Царевна- Лебедь

     На днях  к Лейле заходила подруга, Сабина.  Детей разбросали по бабушкам,  муж Лейлы был  на  дежурстве - он был врачом, а Сбинын – в Турции по делам. Он у неё бизнесмен и частенько уезжал за границу. Была суббота, погода – чудесная. Так что, никто подружкам не  мешал,никуда  не нужно было спешить и они решили насладиться обществом друг друга по максимуму.  После ужина они вышли посидеть в садике и находились в блаженно-расслабленном настроении...
- Давненько мы вот так не сидели спокойно, не болтали. -  сказала Лейла
-Да..а.. Точно.. Эх,  счастливая ты.. - сказала Сабина,протянув руку и забрав у Лейлы только что прикуренную сигарету..
- У-гу. ..- согласно кивнула Лейла,  и, прикуривая новую  сигарету для себя, добавила - А ты – наглая... 
Сабина  пропустила мимо ушей  слова подруги и, с грустным видом поглаживая свой
округлый живот, продолжала:
- Никакой, блин, диеты не соблюдаешь. А я вот всю неделю теперь на воде  должна
 буду просидеть.
- Не жрала бы столько.
- А вот не нужно так вкусно готовить,зараза.....Я  же сказала – зайду на чашку чая..Кстати,
ты чайник поставила?
- Зачем тебе чай? Мужу пиво отличное, российское прислали – целых  три
 баклажки, одна как-раз в холодильнике, сейчас достану и   будем пЫво пить!- сказала Лейла,  озорно подмигвнув.
- Мммммм...Убийца... – обречённо застонала Сабина.. – Давай, доставай из  холодильника пЫво, а я пойду бокалы принесу.. Они там же, где и всегда?
- Да, естественно..Но ты можешь не пить, если это тебя напрягает! – поддела Лейла её.
- Размечталась! Чипсы где? Змея –искусительница!– ответила Сабина, заходя в дом.
После пары внушительных бокалов её было не удержать – Сабина решила петь! Какие проблемы? Караоке у Лейлы всегда в стартовом положении, микрофоны она даже не убирала..
Лейла  и Сабина  пели и дуэтом, и соло. Лейла пела хорошо, но Сабина........ Ей медведь не просто  на ухо наступил – он жестоко оттоптал ей оба уха, а заодно  и разорвал голосовые связки. Только Сабина  твёрдо была уверена в своих идеальных музыкальных способностях.. Без слёз её слушать просто  не возможно...Особенно, глядя на выражение её лица – Сабина, полуприкрыв глаза,  явно представляла себя на сцене, ну, минимум, Кремлёвского Зала.. Её коронным номером была песня Успенской – «Кабриолет»..
- Чего ты ржёшь? А? Вот чего ты ржёшь?! Песня –то тяжёлая... -  возмущалась  Сабина,  а  Лейла не была в состоянии даже возразить что-то – у неё от  хохота болели мышцы живота и лица..
- Сабиш!!Я  тебя   умоляю, остановись.. Больше не могу.. – еле-еле переведя дух, сказала Лейа,отбирая у неё микрофон..
- Ладно, хрен с тобой.. Ничего ты не понимаешь.. – нисколько не обижаясь, Сабина отдала  микрофон.
- В кабриолетах? – утирая слёзы, спросила Лейла .
- Язва ты..  – делая трагическое выражение лица, которое рассмешило подругу  ещё  больше, сказала Сабина..
- Я? Ну, что ты? Я  же  - ангел!
- Да-а-а..Это уж точно..Ангел! Только вот крыльев не хватает..Слышь, ты, ангел, пойдём в садике посидим.  И пивка попьём. Кстати, классное пиво.
- Намёк поняла. 
Они вышли опять в садик...Лето было на исходе, поэтому, в ночном воздухе
неуловимо  чувствовалось дыхание приближающейся осени..Говорили о пустяках.. И вдруг, оборвав себя на полуслове, Сабина спросила:
- Слушай, я тебе когда-нибудь про Эсмиру рассказывала?
- Это кто такая?
- Ну, квартирантка наша!
- Ваша? Квартирантка?!Сабиш, честное слово, я понятия не имею о ком ты
говоришь..
- Да? – всё ещё с  некоторым сомнением в голосе, откидываясь обратно на спинку
 кресла, сказала Сабина. Сделав пару глотков пива, она, качая головой, медленно проговорила.. – Хотя..знаешь, вполне возможно, что я тебе ничего о ней не рассказывала..Потому, что с ней у меня связаны такие воспоминания, что  особо ни с кем и не захочешь  поделиться..Просто, мы познакомились с ней примерно в это время года, в конце августа..Ну-ка, долей  мне ..- протянула она бокал..
Лейла налила ей пиво, Сабина сделала пару глотков и, прикурив сигарету, сказала:
- Ты когда-нибудь напиши об этом, ладно?
- Я тебе что, личный мемуарщик, что ли?
- Не трынди. Слушай...


 ***************************

... Это было лет десять тому назад.. Нас буквально преследовали очень крупные
неприятности, даже, можно сказать беды... Отец на старости рехнулся- влюбился в молодую девчонку, ему  - шестой десяток, а ей – двадцать три. Представляшь? Ушёл из дома, купил ей квартиру, машину.А она его меньше, чем через год после этого послала. И правильно сделала.  Я нисколько её не виню и даже не держу на неё зла. Как говорится, баджарана – джан гурбан! * Но самое уникальное, что моя  мама его простила!! Она приняла его – больного, полуживого фактически. Он же по жизни был язвенником, так мама  всегда носилась с ним как курица с яйцом. Следила за его здоровьем, готовила отдельно диетическое питание, поила всякими отварами. Естественно, что та чувиха плевать на него  вместе с его язвой хотела – она получила то, что ей было нужно и послала его куда подальше. А он припёрся домой. Боже мой, ты представить себе не можешь – как я его ненавидела!! Знаешь, я до сих пор не могу понять – почему мама его приняла? Господи, он же предал её! Мало того, что он всю жизнь изменял ей, так на старости лет выкинул такой номер...Маме было под пятьдесят, когда он ушёл.. А женаты они были почти тридцать лет...Представляешь, что она пережила?Да, он был, наверное, не самым плохим отцом, но я его так и не смогла простить. Ведь это из-за его предательства мама перенесла инфаркт, но несмотря на свою болезнь, она ухаживала за  ним до последней его минуты..Когда он умер я не проронила ни слезинки...Скажу больше – я вздохнула с облегчением. Потому, что мне было мучительно противно видеть его и каждый раз вспоминать о том, как он поступил с мамой, со мной..Ведб для того,чтобы купить квартиру и машину своей любовнице, он продал нашу квартиру, которая была в центре города и дачу. Словно желая избавиться от нас  с мамой, он купил нам двухкомнатную квартиру в далеко не престижном районе города. Правда, прежние хозяева сделали отдельную пристройку, которая состояла из  небольшой веранды, одной комнаты, отдельного санузла и кухни - квартира находилась на первом этаже  двухэтажного дома – их ещё «американки» называют.  Пристройку и собственно саму квартиру отделяла одна общая дверь между двумя кухнями. Вход в квартиру был с блока,а в пристройку можно было попасть через сад с задней стороны дома..Когда любовница выгнала его и он вернулся, скажем так, в семью, я, практически, изолировалась – я жила в этой пристройке. Когда мама приняла его, я поставила ей условие – если она хотя бы попробует меня с ним примирить – я уйду..И она знала, что я это сделаю.  Я не разговаривала с ним вплоть до его смерти – он умер через пол-года после того, как вернулся..
    И вот эта пристройка  здорово нас выручила -  оказавшись в очень стеснённом
материальном положении, мы решили сдавать эту комнату –надо же было как-то жить,потому что социалистический строй, в котором я родилась и выросла, рухнул и внёс хаос, и это стало нашей очередной проблемой. Государственная организация, в которой я работала по направлению после окончания института, закрылась. К тому времени я  уже около двух лет была разведена. Муж мой был хорошим человеком, но, увы, очень слабохарактерным. Мы со свекровью сразу невзлюбили друг друга, а он, к сожалению, не относился к тем мужчинам, которые умеют регулировать ситуацию в семье.. Через пол-года после развода я познакомилась с парнем и  встречалась с ним тайно от мамы, конечно. А через два месяца я узнала, что он женат. Это было огромным потрясением для меня..Прошёл почти год, а  я ни с кем даже не хотела знакомиться – боялась обжечься очередной раз..Но, честно говоря, проблема с безработицей волновала меня гораздо больше, чем всё остальное. Время было очень тяжёлое..Хотя, были и люди, прекрасно сориентировавшиеся в нём и, наоборот, достигли многого. Большинство занялось тем, за что в советское  время можно было попасть за решётку, а теперь давало прекрасную прибыль – «челночным» бизнесом. Вывозили за границу ценные вещи, а завозили  тряпьё, которое покупали там за гроши, а здесь продавали с огромной разницей. Ездили в Турцию,Иран, Сирию.  Дубаи освоили немного позднее.. В основном, этим занимались женщины.. Затем, многие из них переквалифицировались - проституция была более выгодна.. Ни я , ни мама, естественно, не относились к этой категории людей. Мы не смогли бы заняться ни коммерцией, ни проституцией...Я металась в поисках работы, мамина пенсия была смехотворной...Для того, чтобы купить продукты, нам с мамой пришлось продать довольно ценные вещи – золото, дорогую посуду, ковры.  Это время я и сейчас вспоминаю с ужасом.. Однажды вечером к нам зашла мамина подруга – тётя Алла. Они с моей мамой дружили ещё с институтских лет и я, практически, выросла на её руках.Она была мне как родная. Как и обычно,  через некоторое время разговор стал виться вокруг больной темы.
- Ой, Алла,...Ты не представляешь  - как я переживаю за Сабину.. Уже двадцать шесть лет, а у неё ни детей, ни семьи..Я даже умереть спокойно не могу.. – завела мама свою любимую песню.
- Мам, ну, что ты опять начала? – Я так ненавидела эти разговоры!!
- Сабина,  деточка, мама права.. – стала успокаивать меня тётя Алла. – Конечно, дай Бог ей долгих лет, но мало ли что? ..Тебе нужно как-то устроить свою жизнь..
- Тёть Ал, да кто против? Не получается же! К тому же, меня сейчас гораздо  больше совсем другое  волнует – пол-года никуда не могу устроиться!А вы  о замужестве говорите.. Вы мне лучше с работой помогите. Или квартирантку нам найдите. У нас же отличные для этого условия. Два совершенно разных входа,  двор, кухня, ванна, туалет – всё отдельно.
- Умничка, Сабина!! Эльмира, я всегда говорю  -  у тебя дочка просто умница..
- Да ..уж..Умнее некуда – пробормотала я себе под нос, наливая чай..
Мама немного помолчала, затем, со вздохом сказала:
 –  Неудобно как-то.... А  что люди, родственники и знакомые скажут?
- Ну, вот видите, тёть Ал? Для неё же главное – что люди скажут!
- Эльмира, ну что ты за человек? При чём тут люди?  Ты о чём сейчас, а? Кто-то  пришёл?
Постучал в твою дверь?Спросил, может, помочь нужно или денег тебе дал, а? Ой, вот, ненормальная ты какая-то, честное слово!! – тётя Алла с укоризной посмотрела на маму, потом, махнув рукой, повернулась ко мне - С работой, ласточка моя, не обещаю..А вот насчёт комнаты – помогу. У меня племянник в офисе по купле-продаже квартир  работает. Скажу ему, чтобы он подобрал вам квартирантку..
    Через неделю после того разговора к нам поселилась Эсмира.. Мы как-то сразу все  понравились друг другу.Эсмире было двадцать пять  лет.Она была очень красивая, но какая-то, измождённая что ли, словно, не оправившаяся после тяжёлой болезни. Кожа у неё была бледная-бледная, глаза  - огромные, необыкновенного серого цвета -очень грустные. Её улыбку можно было снимать для рекламы зубной пасты. А какая фигура! Любая топ-модель позавидовала бы.. И роскошные волосы.. И ещё Эсмира чуть картавила и это придавало такую прелесть её разговору, что я тебе передать не могу.. Помнишь, картина была  в каком-то школьном учебнике -«Царевна-Лебедь»?  Врубеля? Вот я  когда Эсмиру в первый раз увидела, долго думала – кого же она мне напоминает? Но вспомнить никак не смогла..А через пару лет после её исчезновения, я смотрела телевизор и не могла найти ничего интересного, прыгала с канала на канал и как назло попадала постоянно на рекламу. И  вдруг – эта картина! Я аж вскочила с дивана! Знаешь, ну вылитая Эсмира! Такая же хрупкая,нежная, а  глаза – огромные, печальные.... Мама моя Эсмире так и говорила : «Не девушка, а лебедь!»..
    О своей семье Эсмира почти ничего не рассказывала – она избегала эту тему, а мы с мамой в силу характера и воспитания, не лезли с лишними расспросами.. Как-то вечером,сидя у нас за чашкой чая, она сама рассказала, что развелась с мужем потому, что он постоянно избивал её. Детей у них не было..Вернуться в родительский дом она не могла – в деревне это было страшным позором. Поэтому, приехала в Баку и жила больше месяца у двоюродной сестры.Но как только устроилась на работу в магазин, решила съехать -  не хотела стеснять свою родственницу. И мы были первыми, чей адрес ей дали в офисе..
  .. Она жила у нас уже почти три месяца... Эсмира всегда приходила домой не позднее девяти вечера. Магазин, в котором она работала продавщицей, закрывался в восемь..За всё это время она только два или три раза ходила в гости к своей двоюродной сестре..Но однажды она не пришла домой ночью..Мы с мамой немного волновались. Даже когда Эсмира ходила в гости к  сестре, она говорила нам об этом заранее и всегда звонила, если задерживалась..Мама постоянно ставила её мне в пример: была бы  моя воля, так я сутками не давала бы о себе знать... Где-то около десяти вечера,мама сказала мне, чтобы я позвонила Эсмире на сотовый. Но я запротестовала :
- Может, у человека свидание, в конце концов?!
 На следующее утро мы сидели с мамой на кухне и завтракали,когда услышали, как Эсмира открыла свою дверь.. Мама постучала в дверь, отделявшую наши кухни:
- Эсмира, доченька, у тебя всё нормально?
- Да.. –голос у неё  был какой-то странный и дело не в том, что он был приглушён
закрытой дверью ..
- Иди к нам завтракать, мы только сели..
- Нет, я  не хочу.. – её немногословность так же  показалась мне странной..
Мама тоже  почувствовала  что-то неладное и сказала мне:
- Иди, посмотри. Может, случилось что-то? Отнеси ей пирожки.
Я вышла через блок, обошла здание и вошла через калитку в садик, прилегающий к нашей квартире с другой стороны здания.  Наша квартира была угловой и предыдущие хозяева оградили довольно большой участок, к тому же, умудрились законно  его оформить, за что я впоследствии была им очень благодарна. Когда Эсмира открыла дверь, я чуть не выронила тарелку  с пирожками – всё её лицо было одним огромным синяком, глаз почти не видно, нос разбит, а левую щёку уродовал неглубокий, тонкий «Г» - образный порез, на котором засохла коричневой корочкой кровь... Она приложила палец к распухшим губам, на которых тоже  запеклась кровь:
- Ш-ш-ш..Шешивю шыхайтма...* – прошепелявила она – у неё были выбиты
передние  зубы!  Платье на ней было разорвано, одного рукава не было вообще; на полу, около двери ванной комнаты  валялись её плащ и сапоги, сплошь замызганные грязью – был ноябрь месяц и уже неделю шли дожди, везде было слякотно, но Эсмира была очень аккуратной и я никогда не видела, чтобы у неё была грязная обувь,а тем более – плащ,  да ещё до такой степени, словно она шла по колено в грязи. 
- Что, что случилось?! – шёпотом спросила я, проходя в комнату и поставив
 тарелку на стол.  - Эсмира, кто тебя так избил?
- Мустафа..
- Это ещё кто такой?
- Муж бывший..
- Откуда он взялся? И какое он имеет право? За что?!!!
 Эсмира долго молчала, потом, глубоко вздохнув, начала свой рассказ.
- Нас в доме три  сестры, я  - младшая. В районах рано выдают девочек замуж, но
мне «повезло» больше всех - меня отдали замуж в четырнадцать лет. Мой отец любил играть в карты. И меня отдал замуж за человека, которому проиграл очень  много денег. Мустафа к тому времени больше года был вдовцом. И знаешь, Сева, многие девушки или вдовы из нашей и соседних деревень мечтали выйти за него замуж..Он был очень, очень богат...Ему  было больше сорока лет и три его дочки были старше меня – они были замужем.. С ним в доме оставалась младшая дочка, она была инвалидом..Ему нужна была служанка, а не жена. Я работала весь день как ломовая лошадь.. Я  следила за хозяйством,  ухаживала за больной «падчерицей», которая была не просто инвалидом, а ещё и умственно больной.. К тому же, Мустафа частенько бил меня – ни за что ни про что.. Но больше всего меня убивало то, что он со мной делал, оставаясь наедине..Слава Богу, что я не беременела и не родила от него. Глядя на полоумную, прикованую к постели падчерицу, я с ужасом думала о том, что рожу неполноценного ребёнка..А через три года после замужества Мустафа  стал немощен, чему я была безмерно рада. Ведь то, что он со мной вытворял, было самой ужасной пыткой. Но немощность озлобила его ещё больше. Мустафа  стал избивать меня чаще.. и  очень жестоко... Все  эти десять лет я жила как в кошмаре..Я постепенно превращалась в скотину....Но, оказалось, что жизнь ещё теплилась во мне..
В деревню приехал деверь моей старшей падчерицы. Он уже давно  жил в Баку....
Он приехал на свадьбу своих племянников..В первый раз я увидела его, когда он со своим отцом пришёл к нам.. Мустафа –богатый человек. И все, кому нужны бывают деньги, обращаются к нему. Вот и Азад со своим отцом пришли, чтобы одолжить денег на предстоящие расходы..Мы встретились с Азадом взглядами, когда они поднимались по лестницам веранды, а я спускалась с другой стороны – я не имела права находиться в комнате с мужчинами, поэтому,  только после того, как я приготовила чайный стол и  спустилась вниз, они поднялись наверх.... Я возилась во дворе, стараясь находиться в тени деревьев и мне удавалось видеть его сквозь густую листву вьющихся роз, опутывающих веранду. Мустафа и отец Азада сидели спиной ко мне, а Азад – лицом. К своему ужасу, и в то же время, какой-то непонятной, но сладостной, тревоге,я заметила, что он тоже бросает исподтишка взгляды в мою сторону...Когда они уходили, я развешивала бельё..И увидела, как он, воспользовавшись тем, что его отец и Мустафа увлечённо обсуждали виноградную лозу, посмотрел мне прямо в глаза..Я вспыхнула и быстро натянула простыню на бельевую верёвку, отгородившись от его обжигающего взгляда.. Весь день у меня всё валилось из рук, его взгляд преследовал меня всюду..Куда бы я ни смотрела, чем бы ни занималась – мне чудились его глаза...
...До свадьбы оставалось всего два дня. И, если, раньше мне было совершенно безразлично что надеть на свадьбу, то теперь я места себе не находила. Боже, я так переживала!! Я не помнила когда в последний раз смотрелась в зеркало..Я ведь не уродка, как ты заметила, просто...давным-давно поставила на себе крест. Я не обращала никакого внимания на свою внешность, на одежду – мне было всё-равно во что я одета, лишь бы чистое было. Ведь что скрывать -  деревенские девушки и женщины нередко бывают неряшливы и довольно нечистоплотны. А  моя мама научила нас соблюдать гигиену  с малых лет...и  признаюсь честно – только благодаря  врождённой чистоплотности, я следила за своей гигиеной.. Всё остальное меня не волновало..Но, как выяснилось, женщина, которую загубил во мне Мустафа, не дав ей даже проявиться, всего лишь ждала своего часа, который настал в тот момент, когда я увидела как смотрел на меня  Азад....Я поняла, что понравилась ему даже в том простеньком ситцевом платье, в котором он увидел меня впервые..Значит, он разглядел во мне  что-то -  несмотря ни на что, несмотря на жуткие десять лет, прожитых мною в аду – поверь, это не просто слова.. Я была безмерно  благодарна ему за это - теперь мне было далеко не безразлично как я выгляжу.За одни сутки я сшила себе платье -я ведь отличная портниха, это Божий дар,он перешёл ко мне от маминой мамы.. Но за эти десять лет, так называемой, семейной жизни, я не сшила для себя ничего – только для падчериц и их дочерей. Для себя я не хотела ничего делать. А теперь...теперь  взгляд Азада преследовал меня днём и ночью и только для него я хотела быть красивой...
 Последние несколько лет и в нашей деревне стали проводить совместные свадьбы,  а не так
как раньше – женщины в одной палатке, мужчины – в другой. Но за столами мужчины сидели отдельно от женщин.. Меня очень часто приглашали танцевать – все женщины считали своим долгом уделить мне внимание - ведь Мустафа был не только очень богатым, но и самым авторитетным человеком и мне, как его жене, уделяли особое внимание. Так, что можно сказать, я почти не выходила из круга танцующих.. Наверное,  глазах городских модниц я выглядела смешно.  Но там, на свадьбе, я затмила всех. У меня было очень много золотых украшений, которые за эти десять лет я надевала всего несколько раз. А в тот день я одела самое лучшее своё золото. Я сверкала как Жар-птица в своих драгоценностях и платье, сшитом из переливающегося материала, сплошь усыпаного бисером... И внутри меня горел огонь – я ловила не себе взгляды Азада и видела в них восхищение.. Я чувствовала, что он с трудом отводит глаза..Через пару часов, когда свадьба была в самом разгаре,  и многие мужчины – в том числе и Мустафа – были совершенно пьяны, я потихоньку вышла из свадебной палатки и пошла по направлению к реке.. Дом моего мужа садами выходил как раз к реке.. Я  шла медленно, сердце стучало, как бешеное и я чувствовала - что-то произойдёт. И не ошиблась..Я услышала за спиной шаги..Обернувшись, увидела, что меня догоняет Азад.. Я остановилась. Вокруг стояла кромешная тьма, доходили звуки музыки, шум и крик  свадебного торжества, лаяли встревоженые деревенские собаки..Тяжело дыша, Азад  подошёл ко мне вплотную, схватил за плечи и поцеловал так, что мне показалось, будто земля уходит из-под ног.Это был мой первый поцелуй..Да-да, первый – Мустафа ни разу не целовал меня..Он  и в этом плане обращался со мной как со скотиной.... «Где я могу увидеть тебя?» -обжигая меня своим дыханием, спросил Азад. От него не пахло спиртным и это меня обрадовало. Значит, он делает всё это не спьяну! И я сказала, что буду  ждать его ночью, в нашем  летнем сарайчике у реки.
- Эсмира,а ты не боялась!?
- Нет, Сева. Нисколько не боялась.Сейчас объясню почему. Спальня находилась на втором
этаже. Но после того, как Мустафа стал немощен, он спал в ней один – к моей огромной радости. А я спала на диване, на первом этаже. Очень часто  в  холодное,  ненастное время года, я  коротала ночи рукодельем, сидя у камина. А вот летом я спала на веранде. Когда бессоница  совсем уж меня одолевала, я шла к речке  и просиживала на её берегу до самой зари.. Иногда, засыпала в сарайчике, на топчане, на который стелила одеяло, которое приносила с собой.. И часто  думала о том, чтобы привязать к ноге камень и утопиться. Но я боялась. Мустафа всегда спал, как убитый. Он ложился довольно поздно и просыпался не раньше полудня. Я закрывала с вечера тяжёлые ставни и в комнате стояла кромешная тьма. Иногда он спал почти весь день, мог проснуться, покушать и вновь заснуть. Даже в самую жару  Мустафа спал на пуховых подушках и зимних матрасах, укутавшись с головой в шерстяное одеяло. Он всегда потел, да так, что постель промокала насквозь и, проснувшись, орал, чтобы я помогла ему – я должна была вытереть его досуха и помочь быстро переодеться. Каждый божий день я вытаскивала тяжеленные, огромные матрасы, подушки и одеяло  на веранду и проветривала их.. Я так же прекрасно знала -  ни за что на свете Мустафа не встанет и не вылезет мокрым из постели. Однажды, у его больной дочки случился приступ. Мало того, что я смогла разбудить его с огромным трудом, так мне  пришлось сначала его высушить, помочь одеться и только после этого он встал и прошёл в комнату беснующейся в кровати дочери. Вот почему я так спокойно назначила свидание Азаду. Дождавшись, когда Мустафа  вернулся со свадьбы вдрызг пьяный и завалился спать, захрапев буквально через несколько секунд на весь дом, я побежала к реке..Войдя в сарайчик, я увидела Азада. Он сидел на топчане... Только  под  утро он ушёл.. Целый месяц мы встречались с ним по ночам...Это был волшебный, чудесный месяц.. Я была счастлива..Весь день я ждала наступления ночи.. Ни усталость, ни побои Мустафы не могли омрачить мне это ожидание.. Я рассказывала Азаду понемногу о своей жизни....К сожалению, это были не сказки, как «Тысяча и одна ночь». Азад предложил сбежать с ним в Баку. Но я тогда отказалась – я испугалась и боялась позора..Какой  же дурой я была!! Как только он ни уговаривал, как только  ни молил – я отказывалась уехать с ним..Потому, что понимала – этот шаг привёл бы к кровавым последствиям.Мустафа не простил бы такого оскорбления. А я была согласна тысячи раз умереть, лишь бы ни один волосок не упал с его головы.. И мы договорились, что после его отъезда, через пару недель, я просто уйду от Мустафы и приеду  в Баку,к Азаду.. Конечно, нам пришлось бы скрывать свои отношения некоторое время. Но это было уже неважно..Азад сказал, что мне нужно будет взять только паспорт и уйти из дома в той одежде, которая будет на мне  - чтобы не вызвать никаких подозрений. Несмотря на то, что Мустафа был очень богат, у меня никогда не было денег. Я никогда ничего не покупала сама. А драгоценности он хранил всегда у себя. Где – я даже не знала.. Азад оставил мне деньги и я  спрятала их в сарае... Время его отпуска подходило к концу..и настала ночь отъезда...Я хотела умереть..Единственное, что придавало мне силы – это надежда на скорую встречу....
        Эсмира замолчала...Я смотрела на её изуродованое, опухшее от побоев лицо.. Мне было невыносимо жаль её...На потрескавшихся губах  и ране на щеке выступили  капельки крови, она прикладывала к лицу мокрый платок, который время от времени смачивала холодной водой. Это доставляло ей огромную боль – я видела, как она вздрагивала каждый раз..
- Эська, может, всё-таки, вызвать врача?
Она отрицательно покачала головой..
- Нет..Ничего не нужно..Заживёт как на собаке.. Мустафе на меня было наплевать – он не
заметил ни того, что я за месяц расцвела как бутон и за какие-то несколько дней стала вновь увядать...Он был сыт, дома была чистота,хозяйство в идеальном порядке, дочка ухожена – от меня больше ничего не требовалось.. После отъезда Азада  прошла неделя, когда я почувствовала приступ тошноты...Сначала я не придала этому никакого значения, потому, что всё это время  держалась буквально на воде. Но, когда я потеряла сознание, собирая помидоры с грядки, то поняла, что беременна.. Счастью моему не было предела! Теперь я ничего не боялась! Вечером я выкрала паспорт и спрятала его в сарае, там же, где  лежали деньги, оставленные мне Азадом – я хотела на следующий же день, рано утром выйти из дома и пешком дойти до  дороги, проходившей недалеко от нашей деревни, сесть в попутный автобус и доехать до первого вокзала...Но ночью  умерла больная дочка Мустафы... Она просто заснула и не проснулась.. Я подумала, что будет очень подло с моей стороны уйти сейчас и решила подождать сорок дней.. «Что такое сорок дней, когда  у меня впереди  вся жизнь с любимым?»  - думала я..Я теперь точно знала, что беременна..Слава Богу, тошноты уже не было..Я вновь хорошела буквально на глазах.. Соседки заметили это и лезли с расспросами – они же не знали, что из десяти лет семейной жизни, последние семь Мустафа был немощен... Я поняла, что тянуть больше нельзя – не дай Бог, до него дойдут слухи!!Но я допустила огромную ошибку – Азад говорил мне, чтобы я просто взяла паспорт и убежала. А я...я решила сказать Мустафе о том, что хочу уйти.. Пусть  очень жестокий, но он  мой муж,хотя он и не регистрировал наш брак – сначала мой возраст не позволял, потом как-то не было необходимости  и единственным документом была бумага, написанная моллой - кябин. А  я ему изменила. За это и убить могут, про позор я уже и не говорю! И, словно желая хоть как-то загладить  этот грех, я решила не лгать, не убегать, а честно сказать о том, что хочу уйти.... Это было очень-очень глупо.. До четырнадцати лет я была полностью во власти отца, тоже очень жестокого человека и меня воспитали в духе страха и подчинения мужу. Я видела как беспрекословно подчиняется моему отцу мама, а старшие сёстры – своим мужьям, да и практически, все женщины в деревне были в полной власти своих мужей. Мужчина был в доме главным,его решения – единственно правильными, его мнение – единственно верным. Женщина же должна была подчиняться ему бесприкословно.
    Я жестоко поплатилась за свою глупость..  Мустафа даже не дослушал меня.. он вскочил с места и словно бешеный накинулся на меня...жестоко избил, почти до полусмерти.. Избитую, окровавленную, он выбросил меня во двор дома..  И сказал, что из этого дома у меня только один путь – на кладбище...Он бил меня головой об землю и избивал ногами, обутыми в тяжёлые, старые ботинки. Я старалась уберечь живот от его побоев, и большинство  ударов пришлись по голове.. После  очередного удара я потеряла сознание.. – Эсмира  убрала прядь густых волос и показала на глубокий шрам, в нескольких миллиметрах от виска. – Когда я пришла в себя, то, была уже  ночь.. Из дома раздавался его храп...Я  решила бежать..Но понимала, что в таком состоянии я не смогу добраться до Баку. Я еле-еле поднялась и шатаясь прошла к сараю. Забрала паспорт и деньги и пошла к тётке, в соседнюю деревню. Она жила на той стороне реки, мне нужно было только перейти мост, а тётин дом находился у самой реки.... Она не разговаривает с моим отцом почти  тридцать лет.. В деревнях, ты знаешь, семьи бывают большие, а мой отец и тётя Асли были единственными выжившими детьми – все остальные умирали в младенчестве. В своё время он, по праву старшего брата, после смерти отца получил всю власть и обделил свою сестру, присвоив себе  и её часть наследства. Он выдал её замуж в соседнюю деревню, за деревенского пастуха, сироту - Абузара.. Но Абузар оказался очень хорошим человеком. Отправил мою тётку в Баку,где она поступила в медицинский техникум, выучилась на  акушерку. Окончив училище, тётя Асли  вернулась в деревню и вскоре прославилась на весь район – она была не только акушеркой, но  и знахаркой – прекрасно разбиралась в травах, в их лечебных свойствах.А сам Абузар из простого пастуха постепенно превратился в довольно успешного скотовода.Тётя Асли  и  её муж  жили душа в душу. И даже то, что у них только через девять лет  родилась всего одна дочка – Зарифа, у которой я жила, когда приехала в Баку –  не разрушила их любовь, а, наоборот, они даже стали ещё ближе друг к другу.Несмотря на то, что тётя Асли не разговаривала с моим отцом, к нам, своим племянницам, она была всегда очень внимательна – и на свадьбах принимала  участие, и подарками задаривала, и ходила в гости, и нас приглашала к себе. А меня – я чувствовала – она любила и жалела больше всех..К тому же, я и похожа на неё даже больше, чем её родная дочка. К воротам тётиного дома я почти приползла, потому что силы совсем иссякли. Собака, охранявшая дом, залилась лаем, когда я заколотила камнем в ворота. Тётя и её муж проснулись на лай собаки и прибежав к воротам, открыли их. Увидев, что ворота открылись, я потеряла сознание.  Очнулась от ужасных болей внизу живота.  Я призналась тётке, что изменила мужу и рассказала всё про Азада.Я боялась, что она меня осудит.Но тётя Асли сказала, чтобы я ни о чём не жалела..
- Азад хороший парень. Только вот родня его ..затравят они вас.. Но,раз он сам предложил
тебе приехать к нему, значит, знает, что делает. В конце-концов, в дальнейшем, вы можете сказать, что уже в Баку случайно встретились и стали ближе общаться..Знаешь, что, Эсмира, доченька – не ломай себе голову. Время покажет..
    Её слова действовали как бальзам на раны. А к вечеру того же дня Мустафа передал через
деревенского моллу, что ему не нужна жена, проведшая ночь неизвестно где..  Я была только рада это услышать.Через два дня моя мама и  одна из моих сестёр, бывшая замужем в той же деревне, где жила тётя Асли, зашли проведать меня..Они долго плакали, сидя у моего изголовья и сказали, что отец отрёкся от меня, а мужья других моих сестёр запретили даже произносить моё имя. Я была в их глазах падшей женщиной..Думаю, если бы Мустафа, мой отец и все остальные узнали о моей измене, а тем  более о беременности, то меня точно  убили бы... Я успокоила рыдающих маму и сестру, сказав, что всегда буду любить их и мне достаточно знать, что в их сердце есть место для меня. А раз мужья сестёр против нашего общения, то ничего страшного.. Они – в отличии от Мустафы – не были жестокими людьми, мои сёстры жили довольно неплохо, всего у них было в достатке, у каждой было по несколько детей, у старших двух  даже были внуки. Но они,эти мужчины, считали, что я опозорила их. А сёстры мои не могли пойти  против воли мужа..Даже то, что маме и сестре было позволено придти ко мне, уже являлось огромной уступкой..И я меньше всего хотела быть причиной раздора в их семьях. Уходя,  они покрывали меня тысячью поцелуев, словно, прощались навсегда....
   Эсмира вновь замолчала. Глаза её блестели, но слёз не было...
- Кажется, я выплакала все слёзы в ту ночь, когда потеряла ребёнка это  произошло на
 второй день моего пребывания у тёти.. Тётя Асли сама выходила меня и никто, кроме неё, а теперь и тебя – не знает этой тайны.. Я очень тяжело болела – организм устал от потрясений, побоев и я никак не могла поправиться...Прошло почти четыре месяца с того времени, как я обещала Азаду приехать в Баку..Тётя Асли как-то предложила мне позвонить ему, но я категорически отказалась..Я не хотела подвергать его риску – я уверена была, что он, узнав о произошедшем,  приехал бы за мной. А это могло привести к ужасным последствиям..Я решила потерпеть.. Но когда я приехала в Баку и  позвонила Азаду прямо с вокзала, то его телефон не отвечал. Вернее, был отключён..С вокзала я поехала к Зарифе и жила у них почти месяц..Каждый день я набирала его номер, но безрезультатно..Я с ума сходила от отчаяния!! Я попросила Зарифу узнать через родственников что-нибудь про Азада.. Потом я устроилась  на работу в магазин и решила  снять квартиру –я  не хотела стеснять их, хотя и Зарифа, и её муж – Валех, настаивали на том, чтобы я оставалась у них. На первую же зарплату я купила себе телефон : тысячи раз в день я набирала номер Азада...Прошло ещё три месяца, но никаких новостей. Телефон всё так же не отвечал...Я уже потеряла надежду, но два дня тому назад, совершенно случайно,Зарифын муж - Валех, встретил Фуада - племянника  Азада. Он учится здесь в Баку, в институте. Оказывается, Азад уехал в Норвегию. Фуад дал Валеху его адрес..Какая-то электрическая почта..
- Электронная.. – поправила я её.
- Ну, да..Я ничего в этом не понимаю. Вчера утром Валех написал ему письмо с номером
моего мобильного телефона. И Азад тут же позвонил.. Я как-раз на работу ехала...Я думала, что умру от счастья, когда услышала его голос..Я как дура плакала, ни слова не могла сказать...А он говорил..говорил...Сказал, что приедет через пол-года – не раньше. Его отправили в эту проклятую Норвегию  по работе.. Совершенно неожиданно – должен был ехать другой  человек, но что-то там случилось и тут же Азада оформили..Потом я тоже успокоилась, перестала плакать и сказала, что снимаю квартиру, работаю в магазине. На его вопрос, почему я так долго не уходила от Мустафы, я соврала наполовину – сказала,  что сначала из-за  смерти падчерицы, а потом и сама очень сильно заболела... Но ничего не рассказала ему про ребёнка и вообще ни слова о том, что произошло.. Не хотела омрачать радость – его и мою..Я вообще решила забыть о прошлом, как о кошмарном сне..Азад сказал, чтобы я ушла с работы – он будет присылать мне деньги...Как только он приедет – мы поженимся..И потом он  заберёт меня с собой – у него контракт на три года..Я подумала - всё..кончились мои беды, вот оно – счастье...И мне нужно просто подождать всего пол-года....Но сегодня произошло то, после чего я не хочу даже жить..
- Не говори глупости, Эсмира! Откуда этот изверг появился?
- Да Бог его знает?! Будь он проклят... Я пришла на работу и сказала заведующему, что
увольняюсь. Как-раз сегодня закончилась моя смена – я сдала магазин сменщице, получила деньги и уже в два часа вышла из магазина и пошла домой. И вдруг столкнулась с Мустафой..Так испугалась, что ноги буквально ватными стали..А он.. Я никогда его таким не видела..Стоит напротив, такой..Ну, как-будто и не тот зверь, которого ястолько лет знала. Тихим таким голосом говорит : «Как хорошо, что я тебя встретил.. Я много думал о том, как поступил с тобой..Да  и вообще, все эти десять лет...Чувствую себя виноватым  перед тобой. Прости, если можешь!» И так искренне, со слезами на глазах говорит, что я поверила. Говорю, что простила его и зла не держу.. Я была так счастлива!! А он стал незаметно так  расспрашивать о том как я, чем занимаюсь. Я, как дура, всё ему и сказала. Сказала, что работаю в магазине, снимаю квартиру, собираюсь замуж..Хорошо, хоть не сказала  за кого.. А он  грустно так улыбнулся и говорит:  «Я рад, что у тебя всё хорошо..теперь и умереть спокойно могу....» Я удивилась – никогда за десять лет я не слышала от него таких разговоров. И вообще, никогда он не был так ласков и мягок со мной. Он держал меня за руку, которую я,честно говоря, просто испугалась отнять – настолько во мне ещё жил страх перед ним... Он предложил пойти пообедать где-нибудь.Я  сначала отказалась..А он таким несчастным голосом говорит: «Неужели врагом считаешь? Кусок хлеба со мной не хочешь поделить?Всё-таки, десять лет женаты были. И, наверное, не встретимся с тобой в этой жизни никогда..Я не сегодня-завтра умру, не хочу, чтобы ты запомнила только плохое. Я ведь в Баку приехал, чтобы врачам показаться – болею я очень сильно..Врачи сказали, что не важны мои дела..Хорошо, если месяца два протяну..Если пообедаешь со мной, значит, ты меня простила и я на том свете спокойно ответ буду держать.ну, а если  отказываешься...» И слёза по щеке у него покатилась!!! И так мне стыдно стало – думаю, человек кается, тем более, что чуть ли не при смерти, а я ему в душу плюю.... Человек умирает, а я ему так беззаботно сказала о том, что всё у меня так хорошо, да ещё и о своём замужестве сообщила...А он стоит, руки трясутся, по щекам слезы – в три ручья!.. Если бы кто сказал – в жизни не поверила бы! И так мне жалко его стало, что аж сердце заныло..Я ведь и вправду его простила, от всей души..В общем, согласилась я пообедать с ним....Села к нему в машину,смотрю, за город едем. Я испугалась, честно говоря. На секунду подумала, что он меня сейчас обратно в деревню повезёт..Но, когда он остановил машину около придорожного ресторанчика, я успокоилась.. Вышла   из машины  и ахнула. На вывеске – название нашей деревни!! Я тут же вспомнила, что у него здесь, в пригороде Баку, свой ресторан, которым управлял муж его средней дочери. Они в Баку живут. А Мустафа иногда только ездил сюда – проверить как идут дела..Взял он меня под руку, схватил так крепко и потащил к одному из домиков. Открыл дверь  - а там несколько  мужиков.И двое  – из нашей деревни... Швырнул он меня к ним и говорит: «Вот она, шлюха, чем в городе промышляет!Вот почему убежала!! Я её на дороге подобрал!!»
   Эсмира замолчала..По щеке медленно покатилась слеза..Моё сердце обливалось кровью – я  уже представила, что происходило дальше.. Я взяла её руки в свои – они были ледяными..Эсмира прикрыла глаза и слёзы покатились, обгоняя друг друга по опухшему, изуродованному лицу, смешиваясь с капельками крови, выступившими на ранах..Я закусила нубы и зажмуриласб, чтобы не видеть этого.
- В общем, изнасиловали они меня все. – глухим, охрипшим голосом, продолжила Эсмира..
 И сняли всё на видеокамеру..А потом, Мустафа избил, порезал мне лицо  и выгнал со словами: «Давай, проваливай отсюда! Посмотрим, кто на тебе с такой рожей  женится..Я написал на твоём лице букву «Г» - гяхбя* . И всем в деревне скажу,  чем ты тут занимаешься. И свидетели у меня есть. Да ещё какие! И видео сохраню! Мало ли что? Вдруг, кто-то и женится – вот я и сделаю свадебный подарок, первая кассета в семейном архиве!!!..» И все пьяные, хохочут..Мустафа за волосы выволок меня из домика и протащил через двор ресторана и вышвырнул  за ворота..Не помню как дошла до дороги. Хотела броситься под машину..А потом подумала, что из-за меня посадят ни в чём не повинного человека.. Никто не хотел довезти меня до города..Машины останавливались, но как только видели в каком я  состоянии  – уезжали.. Наконец, одна машина остановилась – там семья ехала.. Пожалели меня, ни о чём не спрашивали..Довезли до города, а у въезда в город  я пересела в такси и приехала домой.....Сева, я жить не хочу..
Она сказала это таким  голосом, что я испугалась..
- Эська, не дури!! Давай, поедем в милицию, вызовем скорую помощь, напишешь
 заяление!!
- Ты что?! А видео? Как я Азаду в глаза посмотрю? Нет..не хочу, Сева, ничего я больше в этой жизни не хочу.. И жить не хочу..
Она смотрела в пустоту горящим взглядом..Её била мелкая дрожь.Я испугалась, что она сделает с собой что-нибудь и просидела у неё до утра. Под утро она заснула..Я перешла к себе и легла спать..До сих пор не могу простить себе того, что заснула как убитая...Я проснулась около десяти, мамы дома не было – она ушла в магазин. Я почувствовала какую-то тревогу и сразу прошла на кухню, прислушалась – на Эсмирыной половине была тишина. Накинув плащ поверх ночной, я прошла к ней..Дверь была закрыта. Я постучалась – тишина. Вернулась к себе, взяла ключи от её входной двери..Открыв, я увидела, что комната была в идеальном порядке, а на столе  - ключи и записка, в которой она  благодарила нас за всё и просила не переживать... Телефон её с того дня отключён ..Я очень долго набирала периодически её номер.. Безрезультатно.. После её исчезновения я устроилась на работу и больше мы не сдавали комнату.. Потом,я вышла замуж за Намика. Квартиры у него отдельной не было, кроме него в семье ещё два брата и мы решили, что будем жить у меня.. Через пару лет сделали ремонт, полностью перестроили квартиру..Объединили две  отдельные половины, во дворе построили гараж..Но,ты знаешь, я  мучаюсь до сих пор... Снится она мне иногда...И всё-время  один и тот же кошмар.. Вроде, бы я в музее каком-то хожу,  и вижу картину эту – «Царевна-лебедь».. огромная, в человеческий рост.Я подхожу, рассматриваю, и вдруг какой-то урод вбегает в зал и начинает резать картину огромным ножом. А картина оживает и я точно знаю, что это – Эсмира. А этот урод бьёт и бьёт ножом, везде – кровь, я хочу закричать и не могу!! И просыпаюсь в холодном поту. Представляешь?  Знаешь,Лейла, я даже к гадалкам  ходила..
- Ты?! – поразилась Лейла,  потому что  ни  дна  из них  совершенно в эти вещи не верили.
- Да, представляешь? В общем, не выдержала я, понабрала номеров всяких гадалок и
пошла к нескольким...Одни говорят – живая, другие – нет.. Я бы и стала её искать – но где? И как? У меня ни фотографии её нет, ни номера сестры её двоюродной. Я  даже название деревни не помню..Честное слово, поехала бы к тётке её, хотя бы узнала – жива она или нет...
      Сабина прикурила очередную сигарету. Лейа сидела,  потрясённая её страшным рассказом..
- Знаешь, Сабиш, самое страшное, что таких  покалеченных девичьих судеб, конечно, не с точностью один к одному, но полным  полно! А живём в двадцать первом веке...И то, что у тебя нет никаких известий, не так уж и плохо – по крайней мере есть хотя бы надежда на  то, что она жива...
- Да, наверное, ты права..Так и буду думать...Напиши об этом, хорошо?
- Напишу............




баджарана – джан гурбан! *  -   Долго ли умеючи?(смысловой перевод)
Ш-ш-ш..Шешивю шыхайтма...*  -  Не шуми. (Исковеркано.Правильно  -«Сясивю чыхартма» )
гяхбя*  - шлюха


Рецензии