вероятность, что он аферист. Они всегда красноречивые и льстивые.

Наталия Май   27.12.2010 17:32   Заявить о нарушении
Да, там вроде бы трудно было не догадаться.:) Но это же сериал, все еще дополнительно утрированно, где-то и для юмора.
Мне он был симпатичен. Если бы после всей этой авантюры удача ему не улыбнулась, а пришлось бы вернуться в свой бедный квартал за эту стойку, мне бы его было очень жаль. Дока неплохой, просто молодость, легкомыслие, и такой соблазн увидеть совсем другую жизнь - как тут устоишь?

Галина Богословская   28.12.2010 09:57   Заявить о нарушении
Мужчины вообще в этом смысле толстокожие, им кажется, что ничего такого в обмане нет, подумаешь, зато было весело. Это пока они сами не побывали в шкуре этого человека. Когда за их спиной целая компания просто издевается над ними. Витория ничем этого не заслужила, да и Изадора тоже. Она всего-навсего высказалась против романа Марко Антониу с Фернандой, ну и что? Она мать и имеет право на свое мнение. Но она не пакостила Фернанде, не портила ей жизнь. А Витория после такого, устроенного Беренисе и ее друзьями, могла и с собой покончить.

Наталия Май   28.12.2010 11:30   Заявить о нарушении
Да, с Виторией могло быть всякое, учитывая ее психику, тут признаю, хорошо, что все так обошлось.
А Изадора как раз пакостила Фернанде, по ее указке Фернанду из банка уволили, когда она узнала, что они встречаются с Андре, и на фирме Изадора ее унижала при всякой возможности.
Вот образы мстительниц Беренисе и Мими, на мой взгляд, какие-то неадекватные.
С Докой я просто солидаризовалась в том смысле, что понимала стремление парня к другой жизни, его обиду на безысходность эту, что можно иметь и ум, и способности, такие задатки, каких эти парни из золотой молодежи еще и не имели, и при этом всю жизнь остаться прозябать в нищете.

Галина Богословская   28.12.2010 12:11   Заявить о нарушении
Про увольнение из банка я забыла или не обратила внимание. Вообще я этот сериал 2 раза смотрела, по каналу дважды два и потом повтор по одному из кабельных.

Наталия Май   28.12.2010 12:26   Заявить о нарушении