Юбилей уролога

               
  Если вы идете на юбилей к поэту, то уверены, что подойдет такой момент, когда начнут читать стихи, а может и, не дай бог, поэмы. Если бы вы пришли на мой юбилей, то после панегириков, услышали бы тост за процветание нашего авиационного завода. Что имели в виду, когда это говорили, трудно сказать, потому что завод сейчас стоит. Хорошо стоит. Но если вы приглашены на юбилей к урологу, да еще классному урологу, вы можете ожидать,  что там будут говорить о…  О чем?  Правильно, не надо прятать глаза – «об этом», конечно.
  Мы были приглашены на юбилей к новому по Израилю другу, Феликсу.

 Мы познакомились в ульпане и как-то нашли друг – друга вместе с его женой и моей. А сейчас Феликсу исполнялось 70 лет. Нормальная дата для юбилея. Я вез с собой четыре листа поэмы, посвященной Феликсу. Не будешь же писать по случаю юбилея серьезные стихи, поэтому в поэме, помимо добрых слов о его семье, любимой жене и внуках, были подмечены некоторые особенности Феликса. И мне, казалось, написано с долей юмора. В общем, я ехал на юбилей подготовленным. А написать было о чем, потому что совсем недавно мы вместе совершили круиз до Венеции и обратно. Феликсу все было интересно.

 Но прежде, чем рассказывать о Феликсе, надо сделать небольшое отступление. Дело в том, что те слова, которые мы говорим с некоторым смущением, для урологов – самые обычные слова. Так что член или яйца в сочетании с вылечили, обрезали, отрезали, в общем, сделали операцию, звучали, как, например, рука, нога, голова в сочетании с болит, перевязали и т.д.

 Когда Феликс очень увлекался рассказами о лечении всех этих органов с употреблением всех этих терминов, тогда его могла осадить только жена. Но ее с нами не было, значит, его уже ничто не могло сдержать. Феликс сам небольшого роста, совершенно седой и худой. У него были аккуратные седые усы и красивые поседевшие брови. Надо сказать, что с его женой Миррой, они смотрелись очень хорошо, потому что она у него очень солидная дама. Но Феликс, пусть он меня простит, чем-то мне напоминает Чарли Чаплина, особенно, когда я на него смотрю издали, и не вижу его седины на голове.

 Мы плыли по течению, точнее, куда нас вез теплоход. А вез он нас на греческие острова. Конечно, такую красоту еще никогда не видели. Санторини – это не только красивое название, там все домики беленькие, над морем свисают скалы, на которых разбросаны изумительные, уютные ресторанчики. По узким улочкам можно прокатиться на…ишачках. Что делать встречному человеку, если туриста везет ишачок, не представляю. На углу улицы в одиночестве стоял ишачок. Феликс сказал: «Смотрите, друг стоит», и пошел к нему. Наклонился и стал шептать тому что-то на ухо. Но ишак не реагировал, не понимал, наверное, русского языка. Феликс хотел было уйти, но снова что-то сказал тому на ухо. Теперь ишак заревел и откуда-то появился, видимо, его хозяин, потому что он тоже наклонился и что-то сказал, но уже не ишаку, а Феликсу. Потом они начали жестикулировать и, наконец, Феликс приложил руку к животу, несколько раз поклонился, как бы
 извиняясь, и вернулся к нам. Я тут же спросил: «Что ты говорил ишаку?» «Ну, что
 он молодец, что ишачит на туристов». «Ну, а потом?»  «Потом? Ты же видел, что он не реагировал?!» Я ему сказал, что отрежу яйца. «Понятно, а что тебе сказал его хозяин?» «Точно не понял, но, кажется, он хотел мне отрезать яйца». Вот примерно такие эпизоды были в моей поэме.

 В красивом ресторане на берегу Ашдода собралось человек семьдесят. Вы бы посмотрели, какие это все были симпатичные и солидные люди. Они все были из Чимкента, они были почти все сослуживцами Феликса, кандидата медицинских наук, доктора медицины, по его прежней работе начальником урологического отделения железнодорожной больницы. Глядя на них, я начал сомневаться, а были ли казахи в Чимкенте?

 Когда все расселись, раздался голос самого юбиляра. Несмотря на его рост и  худощавую внешность, мне показалось, что от его голоса, в зале несколько померкло, а может быть, солнце в это время спряталось за Средиземным морем? Во всяком случае, он перекрыл все голоса, и сказал, что сам будет тамадой, потому что он знает всех, а мы нет. Это была правда: за исключением одного – двух человек, я не знал никого. Он сказал, что всем предоставит слово, хочет тот или нет. Как всегда, добавил, что с ним спорить бесполезно.

  Я сидел с женой за одним столом вместе с Феликсом и его женой. Как это расценивать: то ли как особа, приближенная к королю, то ли потому что в другом месте мне было бы неловко. Вобщем, Феликс видел в моей руке листы и знал, что я готов. Но начал он не с меня. И слава Богу. Оказалось, что почти все читали свои поздравления в стихах, что в зале есть не только урологи, но даже журналисты и поэты, что все они давно знают юбиляра. Но когда начались воспоминания урологов по его прежней работе, я не просто смеялся, я держался за живот, и слезы капали на рубашку. Эти врачи, кандидаты, доктора спасли столько жизней, но при этом, учитывая специфику работы, так умели рассказывать обо всех этих интимных операциях.  У меня уже не было сил, когда обратили внимание на одного молчаливого человека, который скромно сидел и улыбался рассказам. Он начал рассказывать тихим голосом. Как потом мне сказал Феликс, это был академик.

 Он сказал, что, учитывая его должность,  к нему на лечение приходили высокого положения люди. Он лечил члены членам и кандидатам в члены коммунистической партии, члены всем членам исполкомов и горсоветов, а также члены профсоюзных работников Казахстана. Кстати, и их семей тоже. Пользуясь таким авторитетом, он сам был членом горисполкома, и помог в свое время даже Феликсу. У Феликса была двухкомнатная квартира на четверых. С ними жили две взрослые дочки. Квартира итак была положена трехкомнатная, но когда? Вот поэтому Феликс был очень благодарен академику.

 Моя поэма юбиляру оказалась к месту, потому что этой части жизни Феликса почти никто из собравшихся не знал. Ведь многие  и встретились – то за всю жизнь в Израиле, может быть, впервые. Так на то они и юбилеи, чтобы собрать на них всех, с кем была пройдена интересная жизнь, и кто в этой жизни что-то значил для самого юбиляра.
                ЭДШ 28.11.08


Рецензии
Здравствуйте Эдуард!
Я с удовольствием прочла ваши больничные рассказы. Дай бог вам не болеть и в больницы не попадать ни в Израиле, ни где бы то нибыло..
А прав оказался ваш сосед по палате насчет Союза-то!
Дай бог здоровья и вашему Феликсу. Судя по рассказу он умница , и врач высокой квалификации и остроумный человек.
Что-то меня потянуло на филосовский лад. Как все же много мы успели пережить разных перемен в жизни общества и конечно же в своей жизни.
Спасибо вам, что вы не теряете бодрости духа, жизнелюбия и чувства юмора.
Анна Чайка

Анна Чайка   13.12.2008 22:27     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое. Очень рад, что рассказы Вам понравились. Я вообще с некоторой тревогой ждал Вашей оценки. Ведь Вы хотели посмотреть как все это выглядит "снаружи". Пациент не знает "кухни" больницы. Кроме того, там нет у него настроения. Болячки не создают подъема. И все-таки люди остаются людьми. Все их волнует и "снаружи и внутри". Да, Чекрыжев оказался прав. Откуда он все это знал уже тогда, никак не пойму. И однажды, когда еще Союз не распался, один узбек, работавший технологом в соседнем цеху и почему-то промышлявший одновременно распространением художественной литературы - подписных изданий, говорил мне, что скоро все распадется. Я спросил его, а что будет с нашим совершенно уникальным заводом (уникальный, потому что на своих территориях он делал весь самолет от начала до конца в то время, как есть куча заводов, которые делают только свою часть машины - силенок на все не хватает), он сказал, что завод встанет, а люди разъедутся. Для меня тогда это тоже было диким - это было начало 90-х годов.
А Феликс - человек в самом деле очень интересный. Он мне однажды рассказал технологию удаления камней из...уретры, все подробности, а я ему тут же выдал техзадание на элластичное устройство по удалению камней из мочеточников с помощью спеццангового механизма. Для меня это было проще пареной репы, потому что, зная технологию, писал техзадания на любые устройства. Феликс был потрясен. Потом в интернете мы обнаружили, что как раз такие устройства уже разрабатываются и даже изготовлены.
Желаю и Вам здоровья и чтобы с врачами Вы встречались не по состоянию здоровья, а исключительно в рассказах.

С уважением Эдуард

Эдуард Шульман   14.12.2008 00:44   Заявить о нарушении
Здравствуйте Эдуард!
Как всегда рада встерече.Увы. историю с вашим заводом я уже экстраполировала , когда написала вам, что мы уже многое пережили.
Боюсь нам еще предстоит многое пережить. Еще пять лет назад, я усмотрев тенденции перепроизводства, очень беспокоилась о будущем.
Но, к сожалению, законы экономики, как и математики и физики не делают исключений.
Вот и наступил кризис, который как две капли воды напоминает кризис второй половины тридцатых годов, перед 2-й мировой.
( Правда Россия, как всегда, имеет особенный путь - собственное производство практически не работает. Поэтому нет сильной зависимости от интегрированных международных экономических связей как у развитых стран. А сбрасывать нам свои товары Запад будет с большим удовольствием.
Я говорю обидные веще для нас, но это правда.Мы имеем потенциал, но словно кто-то свыше не дает нам его реализовать!)
А законы истории (экономики) делают свое дело, круг за кругом:
Перепроизводство - кризис - война - воспроизводство - рост - перепроизводство- кризис - война и т.д.
Хотя на этом витке прибавились еще глобальные экологические проблемы, которые возможно и остановят это вращение ....
Упаднические настроения? Да наверное. Возразите, приведите убедительные аргументы-противовесы и я буду вам благодарна.
Посмотрите мои новые рассказы в иронической прозе - ваше мнение мне важно.
искренне ваша Анна Чайка

Анна Чайка   14.12.2008 14:34   Заявить о нарушении
Кстати, вы говорите, что работали на Ташкентском Авиационном заводе?
А угадайте, в каком московском институте я преподаю?
Да-да ,в МАИ ( Московском Авиационном Институте.)
Неисповедимы пути..

Анна Чайка   14.12.2008 16:52   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анна! Кажется, Вы меня втягиваете в полемику. Во-первых, с Вашим институтом знаком не по наслышке: я работал в ПКБ не с одним бывшим выпускником МАИ. В одном из рассказов я упоминаю своего соученика Валиева Бахтияра, он блестяще учился, также блестяще говорит по-русски, и очень дипломатичен. Мы не сомневались, что у него прямой путь в МГИМО, но он закончил МАИ и преподавал в ТАШПИ термодинамику.
И так случилось, что когда я после армии, поступал на вечернее отделение факультета "Самолетостроение", Бахтияр сидел председателем приемной комисс, объявил, что я принят, подмигув мне левым глазом. На следующий день я перевелся на другой факультет....Так что в МАИ были и наши.
Недавно получил письмо от своего бывшего сотрудника, который озабочен тем, что имея огромный потенциал, российская авиация назодится на задворках мирового технического прогресса. Имеется ввиду новая европейская машина А-380. Написал, что сам знает ответ: потому что "...главенствовала в нашей стране до 1991 года политическая система, в поддержку которой отдавали силы такие, как я и ты". Я это пишу, потому что несколько перекрещиваются ваши темы. Я ему отвечал что, чтобы быть на уровне с ними, надо и жить на уровне с ними. Наш менталитет не позволяет создать комфорт, к которому привыкли на Западе. Отсюда и конструкции. Но не только это. На заводах внедрялась система СТП - стандарты предприятий...это вместо того, чтобы принять безоговорочно международную систему стандартов, которая в несколько раз жестче нашей. А это - качество! А это новые станки и инструмент, малая техника и т.д. Мы сертифицировали изделия мягко говоря с обманом. И сейчас мало что отличается. У нас низкая валификация рабочих, а теперь и ИТР и, как следствие, низкая производительность труда. Вот Вам ссылка на эту тему: "Бомбардировщики". Имея все это "в запасе", у нас было полное отсутствие конкуренции на мировых рынках. Отдельные единичные всплески высоких технологий погоду не делают, отсутствие денег их держит на месте. И вечная ругань Запада вместо полной с ней дружбы и брать оттуда все самое хорошее. Не забуду, в газете писали, как в Киеве немцы построили под КЛЮЧ завод по производству медного провода для ...троллейбусных линий. Все прекрасно работало, пока не кончились запасы нмецкой проволоки. А у нас ее было сколько угодно, только по калибру в их высокоточное оборудование не "пролезало". Так что начинать то надо "с рудничков". Помните ф фильме:"Чтобы ствть женой генерала, надо с ним сколько еще по гарнизонам поездить". Так мы тоже хотим все сразу! Ну, а экономика, еще русский экономист Афанасьев говорил, имеет ровно такие же законы, как физика и математика. Вот наверное, все вместе ызятое, привело к кризису.
Скоро помещу новую вещь, будет называться: "Еврейский двор". Это рассказ о том как, мы жили общей жизнью со всеми, что в определенных ситуациях жизни, всем и все до лампочки, к кому ты относишься, люди просто - живут.

С уважением Эдуард



Эдуард Шульман   15.12.2008 17:49   Заявить о нарушении
Дравствуйте Эдуард!
Все это печальная истина. Увы.
Вы говорите о наукоемком производстве.
Я могу рассказать много печального о Высшей школе.
Мой муж - врач, почти те же горькие слова может сказать о здравоохранении.
Мы , видимо, живем в такое время.
Как всегда нам так хочется все и сразу. А ведь продолжительное время,начиная с первой мировой , революции и советский период, когда мы получали образование было, как видим, не самым удачным для развития. Очень мягко выражаясь - неоднозначное.
А потом и вовсе полный хаос на 20 лет .
А прогресс не терпит отдыха и такой промежуток - катастрофа.
За все нужно платить!
Сейчас наше образование кажется значительно "более высшим",чем тепереешнее высшее. Знаете, что сейчас говорят студенты в оправдание пропусков в посещении лекций,несдачи во время курсовых работ или лабораторных занятий? Почти гордо - "Я работаю!" Они практически все, на дневном отделении, работают. И зарабатывание денег, любым путем стало важнее получения образования.
Когда специалисты нашего возраста уйдут из активной работы, боюсь наступит эпоха дилетантов.(Надеюсь, что наш разговор не слишком смахивает на старческое брюзжание?)
Так что сразу и все никак не выйдет. Наверное не при нашей жизни.
Старая английская поговорка говорит: " Легко ли стать джентлеменом?. Очень просто!. Нужно только, что бы твой отец был джентлменом, и отец твоего отца был джентлменом, и отец твоего деда тоже был джентлменом.И еще как минимум 4 раза окончить университет. Как? Очень просто - чтоб егоокончили вы, окончил ваш отец, отец твоего отца и конечно отец твоего деда"
Но жизнь все равно прекрасна.
И уже то, что мы так далеко разведенные расстояниями и обстоятельствами, можем свободно обмениваться мнениями - уже удивительно, если разобраться. Думаю если делать то, что можем, на своем месте хорошо или очень хорошо(если получится). Это уже наш серьезный вклад в дело сокращения энтропии в окружающем мире.
Я стараюсь.
Как в старинной молитве : "Господи, дай мне душевный покой, принимать то, что я не могу изменить, силы и мужество, изменять то, что могу и мудрость всегда отличать одно от другого."
Сегодня принимала зачеты. Очень устала. Простите за сумбурное эмоциональное письмо.
желаю удачи Анна

Анна Чайка   19.12.2008 02:39   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анна! А ни о чем с Вами спорить не хочу. Просто потому что во всем согласен. Пожалуй, надо перетерпеть это время. Ведь по большому счету человек всегда стремится к совершенству. Возможно найдутся люди, силы, которые возьмут все на себя и поправят положение.
Не верится. А надеяться хочется. А Вы читали миниатюру: "Зачет по промэлектронике"? Это у нас такой узбек был. Все что написано - один к одному. Ваши рассказы продолжаю читать с удовольствием

С уважением Эдуард

Эдуард Шульман   19.12.2008 23:57   Заявить о нарушении
Спасибо. Прочту обязательно.

Анна Чайка   20.12.2008 02:08   Заявить о нарушении