Музыкальная династия

Несколько слов о народных инструментах и музыкантах...
 В стороне от шумных автострад и городской суеты, залитая солнечным светом  последних погожих деньков, и усыпанная желтыми шуршащими  листьями - минская улица Васнецова. Изящная металлическая ограда, уютный школьный дворик, какой-то душевный и не по-осеннему  теплый. Минская гимназия № 14  имеет богатые музыкальные традиции. В 50-60 годы здесь работал известный в городе духовой оркестр, а в 1970 г Дмитрий Дмитриевич Ровенский создал детский фольклорный ансамбль «Дударыкі». За эти годы сотни детей прикоснулись к прекрасному миру народной музыки и фольклора.  Из «Дударыков» вышло около 30 профессиональных музыкантов. 
Администрация школы предоставила музыкальному коллективу два просторных класса, которые были превращены, стараниями художественного руководителя и учеников в музей быта и народных инструментов В музее собрано около 300 музыкальных инструментов со всех уголков Беларуси. Имена более чем 80  народных мастеров вписаны в историю белорусской культуры. Кстати сказать, подобного рода коллекции в России и странах Европы находятся под эгидой ЮНЕСКО.
 Здесь можно увидеть акарину, белорусские дудки, рожки и цимбалы. Многие народные инструменты сделаны руками  Дмитрия Дмитриевича Ровенского. Еще со школьных лет он мечтал изготовить дудку. Изучал литературу, консультировался у старых мастеров.
-Долго не получалось. Чтобы дудка или любой другой инструмент зазвучал, нужно вложить в него душу, мастерство и много терпения, улыбается Дмитрий Дмитриевич. Я стараюсь украсить свои инструменты резьбой и  рисунком. Это мой фирменный стиль. Делает мастер ещё барабаны и бубны.
- Сегодня в деревнях, районных центрах, меньше в городах, еще теплиться искра народного творчества. Но постепенно уходят старые музыканты и мастера, так и не передав свой опыт молодежи. Это большой пласт культуры, который может быть утрачен.  Необходимо успеть записать и сохранить для потомков наше музыкальное наследие: народные наигрыши, песни, припевки. Последнее время много делается в этом направлении – издается фольклорная литература, проводятся музыкальные фестивали. На мой взгляд, к этому важному делу необходимо больше привлекать молодежь. Дети интуитивно тянуться к нашей самобытной культуре. «Дударыкі» собирают и обрабатывают народный фольклор, постоянно расширяется репертуар.
На стеллажах стоят гармони – предмет особой гордости Дмитрия Дмитриевича. В музее их более 100. Особо ценные экспонаты – это белорусские мастеровые гармони. Инструменты знаменитых мастеров Судника, Гайдукевича, Размысловича, Мазаника, Красева и Рабизы.
 - О гармонях я могу говорить часами. Очень жаль, что в последнее время этому замечательному музыкальному инструменту мало уделяется внимания. Закрыли передачу на ТВ «Спявай душа». Говорят, что не актуально. Мои ученики поступают в высшие музыкальные заведения. Там их переучивают на баян. Профессиональные музыканты относятся к гармони, как «несерьезному» и «примитивному» инструменту. Это не так.  Настоящие мастера-виртуозы на гармони  исполняют не только популярные произведения, но и классические.  Например, Михаил Иванович Синяк -  лаурят фестиваля в Поставах «Звіняць цымбалы и гармонік».
В России сегодня гармонь на подъёме. Геннадий Заволокин дал новый импульс народному инструменту. В 2006 году в Новосибирске «Дударыкі» принимали участие в фестивале самодеятельных коллективов белорусов Сибири «Город дружбы, город детства». Приятно, что наши земляки вдали от Родины сохраняют наши музыкальные и песенные традиции. В зале сидело около трёхсот гармонистов-детей. Сердце радовалось.
Наши гармони все в рабочем состоянии. Второе дыхание им дал Минский мастер-реставратор Николай Иосифович Ходыко. Гармони постоянно в работе. Так, на гастролях в Тайване мы выступали в огромном амфитеатре.  Организаторы не разрешали выступать в живую.  Говорили, что нас никто не услышит.
- Все получиться, заверил я устроителей фестиваля. Мы играли с маленькими микрофонами. «Белорусская Полька» закружилась под звуки гармони в огромном зале. Это были сложные гастроли. Приходилось выступать при сорокоградусной жаре. Плавились дорогостоящие «Юпитеры», а наши мастеровые гармони играли и играли без сбоев. Зрители оценили наше выступление бурными аплодисментами.
В Англии, когда ехали с благотворительного концерта, открылся прицеп и на всем ходу выпали инструменты. Хорошо, что вовремя была замечена пропажа. Вернулись. Гармони лежали в футлярах на проезжей части. От удара о мостовую не отлетел ни один голос. Вот это качество работы. На мой взгляд, самые певучие и звонкие - это гармони Гайдукевича и минского мастера Красева. Многие работают в жестком концертном графике боле 30 лет. Работают на морозе и в нестерпимую жару. Умели делать настоящие мастера. Интересный факт - мастер гармонных дел Гайдукевич мне рассказывал, что делал гармонь в течение года. Придет к своему учителю Суднику. Тот послушает инструмент, головой покачает и «забракует». Мол, не годиться. Плохой звук. Работай ещё! Так и создавались подлинные шедевры.   
  «Дударыкі» объездили пол мира. Везде наши выступления проходят с неизменным аншлагом и успехом. Поем белорусские народные песни. Фольклор понятен всюду без перевода. «А ведь, чем глубже корни, тем выше крона дерева». Только на подлинном знании традиций и фольклора можно творить настоящее искусство. Это неисчерпаемая «крыніца» мелодий, сюжетов и образов. Нужно только уметь слушать и не отрываться от своей земли и культуры. Именно своей самобытностью и непохожестью мы – белорусы и интересны миру. «Дударыкі» всегда поют с душой. Это замечают и оценивают люди во всех странах мира.
МУЗЫКА ЛЕЧИТ Во Франции наш коллектив выступал в госпитале для тяжелобольных. Лица больных просветлели, они улыбались. Лежачие вставали и пытались пританцовывать. Музыка врачует и придает силы. Пусть на короткий миг, но человек забывает свою боль, его покидают страдания.
Однажды, был такой случай. Мой коллега-гармонист Михаил Кастюкевич, пригласил музыкантов нашего ансамбля на юбилей своего 100 летнего деда. В молодые годы он был хорошим цимбалистом и мастером  по изготовлению народных инструментов. Седой музыкант практически не говорил, передвигался с большим трудом. Мы  играли на гармонях и пели. Старик лежал и внимательно слушал. Заиграли цимбалы. Он повернулся и показал рукой, мол, дайте мне сыграть. Ему принесли цимбалы и подали палочки. Дрожащими слабыми руками, в начале неуверенно, затем смелее и смелее старик извлекал звуки из струн.  Играл долго. По изрезанному морщинами лицу текли слезы. Все музыканты были тронуты до глубины души увиденным.
 Внимание автора привлекли старые фотографии в рамке на стене музея. Уловив мой интерес, Дмитрий Дмитриевич продолжил свой рассказ.
- Однажды «Дударыкі» были с гастролями в Италии. Нас пригласили в гости к  знатному итальянцу. Роскошь виллы, фонтаны, мрамор. Но больше всего меня поразило – огромное искусно выписанное генеалогическое древо. Хозяин виллы гордился своими предками. Вот тогда я и подумал, что мы белорусы слабо знаем свою спадчыну.  Тогда решил воссоздать историю своей семьи, которая, не смотря на тяготы ХХ века, не расставалась с музыкой. Музыка и песня помогали жить и преодолевать трудности.
На фотографии начала ХХ века мой дед - Федор Александрович Ровенский со своей женой, моей бабушкой. Дед родом из казачьей Ставропольской станицы. Имел дворянский титул, был образованным и состоятельным человеком, хорошо играл на скрипке. Он работал управляющим поместья. Грянули беспокойные 20-30 годы. Не дожидаясь конфискации, Федор Александрович Ровенский отдал государству все своё имущество. Оставил лишь скрипку. В семье было трое детей. Их нужно было кормить. В трудные времена выручала любовь к музыке. Дед служил, так тогда говорили, учителем пения в школе. Жил трудно и умер от голода, в нищете. На следующей фотографии - бравый казак в кубанке. Керчь 1944 год. Это мой отец- Дмитрий Федорович Ровенский.  В 1941 году ему было 17 лет. Он прибавил себе год и пошел на фронт. Воевал в кавалерийском полку 61 армии генерала П. А. Белова.  Армия прошла боевой путь от Орла до Берлина. Освобождала Белоруссию. На фронт ушли и две родные сестры отца.
Мой отец – Дмитрий Федорович Ровенский демобилизовался в звании старшины и привез с войны трофейную «венку». Отец, как и дед, любил музыку всей душой. После войны, он окончил Каунасскую школу МВД и работал участковым милиционером в Копыльском районе, позже следователем.  Создал семью.  В январе 1948 года родился я.
Вот моя родная Копыльщина, указал на огромное полотно на стене музея Дмитрий Дмитриевич. Поворот тихой реки, разрезающей поле, белая береза склонила в воду свою гибкую крону. Где-то рядом наша детская ватага. Это картина - плод моих  впечатлений и труда талантливого художника Анатолия Петровича Лис-Войтовича. Тихая, неброская красота моей Малой Родины дает Беларуси прекрасных и самобытных музыкантов. Думаю, не случайно, наши предки поместили на древнем гербе Копыля музыкальный инструмент - охотничий рог.
Отец обучил меня игре на трофейной гармони. Мама и бабушка вечерами пряли шерсть и напевали «выцылінгівалі», а я наигрывал на гармошке. Кстати сказать, отец моей матери - дед Василий, был известным на Копыльщине барабанщиком. Со стороны кажется, что барабан – легкий инструмент. Это не так. Барабан – это сердце  любого музыкального коллектива. Собьется с ритма барабанщик, собьются остальные музыканты. Настоящие виртуозы играли на инструменте одинаково хорошо обеими руками. Дед Василий не только играл, но и делал великолепные барабаны. В старину считалось, что хороший барабан можно сделать только из шкуры собаки. Мастера ходили по деревням и «выслушивали» самую голосистую собаку. Жестоко конечно. Но так было в старь . 
ГАРМОНЬ В начале 60 годов мне купили Тульскую гармонь. Где-то лет с 13-14 начал играть на свадьбах, а мой друг Саша Ивановский подыгрывал на бубне. Даже сохранилась фотография. Я с гармошкой, рядом мой друг Саша с бубном.
Гармонь мне помогала по жизни. Голодное послевоенное время. Трудно жили. Много работали. Молодежь наравне с взрослыми. Бывало, выйдем в поле на косьбу, а ребята говорят: «Бери гармонь и играй». Они выполняли за меня норму, а я целый день играл. Широкое поле, голубое небо, вдали слышны девичьи голоса. В хорошую тихую погоду, особенно на закате, звуки гармони слышны за несколько километров. Музыка придавала силы, поднимала дух в трудные послевоенные годы. Гармонист на селе всегда был фигурой заметной и уважаемой.
Срочную службу я проходил в Кремлевском полку. Постоянные изматывающие  тренировки. Иногда и здесь мне делали небольшую поблажку. Старшина просил обучить игре на гармони. Но сколько я не старался, так и не получилось. Трудный был ученик. Пожалуй, единственный, кого так и не смог научить.
После армии принимал участие в различных самодеятельных музыкальных коллективах.
В 1957 году в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов.  Там прозвучала гавайская электрогитара. Отец загорелся мыслью получить этот необычный инструмент. Очень настойчивый и целеустремленный был человек. Писал в Москву. И вот чудо! Из Москвы в Копыль прислали этот диковинный, по тем временам инструмент. Отец самостоятельно освоил электрогитару. Где-то в 60 годы был создан семейный ансамбль. Было нас четверо музыкантов: отец играл на гавайской электрогитаре, я и сестра на аккордеонах, брат на баяне. Ездили мы по Копыльщине  с концертами, выступали на свадьбах и других торжествах. Кстати сказать, представляли Копыльщину на I Всесоюзном фестивале художественной самодеятельности. Играли белорусские и популярные мелодии. Отец знал музыкальную грамоту, сказал Дмитрий Дмитриевич и показал пожелтевший от времени альбом. Пролистали репертуар. «Зязюля», «Яніна», «Рэчанька беларуская», фокстрот «Московские окна», «Чайка», «Киевский вальс», «Ночное танго» и конечно «Черный кот». На бис отец всегда исполнял «Ляну» – молдавскую народную мелодию. МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ  Моя любимая  мелодия из нашего репертуара - итальянский вальс «Адриатическое море».  Живя в маленьком Копыле, я мечтал увидеть   сказочное море.  Ощутить ласку прибрежной волны и солоноватый вкус воды на губах. Море грезилось и часто приходило во снах.  И вот, спустя много лет, будучи с «Дударыкамі» в Италии, мы попали на берег моря. Как сейчас помню, гид как-то буднично сказал: «Вот Адриатическое море». Скалистый берег. Ветер срывает одежду. Пенистое бушующее море и чайки. Я был поражен. Сбылась моя давняя мечта. Поддаваясь какому-то необъяснимому чувству, я достал гармонь и от всей души сыграл вальс «Адриатическое море». Дети поддержали меня, вложив в музыку все чувства, переполнявшие сердца. Итальянцы были удивлены – откуда мы, из далёкой и непонятной Беларуси, знаем их национальную гордость – вальс «Адриатическое море». Жаль, что отца не было рядом. Он трагически погиб несколькими годами ранее. Думаю, что в этот момент его душа была с нами. Музыкальная карьера
В Копыле я окончил музыкальную школу по классу баяна и работал в РДК, где возглавлял эстрадный ансамбль.
Нельзя не сказать несколько добрых слов о семейном ансамбле Давидовича Владимира Михайловича, 1938 года рождения. В народе их прозвали «Слепые музыканты» из деревни Казаковка. В 60 годы все торжества и свадьбы проводились под звуки народных инструментов. Считалось престижным пригласить ансамбль, что делало честь хозяевам и неизменно привлекало молодежь со всей округи.  Один-два музыканта на свадьбе – это «беднае вяселле».
Руководитель ансамбля имел инвалидность. В руках у Владимир разорвался снаряд. Парню оторвало пальцы, и он потерял зрение. В послевоенные годы таких было тысячи. Но Владимир не пал духом. Не смотря на тяжелые увечья, самостоятельно освоил гармонь и виртуозно играл. Имел исключительный слух. После каждой песни командовал своему отцу, который играл на барабане: «Батя, подтяни барабан». Владимир Давидович «ловил» на лету «модные» мелодии и тут же вводил их в репертуар. В составе ансамбля звучал кларнет, труба, барабан и гармоника. Во время выступлений я играл на баритоне. Семейный ансамбль пользовался необычайной популярностью на Копыльщине. График выступлений был расписан на год вперед. Свадьбы, крестины, проводы в армию и государственные праздники не обходились без «Слепых музыкантов».
В Копыле в начале 60 годов был создан один из первых самодеятельных  ансамблей - «Капыльскія дудары». Где работали мои учителя - Янушко Николай Викентьевич и Киякин Алексей Федорович. Они были из армейских музыкантов. Их в шутку называли «макаронниками». Эти замечательные музыканты помогли мне освоить саксофон и трубу. Играли «Дудары» на дудках  народного мастера Астрейко.
В 1966 году, благодаря Владимиру Ивановичу Кисилеву, прекрасному музыканту и дирижеру,  я переехал в Минск и принял от него духовой оркестр.   В Минске окончил музыкальное училище и институт культуры.   Позже создал народный ансамбль «Дударыкі», которым руковожу вот уже 37 лет. Мы работали с разными детьми, были среди них и трудные подростки. Всех необходимо увлечь, заинтересовать. Многие мои ученики стали профессиональными музыкантами. “Дударыкі” это не только коллектив, это и музыкальная спадчына белорусского народа, которую мы в силу наших возможностей собираем и сохраняем. За эти годы сыграли более 100  белорусских наигрышей и полек на старинных инструментах (их у ансамбля более тридцати). Есть у коллектива  свои авторские произведения, которые украшают концертные программы. «Маці – Беларусь», «Грай гармонік беларускі», «Дзеці вайны» на слова верного друга ансамбля Николая Шинкевича. За 37 лет деятельности ансамбль дал более 400 зарубежных концертов. Они проходили с неизменным аншлагом.
 Есть у Дмитрия Дмитриевича еще одно увлечение - дикие певчие птицы.       -Мне было лет 10, когда я поймал свою первую птицу - галчонка со сломанным крылом. Большего терпения и трудов стоило его вылечить и вырастить. Когда я выходил на улицу, галчонок сидел у меня на плече. Вся   детвора завидовала.  Позже появилась осторожная и хитрющая сорока. Её сменила ворона. Кстати, умнейшая птица. 
Люблю пение птиц. Бываю с гастролями во многих странах, и если выдаётся свободная минутка, то обязательно выезжаю на природу послушать птиц и помечтать. Давно замечено, что птицы в разных странах поют по-разному.  Кстати сказать, самые лучшие в Беларуси соловьи - в Витебской области. Минский соловей поёт нехотя, с ленцой. Столичная птичка, одним словом. Я состою в клубе любителей диких певчих птиц «Феникс».  Раньше было очень много любителей этого дела. Сейчас, увы, другие времена и интересы.  Дома и в музее держу около 25 пернатых питомцев. Держу только самцов, ведь только они поют. Лишь снегирей держу пару. Дома птица живет около 10 лет, в природе не более 2 лет. Опасность подстерегает пернатых на каждом «взмахе крыльев».
Самую заливистую птицу - помесь канарейки со щеглом – мы часто берем с собой на концерты. Ставим на сцену клетку, и она своим щебетанием придает необыкновенный колорит нашей музыке. Ещё я очень люблю собак.  Был у меня музыкальный пес – французский бульдог. О нем телевиденье сняло сюжет. Как только я брал в руки гармонь и играть, мой питомец начинал «подпевать». Друзья музыканты шутили: «У Ровенского даже собака поёт».    
Однажды к нам в музей приехали американцы, посмотрели на коллекцию музыкальных инструментов, экспонаты музея и сказали, что я богатый человек. Да, я действительно богат музыкальной традицией, друзьями музыкантами, учениками. Мой сыновья и дочь стали музыкантами. Это замечательно. Но очень хочется, чтобы в век компьютеров и Интернета, в век ускоряющего ритма жизни, люди не забывали за каждодневной суетой, что есть что-то в мире и для души. Это - песня, музыка, неспешная дружеская беседа. Они будят эмоции, волнуют сердце и делают человека лучше. И очень важно, чтобы наши дети больше приобщались к прекрасному – это залог нашего процветания в будущем, ведь, как известно – красота спасет мир.   
   НАПИШУ СТАТЬИ ДЛЯ СМИ,САЙТОВ,СЦЕНАРИИ ДЛЯ ТВ. ЕСТЬ ИДЕИ. ПО ТЕМАМ ИСТОРИЯ,КУЛЬТУРА,ОБЩЕСТВО,ДАЧА, САД И ОГОРОД. ДЛЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Licht@tut.by


Рецензии
Спасибо за такую всеобъемлющую статью. Очень интересно, как подобное притягивается подобным.
Здоровья Вам, творческих успехов!
С уважением,

Галя Елохина   01.06.2015 14:21     Заявить о нарушении
Рад, что вас заинтересовал этот материал. Самобытная народная музыка явление , увы, исчезающее. Носителями этого культурного пласта являются люди преклонного возраста. Молодежь не идет на смену.Я уже неоднократно замечаю, что в нашей жизни происходят культурные разломы.

Сергей Лихтарович   01.06.2015 20:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.