Шпионские страсти. Почти детектив

               

               
               
     В начале шестидесятых в одном из уголков ближнего Подмосковья, недалеко от Октябрьской железной дороги строился новый город. Там же создавались предприятия электронной техники, на которых должны были работать жители. Вновь создаваемым предприятиям должны были потребоваться работники самых различных специальностей и уровней квалификации. Предполагалось, что стесненные  жилищными условиями москвичи устремятся туда устраиваться на работу, так как там можно в очень короткие сроки получить жилье. Так оно в итоге и оказалось.

     Фактически создавалась новая отрасль промышленности – микроэлектроника. Специалистов в этой области было очень мало, и туда потянулись химики, металлурги, радиотехники и другие. Дело было новое, всё еще только создавалось. Приобреталось и монтировалось оборудование, закупались материалы, составлялись планы исследований. Поскольку большинству пришлось здорово переквалифицироваться, то тут же на ходу и учились новому для себя делу.

     Автор этих строк пришел в новый институт, в исследовательскую лабораторию с одного из московских заводов, где работал заместителем начальника цеха, и имел приличные перспективы. Тот завод был старый, с традициями; а ведь известно, что работник приличного предприятия имеет многое сверх того, что выдается из окошечка кассы. Ничего этого не было на вновь организованном предприятии, всё это появилось много позже.

     Что бросилось в глаза – это преувеличенное внимание к дисциплине труда, в особенности к ее внешним проявлениям. На проходной засекали и фиксировали даже минутное опоздание; руководители предприятия частенько приходили в лабораторию, и смотрели, как всё выглядит, в какой цвет окрашены стены, какая спецодежда у сотрудников, и прочее, и прочее… Был даже штатный специалист по технической эстетике, член Союза архитекторов, с приличным окладом.

     Трудно судить, насколько это было оправдано; но если учитывать всегдашнее российское разгильдяйство, наверное, надо требовать несколько больше, чем нужно. Тогда и получишь искомое.

     А еще был «пунктик» в части секретности, который порой доставлял людям достаточно много головной боли. Многие пришли из организаций, где ничего особо секретного не было, а тут им в порядке инструктажа нагнали страху – «сто верст до небес, и всё лесом». Типа того, что кругом шпионы, которые только и ждут, как бы выведать наши секреты.

     Конечно, секретность в ряде случаев необходима, и для этого существуют соответствующие службы. В большинстве случаев этой работой занимаются отставные военные. И нельзя сказать, чтобы это были тупые солдафоны, для которых главное – «тащить и не пущать»; нет, работники секретных служб обычно сознают, что если все понимать буквально, то работать вообще невозможно. При необходимости они и подскажут, как поступить в том или ином случае – например, выяснить какой-нибудь вопрос по телефону, и при этом не наговорить лишнего.

     А с другой стороны, существовало (да возможно, существует и сейчас) множество непонятных и совершенно неоправданных ограничений. Например, говорили, что нельзя фотографировать здание, где расположено предприятие; ну, какую информацию может извлечь иностранная разведка из такого  снимка? По внешнему виду и не определить, что это – патронный завод или макаронная фабрика? Однажды автор во время первомайской демонстрации  фотографировал колонну предприятия, когда она готовилась тронуться в путь, причем в кадре оказалась часть здания; так вот, проходивший мимо директор (кстати, тоже с фотоаппаратом) еще и крикнул фотографу, чтобы не забыл снять крышку с объектива…

     Над городом проходила глиссада расположенного неподалеку международного аэропорта; и кто (или что) может помешать сфотографировать что угодно и с каким угодно разрешением с идущего на посадку иностранного самолета? А раз так, то нет никакого резона запрещать любительскую фотосъемку на улице.

     Но – существует множество неписанных правил, превратившихся в поговорки: «доверяй, но проверяй», «лучше перебдеть, чем недобдеть», «ешь суп с грибами, а язык держи за зубами», и так далее. И в связи с этим хочу рассказать один случай, произошедший с автором.

     Однажды летом во время обеденного перерыва несколько человек вышли минут на десять прогуляться около здания института. И вдруг мы заметили, что почти над нами кружит небольшой самолет с какими-то непонятными эмблемами –  во всяком случае, не Аэрофлот и не ВВС. Самолет то уходил, то возвращался, но продолжал кружить именно над городом. Чего ему надо? Решили на всякий случай сообщить, кому следует, и послали автора в отдел режима.

     У режимника аж очки под стол свалились. Он и говорит:

     - Уж не думаете же вы, что чей-то самолет незаметным прилетел к нам от самой границы? Да такого просто быть не может! За сообщение, конечно, спасибо, но не может быть, чтобы это был какой-нибудь нелегальный.

     Чем дело вроде бы и кончилось. Но режимник задумался – трудящийся пришел с сообщением, надо как-то реагировать. Стал наводить справки по своим каналам, и что же выяснилось? Оказывается, привезли купленный за рубежом легкомоторный самолет для сельскохозяйственных нужд, собрали и решили испытать в воздухе, не удосужившись перекрасить или хотя бы нанести наши опознавательные знаки. Какие были сделаны выводы, кому и какой дали втык – это остается за кадром.

     Двадцать с лишним лет спустя, когда небезызвестный Руст долетел до Москвы, миновав все посты ПВО, посадил самолет на Красной площади (говорили – на лысину Горбачеву) – получается, что не так уж невероятно чужому самолету добраться до Москвы.

     Вот что случается порою. А автора потом сотрудники еще долго «прикалывали» - мол, расскажи да расскажи, как ты шпиона ловил… Вот я и рассказал.

             2008.               
               


Рецензии
Просмеивали в печати Н. Хрущёва после его пребывания на посту, что он хвалился-блефовал, как будто мы, в Советском Союзе, межконтинентальные ракеты штампуем как сосиски. Недоброжелатели Никиты, видимо, писали, у нас таких ракет якобы не было, в то время, а на Красную площадь во время парадов макет вывозили (неужели атомную бомбу будит возить). Но я был в стройбате, южнее Перми в лесу строили ракетные шахты в 1963 году. Бывало, идём в ночь на работу, а 2-3 тягача едут с ракетами. Отойдём в сторону, проедут и дальше пошли. Не будут же по ночам, по лесу макеты развозить. Читаешь разных, а люди ведь верят. А если собственными глазами видел, то не обманешь.
В Пибаньшуре (Удмурия) на техтерритории работали и гражданские. Им не разрешалось с собой на работу ничего брать, ни курева, ни еды. А одна женщина пронесла с собой, через КПП кусочек хлеба и сала. Её уволили за это. Я сам читал тот грозный приказ об увольнении.

Виктор Козлов-Волжанин   27.12.2015 21:35     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. В.Л.

Виктор Ламм   28.12.2015 17:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.