Позвольте мне выпустить корни в мир 1

Урсула Нойманн



Перевод книги "Позвольте мне
выпустить корни
в мир"

предлагается для публикации в России.

О  душевных потребностях
наших самых маленьких детей


Содержание:

К предисловию
О чем речь
Имеет ли каждый человек душу?
Тело и душа - единое целое
Про  "опыт" с беременными
Взгляд в предродовое развитие
Первая встреча матери и ребенка
«Привет – мы будем родителями!
«Янина была [только 7 дней] спокойной»
«Два упрямца»
Что чувствует младенец при рождении?
О компетенции младенца
  Младенец и мать имеют много языков
Как реагируют матери  на потребности и крики (плач) детей?
Почему кричат (плачут) младенцы?
Кормление связано с коммуникацией
Моя первая и последняя «борьба за власть»
с ребенком младенческого возраста
«Посмотри на меня, мама!»
Об играх младенца
О связи матери с ребенком
Отец и ребенок
О различии полов
«Мозг – это социальный орган»
Перспективы будущего
Примечания
Благодарность
Литература



К предисловию

Если бы американцы захотели сегодня  лететь на луну, то они не смогли бы этого сделать – так сообщалось недавно в газетах. Потому что слишком многое из этого «Know-hov», разработанное отделами NASA для полетов уже пропало, или по причине стремительных успехов в области компьютерной технологии – устарело.

Все быстрее и быстрее старые знания, в нашем сегодняшнем, лихорадочном мире заменяются новыми. Многое из того, что вчера было еще хорошо и правильно, сегодня оказывается бесполезным, а завтра,  даже ошибочным. «Тот, кто игнорирует эти процессы изменения, закрывает себе и своим детям будущее», предупреждают  апологеты технического прогресса, но которые все еще пытаются мягко возражать против слишком скорой перемены в наших условиях жизни. При возрастающей численности людей растет готовность приспосабливаться к жизненным условиям, растет потребность к экономическим и технологическим достижениям. А также, распространяется их влияние на жизнь, на профессию, на свободное время, на общественность, вплоть до семейной жизни и воспитания детей.

Мир изменяется, и мы должны быть открыты к изменениям. В течение всей жизни, мы должны быть всегда готовы воспринимать новые требования, мы должны учиться решать новые проблемы для того, чтобы идти и развиваться дальше. И это очень хорошо (правильно)! Но, кое-что должно оставаться в том виде, в каком оно есть! В таком виде, в каком оно всегда было и будет в будущем, для того, чтобы   у нас и наших детей «не уходила» почва (земля) из-под ног. Почва, на которой стоим  мы, и на которой они должны учиться ходить и идти (когда-то) самостоятельно. К примеру, никогда не должно исчезать доверие детей к другим людям, к родителям, к воспитателям и преподавателям. Никогда не должна исчезать любовь.
Также очень важно обладать способностью – принимать ответственность за других, и уметь защищать тех, которые еще, или уже не могут защищаться сами. Мы (люди) будем всегда нуждаться в надежде, в уверенности, и, в представлении более миролюбивого, человечного мира. И в будущем нам всегда будет полезно большое мужество, творчество и любознательность первооткрывателей,  которые старались уже 100, 1000 и 10 000 лет тому назад для того, чтобы передать «все достигнутое» в дорогу своим детям, чем они будут пользоваться в своей дальнейшей жизни.

Из поколения в поколения передаются не только вещи, но и способности,  навыки, а  также не в последнюю очередь передаются детям, для их дальнейшей жизни знания, которые приобрели родители. И это повторяется все снова и снова, и превращается в историю нашей жизни. Все, зависит от того, в чем нуждаются люди в то или иное время. Во многих регионах и культурах и сегодня очень разные  потребности. Дети, которые вырастают в полярном круге, учатся разделять, 2 дюжины сортов снега друг от друга, а те, которые живут в области Амазонки различают и называют 120 оттенков зеленого цвета. Но только одно  не изменилось  на  земле, где родители воспитывают детей, и всегда, останется в будущем: Это эмоциональная связь, которая развивается после рождения между ребенком и матерью, или другим близким человеком, который ухаживает за ребенком. Эту связь Урсула Нойманн называет – «эмоциональной пуповиной». Всегда и всюду младенцы нуждались в том, чтобы им предоставляли это, для того, чтобы они чувствовали себя в мире безопасно и учились правильно ориентироваться.

Конечно, между различными культурами существуют определенные отличия: Взрослыми решается, как долго эта эмоциональная связь предлагается детям, и какой твердости она должен быть. В мире, где не удается детям и их матерям создать эту тесную эмоциональную связь, разрушается решающая связь, с помощью которой переносятся самые важные навыки между поколениями. Ребенок, который никому не принадлежит, о котором не заботятся, которого не защищают, «не подбадривают» и которому не дарят внимания – не может жить, даже если его постоянно кормят и укладывают спать.  Пища без регулярной эмоциональной поддержки, без слов, без чувств и без контакта не дает пользы. Ребенок не имеет никакой возможности узнавать кое-что о другом человеке, и вместе с тем, также о себе. Он вынужден заниматься сам собой и сосредотачивать (свое) внимание на своей кровати. Таким образом, он не может научиться понимать, что означает боль и горе, а также, что такое радость и счастье. Он не выучит, как Каспар Хаузер, язык своей матери и не сможет никогда понять, что она ему говорит, что она знает и что умеет делать.

Тогда новорожденные дети были бы подобны тем, которые описаны в сказание о Ромулисе и Ремусе, основателях Рима, которые были вскормлены и выращены волчицей. Они не имели никакой причины, никакого стимула, никакой минимальной поддержки, чтобы, по меньшей мере, научиться ходить на двух ногах. Причина для этого проста: Детский мозг созревает, на момент рождения, только до определенной зрелости, он подготовлен («запрограммирован») только для исполнения тех заданий, от которых зависит фактическое существования: На регулирование «внутренней» физической деятельности;  дыхания, кровообращения, желез, кишечника и так  далее.  Детский мозг настроен на определенный моторный рефлекс, например рефлекс «цепляться за что-нибудь», и на активизацию реакций крайнего случая защиты, например, кричать и отражать опасность. Но каждый грудной ребенок научился еще, до его рождением тому, что помогает ему после рождения. Он узнает то, что ему знакомо, и находит свою мать: по ее запаху, по ее голосу, по ее теплу тела. Ребенок узнает свою мать по тому, как она держит его на руках, как она укачивает его, когда укладывает спать и так далее. Таким образом, каждый грудной ребенок, подготовлен ко всему тому, что помогает ему (и матери) создать прочную эмоциональную связь.

Почему я  описываю эту самоочевидность в предисловии, единственное задание которого - указать на то, что кажется особенно важным в книге Урсулы Нойманн?

Причина так же банальна, как и страшна: Она подобна тому, почему  американцы потеряли способность, в наше скоростное время, в пределах нескольких     десятилетий, лететь на луну? Точно также, сегодня растет число матерей в нашем культурном обществе, которые теряют интуитивное знание, которое помогает им мужественно создавать надежное взаимоотношение с новорожденными детьми.  Интуитивное знание – это, пожалуй, самое ценное сокровище, которым мы владеем как люди. Обычно оно передается автоматически от поколения в поколение. Эти знания – материнской компетенции, приобретаются собственным опытом с раннего детства, под  руководством опыта матерей, и на примере в обращении с (более) младшими детьми. Такая практика приходит, в большинстве случаев, при общении со своими младшими   братьями и сестрами, и бессознательно впитывается также контроль и управление ритуалов и поведения, по оценкам, директивам и масштабам, которые развились в определенном культурном обществе и расширялись из поколения в поколения. Речь идет об одном и том же, и очень важном; о надежном источнике информации у молодых матерей, о том ответственном, которое называется накоплением коллективного «знания и опыта».

До какого-то периода времени, в нашем обществе было все нормально, но в рамках ближайших поколений иссякли эти источники для многих из тех женщин, которые собираются поздно быть матерями.  Сегодня эти источники, вдруг исчезли и каналы «высохли». В большинстве случаев уже отсутствуют большие семьи, в которых можно было бы черпать знания и опыт бабушек и прабабушек.

Безвозвратно исчезли также богатые детьми домовладения и семьи, в которых девочки могли узнавать, как держать в руках маленького младенца. Забыто напрочь большинство  ритуалов и их значение, которые были сохранены по традиции и переданы девочкам как инструкция материнской деятельности между поколениями. Поэтому сегодня выглядят беспомощно и дезориентированы все больше и больше будущих матерей, ожидающих первого ребенка, потому что они не представляют предстоящих хлопот, после рождения ребенка.

Где отсутствует надежное знание и опыт, растет неуверенность. Где появляется (расстилается) неуверенность, там преуспевают советчики и справочники, особенно те, которые дают простые рецепты для преодоления «проблем»  будущим матерям, делясь своим опытом. И многое при этом упускается. А именно то, что пропадает – очень важно и именно на этом акцентировано внимание Урсулы Нойманн. Все очень важное она собрала в книгу, упорядочила и расставила акценты: Качество отношений, (развивающиеся после рождения ребенка), между матерью и ее ребенком не является  само собой разумеющимся делом, которое можно утвердить какой-то тщательно разработанной технологией. Той технологией, которую можно прочитать, хорошо выучить наизусть,  и тем самым – приобрести квалифицированные знания. Такие знания нельзя приобрести, даже участием в практических и учебных курсах. Все курсы хороши, но они не достаточны. Но не это хочет охватить Урсула Нойманн в ее книге. У нее речь идет о самом главном: О наращивании сил и способности матери, которая должна заботиться о ее ребенке так заботливо и так нежно, как только возможно. Книга рассказывает о той открытости и непредвзятости матерей, которая нужна всем детям и обо всем том, что отдается детям не раздумывая.

То, что Урсула Нойманн предлагает ее читательницам – и, надо надеяться, также  будущим отцам, как читателям, это не только профессиональная книга, но и  очень полезные советы. Это ненавязчивая, и понятно написанная книга – является книгой мужества для всех  людей. Тех людей, которые решились, пожалуй, на самое трудное, но также и на самое радостное, на что человек вообще может решиться в своей жизни: Сопровождать ребенка по дороге в мир и помогать ему, твердо стоять и идти на собственных  ногах.

Доктор Геральд Хютер,
Профессор нейробиологии в психиатрической клинике Университета Геттинген

Продолжение в главе "О чем речь" (№ 2)


Рецензии