Военный завод

-Так говоришь в НИИ работал, высокой наукой занимался? Ну-ну, знаем какая там высокая наука, переливание из пустого в порожнее! - да, бывает и такое. Но то, что делали мы, непосредственно по нашим чертежам изготавливалось на сверхсовременном оборудовании, и не успев остынуть, устанавливалось в аппаратуру спутника. Мои приборы уже трижды благополучно взлетали, а еще парочка ждет пусков. 
-Чего зря злословить, вам нужен специалист - он перед вами. Такой или не такой, вам решать. Спрашивайте, светите рентгеном, проверяйте на детекторе лжи, короче, исследуйте меня как вам нравится. Подойду - берите, а не понравлюсь - пойду дальше.
-А почему из НИИ ушел, если не секрет? - нет, не секрет. Зарплата в НИИ подходит для буддийских монахов, аскетов или фанатиков. Только эти категории могут обходиться рисом или хлебом с водой в ожидании чего-то далекого, сияющего и прекрасного. А я живу сегодняшним днем, медитация на голодный желудок - не для меня. Когда я подал третью заявку на изобретение с солидным экономическим эффектом, шеф(в НИИ) вызвал меня к себе.
-Скажи, ты не хотел бы поступить в аспирантуру? У тебя хорошие данные, ты разворошил тему, которую мы считали гиблой. В науку вклад ты, правда не внес, твое изобретение - это просто техника, но в аспирантуре тебя научат двигать вперед науку, - ага, три года на 100 рублей в месяц, ищи дурака! Я-то сюда инженером поступал, на 140. Разница вроде и небольшая, но у меня была надежда, что мое усердие в работе будет вознаграждено, и мой оклад существенно возрастет. Сказать такое шефу прямо, значит кровно его обидеть. Это он сейчас доктор наук, а двадцать лет назад он был таким же придурком, как и я. Ему сейчас - 44, мне -23, он защитил докторскую год назад. Только полгода назад у него стал оклад 500 рублей, плюс что-то перепадает за лекции в институте. Сколько-то отчитает - станет профессором, еще чего-то накинут. Но он этот 21 год, которые нас разделяют, как раз и был монахом, аскетом и фанатиком. Сейчас его считают перспективным, подающим надежды молодым ученным, а у него язва, лысина в полголовы, жена, не выдержав такой жизни ушла еще пять лет назад. О других болячках он рассказывал по секрету только врачу-урологу, но когда мужик мочится минут десять, и коню понятно, что стебель в нем уже надломился Самый молодой доктор наук Харькова! А остальные, что, приходят к такому уровню, лет в 50, когда уже ничего не хочется? Или защититься, и жить начальником лаборатории на 300 рублей, делая вид, что занимаешься наукой, а на самом деле проводишь время в курилке и коридорах? Не знаю, сейчас у меня глубокое отвращение к такому стилю жизни, но что будет через год, не могу поручится.
-Скажите, Владимир Кириллович, если я буду работать так же как и сейчас, у меня будет шанс защитится сразу после аспирантуры? -мой шеф человек очень умный, сразу понимает куда ветер дует.
-Три года ты будешь аспирантом на 100 рублей в месяц, потом младшим научным сотрудником на 140 - до 33 лет, если не снизишь обороты, и до глубокой старости, если положишь на науку толстый том. Раньше 33 защитится и не мечтай, ты ведь это хотел знать? -сейчас уже не соврешь, да и зачем.
-Вы правы, я работаю не для того чтобы развивать призрачную науку, как Морозов, а для того чтобы выбивать из нее ощутимые технические новшества. Ну и самому жить не на 100 в месяц, - Морозов был начальником лаборатории, который мог вызвать уважение только в курилке, как рассказчик анекдотов или на склонах Карпат на горнолыжных трассах, как виртуоз слалома. Чему была посвящена его кандидатская диссертация, чем занимались в его лаборатории не знал никто, в том числе и те, кто в ней работал. Лаборатория поглощала не слишком большое количество спирта и жидкого азота, требования на новую аппаратуру выставлялись тоже средние, толку от нее, кроме двух статей в месяц, которые никто не читал, не было. Ходил, правда забавный анекдот, что Морозовым он стал перед зашитой диссертации. До того его фамилия была Зусман, и он сменил ее, как не благозвучную. Еще бы защитится с его-то темой и с такой фамилией можно разве что в Биробиджане. Наука его интересовала, как зайца арифметика - только в приложении по количеству морковки.
-Согласен, Морозов мне тоже не нравится. Но здесь тебе не светит иметь хорошие деньги до защиты, а с такими мыслями, как у тебя, ты не защитишься и к 40 годам. У меня есть знакомый на заводе, хочешь перейти туда? Там, если будет от тебя толк, сможешь иметь столько, сколько заработаешь, а здесь, извини, ты мне нравишься, но твои аппетиты не для науки, да и ты сам не для нее. Жаль.      
А вот начальник отдела на заводе мою жизненную позицию вполне понимал. Конечно, я ему рассказал не все, о чем наболело, но основная мысль - хорошие бабки за хорошую работу, до него дошла. Короткий экспресс-экзамен, в котором он кратко проверил мою квалификацию, и сразу предложение:
-Я беру тебя на 150. Это минимум для инженера, но у нас есть тема, а специалиста, который смог бы ей заняться нет. Все считают, что сделать то, что предлагается в ней нельзя. Это говорят грамотные люди, которые на разработке зубы съели. Но при слове "микропроцессор" их бьет дрожь, не знают они, с какой стороны к нему подходят. Будет движение по теме - будут и деньги. А не сможешь, значит зря хвастался - тогда 150 это твой потолок, станешь в очередь на повышение. У нас таких тоже хватает. Пойдет? -ну что ж, это реальный разговор. Можно считать, что мне неслыханно повезло - работа ждет меня. Обычно люди ждут работу. Начальник лаборатории был краток:
-Знаешь, я не буду тебе ничего говорить о режиме нашего предприятия, скажу только одно - твой пропуск достаточен только для того, чтобы до 8-00 добраться до рабочего места, в перерыв - попасть в столовую и поесть, после 17-00 - выйти за проходную. Все остальное время, если куда намылишься идти - нужно запастись еще бумажкой. Если внутри нашего корпуса - моей подписи будет достаточно, чтобы пойти в другой корпус, нужна подпись еще и моего шефа, а чтобы выйти за проходную - командировку подписывает еще и начальник отдела режима. Закрой рот, мозги простудишь, или нижней челюстью за колено зацепишься! Все понял?
-Ага! Подпишите мне командировку в туалет, - начальник недовольно хмыкнул.
-Нет, в туалет бумажка не нужна, он на этаже. На входе бабку в форме видел? Вот если с нашего этажа будешь сходить, тогда моя подпись будет нужна, иначе она тебя не выпустит. Да и в туалете долго не торчи, там есть доброхоты, которые работают на отдел режима. Если будешь без дела торчать - запишут, и будешь тогда отчитываться перед начальником режима. На территории таких сексотов тоже хватает, так что если есть бумажка, чтобы идти в другой корпус - иди именно туда, и быстрым деловым шагом. Но у тебя сейчас вход только на наш этаж, поэтому посылать тебя никуда не будут. Вот тебе все бумаги по теме, займись делом.
-Только один вопрос, здесь на заводе кого больше, инженеров или работников отдела режима?
-Ничего-то ты не понял, в отделе режима числятся только те бабки, которые на этажах, да на проходной. А остальные - инженеры-сексоты. Им за каждого пойманного - премия, и отпуск летом, а у пойманного отпуск зимой и минус премия, так что отдел режима на них ни копейки не тратит. Не перехотелось у нас работать?
-В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Что я лазить сюда пришел где ни попадя, или в туалете торчать? А если про бумажку забуду - бабка на выходе напомнит! - но режим напомнил о себе гораздо раньше, чем я мог себе представить. Тема, над которой я работал, была более чем интересна, поэтому я смог оторваться от документации только тогда, когда мои физиологические потребности заявили о себе в полный голос. Да, туалет был на этаже, но вот попасть в него было проблематично - на дверях стояли два мужика. Если до кого-то их внешний вид и характерные инструменты сантехников ничего не говорили, то на двери кроме этого была табличка: "Туалет закрыт на ремонт". Один из мужиков перегородил мне дорогу:
-Чего, читать не умеешь? На третьем этаже туалет работает, вали туда, - ага, по всей видимости драконовские правила режима распространялись только на инженеров. Ну ладно, пусть мой шеф все же выпишет пропуск в туалет! Но шефа, как назло на месте не было и никто не мог сказать, когда он вернется. Это инженеру выписывают бегунок от и до, а у шефа на пропуске специальный значок - велосипед. Это значит, что имеет в виду он всех сексотов и старушек-охранниц и катит куда пожелает. А у меня только одна снежинка - вход на наш второй этаж. Хорошенькое дело - идти на третий, кто меня там пустит? Но будем бороться с неприятностями по мере их поступления. На этаже - 10 дверей с кодовыми замками, только в одну из них я могу сейчас попасть. Это наша лаборатория, но в моем состоянии там делать нечего. Значит ничего не остается, как пройти старушку на входе на этаж. Старушка не старушка, а пистолет в открытой кобуре смотрится внушительно. Приходится быть предельно вежливым, в ответ на :  "А ну кругом, и за бегунком к начальнику! Без бегунка не выпущу!"
-Марья Тихоновна, - как здорово, что у этой старой козы висит табличка с ее фото и прочими атрибутами, - Я сегодня первый день на работе, и попался. Мне нужно в туалет, наш на ремонте, а шеф - на совещании у начальства. Боюсь, не дотерплю! - похоже, я затронул чувство жалости у охранницы. Она не поднявшись со стула, орет на весь коридор: "Вася, пусти этого несчастного отлить, а то он уже ногами сучит!"
У Васи жалости нет не капли: "Пусть с часик потерпит, мы скоро закончим, а если нет - пусть дует в штаны. Ты гляди, лень на третий этаж подняться!" Следует учитывать, что расстояние между говорящими - метров 20-30. Закрытые на кодовые замки двери начинают открываться и из них выглядывают любопытные.         
-Марья Тихоновна, как вы понимаете, в штаны я мочиться не буду. Если я буду прорываться мимо вас, то по вашему уставу вы мне можете выстрелить в спину. Интересно, а что вы будете делать, если я отолью рядом с вашим рабочим местом, какие у вас инструкции на этот счет? Стрелять вы не будете - вон сколько любопытных, которые видели, что я никаких законов режима не нарушал! - бабка открывает вертушку.
-Иди болезный, черт с тобой. Только на третий этаж можешь не подыматься, туда тебя не пустят, там на пропуске должна быть звездочка. Вали на улицу, авось не заметят! - не забыв поблагодарить добрую бабушку выскакиваю на улицу и успеваю добежать до ближайших кустов. Теперь я чувствую себя гораздо спокойней, и строгая женщина с блокнотом в руке, которая внезапно оказывается у меня за спиной, не кажется мне чем-то опасным.
-Что вы здесь делаете в рабочее время, ваш пропуск? - надо же, идиоту понятно, что я делаю. Кроме того руки у меня заняты, как я ей вытащу пропуск. Повернуть голову, чтобы увидеть ее, я тоже не могу - боюсь поцарапаться о ветки.
-Скажите, вы по работе интересуетесь, или по личным мотивам? Если вы милиционер, то сейчас закончу писать, и заплачу штраф, за то, что отлил в неположенном месте, а если вы врач-уролог, то в ваших услугах я пока не нуждаюсь, - господи, она только сейчас поняла, что я делаю. До этого ей мешал охотничий азарт. Когда я повернулся у меня за спиной никого не было. Ну и хорошо! А теперь быстро назад в свою лабораторию! Марья Тихоновна интересуется: "Тебя эта язва, что дежурила возле входа, записала?" -Думаю, что нет, -говорю, - По крайней мере, как звать меня она не спрашивала, а дожидаться пока я закончу мочиться и достану пропуск не стала!
После полученного боевого крещения, я стал гораздо осторожней, прислушивался, когда шеф говорил, куда и насколько уходит. Работа шла достаточно быстро. Через неделю у меня были готова проработка некоторых направлений темы. Чтобы двигаться дальше, нужно было получить добро от шефа, а также микросхемы, доступ к компьютеру и прочее. До этого ведь я работал только с бумажками и справочниками. Но шеф сегодня не похож сам на себя, не выспался что ли? Задает вопросы, которые говорят о полном непонимании не то что основ радиотехники, но и элементарной физики. Как раз посредине самого ответственного момента моего объяснения его голова вдруг падает, и он начинает мерно сопеть. Господи, неужели у меня такой усыпляющий голос? А, к черту, все равно, чтобы двигаться дальше нужно его добро. Прикидываюсь, будто не заметил, что он уснул. Начинаю говорить все громче и громче. Наконец, когда в окнах уже начали звякать стекла, шеф подымает голову.
-Ты молодец, я все понял еще минут сорок назад. Но сейчас ты должен пойти и то, что ты рассказывал мне, объяснить заказчику. У нас все знают, что эти люди в погонах ведут себя во время разговора с разработчиком именно так, как я тебе продемонстрировал. Для тебя это будет в первый раз. Ты знаешь, у тебя здорово получается! Даже если вместо заказчика будет сидеть ежик, то либо он тебе подпишет, либо ты его уморишь. У меня до сих пор в ушах звенит!
Но на этот мне повезло. То, что я сегодня уже рассказывал начальнику, хмуро выслушал старший лейтенант Воробьев. Он не задал мне ни единого вопроса, голова у него не падала, а взгляд выражал предельную сосредоточенность. Во, думаю, шеф меня разыграл, говорил заказчики ни хрена не петрают в технике. А вот со мной работает парень моего возраста, тоже, наверняка, с техническим образованием, технику понимает. Но под конец он меня разочаровал. Когда я закончил, он тяжело вздохнул и спросил : "Слушай, а это действительно нужно? Неужели нельзя сделать что-нибудь на реле, попроще и понадежней? Я ведь ни хрена не понял, что ты мне говорил!"
Если учесть, что говорил я не меньше сорока минут, то этот парень умеет держать себя в руках. Я, если слушаю что-то непонятное, засыпаю через пять минут. В НИИ был случай, когда кандидат физмат наук Матвеев докладывал свою новую статью. Пять минут говорил, а я не услышал ни одного известного мне слова. И вроде говорит по-русски. Проснулся я от хохота. Это он так прикалывался, говорил какие-то математические термины, не связанные смыслом. Но я-то, понятно, болван в этом деле, а другие кандидаты и аспиранты тоже добросовестно пытались понять эту муть. Заснул не только я, а еще один аспирант, но он в отличии от меня начал храпеть. Шутку пришлось прервать. Но когда он докладывал уже по-настоящему, я опять заснул, ведь понятных для меня слов по прежнему не было!
Ладно, говорю заказчику, я готов повторить. Но он отказался, говорит, если выслушаю это еще раз у меня заворот мозгов будет!


Рецензии