Истоки экономической мысли

Рис. 1. Карта наиболее возможного расселения Homo sapiens sapiens 100 – 20 тыс. лет назад.(вариант)

Истоки традиционных обществ можно начинать хотя бы со времени формирования людей современного типа – «хомо сапиенс сапиенс». Сегодня ученые нередко придерживаются теории африканского происхождения этих людей . Генетиками доказывается, что пращуры и россиян по женской линии происходили с земель Востока Африки (округа Кении) до 200 тыс. лет назад. И за последние 100 тысяч лет, когда устоялась и мужская линия, расселились оттуда по всей планете (рис. 1). Генетически, как бы не Адам предшествовал Еве, а реальная Ева оказалась много старше Адама.
Земли юга России (у Ра - так до нашей эры именовалась Волга) явно стали играть около 40 тыс. лет назад очень важную роль в распространении людей современного типа в Европе, Северной Азии и Америке. И выполняли подобную роль десятки тысячелетий, вплоть до сих пор. На счету пращуров-земляков россиян многие тысячи технологических и лингвистических достижений, славных дат и имен от эпохи Homo sapiens. Это отражают экспозиции сотен музеев России, тысячи книг, все больше сайтов Интернета. Например, первобытное искусство в Эрмитаже: http://hermitagemuseum.org. Или экспонаты первых залов Исторического музея в Москве
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111115.htm
Общие подходы к проблеме неплохо отражает российская многотомная «Всемирная история экономической мысли», особенно первый том
Другие учебники, как правило, догреческий многотысячелетний этап истории экономической мысли игнорируют.

Период до формирования первых государств на планете (эти государства возникали около 6 - 7 тысяч лет назад) обычно называется первобытнообщинным строем. Люди при этом строе хозяйствуют в рамках общины (родовой, затем и сельской), которая состоит из семей (парных, больших и т. д.) — социально-биологических ячеек, осуществляющих и воспроизводство самого человека (включая хозяйственное воспитание подрастающих поколений).
Семьи многие тысячи лет представляют собой более или менее зависимые от общины (а ныне от общества) центры хозяйственной, религиозной и иной деятельности. Местом обитания семьи является дом («ойкос-экос» у греков). В доме должен быть порядок, добротный строй – ном. Отсюда эко-номика – домострой, домохозяйство, домопорядок. По сути, это понятие пришло в наше время от самого первого традиционного общества – первобытнообщинного.
В силу экзогамии (запрещения связей внутри общин) брака в состав общины наряду с кровнородственным ядром со временем входят и брачные партнеры, выходцы из других общин. Регулирование брачных отношений, придавая межобщинным связям устойчивый и упорядоченный характер, содействует превращению общин в основу более крупных социальных объединений, начиная с племени и союзов племен (этносов).
Основой первобытной экономики (хозяйствования) служила преимущественно общая (общинная) собственность на средства производства (орудия производства, земли, а также жилище, хозяйственный инвентарь). В пределах общей (даже, к примеру – общесемейной) неизбежно существовала и личная собственность - на оружие, предметы домашнего обихода, одежду и т. п. Расселение первобытного человека на территории Российской Федерации происходило в эпоху древнего каменного века (палеолита), характеризовавшегося преимущественным использованием камня для изготовления орудий труда и оружия. Вместе с тем применялись также дерево, кость и другие материалы. Основными занятиями небольших человеческих групп были охота и собирательство.
Открытия погребений, по мнению учёных, свидетельствуют о развитии религиозных верований. В верхнем или позднем палеолите (40-35 - 10 тыс. лет назад) люди современного типа (кроманьонцы) жили в отдельных районах Восточной Европы и Сибири (Приуралье, Печора, Западно-Сибирская низменность, Забайкалье, долина средней Лены). Им принадлежат многочисленные археологические памятники (Авдеевская стоянка, Сунгирь, Костенки, Мальта, Буреть и др.). Приспосабливаясь к суровым природным условиям, они совершенствовали технику обработки камня, кости и др., осваивали строительство жилищ; вводили специализацию в охоту и другие промыслы. В этот период преобладала охота на крупных млекопитающих: мамонтов, пещерных медведей и др. Осмысление окружающего мира отразилось в памятниках скульптуры и в пещерной живописи (Капова пещера на Урале).
В период среднего каменного века (мезолит) люди адаптировались к изменявшимся природным условиям, связанным с отступлением ледника и формированием современного рельефа, климата, растительного и животного мира. Небольшие группы охотников и рыболовов продвигались в районы, освободившиеся от оледенения. С изобретением лука и стрел в охоте большое место приобрела добыча средних и мелких млекопитающих, водоплавающей птицы; значительные площади внутренних водоёмов способствовали развитию рыболовства. К этому периоду исследователи относят возникновение групповых могильников (Оленеостровский могильник у Онежского озера и др.).
Первобытная экономика неизбежно формировала у людей и первобытные экономические мысли. Если соглашаться с археологами, доказывающими добротный уровень астрономических знаний у людей позднего палеолита, пращуры-земляки россиян имели и достаточно развитое для своего времени экономическое мышление. Оно включало осознание и использование в хозяйственной деятельности природно-климатических циклов (лунных, времен года и т.п.), необходимости совершенствования орудий труда и средств хранения запасов (погребов, хозяйственных ям и т.д.), относительно бережного отношения к дарам природы. Первобытные люди не стремились полностью уничтожить стада животных, на которых охотились. Они защищали от непрошенных гостей свои природные угодья.
Экономическая мысль первобытных людей отражается в следах их экономической деятельности, что выявляют археологи. Отчасти она отражена и первобытной культурой – сценами охоты, культом промысловых животных, птиц, позже растений и рыб. Вероятнее всего, эта экономическая мысль закреплялась в устном народном творчестве пословицами и поговорками. По смыслу (но не звучанию, тем более – написанию) они могли быть близки выражениям типа: Терпение и труд все перетрут, Без труда не выловишь и рыбу из «пруда» (запруды, закола, заводи), В любом деле человек умом силен… Реконструкцией  возможных уже в палеолите выражений занимаются языковеды, увлеченные истоками устойчивой фразеологии.
Первобытная экономическая мысль, как и вся первобытная экономика, передала немало ценного последующим этапам развития человечества. Это – творческий подход к делу, готовность к техническим инновациям (изобретение лука и стрел; обжиг горшков, прядение, ткачество и т.д.), совершенствование знаковых систем, из которых со временем и возникала известная нам письменность.    
Некоторые исследователи доказывают, что первые люди, даже появившиеся из Африки, были около 40 – 60 тысяч лет назад ближе к монголоидам (азиатам). Эта расовая группа имеет и наиболее глубокую – на все указанные десятки тысячелетий — эпическую память, что подтверждается исследованиями археологов и фольклористов по многим азиатским народам, включая и азиатские народы России (у европеоидов память примерно на глубину 30 – 45 тысяч лет).
Ряд архаичных черт монголоидов (китайцев, корейцев, японцев, этносов Сибири), в частности, в строении зубов, идут – по некоторым параметрам — даже от неандертальцев и Homo erectus (Человека прямоходящего), хотя об этом продолжаются споры. К тому же популяции монголоидов обладают высокой адаптивностью к различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальных влажных лесов. Тогда как у детей негроидной расы в высоких широтах при недостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит и т.п. — т.е. они лишь исторически адаптировались к условиям этих широт.
Люди уже в позднем палеолите обнаруживают на сравнительно локальных территориям – например, на землях Русской равнины – разнообразные антропологические типы (высоких людей и не очень, широколицых и узколицых, и т.п.). Это отчасти происходило в силу обилия миграционных смешений.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02110012.htm
Ниже на рисунках — последние цивилизационные волны генетических миграций. Первая, оставившая наиболее заметный генетический след (частота встречаемости комплекса из 95 генов плавно понижается от районов Среднего Востока к месту обитания басков, см. рис. 9), соответствует распространению неолитических земледельческих народов из мест зарождения земледелия (район Анатолии и Месопотамии; ныне Турция и Ирак) на север и запад Европы.
Ее датировка на основе генетических дистанций совпадает с археологическими датировками (6–9 тыс. лет назад). Земли между Волгой и Доном попадают в третью генетическую волну распространения земледельцев, наряду с Грецией, Болгарией, югом Италии. Это находит все больше и археологических подтверждений, в этом направлении лингвисты указывают распространение доиндоевропейских языков .
Наши пращуры-земляки у низовий Дона и Волги около 8 тыс. лет назад генетически тяготели к древнейшим земледельцам округи будущего Шумера, жившим до 10 тыс. лет назад. И они близки им по языкам (ностратическим), эпосу и другим характеристикам.
Эта генетическая линия подробно отражена эпосом многих народов России, включая и славено-русов («русских»). Гибнет на далеких горах Араратских былинный Святогор. Участвуют в строительстве Вавилонской башни летописные «нарци суть словене». Указывают на исход пращуров скифов из Азии Геродот и Диодор Сицилийский. С юга на север идут и герои Повести о Словенске Великом (о Словене и Русе). В ту пору – почти 6 тысяч лет назад - возникают огромные протогорода трипольцев на землях будущей Руси, в округе реки Роси
Вторая важная миграционная волна связана с частотой встречаемости другого комплекса генов. Она наиболее высока на юге России (здесь эпицентр и архаика исходного индоевропейства, по данным ряда лингвистов и антропологов) и снижается — как в направлении к северу, так и к югу от этой области. След оставили миграции скотоводов-кочевников 4–6 тыс. лет назад (рис. 10). Именно об этом огромном полиэтносе всадников (кен-тавров эпоса) античные римские историки (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий и другие) еще 20 – 16 веков назад говорили, что скифы – первый цивилизованный народ на земле, древнее египтян. И сколоты (так сами себя называли скифы) достигли господства в Европе и Азии за 2800 лет до образования Рима. Примерно в 3553 году до нашей эры. Здесь – например – трипольские города достигают наибольшей площади – в сотни гектаров.

Рис. 9. Распространение носителей земледельческих культур 9 – 6 тысяч лет назад (по генетическим данным) http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02110012.htm
.
Эпических отражений этого пласта истории – бездна. Богатейший индоарийский эпос, начиная с Авесты и Ригведы. Древнейшие пласты греческого эпоса, боготворящего Гипер-Борею как земли Аполлона (Феба). Оттуда был родом мудрец Абарис – один из символов начал философии от варваров. Оттуда приходили со священными дарами на юг гиперборейские девушки Лаодика (Ладога ?) и Гипероха (перевод: Великая, Превосходная), Карга и Опис, гимны им посвящал поэт Олен. Эти эпические имена, приведенные Геродотом, имеют немало созвучий на Русском Севере. И в том – тоже одно из свидетельств существенной этногенетической памяти эпоса, как бы недруги такой памяти повсеместно не злобствовали (у них, «злобствующих» — одни народы могут свое многотысячелетнее прошлое свято и сравнительно точно вплоть до боготворения, абсолютизации, помнить, а другие – по определению, нет).

Рис. 10. Распространение скотоводов (включая коневодов) около 6 тысяч лет назад (по данным генетики). http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02110012.htm

Волна скотоводов на землях будущей России требует наиболее пристального внимания, так как в сочетании с распространением земледелия создавала очевидные предпосылки для развития реальной Великой Скифии как государства около 6 тысяч лет назад. Вскоре трипольские протогорода этот уровень государственности с достаточно развитой идеологией сколотов (так сами себя по традиции тысячи лет называли скифы) и подтвердили. Ныне этому периоду посвящены десятки добротных научных трудов, включая и книгу по язычеству древних славян академика Б.А.Рыбакова.
Еще одна волна указывает на изменение распространенности комплекса генов, соответствующих экспансии греческой культуры во П — I тысячелетии до нашей эры (рис. 4). И вновь наши пращуры-земляки объективно (генетически) были очень близкой частью античного мира времен древних Греции и Рима – 30 и 20 веков назад. Но еще за тысячи лет до этого именно они во многом дали генофонд прагреков и праримлян. И это отчасти позволяло затем позднеантичным римским историкам утверждать, что «скифы древнее египтян». В данный период возникают неизвестные остальному миру скифские города типа Гелона – площадью в десятки квадратных километров, чего средневековая Русь долго не знала.

Рис. 4. Экспансия «греческой культуры» в 2 – 1 тыс. до н.э. (по данным генетиков).
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02110012.htm

Генетическое исследование людей европейской расы показало, что люди с белым цветом кожи произошли 30 – 40 тысяч лет назад от группы числом около 20 человек, при этом число мужчин в два раза превышало число женщин. И нет противопоказаний, что эта группа «пра-европеоидов» обитала именно на землях юга нынешней России.

Следы экономической мысли людей времен первобытного хозяйства отчасти сохраняет эпос – народов Шумера и Египта, Китая и Индии, ряда других древних стран.
Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970), Елеазар Моисеевич Мелетинский ( 1918 – 2005) и другие видные ученые многократно подчеркивали происхождение эпоса из глубин культур палеолита. Незадолго до смерти Е.М.Мелетинский опубликовал книгу «Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники» (— 2-е изд., испр. – М.: Восточная литература РАН, 2004. – 462 с.).  В ней кратко проанализированы современные теории происхождения эпоса, при этом вновь указаны первобытные истоки эпоса. К архаическому героическому эпосу отнесены карело-финские эпические руны, древнейшие героические сказания народов Кавказа, богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири. Лишь затем анализируется шумеро-аккадский книжный эпос. И указан путь от архаического эпоса к классическому.
Е.А. Милетинский еще в 1983 г., суммируя свои устойчивые подходы к истокам эпоса, отмечал (http://feb-web.ru/feb/ivl/vl1/vl1-023-.htm?cmd=p), что археологический материал, дающий немало для истории изобразительного искусства, пока недостаточно помогает при изучении корней искусства словесного. И с помощью данных этнографии, о предыстории словесного искусства одних народов приходится судить на основании архаического фольклора других, исходя при этом из представления о единых в принципе общих закономерностях развития общностей людей современного типа. 
Вместе с тем, все искусства могли появиться только после того, как человек овладел членораздельной речью, но для возникновения словесного искусства требовалась высокая степень развития языка в его коммуникативной функции и наличие довольно сложных грамматико-синтаксических форм. По-видимому, ранее всего появилось изобразительное искусство. Первые декорированные деревянные и костяные предметы (женские статуэтки — палеолитические «Венеры») относятся и на землях России примерно ко времени за 25 тыс. лет до н. э. Близки им по времени и классические памятники пещерной живописи.
Со временем условность и схематизм палеолитических изображений были связаны с развитием пиктографии — рисунчатого письма. Появление символических и фантастических образов, безусловно, отражало и развитие мифологии.
В первобытных танцах динамическое воспроизведение сцен охоты, трудовых процессов и некоторых сторон быта обязательно подчинено строгому ритму, причем ритм движений с незапамятных времен поддерживается ритмом звуковым. Первобытная музыка почти неотделима от танца и долгое время была ему подчинена. Музыкальные инструменты в основном отбивали такт, ритмический элемент даже в пении резко преобладал над мелодическим. Ритмическое начало, развитию которого способствовала трудовая практика, само было важным моментом организации труда и упорядочения психофизической энергии, синхронизации различных структур нервной системы.
Воспроизведение охоты, собирания кореньев, а затем и других трудовых процессов в отрыве от самих этих трудовых процессов открывало путь для свободного отражения и обобщения действительности — важнейших принципов искусства. Если трудовая практика подготовила искусство, то отрыв от самих процессов труда был необходимой предпосылкой развития искусства как особой творческой деятельности, отражающей и одновременно преображающей действительность. На первобытной стадии преображающая роль искусства часто наивно отождествлялась с утилитарной целью, достигаемой не трудом, а магией. И все это было частью первобытного экономического мышления.
Изображение охоты в танце (а такие охотничьи танцы были широко распространены у целого ряда первобытных народов) было не простой игрой, не только физическим упражнением и генеральной репетицией перед будущей охотой. Это — обрядовое действо, которое должно было непосредственно привлечь охотничью добычу и повлиять на исход охоты в будущем. Более сложные магические обряды должны были способствовать размножению животных и росту растений, поддерживать регулярную смену сезонов, при которой за периодом холода и скудости наступает время тепла и изобилия. Примитивный магический обряд, по мере развития и усложнения анимистических и тотемических представлений, почитания предков, духов-хозяев и т. п., перерастал в религиозный культ.
Специфической чертой первобытного театра было использование масок, генетически восходящее к маскировке как приему охоты (одевание в шкуру животного с целью приблизиться к объекту охоты, не вызывая подозрений). Надевание шкуры животного распространено при исполнении охотничьих плясок у североамериканских индейцев, некоторых народностей Африки и т. п. Подражание повадкам животных с использованием звериных масок и соответствующей раскраской тела получило особое развитие в тотемических обрядах, связанных с представлением об особом родстве группы людей (определенных родов) с теми или иными видами животных или растений, об их происхождении от общих предков, которые обычно рисовались существами получеловеческой, полузвериной природы.
Образ животного — сначала объекта охоты, а затем почитаемого тотема — предшествует в «театре», так же как и в наскальной живописи, образу человека. Человеческие маски впервые появляются в похоронном и поминальном обрядах в связи с культом предков — умерших родственников. Особую роль в сохранении и развитии первобытных «театральных» традиций играли тайные мужские союзы, хорошо сохранившиеся в Африке, Меланезии, Полинезии, Северо-Западной Америке. Члены союзов выступали всегда замаскированными; маски изображали человеческих предков, священных животных, различных духов, часто в весьма фантастическом облике (для устрашения непосвященных и под влиянием развитого анимистического мировоззрения). В период разложения родового общества образцы синкретического театрально-ритуального действа с использованием масок, подражания животным и т. п. дают шаманское камлание и аналогичные колдовские «сеансы» у некоторых народов.
Ныне символом «первого экономиста» нередко признает¬ся бог Гермес (римский Меркурий), которого египтяне называли Тот. Гермес — сын Зевса и нимфы Майи, дочери Атланта. С дет¬ских лет увлекался воровством, даже угнал стадо «скота» Аполлона, а «скот» у наших пращуров-земляков был и сим¬волом денег. Гермес изобрел азбуку, письмо, цифры, меры веса. Покровительствовал учебе и спорту. Признавался бо¬гом торговли и путешествий. Затем стал служить Плутосу в Аду, а земли ада обычно связывали со Скифией (будущей Россией и ее соседями). Гермес — «вороватый экономист», много всяких вещей стащил у богов.
«Первым экономистом» можно, правда, считать и Проме¬тея — сына титана Иапета (Иафета библии) и Азии (Азов¬ского моря), дочери Океана. Азия, а граница Азии раньше проходила по Дону (Танаису), считалась и матерью Атлан¬та. Прометей – по греческому эпосу - создавал людей из глины, а затем научил их хо¬зяйствованию и всяким ремеслам. Ему помогала Афина (Со¬фия: Мудрость), которую можно отнести к «первым эконо¬мисткам» (хозяйкам). Эпический Прометей — Промысел, Провидец, способный предвидеть будущее и указать к нему. Он признавался героем, подарившим очень важный для человечества энергоресурс – огонь.
Среди библейских героев «первыми экономиста¬ми» были Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель. Подобных можно найти и среди героев других религий. Все эти герои -— обобщенные образы тысяч древнейших людей, сделавших все то, что религии приписали таким богам и героям. Жаль, реальных «первых экономистов» люди не запомнили. Их бы¬ло слишком много.
История экономики (экономическая история) изучает все прошлое экономики — как искусства ведения всего хозяй¬ства, умения выживать в любых условиях, умения создавать и поддерживать оптимальные формы развития хозяйства. Все знания, даже полезные ныне, когда-то в истории достиг¬нуты и когда-то уйдут в историю.
История образования является частью всей истории, включая историю экономики и экономических теорий. Как природа образовывала сообщества первых людей и создавала человека, так и первобытные сообщества образо¬вывали подрастающие поколения. Образование — общая и специальная подготовка людей всех возрастов, начиная с ранних, к жизни и труду; освоение человеком культуры как в сообществах, так и самостоятельно. Самообразование и ны¬не остается очень эффективным во-всей системе образования.
Социальные группы (первобытная семья, род, племя и т. п.) сотни тысяч лет назад налаживали строгие и эффектив¬ные виды образования, обеспечивавшие передачу необходи¬мых знаний, умений и навыков от поколения к поколению. Археологические находки во многих местах планеты, вклю¬чая и земли России, показывают достаточно высокий уро¬вень образования 30—50 тысяч лет назад.
Выпускными «экзаменами» тогда были «инициации» (та¬инства, посвящения) — различные испытания юношей и де¬вушек на их готовность ко взрослой жизни. Подросткам от¬крывались реальная история и мифы народа, его святыни и законы (они обычно запоминались устно и напевались, зву¬чали как «наказы» типа библейских). Закаливание, умение переживать трудности и находить выходы в любых испыта¬ниях — многое требовалось для формирования личности. Уже десятки тысяч лет назад.
От древнейших инициации немало перешло мировым ре¬лигиям. Купания в холодной воде — христианское креще¬ние. Обрезание крайней плоти — иудаизм и ислам. Сдавли¬вания священным шнуром — индуизм... Забыть этот огром¬ный пласт истории образования — забыть самое начало и по сути все. Превратить историю образования в историю «об¬резаний памяти», зачастую средневековых.
Все, что умели делать люди в каменном веке, вплоть до скульптурок и рисунков на стенах пещер — это результаты образования людей каменного века. С этого историю обра¬зования надо начинать всегда и везде.
Находки археологов — результаты древней системы об¬разования наших пращуров-земляков. Всевозможные зна¬ки на предметах говорят, что эти пращуры уже уме¬ли считать, пользовались привычными мерами измерений — палец, ладонь, ступня, локоть, шаг, сажень (размах рук). Прометей неизбежно учил промечать, вести дела по каким-то наметкам и планам. Афина задумывала и вдохновляла, а Прометей продумывал до конца и создавал. И эти традиции десятков тысячелетий неизбежно проявляли себя в последующих традиционных обществах.
 http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111121.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111124.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111125.htm и др.

П.М.Золин, В.А.Золотухин. Праэкономика на просторах Отечества. СПб.: Астерион, 2006 – 198 с.


Рецензии