О вторичности

Некоторые, а такие, я знаю, найдутся - скажут, что все написанное мною вторично, что нечто похожее они уже встречали у кого-то еще, да и вообще темы избиты, выводы предсказуемы и так далее, и тому подобное... И что даже сам стиль написания напоминает кого-то (а некоторые избранные даже укажут - кого)... Все это верно. "Все мелодии спеты, стихи все написаны". За столько лет существование мысли и письменности (даже если брать только на Руси) - было столько всего понаписано, столько тем было препарировано до мельчайших частиц, что сказать что-то новое, не затронув при этом, хоть самую малость, хоть ненароком, чего-то высказанного ранее, сказать так, как никто ранее - просто невозможно... Можно лишь говорить о новых фактах, новых историях, которые раньше (как нам кажется) не случались - но говорить, опять же, теми же словами, тем же стилем - что уже где-то встречался (я не отношусь к некоторым избранным - потому не скажу наверняка - где).

К тому же - человек существо общественное и неизбежно сосуществует по соседству с большим количеством ему же подобных: ходит в те же школы и институты, покупает те же книги... И вокруг человека непременно создается целая атмосфера мыслей, стилистических направлений, высказываний, цитат, копаний в сути вопроса... Что-то мы принимаем, что-то не принимаем, что-то становится для нас близким и родным, а что-то нет... Это непрерывный, естественный процесс. В этом потоке постоянно, волей-неволей, возникают заимствования, повторы и даже самоповторы. И это все абсолютно нормально. Мы же не говорим с вами об откровенном и оголтелом плагиате. Заимствования - это дело совсем иного рода, заимствования - вполне допустимы. И даже многие великие мира сего не всегда могут избежать искушения скопировать чей-то стиль, развить чью-то когда-то прочитанную мысль, или же, покорпев некоторое время - выдать на гора некий симбиоз, некий сплав нескольких стилей или мыслей. И при этом вполне себе умышленно. Это в свою очередь рождает новые виды (чуть глубже и в сторону) стилей, рождает новую волну стилей и мыслей, которые, в свою очередь где-то и чем-то переплетаются с уже совершенно иными стилями и мыслями, существовавшими ранее, находящимися в тени и ждущими своего часа. Получается некое подобие бесконечного дерева, которое все тянется и тянется вверх, выпуская новые ветви, спутывая их в замысловатые узлы и примитивные пересечения, и в то же время не давая соприкасаться тому, что соприкасаться не может... И вот уже этому дереву ни одна тысяча лет. Так чего же вы от меня тогда ожидаете?

Я никогда не скрывал и скрывать не собираюсь, что на формирование моего стиля изложения, на формирование моего отношения к жизни, и даже формирование меня как личности - оказал влияние целый ряд писателей, поэтов и публицистов. Если бы фильмы, музыку и кучу других вещей можно было переложить на бумаге и при этом изложить в словах - то в это ряд с легкостью бы затесались и режиссеры с художниками, и композиторы с музыкантами, да и еще бог весть кто... Затесались бы и сразу же почувствовали бы себя в своей тарелке. Но фильмы и музыку, и еще кучу вещей изложить на бумаге без неминуемой потери тончайших нитей, на которых все это зиждется - невозможно, ну или, во всяком случае, никому до сих пор не удавалось... Поэтому остановимся на писателях и поэтах. Алессандро Барикко, Габриэль-Гарсия Маркес, Евгений Гришковец, Арсен Титов, Борис Рыжий, Николай Коляда, Виктор Пелевин, Гюнтер Грасс... Естественно это неполный список, но именно указанные в нем, как мне самому кажется (и хочется, чтобы это было именно так), личности - оказали наибольшее влияние. И среди них изрядная доля иностранцев, вы правы. И, совести ради, мне следует говорить о формировании стиля при помощи перевочиков. Пусть так, но все же хочется верить, что переводчики потрудились на славу и им удалось волшебство копирования, переноса из одного языка в другой без искажений не только мыслей, но и самого стиля.

Уже не единожды было высказано мнение о схожести моих высказываниймоего повествование с манерой ныне уже не такого модного, как года 3 назад, Евгения Гришковца. Схожести, замечу я, но не копирования под кальку. Просто о простом, о том, что пережил и переживает каждый, о невысказанных (попросту не сформулированных) нами же самими мыслях, о тайных желаниях... В какой-то момент времени Евгений, вероятно и сам того не желая - приватизировал этот стиль, наши мысли, воспоминания, волнения и кучу всего еще... А первая приватизация у нас, как известно, бесплатная... Но и он, если разобраться, тоже не является первоисточником, он тоже, как и я, и все мы с вами, формировался под чьим-то ненавязчивым и оттого незаметным руководством. И вполне вероятно - что читали мы с ним в юношестве одно и то же, одни и те же проблемы интересовали нас, думали примерно одинаковые мысли... Да их все думают! Только надумывают разное. Да, мне близка его манера изложения, да, мне близки его размышления, но лишь оттого, что мы с ним в таких моментах совпадаем, наши веточки переплетаются (или пересекаются, когда как). Не более того. При этом я не собираюсь думать или писать с оглядкой на него. А он на меня. Он отдельно, я - отдельно. Еще не будучи знакомым с его творчеством, я уже думал и писал примерно так же, как пишу сейчас, просто, когда уже познакомился - решил перенять пару-тройку приемчиков, как он сам, уже давно, перенял у кого-то (сознательно или подсознательно)... И делаю это лишь потому, что это мне близко, что Я МОГУ это применить... так как надо, и буду при этом естественен, а не надуман и вымучен... И еще мне кажется, что мой стиль все-таки разный, содержание часто диктует форму... А с мыслями, уж извините, ничего не могу поделать.

Да, возможно я топчусь на чужом поле - но, заметьте, топчусь искренне, не нарушая геометрических пропорций и фауны этого поля; и протаптываю при этом свою и только свою тропинку, самостоятельно выбирая направление.


Рецензии