Купаться на Красное море! Эфиопский дневник 24

Примерно через час мои соседи зашевелились, проснулись. Я тоже проснулся. Они куда-то собирались.
- «Доктор! Идёмте купаться на море…» - предложили мне. Я ещё никогда не купался в Красном море,  и тоже стал собираться. Наконец, вышли в вестибюль.

Там собралось человек 15. Дежурный пересчитал нас. Назначили старшего. Я не удержался и с улыбкой спросил:
- «Зачем нас пересчитывать? Куда денемся?»
- «А акулы?!» - ответил с улыбкой  боцман. И я замолчал, подумал, что это – морской розыгрыш.   

Двинулись влево по улице, мимо вилл. Метров через 300 вышли прямо к заливу. Там в воду амфитеатром спускались кирпичные ступеньки, поросшие какими-то пушистыми водорослями. 

Мой сосед – боцман взял надо мной шефство и начал кое-что объяснять:
- «Это не водоросли, а морские ежи! К ним нельзя прикасаться – будет ожог… И вообще - на дно не становитесь, ни к чему в воде не прикасайтесь…»
 
Я думал, что моряки меня разыгрывают, улыбался. Переоделся, надел плавки. Снял туфли.
 
- «Доктор! А Вы взяли кеды?» - спросил меня один из моряков – весёлый шутник. Решив, что это продолжение розыгрыша, я продолжал улыбаться…
- «Кеды – что бы купаться! Ведь не пойдёте же Вы в воду босяком!»

И тут я заметил, что моряки действительно шли в воду в кедах… Кто-то из них предусмотрительно захватил кеды и мне. От берега на бетонных сваях от берега шла ровная бетонная дорожка шириной метра два. В 7 - 8 метрах от берега она соединялась с тремя круглыми бетонными площадками диаметром метра по три, тоже на сваях, на которых мы и расположились. С одной площадки в воду спускалась железная лестница, поросшая водорослями и ракушками. По ней, стараясь не пораниться, спускались в воду.

Я – житель Причерноморья – решил нырнуть с мостика, а не спускаться по лестнице. Первая неожиданность, когда окунулся -   вода почти горячая! И к тому же  очень солёная.  Как рассол… Нырнул – и потом,  пока не обтёр лицо рукой,  глаза не мог открыть -  их пекло … Это было неприятно, и я больше не нырял.

Держался в тени мостика – на солнце необычайно жарко. Волосы после морской воды, высыхая, становились жёсткими, как щетина. Моряки купались группами – человек по пять. Один из них – старший, действительно наблюдал за поверхностью моря.

Возле мостиков глубина была около 2 метров, а к берегу – совсем мелко. И дно всё – в морских ежах, колыхавшихся в воде своими «иглами»… Дно быстро погружалось, и в 3 – 4 метрах от мостика глубина 4 – 5 метров, а чуть дальше – метров 7,  и  дно терялось в синей мерцающей под лучами солнца переливающейся мгле…

Вода необычайно прозрачная – видно, как шевелились щупальца  морских ежей, переползают морские звёзды. Один из моряков – санитарный врач - плавал с маской у берега по мелководью, трогал палкой что-то на дне, искал красивые ракушки. И действительно нашёл несколько «конусов» - ракушек в виде конуса, и одного дракона. Искали каури, но их не было видно. Это необычайно красивые овально-удлинённые пятнистые ракушки с поперечной щелью.

Говорили, что в древности виды редких каурий  играли роль денег в некоторых странах Африки. В прозрачной воде видны стаи мелких рыб, проплывавших под мостиком. Иногда вдруг одна из крупных рыб разгонялась по самой поверхности воды, хвост её работал как пропеллер, выпрыгивала в воздух, пролетала несколько метров  и затем шлёпалась в стаю мелких рыб,  хватала кого-то из них  – это охотился сарган.

Проплывали парами какие-то рыбы около метра длиной – переливались синими, зелёными, золотистыми оттенками. Два моряка забросили удочки, но поймать ничего не удалось. Человека 3 – 4 отплыли метров на 30 – 40 от берега – там было глубоко, а потом шла гряда рифов, которую они обследовали.   

Накупавшись, все вылезли на мостик. Обсыхали, отдыхали. Быстро смеркалось, как и обычно на экваторе. Начался прилив – вода поднялась на метр и продолжала подниматься.  Всё как-то затихло, исчезли рыбы. И тут под мостиком стремительно пронеслось несколько веретенообразных серых рыб метра по два длиной.
- «Акулы!» - сообщил кто-то из моряков.

Рассказали, что у этого причала не было случаев нападения акул. Хотя здесь иногда видели и более крупных акул. Но если купаются группой – то они близко не подходят. Если же на коже есть царапина и в воду попадёт хоть капля крови – то акулы тут как тут, и сразу же нападают, пощады от них – не жди… Поэтому ни в коем случае, поранившись, нельзя идти в воду. 

Справа от мостика на бетонных сваях прямо над водой стояла вилла  - вся из бетона, окна круглые как иллюминаторы. Вокруг неё по периметру бетонный мостик с поручнями и козырьком от солнца. Она похожа  на рубку корабля...  Под виллой плескались волны, тень, и там ходили крупные рыбы… В этой вилле ранее жила семья советских докторов. Но потом в ней  жили лица, приезжавшие из центра в командировку. Доктора стали жить метрах в 100 от берега в одной из вилл, которых много вдоль этой улицы.

Слева,  в 70 - 80 метрах от мостиков, располагалась двухэтажная вилла с колоннами, балконами, площадками, окружённая узорчатым бетонным забором, из-за которого виднелись деревья. В море у виллы бетонный причал, подъёмник, на берегу моторные лодки, высилась мачта парусника. Людей не видно.

Это «Вилла Мелотти». Этикетка с надписью «Мелотти» красовалась на большинстве пивных бутылок Эфиопии. Говорят, что это пиво распространено во многих странах Африки и Средиземноморья.  «Бира» (пиво – по-амхарски) и «Мелотти» – в Эфиопии синонимы.

Морякам было интересно – понравилось ли мне купание в Красном море?  Но разве оно могло понравиться, если вспомнить наше чудесное Чёрное море? Наши мнения совпали – ведь океанологи в основном жители Крыма -  Севастополя, Феодосии, а там море чудесное. Неприятна здесь горячая жгуче-солёная вода, купание под пронизывающим пеклом солнечных лучей.  Хотя  из-за сильных испарений и высочайшей влажности даже как будто пасмурно и горизонт заволакивает дымка. Солнце в зените – тени нет, она – под ногами.

Но вот солнце ушло к горизонту, начало садиться за недалёкие горы в сепаратистских краях. Небо на закате покраснело, стало багровым. Быстро темнело. Мы собрались и пошли в «Ред Си Хотел».

Только успели смыть соль с кожи под душем – горячей водой, так как водопроводные трубы накаляются за день, как уже надо было спешить на ужин…
 
- «Скорее ужинайте – будет кино!»  - объявили в столовой.
Все заняли балконы гостиницы, обращённые  к морю, во дворе растянули экран, установили кинопередвижку, перед экраном на скамейках уселись эфиопы охраны и жители ближайших вилл.

Фильм показывали по частям, с перерывами. Я его видел ещё дома.  Но здесь, в этой жаре, немилосердно кусаемый москитами, которые оживились в темноте – смотреть его снова - было интересно.

В последующие дни показали ещё 2 – 3 фильма. Все смотрели их с интересом, хотя видели уже по нескольку раз. Следующие фильмы можно было бы получить лишь  через несколько месяцев, с очередного советского корабля, доставляющего снабжение в Массаву. Фильм закончился. Шумно расходились по своим комнатам.

Кто-то шутливо спрашивал киномеханика:
- «Завтра покажешь Красную Шапочку?» Оказывается, эту сказку они смотрели много раз в сво1м путешествии, когда не было никаких других фильмов, и это стало обычной местной шуткой. В комнате гудел кондиционер. Было прохладно. Заснули мгновенно.


Рецензии
Я купался в Красном море в январе 1978года у острова Нокра. Вы, наверное были там раньше. В это время Эфиопия воевала. Акватория моря поразительная, как сказочный сон. Ловили акул, собирали кораллы и раковины. Курсировали по всему Красному морю, сопровождая наши суда. Прекрасные воспоминания.

Николай Агибов   14.02.2013 20:57     Заявить о нарушении
Я был на Красном море в декабре 1981 года и в 1984 г.при повторной командировке в Массаву. Отразил это в своём "Эфиопском дневнике"... Там шла война, мне как единственному хирургу в Массаве - было много работы... А в море плавали невероятно красивые рыбы, были и акулы... Сейчас вспоминается об этом легко...
С уважением, Гавриил

Гавриил Иваниченко   15.02.2013 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.