Военный завод. Часть 2

-Ты только не думай, что на лоха наехал. Получишь микросхемы - тут же ко мне, вместе с документацией на них, ясно? Хочу посмотреть на игрушку, которая 2000 реле заменяет! - вот ведь сволочь, все запомнил. Может у него еще и магнитофон под столом есть? В следующий раз нужно будет поосторожней высказываться - у этого парня действительно незаурядные способности!
-Но, Игорь Николаевич, у нас эти микросхемы только для лабораторного моделирования, вся информация о них только в популярной литературе, - только сейчас заказчик понял, что дал маху. Он подписал использование микросхем, которые никогда ранее не применялись в военных разработках. Решение такого вопроса - не для уровня старшего лейтенанта. Даже начальник отдела заказчиков - майор, старается устранится от таких решений, говорит: "Не мой уровень." Если он узнает о той бумажке, что сейчас у меня в руках  - жди беды. От крупных неприятностей Воробьева могло спасти только моя действительно быстрая и профессиональная работа в условиях полной секретности от его начальства. Тогда, когда все пройдет удачно, сами понимаете победителей не судят. Он оценивающе посмотрел на меня. 23 года, институт закончил или в этом или в прошлом году. Ставить на парня, только после института, что он проведет разработку прибора на новой элементной базе - это полное безумство. Есть еще и второй вариант. Он гораздо более скользкий и неприятный, но тут уж все будет зависеть от него, старшего лейтенанта Воробьева. Если у этого нахального парня ни черта не получится, но не по причине неправильно выбранной элементной базы, а из-за безалаберности разработчика, тогда тучи пронесутся мимо заказчика и гнев начальства обрушиться на этого нахала. Тогда можно говорить о том, что направление-то правильное, и его подпись на бумагах это подтверждает, но вот исполнитель... Пожалуй это должно подойти.
-Хорошо, работай пока по популярной литературе. Если что-то получится, разрешение на использование этих микросхем - за мной! Но имей в виду - ты работаешь на режимном заводе! Первое же нарушение режима и ты будешь отстранен от темы! - для себя-то он наверняка дал слово, что нарушение режима он-то мне организует. Я без задней мысли подумал, что мне неслыханно повезло с заказчиком. Все подписал с первого раза, а начальник-то мой давал на эту процедуру не менее недели. Кроме того заказчик взял на себя оформление всех необходимых документов, это значит, что еще месяц я могу спокойно вычеркнуть из плана работ.

Вот только мой шеф не разделял этого оптимизма, он здесь не месяц работает, как я, а все 15 лет.
-Если ты думаешь, что тебе попался хороший заказчик, ты глубоко ошибаешься. Таких не бывает. Бывают плохие и очень плохие. У них другие законы, тебе их не понять. Но ты должен знать, что Воробьев - самый худший из всех. Это у него второй прибор, с каждым успешным прибором заказчик становится лучше, с каждым провалом - хуже. После второго провала заказчика убирают. А у Воробьева - уже был один провал, и ни одного успеха, да еще и с тобой он начал с ошибки. Сейчас ты должен стать самым прилежным инженером в части выполнения требований режима, Воробьев устроит на тебя настоящую охоту. 
-Но ему-то какой в этом смысл? Второй провал, и его убирают, или я что-то не пойму? -Провал - это после того, как он подключился к разработке, а это будет после успешного отчета по лабораторным испытаниям. До этого момента он не считается ответственным за разработку прибора. Так что если ему не удастся убрать тебя по любой причине от начала разработки до этого этапа, дальше он станет твоим ангелом-хранителем, а сейчас - помоги тебе бог. Он для тебя сейчас - хуже черта. Так что теперь, если кто чего спросит- считай, что ты глухонемой. Рассказывать, кому и что можно говорить - займет слишком много времени. Я бы тебя перевел бы во вторую смену, но нельзя. Можно только перенести рабочее время на час вперед. Сможешь ходить на работу к 7 утра? Только учти, на работу к семи, это значит, что в семь ты уже у себя за столом, что-то пишешь или рисуешь. В 7 на проходной для тебя будет означать, что ты опоздал, со всеми последствиями! Ровно в 16-00 мне на стол отчет о проделанной за день работе, и в 16-10 - через проходную. Ни с кем не разговаривать! Разрешены только три слова : "Здравствуйте", "До свиданья" и "Спасибо". Остальные могут быть истолкованы, как пустая болтовня! Что бы не произошло - только эти три слова! Ясно? 
-Я постараюсь...
- Мне не нужен этот детский лепет! Ясно?
-Спасибо, - из трех разрешенных слов более менее подходит только это,
- Если тебя где-то подловят, я буду первым, кто подымет вопрос о самом серьезном наказании для тебя. Если я буду тебя защищать, то заказчик угробит прибор, а он мне дороже, чем твоя задница, ясно?
- Спасибо!
- Да что ты заладил, как попугай: "Спасибо, Спасибо". Эти слова для остальных, а мне можешь говорить о всех проблемах. Кто, кроме меня тебе сможет помочь?
- Ну слава, богу, а то я думал мне совсем туго придется. "Спасибо" в этой ситуации звучит иронично, а остальные два слова - вообще издевательски. Здесь что, с каждым прибором такая катавасия?
- То же мне герой! Да еще пока ничего серьезного не началось, а у тебя уже поджилки трясутся! Может хочешь сойти с дистанции, пока не поздно?
-Не боится только дурак, а я боюсь, но хочу продолжать! Можно?
- Давай свой пропуск, я пойду оформлю тебе вход с семи утра. О том, чтобы время на компьютере у тебя было с 8 утра до 9, я уже распорядился. Ну а компьютер с 7 и до 8 - это тебе подарок судьбы и моя маленькая хитрость. Смотри, чтобы до тех пор, пока я не вернусь, из лаборатории ни ногой, хоть землетрясение будет. Я вернусь часа через два, чтобы не выходил даже в туалет! Моему начальнику Воробьев уже про тебя какую-то пакость сказал, к нему тоже без меня не ходить! - не успел начальник уйти, как меня тут же вызвали к начальнику отдела. Ну и что прикажете делать в этой ситуации? Сижу, продолжаю писать. У девушки, которая мне сообщила о вызове, глаза на лоб лезут, к начальнику отдела принято лететь стрелой, как только он подумает, что хочет видеть работника. А тут прямой приказ! Я поднял на нее глаза, сказал : "Спасибо" и продолжаю что-то писать.
- Ну ты что, глухой, тебя начальник отдела вызывает, там у него твой заказчик сидит, немедленно иди туда! -девушка уже почти в истерике. Не дай бог начальник отдела подумает, что она не передала его приказ! Получив еще одно "Спасибо", она почти в слезах бросается к шефу доложить о не выполнении приказа. Повелительное "Ну" начальника вызывает целый ручей слез у несчастной девушки.
-Я ему два раза говорила, а он не идет. Сидит, что-то пишет. Только и услышала, что "Спасибо", -больше ничего она сказать не смогла. Начальник строго глянул на нее:
-Прекратите истерику! Люда, вы точно уверены, что кроме спасибо, он ничего не сказал? - Люда сквозь слезы кивнула. Начальник отдела развел руками,
- Извините, Игорь Николаевич, я с ним потом переговорю. Понять парня можно - серьезная разработка, напряженный график работы. Не будем ему мешать, ладно? Людочка, успокойтесь, вы сделали все правильно, этот парень мне больше не нужен, а вот его начальник лаборатории, как появится, пусть зайдет ко мне. Мой начальник пришел не через два, а через три с половиной часа. Он сунул мне в руки пропуск:
- Сначала сбегай в туалет, а потом поговорим. Молодец, что все выполнил дословно, если бы ты вякнул еще хоть слово, тебя бы уже уволили! - это оказалась еще одна маленькая хитрость режимного завода. Твоя провинность могла быть сколь угодно велика, но когда тебя вызывают на ковер для разборки ты можешь пойти туда сам и каяться в своих грехах, а можешь, если не чувствуешь за собой вины и проигнорировать это приглашение. Но тут уж правила очень жесткие, начальник отдела должен знать, что ты вопрос поставил именно так, черт его знает, кто сидит у него в кабинете и требует твоей крови. Если у человека хватит воли никому не говорить ни слова, кроме тех трех, что мне сказали, значит начальник отдела может его временно прикрыть. До разговора с начальником лаборатории, в котором работает провинившийся. Этот разговор будет очень коротким, будет задан вопрос: "Тебе нужен такой-то?" и от ответа начальника лаборатории будет зависеть дальнейший ход событий. Подразумевается, естественно, если этого нахала уволить, пострадает ли дело.
-Одного я никак понять не могу, почему вы говорите о разных примочках режимного завода, после того, как со мной они уже произошли? -начальник лаборатории ухмыльнулся,
- Хорошо, я тебе сейчас кое-что расскажу, только потом не жалуйся! Завтра тебе дверь открывать первому. Ключи возьмешь у бабки на входе на этаж, они у нее в сейфе. Дверь должна быть опломбирована, если пломба сорвана - ни в коем случае не открывай дверь. Постарайся привлечь внимание бабки на входе - звонок в режимный отдел должен быть до 7-00 утра, иначе тебе засчитают опоздание.
- Но откуда я буду звонить, если входить в лабораторию нельзя?
- Звонить будет она, а ты ее должен уговорить! Может тебе еще рассказать, как женщину уговаривают?
-Но почему я должен это делать? Ведь она действует по инструкции!
- Чудак-человек, на этаж только один вход, на котором сидит эта грымза с пистолетом. Окна с решетками. В семь утра никого нет. Кто спрашивается сорвал пломбу? Шпион- невидимка? Проверять тебя будут, это точно, как ты выполняешь инструкцию! Ну что, хочешь что-нибудь сказать про наши порядки?
-Спасибо!
- Молодец, так держать! Не оболжайся с бабкой, и не пытайся ее волочь к двери насильно - может выстрелить. Если честно, то я сам не знаю, что нужно делать в этом случае - без выговора у нас за это никто не оставался.
-Спасибо, отсутствие информации - это тоже информация, - на следующее утро я прошел проходную в 6-40. 5 минут до моей двери, а 15 минут - на то, чтобы уговорить бабку. Вот бабкой-то ее назвать сложно - приятная женщина лет 40. Может на этот раз обойдется, и я напрасно приперся так рано? Нет, пломба нагло сорвана, как будто кто-то только что заходил в лабораторию. Это вряд ли возможно - кроме обычного замка есть еще и кодовый, но мне сейчас не до этих подробностей. Времени еще 15 минут, пойду уговаривать охранницу. Однако ее строгий с насмешкой взгляд говорит о бесперспективности такого занятия. И тем не менее попробуем.
-Нина Петровна, - как здорово, что она с табличкой, - на лаборатории №.., сорвана пломба. Позвоните пожалуйста в отдел режима! - насмешка в глазах сменяются испугом, от неожиданности она чуть не упала со стула. Она не рассчитывала, что у меня такой громкий голос, и что я им воспользуюсь в полную силу. Это она так думает. Но я-то знаю свои возможности, у меня еще в два раза громче получиться, если постараться. А постараться придется - звонить она и не собирается. Повторяю то же самое, но погромче. У нее в глазах появляется тоска - послал ведь бог придурка на ее голову, если он будет орать все 15 минут, то потом весь день в голове звенеть будет. -Ну чего ты орешь, наверное твой начальник, вчера забыл запломбировать, никого здесь не было, иди работай! - повторяю магическую фразу третий раз, еще чуть громче,
- Господи, сел бы этот идиот Воробьев на мое место, ему бы мало не показалось, слушай, неужели ты еще громче можешь? Я эту пломбу сорвала, плановая проверка у нас, а печать только у начальника твоей лаборатории, -я снова набираю воздуха в грудь,
- Да звоню уже, не вопи! Без пяти 7 меня в лабораторию запустил уполномоченный отдела режима.. - Рисовать схемы на компьютере - в НИИ я о таком и не мечтал. Работа двигалась на удивление быстро. К 8-00, когда пришел начальник схема одной платы была уже закончена.
-Давай сюда бумажку о выговоре, схожу к начальнику отдела, попрошу, чтобы без снятия премии, - я развел руками,
- Мне вроде выговор не полагается, охранница позвонила в отдел режима, оттуда приехал представитель и запустил меня в лабораторию еще без пяти 7,
-Ага, так ты ее все таки уговорил. То-то я гляжу у нее взгляд какой-то туманный, и если кто что-то скажет - переспрашивает. Знаешь, я уже начинаю бояться, что ты шпион. Все у тебя не так, как у обычных людей!
- Почему не так? Вы мне рассказали, что я должен делать, и я все сделал как полагается!
- Ну хорошо, тебе повезло, что сидела Ниночка, но ты мне скажи, если бы на входе сидела Мария Тихоновна, 58 лет, ты бы  ее тоже так уговаривал?
-Конечно! -увидев что лицо начальника как-то странно меняется, я переспросил, - Подождите, а что вы понимаете под словом "так"? Я пришел на работу без двадцати семь и у меня было целых 15 минут, чтобы громко и очень отчетливо объяснить ей чего я от нее хочу. Мне пришлось повторить только три раза, и она поняла! А вы подумали, как я ее уговаривал? - начальник облегченно вздохнул.

Черт его знает, что он подумал, скрытные они какие-то на режимном заводе. Ну почему, например, не сказать, почему он просит меня больше не ходить на работу в футболке? Спрашиваю, рубашка - это требование режима, за футболку могут наказать? -Нет. -Может это связанно с какими-то этическими нормами на заводе, или вам неприятно видеть меня в футболке? То же нет! -Ну а в чем-то проблема? - Говорит, рубашка лучше, и все тут! Ладно, я пообещал ходить в рубашке. Но так как это было сказано мимоходом, между двумя серьезными проблемами, да и не придал я этому значения, думал, шутит. Конечно же я забыл о своем обещании. Вспомнил только тогда, когда застрял в автоматической вертушке цеха. У рубашки только одно преимущество - нагрудный карман. Обычно все в нем летом и носят пластиковый пропуск. А я таскал его в заднем кармане джинсов. Когда предъявляешь мятый пропуск бабке-охраннице, это проходит без проблем. Но в цеху автоматический контроль. Здесь отдел режима бабку не садит - зачем? Люди зашли в 8-00, вышли на перерыв, вышли в 17-00, в остальное время редко кто заходит, ерунда, автомат справится! И ведь какой хитрый сделали, в нем человек и пропуск заходят отдельно, и когда уже вошел передать на выход уже что-то нельзя. Мысль хорошая, чтобы по одному пропуску вошел только один человек. На входе было написано -гнутые пропуска не всовывать! Я свой распрямил и всунул. Это было ошибкой. Дурацкий пластик, из которого делают пропуск, "помнит" форму, в которой все время находится. В данном случае эта была форма моей задницы, а она совсем не плоская. Если бы я сунул пропуск не распрямив его, автомат бы его выплюнул, и я не попал бы в вертушку. Но он-то сначала был плоский! По мере движения вертушки и продвижения пропуска, он постепенно восстанавливал свою обычную округлую форму. Такое поведение пропуска вертушке совсем не понравилось. Она взяла и остановилась. Я оказался в металлической клетке, размером в один квадратный метр без удобств - пол, потолок и одна из стен из гладкого металла, две другие стены- решетки вертушки, ни дать ни взять - камера смертника, только без кровати, умывальника и унитаза. Толкать решетку туда или назад бесполезно, пол гладкий, ноги скользят, но я это добросовестно попробовал. Пробовал и кричать - бесполезно, в цеху шумит аппаратура, никто не услышал. Рассчитывать, что меня вызволят отсюда раньше чем через час не приходилось, сейчас без пяти 7 утра, без десяти 8 придет первая смена, а в 8-10 будет уходить ночная, разве что произойдет чудо. Оно произошло, но совсем не такое, как я ожидал. К вертушке подошел мой заказчик, Воробьев. Нужно сказать, что автоматическая вертушка имеет еще одну интересную особенность - она различает номер пропуска, и автоматически выбивает малюсенький талончик - время входа в цех, и время выхода из него, с номером пропуска. Так что если бездельник сказал шефу, что идет в цех, а сам завеялся на сторону - оправданий не будет. Если ты заходишь в цех в начале рабочего дня, то два талончика с соответствующими временами сделают тебя недоступным для наездов сексотов. Пришел-то ты на работу вовремя - вот талон входа в цех, вышел из него только что, талон выхода предъявляется. Одна только радость, что требования режима я не нарушил - вертушка проглотила мой пропуск, когда семи еще не было. На Воробьева эти драконовские законы тоже распространяются, раз вышел на работу к семи должен либо получить талончик в цехе, либо пройти бабку возле своего рабочего места. До своей бабки ему не добежать, сейчас без пяти минут семь. А его пропуск вертушка не принимает, я-то еще не прошел. Здесь очередь соблюдается свято. На объяснения времени не было, он тут же понял, что если он меня не вызволит из вертушки, то быть ему с выговором. Уж на что у меня голос громкий, но он орал так, что у меня уши заложило. Так мало того, он еще так ломанулся на решетку, что я испугался, вдруг она сломается и я окажусь стиснутым, как вафля между сломанной и целой решетками. С перепугу я тоже начал орать. Это был первый раз, когда человека с вертушки услышали в цеху. Меня вытащили, а Воробьев получил талончик с интересными цифрами 06-59-59. Надо же, от выговора его отделяла только одна секунда!


Рецензии