История железных дорог. Поезд его мечты

Осенней дождливой ночью мчишься на скором поезде.  Смотришь в окно и ловишь себя на мысли, что ты одинок в этом мире, тебя окружает непроглядная ночь и бесконечная вселенная. Но вдруг поезд выхватывает из темноты освещенный полустанок с одинокой фигурой. Одна секунда. И опять дождливая осенняя ночь за окном. Так и в жизни. Мы несемся на своем «скором», лишь на миг столкнемся с чем-то светлым и романтичным, а далее....
Моей встрече с Олегом Тихоновичем Авдеевым предшествовал случай. Перескакивая с сайта на сайт, я случайно задержался на статье газеты «7 дней», посвященной выходу в свет альбома «Первые железные дороги России». После ряда безрезультатных попыток приобрести издание в торговой сети я оставил эту затею.
И вот однажды мне довелось по служебным делам выехать скорым поездом в Москву. Пришел в купе, занял свое место и стал гадать: кто будет моим попутчиком. В этот момент дверь  отворилась, и вошел пассажир преклонного возраста. Он представился - Олег Тихонович Авдеев, оператор, художник, историк, автор альбома «Первые железные дороги России».
 Под мерный стук колес мы проговорили до полуночи. Впечатления от нашей беседы в тот вечер и легли в основу настоящей статьи.

Огненные сороковые…
- В 1941 г меня, пятнадцатилетнего  паренька, вместе с  младшей сестрой и мамой  эвакуировали из Ленинграда всего за 10 дней  до начала блокады. Нас направили по Волге в Казань. В 1942 году стало не хватать рабочих на оборонных заводах и таких, как я, 16-летних подростков, направляли на военные заводы. Еще в  Ленинграде я окончил   семь классов, посещал технический кружок и был немного знаком со слесарным делом. Теперь я оказался я на авиационном заводе №387 НАП, где собирали легендарные ночные бомбардировщики» ПО-2,        (конструктор Н.Н.Поликарпов, модель 1927г.)  «Кукурузник» - так добродушно называли его на фронте наши солдаты за   его неприхотливость к посадочным площадкам, а немецкие солдаты – снисходительно - «Русс-фанер». Самолет развивал скорость от 80 до 120 км в час. Его каркас состоял из реечных сосновых рам, обтянутых льняным холстом с пропиткой ацетоновым лаком.  Топливный бак располагался впереди, перед пилотом. Был вооружен одним пулеметом и мог нести 300 кг груза или 6 бомб. Его применяли  для ночных атак на позиции противника. Самолет с выключенным двигателем по снижающей траектории  бесшумно подлетал к позициям противника и сбрасывал бомбы.  Почти, как в 1914г. На таких самолетах летали и пилоты-женщины.  «Ночные ведьмы» - так назывался фильм,  посвященный этим героическим молодым женщинам.
Самолеты ПО-2 широко использовались на фронте  для связи и как санитарные. Очень часто на них доставлялось все необходимое в лесные партизанские зоны Белоруссии. 
Условия труда в заводском сборочном цехе были очень тяжелыми. Корпуса самолетов красили ацетоновой краской, ацетоном были пропитаны фюзеляжи самолетов и даже одежда рабочих. Достаточно напомнить, что в настоящее время использование ацетоновой краски в закрытых помещениях строго запрещено, как вредное для здоровья… Но. тогда  на это не обращали внимание.
После разгрома немецких войск под Сталинградом положение определенно стабилизировалось. Что было заметно и в тылу. Появилась уверенность в нашей победе, хотя и не такой  скорой…   

Мир, через призму фотокамеры…
- Мне  запомнилась весна 1943 года. В истории всех волжских городов существовала  традиция: на выходные и праздничные дни выезжать для отдыха за Волгу. И вот в мае месяце нам, - молодым ребятам организовали такую поездку на пароходе за Волгу. После  шумных и смрадных цехов пропитанных ацетоном вырваться на простор, на воздух! Весна, солнце свежий чистый воздух и - величественная Волга –  это  незабываемое! Я каждый раз вспоминаю тот день, когда удается выехать за город и подышать свежим воздухом на лоне природы.
Все ребята купались, играли в мяч. И тут я услышал зычный командный голос  замполита: «Олег, ко мне! Он  протянул мне планшет с бланком «Боевого листка» и цветные карандаши. Так я получил свое первое творческое задание. Перед этим я выпустил  настенные фотогазеты. На заводе была фотолаборатория, где работала фотографом пожилая женщина из Ленинграда, которая мне помогла выпустить две настенные фотогазеты. Помню, что она курила папиросы «Беломорканал» и кончики пальцев у нее были коричневого цвета от постоянной работы с химическими реактивами. Фотографы того времени не признавали пинцетов.
Уже позже, после войны, я приобрел трофейный немецкий фотоаппарат «Контакс», и продолжил свое еще довоенное  увлечение фотографией.
В тяжелые военные годы единственной возможностью хоть ненамного отвлечься от суровой действительности и немного отдохнуть душой,  было кино. Когда на экране появлялся иной мир с иными переживаниями, забывал про тяготы дня. Это было как глоток свежего воздуха. На сеансы народ «ломился», нельзя было достать билеты. А в  послевоенные годы  кинопрокат страны «держался» на трофейных лентах: их было сотни. Например, «Тарзан», «Богдадский вор» смотрели  по нескольку раз…

Мои университеты…
 - Помог случай. Осенью 1943 года пришла разверстка, как тогда говорили, на одного человека для учебы в техникуме.
Семь классов средней школы и участие в  общественной работе,- и выбор пал на меня послать в составе 14 человек от разных заводов города  Казани в Куйбышевский  Индустриальный техникам.  Это было в декабре 1943 года.
Нас приодели в теплую солдатскую форму, выдали сухой паек, билеты на проезд до Куйбышеваб .куда ехать нужно было с пересадкой.  Помню, как сейчас: зима, мороз под 20, подходит поезд, а проводники вагонов двери не открывают. До отправления остаются считанные минуты. В условиях военного времени никаких сигналов при отправлении поезда не подавались.  Вдруг, поезд вздрогнул, подал назад. Такой маневр был необходим для накопления пружинистого импульса, чтобы  паровозу легче было сдвинуть состав с места и двинуться вперед. 
В этот момент старший нашей группы отдал команду цепляться за поручни. Так, уцепившись за поручень, намотав лямки «сидора», вокруг перила, чтобы не сорваться под колеса, я и провисел несколько перегонов. А поезд был скорый Москва- Ташкент. Скорость поезда составляла тогда  60-80 км в час и это при  морозе  20-ти градусов…
 Когда, наконец. Нас на одной из станций собрали вместе в теплом вагоне, я уснул на третьей полке блаженным сном...
Далее была учеба в индустриальном техникуме, где я  продолжил заниматься фотографией. Мое увлечение привело меня в приемную комиссию ВГИКа. На мои фотоработы обратил внимание известный тогда кинооператор Анатолий Головня – декан операторского факультета. Мне удалось представить серию фотографий снятых в Ленинграде,  в которых был представлен образ дореволюционного, «дворянского» Петербурга. Я любил снимать  Ленинград на грани дня и ночи. Именно в это время город был  окутан легкой дымкой, некой аурой тайны, романтикой безвозвратно ушедшей эпохи и выглядел хрупким, сказочным.

Магия кино…
- В Белоруссии с моим участием были сняты фильмы различных жанров. Среди них: «Девочка ищет отца», «Нечаянная любовь», «Волчья стая» и  другие. Они мне все по-своему дороги, но наиболее глубокий след в душе оставил фильм «Девочка ищет отца». Главную роль играла Анна Каменкова. Началу съемки предшествовал длительный поиск исполнительница на главную детскую роль. Были специальные публикации для этого. Искали везде, а нашли, в прямом смысле, в  песочнице. Режиссера
 Л. Голуба привлекла девочка, которая руководила своими сверстниками. Пятилетняя Аня Каменкова имела недетский характер. Помню, при проведении уже завершающих кинопроб. пока устанавливалась съемочная камера и ставился свет. пятилетняя Аня, которая лежала перед камерой в ожидании начала съемки,  не выдержала и вдруг  встала, заявив при этом: «Все это мне надоело»! И лишь мама, педагог спасла положение.  Художественный совет киностудии утвердил именно ее на главную детскую роль будущего фильма. Уже во время съемок, они проходили в Тарусе, пятилетняя девочка играла так, что окружавшие съёмочную площадку люди плакали. Это уникум, такого не часто было в мировом кино. Особенно запомнился один сложный эпизод в начале фильма, когда девочка потеряла в результате бомбёжки мать. Необходимо было, чтобы пятилетняя девочка в кадре заплакала, возле бездыханного тела ее мамы и произносила всего два слова: «Мама, мама!». Маленькая актриса отыграла три дубля и была на грани почти истерики. Режиссер, опасаясь за состояние её здоровья, хотел прекратить съёмку, но Анечка, вся в слезах и чумазым личиком, продолжая  плакать, вдруг прокричала, обращаясь к режиссеру: «Лев Владимирович! Еще один дубль!»  Когда сняли кадр, я оглянулся и увидел женщин, наблюдавших за съемкой с платками у глаз. Все плакали…
Зрители всего мира оценили этот фильм. Картина о войне была куплена более чем девяносто странами мира. В 1960 году фильм «Девочка ищет отца» получил приз за лучший  фильм для детей и юношества на II МКФ в Мар-дель-Плата в Мексике, а Аня Каменкова – первую премию за лучшее исполнение детской роли. В том же году  фильм получил первую премию за лучший фильм для детей и юношества на III ВКФ в Минске.
 
Памятник фильму «Девочка ищет отца»…
- Сама идея сюжетной многофигурной композиции  не нова. Еще знаменитый Огюст Роден создал скульптурную группу людей с выразительными жестами: «Граждане Кале». У нас, в Жодино, уже давно и неизменно, привлекает проезжающих туристов скульптурная группа, посвященная А.Ф. Куприяновой и её пятерым сыновьям. Фильм «Девочка ищет отца» достоин того, чтобы быть отмеченным определенным образом. Прежде всего, для нынешнего подрастающего поколения детей, с целью воспитания у них чувства благодарной памяти к событиям Великой Отечественной войны.
Особенность фильма в том, что война с фашистами  показана не в лозунговой героической форме, как это часто бывало, а в драматичности сюжета. На мой взгляд, отечественный и международный успех фильма – достаточно солидный аргумент для создания по мотивам этого фильма скульптурной композиции «Дети войны». Эту композицию можно было бы установить в сквере, перед зданием музея Белорусского кино (ул. Свердлова, 4). Она станет знаковым для музея экспонатом. Скульптурная композиция предполагает воздействие  прежде всего на чувства, а затем на сознание  каждого, кто остановится перед ней.
На небольшом возвышении в напряженно-драматических фигурах изображен один из эпизодов фильма «Девочка ищет отца». Герои фильма Лена, Янка и лесник услышали отдаленный лай немецких овчарок. Лесник приказал Янке бежать с Леной на остров, где собаки не возьмут след, а сам остался, чтобы прикрыть их отход. Конечно же – последнее слово за скульптором, в данном случае представлен лишь эскизный проект.
Предлагаемый памятник стал бы не только кинематографическим экспонатом, но и данью памяти кинематографистам. Той эпохи, деятели которой уже стали достоянием истории. Это был бы своеобразный жест благодарности всем кинематографистам за становление  белорусского кино в послевоенный период.  Реализовать этот замысел в твердом материале смог бы, на наш взгляд, молодой скульптор Владимир Жбанов, украсивший город несколькими изящными композициями. И все-таки, главное предназначение этой скульптурной композиции – напомнить людям о трагических страницах нашей истории.

Поезд его мечты…
   - В далёком 1930 году я вместе с родителями ездил в Крым. Будучи любознательным мальчиком, я стоял у окна и любовался паровозами. Они, словно живые существа, дышали паром, издавали различные звуки...
Далее была работа в кино, фильм «Миколка-Паровоз»
. На паровозе работал машинист, такой же пожилой, как и сама машина. Помню, что он носил пышные пшеничные усы, периодически доставал часы фирмы «Павел Буре» с крышкой и на цепочке и с гордостью говорил: «Подарок конторы»! Паровозные машинисты – это легендарные люди
Однажды наша съёмочная группа работала на Финляндском вокзале в Ленинграде. Там чудом сохранился паровоз серии Ов, так называемая «Овечка», образца 1900 года. Начальник депо говорил, что американцы предлагали купить паровоз, но он не согласился.
 К сожалению, на просторах бывшего СССР осталось очень мало образцов исторической техники. В советское время существовало распоряжение, предписывающее железнодорожному начальнику   сдавать определенное количество металлолома .В противном случае – он не получал премиальные и получал - выговор  Так сотни и тысячи железных коней пошли под нож. Вместе с ними ушла целая эпоха.
На мой взгляд, необходимо брать пример с западных стран, где старая техника сохраняется, она составляет предмет национальной гордости. На любви к  истории и, в частности, к технике воспитываются целые поколения. Им прививается уважение к творчеству человеческого гения, воплощенному в металле.  Как писал Томас Элиот, «Реальное будущее может быть построено только на реальном прошлом»

Альбом - фильм  «Первые железные дороги Росси»…
- Вид рельсов, «уходящих в перспективу», всегда возбуждает у человека чувство легкой грусти, какой-то неопределенности и надежды на лучшее.
К сожалению, ни русская классическая литература XIX века (о чем, в частности писал А.И. Солженицын), ни живопись, в своих произведениях не отразили технический прогресс в России. Прежде всего, это относится к возникновению «Парового транспорта». Между тем, это «чудесное создание Стефенсона» потрясло воображение современников. А сколько своеобразной поэзии оно принесло в жизнь! Тогда многие смогли почувствовать пленительную романтику только что рожденной железной дороги, этого уникального изобретения человечества.
Мой альбом - фильм фактически – первая попытка «вернуться» в XIX век, чтобы увидеть события вокруг первых железных дорог. На протяжении ряда лет по крупицам собирался документальный материал и свидетельства современников о начальном периоде Царскосельской, Петербург – Московской (Николаевской) и Белорусской железных дорог. На основании этого материала я зарисовал более 170 иллюстраций. (В первый альбом вошло 120 иллюстраций) Фактически - это альбом-фильм, показывающий читателю и зрителю то время, когда возникали первые железные дороги с «участием» в «кадрах» этого «Фильма» известных персонажей давно ушедшей эпохи. Альбом не только о технике, в нем предстает поэтический образ России и Беларуси первой половины XIX века.
Хочу порекомендовать своим читателям, как пользоваться альбомом, открыть тайну авторского замысла. Альбом лучше смотреть поздним вечером, когда никто не будет вас отвлекать. Положите альбом на стол под мягкий, приглушенный свет лампы. Включите спокойную музыку и медленно переворачивайте страницы. Через некоторое время рисованные персонажи оживут, и вы окунетесь в неспешную романтику человеческих отношений, судеб середины ХIХ века. Приятного просмотра!

Секрет долголетия…
- Если сказать одним словом, то в любознательности. Мне всегда было интересно знать о многом…. Я увлекался фотографией, рисовал. У меня всегда было любимое дело, которое эмоционально окрашивало мою жизнь. А положительные эмоции, помогают поддерживать настроение. Я старался вести  по возможности здоровый образ жизни. Так,  например, известно, что  Пушкин любил верховую езду. Тогда у него рождались новые образы и поэтические замыслы. Я, в отличие от классика, имею только велосипед. Он сделан по моему чертежу. Велосипедные прогулки по свежему воздуху, среди природы очень помогает в жизни,  придают  бодрость духа. Пушкин бывало, разгоряченный в дружеской компании, и не только разговорами, в которых он был всегда центром притяжения,  убегал в соседнюю комнату, чтобы охладить себя холодной водой. Этот  способ можно рекомендовать при излишней эмоциональной  возбудимости. Одним словом, читайте классическую литературу неспешно и вдумчиво. Она содержит в себе огромный кладезь мудрости.

Пожелание молодежи..
- На мой взгляд, в это сложное время необходимо найти свое дело. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.
А. Я взял в руки альбом и стал медленно перелистывать страницы. И вот в одном из персонажей я узнал себя. Маленький мальчик, держащий за руку мать, замер в созерцании картины идущего поезда. Это был я.  А, может быть -  мой дед или прадед, которые восторженно любовались картиной проходящего поезда.
Они, мои далекие пращуры, связали свою судьбу с железной дорогой. И во мне говорит романтика перестука колес, улетающих вдаль полустанков. И я так думаю, что нет ничего случайного в этом мире. Зеленый Вам свет. Счастливого пути


Рецензии