Кое-что о энергии

В статье озвучены основные постулаты абсолютного энергосбереже-ния, приведены примеры. Составлена схема замещения системы (предпри-ятия) не инновационного типа на основе теории электрических цепей.

В этой статье хотелось бы озвучить основные постулаты абсолютного энергосбережения, привести ряд примеров, связанных с энергией вообще. Первый из постулатов – любой ресурс является лишь видом энергии.
Закон абсолютного энергосбережения является следствием закона со-хранения энергии (и прочих законов сохранения), который гласит, что энер-гия никуда не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую. Отсюда следует вывод, что, занимаясь любой деятельностью, используя любой ре-сурс мы должны оценить в первую очередь все преобразования исходной энергии. Наша цель – использовать всю цепочку этих преобразований, а не какое-то одно ее звено. Этот принцип часто нарушается и вот тогда появля-ется коэффициент полезного действия, КПД. Что такое КПД? Это отношение полезной работы к затраченной. В чем полезность работы? Как правило, оценка происходит по одному, максимум двум эффектам. Например, КПД лампы накаливания 3-5%, то есть световой поток ее по отношению к затра-ченной из сети энергии составляет жалкую долю. Хорошо, а где остальные 95%, ведь лампа «съела» 100% ресурса и не использовать его – транжирство. К тому же, если учесть, что на рабочую поверхность попало 20% потока лам-пы, тогда и вовсе не понятна философия нашей жизни. Вопрос, разве ту теп-ловую энергию, которая ушла, использовать нельзя? Зачем нам КПД?
Выше было сказано – любой ресурс является энергией. Значит, и че-ловеческий, значит и оборудование – тоже лишь энергия? Это так. Как дока-зать? Просто. Нехитрый трюк- замена единиц измерения позволяет сделать и не такое. Поиск единицы скорее всего закончится рублем. Ведь рубль – это мера экономической энергии. В рублях легко измерить стоимость человеко-часов, станков, киловатт-часов, гигакаллорий и вообще всего. То есть, делаем вывод: «Любую энергию можно измерить в рублях!». Тогда получается, что 1 рубль 2008 года выпуска – это столько-то кВт;ч электроэнергии, столь-ко-то тепловой, механической энергии, столько-то газа, нефти, человеко-часов, и одна клавиша ноутбука, на котором автор набирает свою статью. Дальше идет математика и мы, от массы разных ресурсов, энергий, перехо-дим к одной – экономической.  А раз так, значит сидим мы на рублях, пишем рублями, управляем рублями, едим рубли, выбрасываем в мусорное ведро так же рубли. Точка. Мы поймали энергию за хвост, а, по словам ящерицы из известного мультфильма это – главное. Нам остается один шаг – правильно использовать окружающую энергию, в первую очередь – свою.
Постулат: «Всё в мире является производством, распределением и потреблением энергии, которую можно измерить, например, в рублях!»
Следующий волшебный вопрос: «В какой отрасли наиболее прорабо-таны вопросы производства, распределения, потребления энергии?» Ясно – в энергетике! Что позволяет энергетикам рассчитать любое электротехниче-ское устройство? Схема замещения. Таким образом: «Любой процесс в мире можно изобразить с помощью электрической схемы замещения, причем в качестве энергии, протекающей в этой схеме - рубли!».
Подберем и опишем основные элементы схемы. Например, для пред-приятия, для его деятельности. Сначала немного электротехники. Основными элементами электрической цепи являются: источники напряжения (электро-движущей силы, ЭДС), источники тока, активные, индуктивные и емкостные сопротивления,. Нам пока хватит. Хотя любой другой элемент (диод, транзи-стор…) так же легко найдет свой аналог в деятельности предприятия.
Сама жизнь предоставляет аналогии. Первая: мы, энергетики знаем, что подавляющее большинство электроприемников носят индуктивно-активный характер, а предприятия ведут административно-хозяйственную деятельность.   Тогда получается, что административный ресурс – это индук-тивность, а реальное производство – активная нагрузка. Воистину так. Чем характерна индуктивность? Это реактивный элемент, который препятствует мгновенному возникновению тока и его исчезновению. Другими словами ад-министративный ресурс определенное время держит начало работы (рас-сматривает бумаги, принимает решения…) а когда уже пора прекратить ка-кую-либо деятельность – поддерживает ее (снова рассматривает бумаги и принимает решения). Причем по отношению ко всем видам энергии. Индук-тивность же объясняет и взаимодействие различных уровней администрации. Ведь в электротехнике известно встречное и согласное включение катушек. При встречном потери больше. Делаем выводы. Естественно, в идеальном случае катушка не обладает активным сопротивлением, в реальности - обла-дает.
 
Следующий сектор – производство. Реальное производство можно представить в виде активного сопротивления. Оно потребляет один ресурс (на самом деле много, но мы в настоящий момент получим самую упрощен-ную схему замещения) и преобразовывает в другой. В электричестве данный элемент потребляет электрическую энергию и преобразует ее в тепловую. На заводе по производству бетона потребляют песок, цемент, электроэнергию, человеко-часы и прочее (нам все равно, ведь мы договорились все мерить в рублях) и получают  бетон (рубли). Все правильно.
 
Далее, чтобы пошел ток (движение финансов) необходим источник ЭДС. Это источник финансирования. Буквально - заказчик, который предос-тавляет деньги.
 
Емкость, конденсатор… это банк или другой финансовый механизм, который накапливает энергию (рубли) и в какой то момент может выдавать ее.
 
Ключ – договор на выполнение заказа.
 
Строим схему замещения, повторюсь, упрощенную, но такую, по ко-торой легко считать (все методики расчетов в электричестве приходят к уп-рощению).
  ИС – источник средств; АИ – администрация исполнителя (предприятия); ПСИ – производственный сектор исполнителя; БЗ – банк заказчика (счет); БИ – банк исполнителя (счет), Н- налоговый орган.
Небольшой анализ схемы. Банк заказчика уже заряжен до подписания договора на определенную сумму. При подписании договора (замыкается ключ) происходит переходный процесс в цепи, при котором заряжается  кон-денсатор БИ (то есть наполняется банк исполнителя) и ЭДС самоиндукции катушки АИ препятствует возникновению тока в цепи ПСИ (администрация пишет бумаги, распоряжения, следит за перечислением авансового плате-жа…). Налоговый орган шунтирует цепь АИ-ПСИ. ОТ значения сопротивле-ния Н зависит количество энергии, прошедшей по производственной цепоч-ке. После этого начинает протекать ток в цепи, содержащей администрацию и ПСИ (деньги пошли, началась работа по выполнению заказа). Рубли текут, совершая полезную работу в элементе ПСИ. Далее, при выполнении заказа ключ размыкается, ЭДС самоиндукции катушки – администрации направле-но на поддержание процесса производства некоторое время (на обеспечение собственных нужд, выплату зарплаты, пока нет других заказов и т.п.). Банк исполнителя (конденсатор БИ) начинает разряжаться на цепи АИ-ПСИ и Н, обеспечивая запас жизни предприятия без заказов, уплачивая налоги. При формировании нового объема работы процесс повторяется, ключ замыкается и т.д.
В соответствии со схемой можно проанализировать эффективность работы предприятия. В численных значениях, пользуясь известными «элек-трическими» методиками, возможно рассчитать необходимый объем «заря-да» банка исполнителя, оптимальные соотношения административного ре-сурса и производственной службы, суммы налогов,  вычислить время суще-ствования предприятия без заказа. Все это стало возможным благодаря пере-ходу к одной энергии, к одной единице измерения. Можно доказать, что при-веденная схема является стандартной и характеризует предприятие не инно-вационного типа. Переход к инновациям требует внесения дополнительных элементов. Грубо говоря, необходимо создание собственной «генерации», изображенная выше схема, с определенными доработками должна играть в нем лишь роль обмотки возбуждения. В следующий раз об этом.
Подобными схемами можно заменить все структуры любых отраслей хозяйства в любых масштабах. Анализ подобных схем при наличии стати-стики по объекту позволит создавать рекомендации по рациональному по-строению производства, выявлять места наибольших потерь (причем сразу в рублях).   Очень интересная работа. Если помнить о явлении резонанса в це-пи, содержащей емкость и индуктивность, учитывать, что и банковская сис-тема имеет свои производственные отделы и административный ресурс, вдруг включенный встречно с другими административными ресурсами, то возможно, наверное, даже разобраться в наступившем банковском кризисе.  Задачка вполне решаемая, с выдачей конкретных рекомендаций. 
В следующих работах будет проанализирован человек как элемент всеобщей энергетической цепи. Следом требуется анализ цепочки: семья, структурное подразделение предприятия, предприятие, регион, страна, пла-нета, вселенная. Как видно уже сейчас – это лишь, по аналогии с энергети-кой, уровни энергообеспечения. Выводы можно делать уже сейчас. Выходя на более высокий уровень энергии получаем… правильно, больше рублей (в энергетике это называется глубокий ввод).
Вывод: написанное автором – рубли. Энергия. Которую можно пре-образовать в сто других видов и с каждой из них получить рубли. Закон аб-солютного энергосбережения. Ни одна капля не падает мимо. В природе нет лишнего. Природа создана на благо человека и живет одними энергиями с ним. Грех не пользоваться энергией, которая создана специально для нас. Бо-лезни (человека, семьи, предприятия…) – от непонимания энергии и непра-вильного, не полного использования ее. Где наиболее полное и наиболее важное энергосбережение. Принцип Шарупича гласит, что наиболее значи-мое энергосбережение – энергосбережение человека. Нельзя не согласиться. Значит - свою личную энергию сберегать надо, то есть – использовать ее на сто процентов с пользой. Как? Очень просто.
Пример из образования.
Что есть лекция, предположим по светотехнике и электротехнологии? Когда преподаватель рассказывает (в лучшем случае показывает) студентам материал по указанному предмету. Хорошо, сколько из этого усваивают сту-денты - 20%. Сколько энергии тратит преподаватель – 100%. Где восемьде-сят? Инновации стары. Еще Писарев говорил, что высшее образование – это самообразование. Как сберечь свою энергию и повысить знания студентов в несколько раз? Подумаем. Чему мы должны учить? Только знаниям? Нет, еще искать эти знания, осваивать их, оформлять и доводить до аудитории. Вывод, кто должен читать лекции по предмету – студенты, причем каждый. Решаем задачу по абсолютному энергосбережению. Каждому студенту дает-ся обязательная тема для поиска информации, освоения ее, подготовки пре-зентации и доклада на лекции. Каждый готовит и докладывает. Результат 100% энергосбережения преподавателя и 100% выполнения работы (вместо 20-ти). В чем он заключается? Очевидно: несколько десятков студентов со-брали преподавателю информацию и оформили в виде лекций – презентаций (эту работу он один проделал бы за несколько лет и то при большом жела-нии). Следующий момент – каждый студент не только занимался поиском и обработкой информации, он освоил методику поиска, компьютерную про-грамму Power Point, посетил библиотеку, научился говорить на публику, ос-воил предмет и многое другое. Кстати, если это занятие оформить еще и в виде конференции по светотехнике и электротехнологии, то можно плюсом ко всему отчитаться перед ректоратом о проведенном мероприятии. Закон абсолютного энергосбережения в действии. Вы использовали весь спектр энергий вместо одной. Правда, есть еще добавка, читая светотехнику так лег-ко приводить примеры из экономики, механики, теплотехники и других дис-циплин, что понимаешь – вот где ресурс! И все это вместе измеряется в руб-лях. Ведь собранный материал можно оформить в виде учебного пособия, методических рекомендаций, издать и продать в другие вузы. Энергия. Энер-госбережение «по полной». Статья на миллион, а может миллиард. Иннова-ция – та же энергия. Кстати, закончив эту статью, я написал лекцию по по-вышению квалификации любого специалиста, в любой отрасли. А это непло-хие деньги. Подумайте.


Рецензии
/Иннова-ция – та же энергия./ - возможно Вы правы в этом.

НО! причём здесь проза.

Виктор Поле   04.12.2008 15:43     Заявить о нарушении