Евгений Гребинка - поэт и писатель

           Чёрные очи.
                "Очи чёрные, очи страстные,
                Очи жгучие и прекрасные !
                Как люблю я вас ! как боюсь я вас !
                Знать, увидел вас я в недобрый час.
                Ох, недаром вы глубины темней !
                Вижу траур в вас по душе моей,
                Вижу пламя в вас я победное:
                Сожжено на нём сердце бедное.
                Но не грустен я, не печален я,
                Утешительна мне судьба моя:
                Всё, что лучшего в жизни Бог дал нам,
                В жертву отдал я огневым глазам."
                1843 г.

       Это стихотворение было написано в России теперь уже малоизвестным украинским поэтом и писателем Евгением Гребинкой. Он писал на русском и украинском языках.
       Е. Гребинка прожил 36 лет. Из них последние 13 лет он жил в Петербурге.
       И. Франко назвал Е. Гребинка талантливым русско - украинским писателем.
       Об этом человеке можно писать очень много интересного. Жизнь его была коротка, но богата на события и встречи с интересными людьми того времени - А. Пушкиным, В. Белинским, Н. Некрасовым, И. Тургеневым....
       Е. Гребинка писал замечательные басни на украинском языке. Его произведения печатали в России и на Украине.
       Многие стихотворения этого поэта превратились в песни и романсы. Так случилось и с стихотворением "Молода ещё девица я была..." ( сейчас это стихотворение известно под названием "Помню я ещё молодушкой была..." ):

          "Молода ещё девица я была,
           Наша армия в поход куда - то шла.
           Вечерело. Я стояла у ворот -
           А по улице всё конница идёт.
           К воротам подъехал барин молодой,
           Мне сказал: "Напой, красавица, водой !"
           Он напился, крепко руку мне пожал,
           Наклонился и меня поцеловал...
           Он уехал... долго я смотрела вслед:
           Жарко стало мне, в очах мутился свет,
           Целу ноченьку мне спать было невмочь:
           Раскрасавец барин снился мне всю ночь.
               Вот недавно - я вдовой уже была,
               Четырёх уж дочек замуж отдала -
               К нам заехал на квартиру генерал...
               Весь простреленный, так жалобно стонал...
               Я взглянула - встрепенулася душой:
               Это он, красавец барин молодой;
               Тот же голос, тот огонь в его глазах,
               Только много седины в его кудрях.
               И опять я целу ночку не спала,
               Целу ночку молодой опять была..."
                1841 г.

                За несколько лет до смерти Е. Гребинка писал:

                "Прошёл мой сон поэзии прекрасной !..
                ......................................
                Проснулся я: кругом так суетливо
                Хлопочет наш индустриальный век;
                Торгует всем - и смотрит горделиво
                На брата современный человек...
                Да, чисел ряды поэзии сменили,
                И многие, что прежде ей служили,
                В коммерческий пустились оборот !..
                ....................................
                И, право, странно в чудном веке этом
                Хоть в шутку быть мечтательным поэтом."
                1846 г.
                ( "У. С. Ловцовой." )


            


Рецензии
Слышишь знакомые песни и не знаешь, что их написал этот талантливый человек.
Жаль, что пожил он так мало!
Спасибо, Оксаночка, что рассказываете нам об украинских поэтах.
Любви и света.
С теплом,
Илана

Илана Арад   26.01.2010 07:37     Заявить о нарушении
Мне очень приятно. Спасибо.

Вонсович-Ясницкая Оксана   26.01.2010 18:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.