Позвольте мне выпустить корни в мир 2

Урсула Нойманн



Перевод книги "Позвольте мне
выпустить корни
в мир"


О  душевных потребностях
наших самых маленьких детей

Глава "О чем речь" и др. (см. по содержанию, в начале книги)

"Все маленькие шаги
плодотворны".
Рафик Шами


Можете ли Вы согласиться, дорогие читатели, с вышесказанным тезисом? Он кажется  мне, для книги «о (младенце)и грудном ребенке», хорошо предназначен. В первые двенадцать  месяцев жизни ребенка, в которые мы наблюдаем «много первых, маленьких шагов» и которые  вызывают плодотворную перемену грудного ребенка и превращают его в маленького  ребенка. Из беспомощного младенца, который постоянно лежит в детской кроватки,  появляется ребенок – первооткрыватель. Ребенок, который учится подниматься на шкафы и диван, который преодолевает силу притяжения земли. Это изречение написал коренной араб, живущий больше чем 30 лет в Германии, он принадлежит сегодня к самым успешным писателям. С этим небольшим поэтическим заключением он просит: Рассматривать каждый маленький шаг на длинной эволюционной дороге человека, в качестве плодотворного шага, который может способствовать тому, чтобы полюбить себя самого, а также все другое.

 
Превращение, совершенно зависимого грудного ребенка в любопытного ребенка, первооткрывателя не происходит  само по себе. Грудной ребенок познает мир через свои ощущения, а не своим умом. Младенец (грудной ребенок) познает мир своим ощущением. И этот новый мир начинается с матери и отца, а также от других референтных (окружающих) лиц. Каждая личная автобиография начинается в согласованности между ребенком, матерью и отцом.

Уже добрых 100 лет назад, так написано у Теодора Фонтане, давали «Новобрачным дамам» охотно совет – делать записи о первом годе жизни ребенка. «В этом первом году жизни ребенка находится весь человек!» Этот совет и сегодня еще заслуживает  внимания и является достойной рекомендацией, и, распространяться на второй и третий год жизни. Очень приятно и стоит записывать первые слова, а также предложения меленьких детей.

Здесь, с самого начала книги, я буду исходить от неотъемлемости тела от души. Я буду представлять Вам младенца (грудного ребенка) в его целостности тела и души. В этой книге вы прочтете о желаниях и страхах беременных женщин, о 8-и недельных эмбрионах и о первой встрече матери и ребенка. И так как грудной ребенок с первого дня зависим от его матери, и соответственно, от тех, кто ее заменяет, то будет говориться много о взаимодействии обоих сторон. Некоторые, «маленькие шаги»   подрастающего грудного ребенка я буду представлять (интерпретировать)  с их  внутренней (изнаночной) стороны.

Таким образом, я одновременно познакомлю вас немного с результатами современных Исследований о грудном ребенке. Где грудной ребенок притягивает к себе внимание, в течение  продолжительного времени многих исследователей из разных областей знаний. Современные исследования грудного ребенка отличаются тем, что они наблюдают развитие «нормального грудного ребенка» в его повседневных ситуациях, и, могут принимать эти наблюдения и оценить их современными техническими средствами. А потому, как младенец не может существовать, «сам», то к этим исследованиям подключаются ребенок и мать, и наблюдается также их совместная жизнь. Таким образом, можно ответить на интересующие,  вопросы, а также узнать много нового, так как  в этом участвуют непосредственно дети. О том, что грудной ребенок – «машина рефлекса» или то, что грудной ребенок в «первом квартале» еще глупый – об этом сегодня уже не говориться. Прошло чуть больше 20 лет, когда в 1986, в «Немецком медицинском еженедельнике» было  написано, что среди «специалистов» широко распространено мнение, что новорожденные дети не чувствуют боли. Грудные дети сами ответили на этот вопрос. С этим теоретическим представлением в голове, многие (тяжелые) операции у грудных детей до третьего жизненного месяца проводились без анестезии. И сегодня еще, также мелькает  мнение, что человек появляется на свет «чистым» 1, как «пустой лист». То, что я вам сообщаю, взято из постоянных, клинических опытов с детьми и их родителей, передано со слов воспитателей и беременных женщин, взято из наблюдений за грудными детьми  моих родственников  и моих друзей. Мое человеческое познания исходит из неразрешимого взаимодействия между генетическим приданым и индивидуальной биографией. Я не рожала и не воспитывала детей и поэтому не имею никакого собственного, родительского опыта. То, что я взялась написать книгу «о грудном ребенке», этому предложению я обязана редактору Дагмаре Олцог, издательства - «K;sel» в Германии. Это предложение соответствует моему жизненному балансу в отношении того, что сегодня открытыми глазами нужно признавать то, что многие молодые родители не могут взять на себя ведущую роль, по отношению к грудному ребенку. Не многие взрослые склоняются к тому, что рассматривают маленького ребенка в качестве «маленького взрослого», которому нужен режиссер в его буднях. Многие матери не решаются сказать ребенку «нет», или «нельзя», по причине того, чтобы не причинить «неприятное» ребенку, или от мысли, что их ребенок «больше не будет их любить». И вместе с тем, очень часто родители рассматривают тело ребенка, как чудо.  Таким образом, можно было бы рассматривать это впечатляющее, жизненное чуда, тем ключом, которым  открывают ворота для нового, родительского задания, и вместе с тем, готовят молодую жизнь и защищают. Грудной ребенок появляется на свет с очень чувствительными «антеннами», именно они открывают ему в первые, 12-ть жизненных месяцев мир, который предназначила ему судьба.   



Имеет ли каждый человек душу?
 
В этой главе Вы прочитаете о молодой матери, которую я консультировала в 6-ти беседах во время ее беременности. Эта 19-ти летняя женщина пришла по собственной инициативе; она чувствовала себя очень не уверенной в том, что она «сможет осилить гигантскую работу» по предстоящему воспитанию будущего, новорожденного ребенка. Она имела все еще в своей голове «материнскую инструкцию», в которой дети рождались, как «рефлексные машины» без души», а «ангелы, чуть позже, дарили прилежным детям душу»2. Одновременно, девушка рассказала, что ее умершая мать была психически больна и дважды в году, регулярно нуждалась в (стационаре) клиническо-психиатрической помощи. В нашей последней беседе девушка расплакалась. Этот продолжительный поток слез казался мне «освободительным актом». И гораздо позже я узнала, что девушке, в детстве ни в коем случае, не разрешалось плакать «перед больной матерью».

Спустя полчаса, я дотронулась до ее руки и спросила ее, хочет ли она послышать мое мнение. Она согласилась, и посмотрела на меня. Тогда я сказала: «А теперь, Вы и я  видим,  что это не так. Мы видим (знаем), что дети имеют душу; машины не могут плакать».

Девушка взяла еще раз инициативу нашей коммуникации «в свои руки» и попросила совета, в котором она очень нуждалась. Я сказала ей: «Ваш младенец согреет Вам жизненные ощущения, и Вы будете удивлены,  как он будет помогать Вам в жизненных ситуациях».

Через несколько дней после ее возвращения из клиники она писала мне в письме: «Это просто чудо – это крохотное, правильно сложенное тельце ребенка, ее нежные пальчики, ее маленькие ручки и ножки. А что стоят ее  глаза! Своими большими глазами София посмотрела на меня, и я внезапно поняла, что она является, чем-то (более значительным) большим, чем крохотное тело».

Что хотела сказать молодая мать этим маленьким словом «больше»? Что она чувствовала внутри себя? Вероятно, Вы согласитесь со мной если я «заменю» слово «больше» на слово «душа». Слово «душа» прозвенело в моих ушах таким образом, как будто это слово –  было миражом ее больших страхов в открытом для нее вопросе, имеет ли она сама «душу» или нет. Это прозвучало так, словно она «только сейчас», интуитивно почувствовала,  что младенец появляется в мир с душой. Я понимаю ее письмо, как скрытое «признание человеческой души девушки» во взаимодействии с ее биографией и ее актуальной ситуацией.

Аннета, так я назвала молодую мать, которая родила ребенка в 19 лет. В моем понимании, рождение этого ребенка, стало для нее жизненно-важным событием, она «вышла» из «детской роли», не так как ее мать. Она была готова принять новую ответственность за ее ребенка, за ее тело и душу. Молодая мать чувствовала своего младенца не как «машину», а также – не как тематическую субстанцию, где не надо отвечать за физиологию и химию. Визуальный контакт, между матерью и ребенком, устанавливает сильное, взаимное отношение. Для молодой матери, ее ребенок – стал  целостной личностью, во взаимодействии тела и души. Ребенок смотрел на мать «большими глазами», которые произвели на нее огромное впечатление. «Глаза» называют поэтически «окнами человеческой души». А через «окна» можно далеко видеть. Таким образом, и первый – беглый, визуальный контакт младенца может тронуть мать до глубины ее души.

Я выбрала этот первый пример, для того, чтобы дать Вам понять о  могущественной силе «нашего языка телодвижения».




Тело и душа единое целое

В предложениях вышеназванной, молодой матери выражено «новое представление о человеке», если она пишет, что ее новорожденное дитя владеет большим, чем крохотным телом. Этим связывается представление воодушевляемого тела, а это значит – единства тела и души. Именно этого признания «единства», одновременного и эффективного существования души и тела рассматривается сегодня в научных кругах. Интуитивно, люди знают об этом уже давно.

Если, взрослый человек говорит о желчи, которая переполняется, по чьей-то  причине, то, само собой разумеется, речь не идет о желчной болезни. И если маленькие дети сетуют на боли в животе, то это не значит, что болит желудок; живот, является серединой тела, он являет вместилищем всего внутреннего, а также, (всему невидимому нашему глазу) хранителем неприятных чувств. Молодые матери тоже, со временем, учатся, в большинстве случаев, понимать язык телодвижения своего младенца. Крик ребенка, не всегда сигнализирует о его голоде, это может быть также сигналом желания для контакта, для физической близости.

Для равноценного признания души и тела понадобится много времени, так как мы еще с прошлого времени, столетиями были убеждены в том, что душа и тело существуют раздельно в  человеке. Душа и тело считаются и сегодня еще (у многих) две рядом существующие  субстанции. Возражения – такого представления – началось уже 100 лет назад, когда врач-специалист Зигмунд Фрейд доказал, что человеческие чувства являются  биологическими функциями. Это доказательство было «прямым вызовом» (тяжелым обличением), (тяжелой обидой) в научных достижениях того времени, так как дипломированный врач естественных наук доказал то, что доказуемо и измеримо в  субстанции (сущности всех вещей и явлений). Сегодня, одна из самых популярных  книг во всем мире, написанная признанным неврологом – Антонио Дамазио называется «Когда я чувствую, я живу» (или, «Если я чувствую, значит, я живу»). Эти 5-ть слов, я думаю, оповестят многие страны мира – о начале нового понимания человека.

Вероятно, Ваши правнуки вырастут с этим новым «пониманием человека», такое понимание дает равнозначный шанс на чувства и мысли, как на равноценные силы познания. Будет ли достаточным «одно столетие» для изменения человеческой картины, этот вопрос остается открытым. Но предпосылки для этого не плохие. С некоторого времени, постепенно исчезает односторонний интерес к «чистому мышлению» или «рациональному действия». Сегодня мы нуждаемся в способных и  гибких людях, которые могут работать в коллективе и действовать ответственно. Нет   эмоционального настроя, нет (никакой) кооперации.

По моему мнению, бодрая монахиня Хильдегарда Бинген определила  гениальное единство души и тела. Она сказала, об этом поэтическими словами: «Душа наполняет тело как сок дерево». Это предложение было написано больше чем 800 лет назад, в «темноте средневековья». Но это предложение дает мне надежду, как  признания документа – «Свидетельство о рождении» на психосоматическое единство в человеке.

Ваш ребенок рождается на белый свет и существует как единое целое, и живое существо. Ребенок может очень рано выражать разнообразные чувства, потому что он  обладает этими способность от рождения; он может выразить недовольство своим  телом, своей мимикой, некоторыми своими движениями, а также своим взглядом. Каждый ребенок появляется на свет как единое целое и живое существо. Тело младенца является очень чувствительным инструментом для внутреннего состояния тела и души. И какие матери, и отцы не хотели бы понимать своего ребенка, а также его внутреннее состояние души? Любое начало – всегда тяжелое. Понимание младенца дается тоже, вначале тяжело, так как мимика грудного ребенка еще «не очень выражена» и родители нуждаются во времени, чтобы изучить мимику новорожденного ребенка. Однако и безмолвный диалог приводит к невидимой взаимной связи, так как он осуществляется сам по себе, на  уровне чувств. Ребенок чувствует и запоминает «памятью» своего тела отношение матери и отца.

Телом  ребенок собирает свой первоначальный опыт жизни. Именно этот опыт жизни становится его корнями, тем исходным пунктом, с помощью которого грудной ребенок познает сам себя. То, что ощущает ребенок собственным телом, этим он делится миллиардами клеток своего организма, а также, и с нервными клетками. Поэтому, тело можно назвать собственной памятью жизни.
      



      
Про  опыт с беременными


В течение 3-х лет я познакомилась с 700-т беременными женщинами, с которыми я проводила двухчасовые, подготовительные курсы. Участницы не были знакомы друг с другом, таким образом «они находились все в одной лодке». Причина (мотив) этого необычного психологического курса заключалась в том, что женщины согласились обменяться волнующими их вопросами и заботами. О чем, и кто будет говорить – женщины решали сами. 

Девять месяцев продолжительной беременности приносят с собой не только новую жизнь в животе и изменения собственного тела. С физическими изменениями приходят и изменяются чувства собственного ландшафта. Возникают (созревают) в сознании новые фантазии, совершенно новые чувства и новые вопросы, на которые хочется знать ответа.

Сегодня беременные женщины задают другие вопросы, чем женщины 2-х генераций раньше, потому что все люди соответствуют своему времени. Мы дети не только своей матери и отца, мы являемся также детьми нашего времени. «Выносить» ребенка это совсем другое, чем вырастить ребенка. Это совершенно два разных опыта. Уже то, что с  новорожденным ребенком надо быть днем и ночью вместе, это опыт, открывающий ворота в новую совместную жизнь, в которой мать и отец должны научиться по-новому ориентироваться. Сегодня у молодых матерей возникают другие вопросы, чем у матерей предыдущих поколений.
 

Здесь я собрала некоторые вопросы, и предложения будущих матерей:

• «Я действительно очень радуюсь моему младенцу, и вместе с тем, я все еще  сильно сомневаюсь, – является ли это «то правильное время» для рождения ребенка в нашем молодом партнерстве».

• «У меня, ДА и НЕТ к моему ребенку стоят непосредственно рядом внутри меня – зависит ли это от моего характера?»

• «Как можно полюбить ребенка сразу, после рождения, если ты не знаешь его еще совсем?»

• «Если моя мать вырастила меня, то я тоже с этим справлюсь. Я могу  согласиться с красными волосами моего ребенка, но иметь упрямого  ребенок я не хочу».

• «Я была единственным ребенком в моей семье, смогу ли я воспитать моего ребенка так, чтобы он имел со мной продолжительно-хорошие отношения?»

• «Маленькие дети не могут говорить до 2-х лет. Когда мне начинать его воспитывать?»

• «Как мне отстранить мою мать от нашего младенца, чтобы ее не обидеть? Мне вовсе не нравиться, что она обращается ко мне почти каждый день, и спрашивает; радуюсь ли я действительно рождению ребенка».

• «Мой муж, вдруг, начал ревновать меня, к не рожденному ребенку. Он говорит, что я уделяю младенцу слишком большое внимания».
 
• «Я слышу уверенный голос моего мужа, что он останется, и впредь  моим помощником (партнером), когда младенец появиться на белый свет. Плохо то, что я не могу говорить с ним об этом».

• «Странно, но я вижу теперь моего мужа – только, как будущего отца моего ребенка. На наш брак упала большая тень».

• «Я боюсь за наш брак. От нашего «бывшего брака» осталось совсем мало. Я хотел бы, с первого дня, разделить заботы о нашем ребенке с моим мужем, но он считает это насилием».

• «Я буду воспитать моего ребенка сама, при всем том, что он рожден от  любви. Я имела 3 отцов: моего родного отца,  и двух отчимов, но никто не проявлял ко мне, «отцовских чувств», и именно это я (хочу сэкономить моему ребенку) не желаю моему ребенку».

Умение «вглядываться» в самого себя дано только нам – людям, (но оно) ограничено.  Мы понимает наше внутреннее состояние, но мы рефлектирует его неравномерно и не постоянно. Наш внешний Мир повседневности держит нас во власти. B все равно я  желаю Вам,  время от времени разговариваться с собой самим. Может быть, некоторые высказывания беременных женщин побудят (пробудят) Вас к этому. 



Взгляд в предродовое развитие

Вероятно, некоторые из Вас видели уже фильмы о предродовых жизненных месяцах женщин и  были очень удивлены той стремительной быстроте, в которой происходит  развитие едва ли видимой эмбриональной клетки, до настоящего чуда – человеческого тела. Это развитие идет само по себе. Кто может равнодушно принять это природное  развитие без волнения в своем сердце, даже если оно обнажает (приносит) порой  жестокие стороны.

Я хотела бы здесь позволить читателям заглянут в новые научные достижения о грудных детях. Вернее сказать, речь пойдет о наблюдениях 8-ми недельных эмбрионов. Уже в 6-ти недельной беременности можно узнать вполне сформировавшееся тело, которое мы можем уверенно назвать «миниатюрные младенцем». Эти  «миниатюрные младенцы» уже очень подвижны. Они двигают руками, и их сердце, к этому времени, бьется уже 2 недели. Их маленькое тело умещается в кожуре грецкого ореха. Их тело не только существует, оно также работает, каждая клетка имеет свое задание.

«На экране монитора, при ультразвуковом обследовании я наблюдала, как 8-ми недельный эмбрион убегает, если врач приближается к нему своим исследовательским устройством. Впечатляющее поведение3».

Я постараюсь описать Вам все то, что произвело на меня большое впечатление и могло бы интересовать Вас, как читателя. Образно я представляла то, что я могла бы увидеть: это миниатюрные младенцы, величиной достигающие 2 сантиметра, которые  имеют свойства хорошо ориентироваться в окружении околоплодных вод и   которые  реагируют на изменение. Это вынуждает эти крохотные живые существа для убегания, или возвращению назад. Жажда жизни ярко выражена даже уже у «не рожденных детей». Очевидно, что сама жизнь заботится о своей защите. «Жизнь хочет жить», этими 3-я словами Альберт Швайтцер открыл смысл чуда жизни. Наблюдения еще не рожденных, миниатюрных младенцев позволяют нам непосредственно участвовать в очень раннем жизненном процессе. «Как мало шума делает настоящее чудо», так  звучит фраза автора маленького принца, Антуан де Сент-Экзюпери.

На научном языке реакция «миниатюрных младенцев» называется врожденным рефлексом, который активизируется при угрозе жизни. Поэтому можно придти к заключению, что и в очень ранней эволюционной фазе миниатюрные младенцы  боязливо реагируют на «страх» и отклоняются. Побег связан всегда со страхом. В этом случае, страх обозначает гарантированную силу жизни. Научные исследователи «поведения», в этом случае говорят о «генетической основе предпосылок жизни для свободного движения животных» (Хельга Фишер-Мамблона). Многие животные находятся постоянно «на страже» («на чеку») для того, чтобы защищаться от опасностей, включая и то, чтобы не быть съеденным.

Этим маленьким примером я хотела познакомить Вас с чувствительной и реакционной способностью Вашего младенца. Его физическое беспокойство, в течение первых жизненных месяцев, не имеет ничего общего с его психическими конфликтами, оно имеет отношение только к его ощущениям тела. «Душа протекает по телу …» Его физическое неприятное чувство быстро проходит, если Вы предпримете утешающий контакт с его телом; неприятное чувство ребенка затихает, если Вы ласково дотронетесь до него.    


Первая встреча матери и ребенка


Следующие эскизы взяты из  группы «будущих матерей», молодые женщины  предложили опыт с собственными детьми для сборника упражнений – «IFZE»4.   Я хочу представить этих 3-х матерей.


… «Привет – мы будем родителями!

«Ошеломление беременностью» отчетливо выражается уже в начале первого сообщения. И такие слова, как: «Я беременна, я буду матерью, мы будем родителями» все чаще и чаще всплывают в Вашей памяти, после первого сообщения о беременности! «Внутреннее созревание будущего материнства со временем становятся ощутимей:
«Наконец-то настало время – мои родовые схватки начались  … через один час и 40 минут Катарина появилась на белый свет. Это было настоящее чудо – у нее были маленькие пальчики на руках и ногах, крохотные ушки. Это было восхитительно. Этот «комочек» весил 4 килограмма и был 52 сантиметра длинны. И все это, имело место там, в моем животе. Это все очень удивляла меня. «Это было настоящее чудо …» Моя девочка  была такая милая, к тому же ее сразу положили мне на живот и она сразу стала улыбаться моему мужу, который стоял перед ней: И вот – мы уже родители. Наш маленький воробышек лежал рядом со мной в комнате. Я снова и снова смотрела на нее и гордилась ею!»

Естественно, что это было бы против всех жизненных правил, если бы мы равнозначный восторг выражали по поводу рождения каждого младенца. Каждые роды проходят по-другому, и каждый ребенок рождается на белый свет в неповторимом  виде. Каждая мать имеет свою личную автобиографию, свои социальные и культурные корни. Также актуальная жизненная ситуация и возраст играют в беременности, важную роль. «Дать жизнь» означает не только быть судьбой ребенка; каждое материнство накладывает отпечаток на собственную жизнь матери».

Страх «раздавить младенца или столкнуть его с кровати», прошел у вышеназванной  матери сразу после рождения ребенка. Ее «материнский инстинкт» проснулся и привел ее к правильному решению и поведению - «делать все то, что необходимо для существования ребенка». Матери было 33 года при рождении младенца. Она и ее муж желали ребенка уже давно.

Что могло происходить в это время между матерью и ее новорожденным дитем? Каждый из нас может это только представить и посмотреть на это собственными глазами, а также дать ответ с положительных чувств. При этом никто Вас не будет осуждать за ошибки. Я охотно говорю в этом случае о «большом напряжении» если я хочу подчеркнуть то, что характеризует взаимоотношениями между матерью и ребенком.

Мое крупномасштабное представление  позволит мне представить первое объяснение любви матери к ее младенцу, любовь, которую она чувствует. Ее малышка  «была такой милой». Она доверчиво лежала у нее на животе, том животе к которому у нее было (уже) большое доверие. В этот момент она уже благополучно забыла свой новорожденный (предродовой) стресс.

Здесь я хочу еще немного дополнить тот факт, как развивались дальше события между матерью и ребенком. Мать «кормила с радостью ребенка грудью», а малышка Катарина «усердно сосала грудь, крепко спала, ей разрешалось также ныть и кричать. Соску она не хотела, пить чай  тоже, она любила только материну грудь. Первые недели дома были заполнены только кормлением Катарины, ее пеленанием, мойкой (дезинфицированием) детской посуды и гулянием с ней на улице. «Когда моя дочка отказалась также от бутылочки с чаем», то я автоматически стала «той молочной и чайной бутылочкой, а к тому же еще и соской» – и это все происходило очень интенсивно и с большими  затратами времени. Моя малышка была в течение дня уравновешенным ребенком. Она  не требовала ничего особенного, была всегда в хорошем настроении и заметно наслаждалась моим физическим контактом и моим спокойным (без стрессов) обращением. Наша первая и последняя «проба сил» между нами была в то время, когда ей исполнилось 5-ть месяцев».

С помощью этого первого эскиза я хотел бы подчеркнуть биологическую потребность к близости и надежности, к физическому контакту. Мы уже знаем, что все заложенное в человеке не развивается само по себе. А также не развивается само по себе, потребность к контакту с внешним миром. Маленькая Катарина зависела полностью от матери, которая интуитивно и серьезно воспринимала ее потребности к близости и «удовлетворяла» ее в изобилии. Вопреки всем ее нагрузкам она признавала  свою малышку и ее потребности к близости. Она решила, посвятить себя  полностью ребенку.

О приятном ощущении во время физического контакта, между матерью и ребенком мы читали уже давно и это убедительно. Например, со второго жизненного месяца грудной ребенок чувствует своим телом «мост доверия», который установился между ребенком и матерью. Ребенок чувствует настроение матери. Он прибывает в наш мир с хорошо выраженными органами чувств. И так как, каждое воздействие на него - является смыслом его биологического существования, то он все «воспринимает (своей кожей) и запоминает». Для ребенка, фраза; «наши чувства – наш разум», вполне оправдана.

Маленький ребенок чувствует мир. Через свои ощущения грудной ребенок понимает мир. Так как кожа – является особенно чувствительным органом обоняния и покрывает все наше тело, то ее нельзя обмануть. Тот, кто чувствует себя хорошо «в своей коже (в своем теле)», тот, одновременно, ощущает себя и душевно «очень уютно и тепло». Поэтому нужно заботиться не только о питании ребенка, то также о его физических ощущениях. Ребенку нужны Ваши прикосновения. Вероятно, многие читатели знают, что индийские младенцы в первом году жизни регулярно массируются. Также во многих (других) азиатских и африканских странах, ежедневный массаж младенца – является самоочевидностью. Также с прошлого столетия в Европе проявляется интерес к познаниям ауры и ее влияния на здоровье человека. Французский гинеколог Фредерик Лебойер провел многие годы в Индии и рассказал о «ежедневном массаже», рекомендуя этот опыт для «мягкого рождения» и «заботливого  контакта с кожей малышей» для «разговора» с младенцами на «их языке». То, что «мягкое рождение» никому не гарантируется, зависит не от нас, а от природы. Но мы все можем последовать рекомендации – заботливо прикасаться и контактировать с кожей младенца в течение первых жизненных месяцев.

Индийский младенец массируется на вытянутых ногах матери; она сидит удобно и очень внимательно наблюдает за ее младенцем. Техника массажа передается из поколения в поколения; успокаивающие и стимулирующие техники отличаются друг от друга и влияют хорошо на детей. Долгосрочные наблюдения показывают, что массаж тела ребенка дает большую пользу не только коже и кровоснабжению младенца, но и иммунной системе. Способность младенца к коммуникации с матерью постоянно возрастает. Вместе с тем растет также задаток уверенности ребенка в себе. Так как кожа является не только покровом тела, но также является получателем ощущений и  радиостанцией, то внешнее соприкосновение «течет» и передается еще (также) под кожей, создавая ребенку уверенность и хорошее самочувствие.

Многие молодые женщины, я думаю, смогут научиться этой технике массажа легко и быстро по иллюстрациям и практическим советам5.

Продолжение в главе
«Янина была [только 7 дней] спокойной»


Рецензии