Закон абсолютного энергосбережения применительно к

Статья содержит пояснения и одну из формулировок  закона абсолютного энергосбережения применительно к инновацион-ному образовательному процессу.

В одной из своих семнадцати лекций [1] по общей и прикладной ценоло-гии (применительно к электричеству), которая называется «Постнеклассиче-ское видение проблем электрического хозяйства предприятий, организаций и учреждений»  Борис Иванович Кудрин пишет: «Принцип Ципфа, опираясь на принцип наименьшего усилия Маха–Авенариуса, заключается в том, что ре-сурсы (люди, товары, время, знания) "самоорганизуются так, чтобы свести к минимуму затраченную работу, и, таким образом, приблизительно 20–30 % любого ресурса производят 70–80 % деятельности, связанной с этим ре-сурсом" [ссылаясь на [2] (упрощённо говоря: 20 % мужиков выпивают 80 % пива). Ниже он утверждает: «Прежде всего – о менеджменте. Верно, что 20 % членов группы выполняют 80 % работы. Группа, где начинают прояв-ляться ценологические свойства, это 20–30 человек (что проверено стати-стически). Высокий профессионализм должен отличать 5–10 % из них, они должны быть интеллектуалами, генераторами идей; 40–60 % – исполните-ли, точно и аккуратно выполняющими указания; 10 % – "отличники"; 10 % – "двоечники"».
Анализируя работу предприятий образования и своего структурного подразделения, просматривая годовые отчеты по кафедре, невольно прихо-дишь к выводу о том, что приведенные выше принципы верны. При этом возникает естественное желание увеличить, во-первых, эффективность рабо-ты, во-вторых, несколько разгрузить себя, как менеджера, от рутины отписок на немыслимую массу бумаг, приказов, распоряжений, поступающих еже-дневно. Задача управляющего, очевидно, – это в первую очередь решение вопросов развития (кафедры – бизнеса). Раз «обойти» закон природы нельзя, то можно использовать его  «в свою пользу». Как это сделать?
Первое, что приходит в голову – разделение труда. Действительно, изо-бретенный еще Фордом принцип конвейера может помочь. И он реально применяется в производстве. В работе с людьми использовать его сложнее, но можно! Итак, первый принцип: «Разделить людей и разделить работу!». При количестве преподавателей на кафедре, равном десяти, людей делим по два человека (следуя принципу 20/80) и делим работу по кафедре так же по 20%. Основные разделы деятельности – учебная, научная, воспитательная, общественная и хоздоговорная (зарабатывательная), которые, в свою оче-редь, состоят из собственных «подразделов».  Каждой «двойке» людей пору-чаем ведение своего «куска» кафедральной нагрузки. Буквально: «Вы, ува-жаемые, занимаетесь воспитательной работой и всем, что с ней связано, а я спрашиваю вас в первую очередь за нее,  вы – курируете научную работу…» и так далее. При этом, естественно, автоматически получается, что два чело-века (20 % от численности кафедры) делают 80% воспитательной работы. Другая «двойка» - 80 % научной и тому подобное. Остальные подключаются к ним на 20%, нет необходимости «всем делать все». Все виды деятельности охвачены на 100%.  Таким образом, менеджер – заведующий на 80 % осво-бождается от рутины и на те же 80 % своего ресурса получает возможность заняться развитием своего бизнеса - кафедры.
Следующий уровень, наверное, самый важный – студенты.  Как показы-вает практика, они распределены по тому же принципу: 20% готовы участво-вать в общественной работе, 20% - в НИРС, еще 20% - работать в студенче-ских отрядах… Следовательно, каждая «двойка» преподавателей получает ресурс – 20% студентов, и этот ресурс делает 80% соответствующей работы. Дело за стимулом. Наиболее важный – конечно же, деньги, возможность за-рабатывать. Даже не деньги, а именно – возможность зарабатывать. Таких возможностей – масса, но об этом позже.
Следующий шаг «освобожденного» заведующего – разработка стратегии развития своего «бизнеса». Здесь, наверное, пора оформить определение за-кона абсолютного энергосбережения. Его смысл прост: «Любой ресурс все-гда работает на 100%, но не всегда мы используем и оцениваем его так». Пример из электричества: Электростанция сжигает газ (100% ресурса), полу-чается пар, его механическая энергия вращает турбину, генератор, вырабаты-вается электроэнергия и подается в сеть, по которой поступает к потребите-лям и используется ими. Если посчитать КПД с учетом всех потерь, получим, что те же 20% ресурса (по отношению к 100% газа) дали 80% полезной рабо-ты, остальные 80% - потери. Но, если забрать тепло от пара – КПД повыша-ется еще на 20% (это делают на ТЭЦ), а если использовать и все другие, «по-бочные» эффекты (дымовые газы, энергию остывающей в градирнях воды и т.д.) – соберем все 100% первоначального ресурса. Главное – оценивать ре-сурс не по одному показателю, а по всем возможным.  Пример: в 2006 году кафедрой «Электроснабжение» выпущен первый номер газеты «Высоко-вольтная правда» и с тех пор она выходит ежемесячно. Ресурс издания  ис-пользуется фактически на 100%. Газета – летопись специальности (а могли писать именно летопись, и тогда ресурс работал бы очень узко – на 20%); га-зета – отличный профориентационный   материал, газета – средство связи с производственниками, газета – средство осуществления воспитательной, об-щественной, финансовой деятельности, реализация творческих способностей и создание имиджа кафедры. Еще пример, из светотехники: каждая аудито-рия имеет осветительную установку и, следуя известному принципу, лишь 20% производимого ею света падает именно на рабочие поверхности и по-лезно используется. Если же всю площадь (и стены и потолок) аудитории превратить в светоприемник (на стенах установить солнечные батареи, или стену, соединяющую аудиторию и коридор, например, сделать стеклянной, выращивать в аудитории растения и т.п.) - можно использовать почти 100% светового потока. Подобным же образом можно сберегать все что угодно. Центральный принцип – использование на 100% экономит ресурс и является абсолютным энергосбережением.
Итак, стратегия. Кафедра, или любой другой объект управления должен иметь опорные точки развития, иметь философию развития и отличаться от других, дабы не попасть в 80% «неработающего» ресурса. Как быть, и что делать? Практика, история показывает, что любое развитие происходит во-круг какого-либо центра, в первую очередь – культурного, идейного (напри-мер, церковь). Человек жив «не хлебом единым» и не маловажное значение имеет для него традиция. Таким образом – кафедра должна иметь традицию и иметь центр. Если их нет – надо разработать. Пусть будет ряд традицион-ных мероприятий, предположим три – пять раз в год. Хорошо, это День ка-федры и встреча выпускников, День энергетика, деловая игра «Электроснаб-жение: проектирование, монтаж, эксплуатация», конкурс по специальности «Молодой энергетик» и киноконкурс «КиноТок». Раз в два года выставка-Интернет конференция. Это применительно к нашей кафедре, «Электро-снабжение».  Из электротехники известно, движение (ток) начинается при наличии разности потенциалов и присутствии свободных зарядов (в этом то-же закон природы, хотя и зовется законом Ома). Таким образом, создав тра-дицию, создаем разность потенциалов и ищем заряды. Это, конечно, студен-ты и преподаватели. Традицию надо поддерживать, деваться некуда, надо ра-ботать! Принцип: «Традиции ради движения». И снова закон абсолютного энергосбережения работает «по полной». В нашем примере мы решили ряд задач: профориентационную, воспитательную, имиджевую, финансовую, стимулирующую.  Инновации основаны на традициях!
Развитие требует учета ресурсов, основной из которых – студенты. Из-вестно ли кто из студентов и чем занимается, чем готов заниматься, каковы его достижения? Часто двоечников мы знаем лучше отличников. Почему? Студент попадает в вуз, на специальность и исчезает, контроль за ним проис-ходит по посещаемости, успеваемости, сессии. Документ – зачетная книжка, где отражается лишь дата сдачи экзамена (зачета) и оценка. Все! Больше по-лучить информации не возможно! А это потери размером в 80%! Где воспи-тательная работа? Следовательно, чтобы вести учет следует ввести еще один документ, в котором отражаются все достижения студента (учебные, науч-ные, спортивные и прочие) за каждый семестр отдельно, где указываются мероприятия, кружки, конференции в которых он участвует, каким ино-странным языком и на каком уровне владеет, другая информация. Все за под-писью старосты и куратора. Введение такого документа экономит потерян-ные 80% энергии куратора, заведующего кафедрой, замдекана, декана, про-ректора и ректора. Такой документ введен на специальности «Электрифика-ция и автоматизация сельского хозяйства» Орел ГАУ.
Развитие требует затрат. Нельзя рассчитывать только на то, что дадут. Где бы то ни было. Рассчитывать лучше исходя из принципа: «Где взять?». Тогда начинается поиск. А где искать есть всегда. Особенно сейчас, и – все-гда. Снова – следуем закону. Наш главный ресурс – студенты. Ранее мы вы-яснили, что, поделив их по 20%, получаем несколько готовых рабочих под-разделений. При материальном стимулировании студенты могут делать лю-бую работу (более того, многие из них уже работают). Наша задача - энерго-сбережение, поэтому мы должны обеспечивать их работой по специальности, чтобы она несла пользу, а не вред учебе, сберегая ресурс.  Например, элек-трики могут выполнять работы по проектированию, монтажу, наладке, экс-плуатации электрооборудования, обслуживанию, ремонту компьютеров, ре-монту сотовых телефонов, программированию и так далее. Спрос на эти ви-ды работ неуклонно растет и будет расти еще долго, фактически это один из самых стабильных рынков. Таким образом, каждая кафедра, особенно вы-пускающая, имеет колоссальный ресурс рабочих рук, причем быстро обучае-мых и желающих работать за деньги.  Если учесть неизбежный подъем сель-хозпроизводителей, с учетом отсутствия специалистов на селе, то… перспек-тивы не малые. Вопрос, как изменится образованность, практические навыки студентов, если они за деньги будут работать по профессии в свободное от занятий время? И во время занятий так же работать на зарабатывание. Еще одна возможность – стимулирование студентов за работу в научной и обра-зовательной сфере. Мы, например, проводим конкурс научных работ и кон-курс «Лучший студент года» отдельно по каждому курсу специальности. По-бедителей находим возможность премировать от лица спонсоров – производ-ственников.
Огромный потенциал имеет работа с молодежью. Пример: в Орловской области множество сельских населенных пунктов, каждый имеет клуб (полу-разрушенный), в котором ничего кроме, пожалуй, дискотек не происходит. И с каким удовольствием, за небольшую плату, жители села посмотрели бы, предположим, концерт в исполнении студентов – аграриев, которые, кстати, отлично поют, танцуют, играют и делают многое другое.  Или показать тем же жителям фильмы с киноконкурса «КиноТок». В свою очередь, правильно воспользовавшись законом абсолютного энергосбережения такое мероприя-тие можно превратить в работу по созданию ландшафтного дизайна сельских населенных пунктов,  восстановлению электрики (начиная с того же клуба), реанимации, а правильней – воссоздания соцкультбыта… Это, ко всему про-чему, огромная профориентационная деятельность, создание имиджа вуза и кафедры, связь с административным и производственным секторами.
В общем-то и пути получения средств различны. Например, создание ИП, ООО и других структур позволяет реализовать так называемые «бизнес-инкубаторы», в которых можно обучать ведению своего дела всех желаю-щих, от электриков до экономистов. Так, сотрудниками кафедры «Электро-снабжение» создано ООО «Информационно-энергетический центр «АВПС-Инновация», являющееся, по сути, практической базой для работы студентов и преподавателей.
Конечно, в этой статье перечислены не более 20% возможностей, а ско-рее всего еще меньше. 100% результата требуют следующего шага в страте-гии - создания системно-аналитического центра инноваций, который позво-лил бы в первую очередь разработать традиции развития «по-новому», ис-кать возможности получать «разность потенциалов» - возможность зарабо-тать всем желающим, найти источники доходов и обеспечить образователь-но-научно-практическую деятельность необходимой аналитической базой, рекомендациями с соблюдением закона абсолютного энергосбережения.

1. Семнадцать лекций по общей и прикладной ценологии (применитель-но к электричеству) //Электрика. 2007. № 9–12; 2008. № 1–12.
2. The 80/20 Principle (The Secret of Aсhieving More With Less) by Richard Koch. – London: "Nicolas Brealy Publissung", 2000. Kox P. Принцип 80/20/ / Пер. с англ. Д. И. Каштан. 2-е изд. Минск: ООО "Попурри", 2004. 352 с. (се-рия "Бизнес – нестандартно!").


Рецензии