Барка, плывущая по реке жизни

Не так давно я прочитал замечательную книгу – «Золото бунта», автором которой является современный писатель А. Иванов. Она произвела на меня огромнейшее впечатление, возникло даже чувство того, что вот-вот наконец-то возрождается настоящая русская литература, вытесняя на обочину весь дешевый пафосный гламур последних десятилетий. Уникальный язык повествования, захватывающий сюжет, воссозданный крестьянский быт 18 века, обилие поднятых философских, религиозных и иных мировоззренческих вопросов, всё это не могло оставить меня равнодушным.


В какой-то степени роман можно назвать «фентезийным» - благодаря множеству различных верований, суеверий и магических ритуалов, которые сплошь и рядом встречаются в ходе повествования. На одной и той же земле уживаются и старообрядцы, разделенные на различные толки, и «никонианцы», и вогулы (манси) со своей таинственной  верой в силы природы и деревянные истуканы, наделенные ужасающей мощью.  Поначалу становится неясно, существует ли вся эта бесовщина только в умах героев, или же сюжетом книги действительно допускается мистика. Лишь ближе к концу становится ясно – простым самовнушением, пускай и коллективным, тут явно не отделаться, мистика – самая настоящая. Но, несомненно, эта книга выше по своему уровню любого произведения жанра фентези, хотя бы благодаря уникальному колориту языка и опоре на исторические реалии.


Герой романа – сплавщик Осташа Переход, волею судьбы втянутый в нешуточный водоворот событий. Пересказывать сюжет книги я не буду, ведь каждый, кто заинтересуется, легко сможет найти ее и прочитать.
Изложу же я мысли, которые были навеяны этим произведением. Итак, главный герой «Золота бунта» - сплавщик, то есть человек, управляющий сплавом барки вниз по реке Чусовая, которая славится своими «бойцами» - скалами, разбиться о которые так же легко, как и схватить насморк в межсезонье. Поэтому сплавщиками могли становиться только наиболее мастеровитые в этом деле люди, обычно перенимающие свое мастерство от родителей, ведь абы кому барку с грузом и сорока бурлаками не доверят. То есть профессия сия довольно элитарна и почетна.


Ведь в нашей жизни тоже можно выделить своеобразных «сплавщиков», выделяющихся из общей массы. У каждого из них собственная река со своими бойцами, но все эти реки являются притоками и неотъемлемыми частями одной, всеобщей реки, имя ей – жизнь. Река эта не столь сурова как Чусовая – барки обычно не разбиваются полностью об ее бойцы, лишь трескаются. Иногда трещина заживает, иногда остается. Зачастую после очередного столкновения барка становится еще крепче. Но может и разбиться полностью. Это уже  полностью зависит от сплавщика. Иные специально насмерть бьют свою барку («Бью барку!» - помните, как кричал Осташа?), дабы, заново отстроив новую, снова пуститься в увлекательное странствие по реке жизни. Баркой в данном случае выступает не жизнь человека, не его душа (в трактовке А.Иванова), а его жизненные принципы и убеждения, его правда, его Ego, его квинтэссенция, всё что остаётся от него при полном отбрасывании всех условностей окружающего мира, когда человек остается наедине с абсолютной пустотой. То, что находится глубоко внутри и проявляется в критических, непривычных ситуациях.


Все это человек проносит через весь свой жизненный путь, ведет к определенной цели. Разумеется, у каждого эта цель своя. И, так же как в мире А.Иванова, далеко не каждому дано называться сплавщиком. Кто-то вместо головокружительного сплава по реке просто барахтается в луже и остается довольным собой и своей жизнью. Такая жизненная позиция тоже имеет место быть, и она во многом оправдана – такой человек вполне может быть счастливым, у него просто суженные критерии счастья. Но сама константа happiness-а от этого не меняется. Но такому барахтающемуся человеку просто не дано испытать того, что испытывает сплавщик. Кстати сказать, барка становится прочнее, быстрее и манёвреннее, если она вмещает несколько сплавщиков. И самое совершенство достигается тогда, когда на мостике, держась за руки, стоят два разнополых сплавщика и вместе преодолевают стремительную реку.


Помимо сплавщицкой романтики автором «Золота бунта» затрагивается еще одна тема, вызывающая глубинные раздумья, – это выдуманный старообрядческий толк «истяжельчество». Суть проста – в этом учении допускается существование и жизнь тела без души. Более того, истяжельческие старцы не ограничились простой констатацией этого факта, они, не без помощи вогульских шаманов, разработали методику по отделению души от тела (истяжению) и перемещению ее в нательный крестик.  Весь шокирующий смысл заключается в том, что после проведения этого «восьмого таинства» человек может грешить как угодно – ведь душа-то его не в теле, и на Страшном Суде уже за грехи, совершенные этим самым телом, отвечать не должна.


Здесь тоже можно найти немало параллелей с нашей жизнью. Многие из нас находятся словно в таком же «истяжении», только помимо души они отделили от себя еще и внутреннюю свободу, какие-либо благородные устремления, да можно сказать – личность в целом. Настоящая жизнь словно проходит мимо. Обезличенная масса современных «истяжельцев» - то, над чем нам всем стоит задуматься.
Конечно, далеко не всё так плохо, много еще на нашем веку осталось истинных сплавщиков, готовых, во что бы то ни стало, отстаивать свою правду, свой путь, свои идеалы. И таким людям не страшны никакие речные бойцы.


Рецензии