Мудрецы и дорожные камни -1-

Шли два мудреца по одной дороге навстречу друг другу. Один всё время спотыкался, останавливался и вынимал торчащий в дороге камень. Ямку он засыпал щебнем и пылью. Спотыкался мудрец часто. По этой причине он усеял вывернутыми и отброшенными в сторону камнями весь свой пройденный путь. Другой почти бежал – шаг его был очень быстрый и лёгкий. Мудрецы встретились. Тот, который шёл лёгким шагом, низко поклонился в знак приветствия и уважения к встречному старику.
- О, мудрейший, многие лета тебе и здоровья, спасай тебя Аллах! Салам алейкум!
- Он надо мной издевается, - подумал пыльный мудрец.
- Видит, что я грязный и усталый, вот и кланяется. Возьму и не буду ему отвечать на приветствие,  - так продолжил он свои мысли.
Только захотел мудрец отвернуться, будто не заметил встречного, как опять споткнулся, не сдержался и потащил виноватый в этом камень к обочине.
- Спасибо, тебе, мудрый человек, - сказал лёгкий на ногу, и вновь поклонился до земли.
- Прохожий. Вижу я, что ты человек приличный и вежливый, но скажи мне: зачем смеёшься над старым и больным человеком, который только и делает, что спотыкается и удаляет со своей дороги препятствия? В чём соль твоей шутки, давай посмеёмся надо мной вместе.
- Прости, мудрый человек, что я вызвал такие недостойные мысли о себе в твоём уме, но я не хотел над тобой смеяться. Даю честное слово лёгкого на ногу человека.
- Коли так, скажи мне: зачем кланяешься незнакомому человеку, ведь достаточно вежливо поздороваться как ты и сделал. Любой останется довольным.
- О, это очень просто. Позволь тебе объяснить моё поведение, которое лишь тебе и кажется странным, поскольку ты не уважаешь самого себя. Как же тебе подумать о том, что первый встречный может оказать уважение просто так? Но не буду тебя разочаровывать - я не такой уж и хороший. Дело в том, что ты расчищаешь не столько свой путь, сколько мой, а я ещё собираюсь вернуться домой, после того, как решу свои дела в городе. Как мне не пожелать тебе долгих лет жизни и благоденствия, если я прошёл уже больше половины? Ведь твой пройденный путь это моя чистая и приятная дорога, а весь пройденный мной – тяжкая и трудная работа для тебя.
- В этом ты прав, лёгкий на ногу мудрец, но и я не такой уж хороший, как ты думаешь. Признаюсь: я бы не дотронулся ни до одного камня, хоть бы он и торчал из дороги до самого колена, если бы наш повелитель не должен был проехать позади меня и догнать в твоём родном селении, в которое я держу путь. Если хоть один камень подбросит его арбу, я останусь без головы. Поэтому я специально волочу ноги, чтобы каждый торчащий камень помог мне сохранить голову, испортив лишь сандалии.
- Позволь спросить тебя, о ещё более мудрый, чем я предполагал, мудрейший человек, а что ты должен сделать в моём селении? Не верю я, чтобы, такого как ты мудреца, наш повелитель – кладезь мудрости - послал только для того, чтобы вытащить камни из дороги, чтобы его арба на пути не подскакивала, а осёл не останавливался и не упрямился. Должна быть более важная причина. Скажи, если не откроешь государственной тайны, которую я, конечно, никогда бы у тебя не стал выспрашивать.
- Никакой тайны в этом нет, о, лёгчайший на ноги и пятки, мудрый человек. Я должен найти в селении самого лёгкого на ногу человека, которому наш повелитель даёт важное и поручение, которое я должен непременно передать ему. Кстати, ты очень на него похож.
- Неудивительно. Нет в нашем селении человека более лёгкого на ногу, чем я. Говори быстрее, о, мудрейший, повеление нашего мудрейшего повелителя, чтобы я мог немедленно приступить к исполнению его высочайшего поручения. Я весь внимание.
- Я всё тебе подробно разъясню, о, мудрейший, лёгкий на ногу человек, не торопись, ведь скорость теперь тебе очень понадобится для других дел, а не для языка и слуха. Ты немедленно должен собрать все камни, которые я выбросил с дороги и сложить из них высокую башню в середине пути, чтобы наш мудрейший повелитель мог увидеть её из города и понять, что ему уже можно выехать по своим делам в твоё селение. Торопись, ты должен успеть, до полудня перенести все камни в кучу и потом уложить в башню, потому как наш повелитель – кладезь страданий - хочет тронуться в путь по вечерней прохладе. Слава Аллаху, что я встретил тебя по дороге, возможно одной головой будет больше на земле до самого вечера.
Лёгкий на ногу мудрец очень опечалился, но приготовился бежать. Малая надежда всегда остаётся у тех, кто пока жив, благодаря отсутствию о себе воспоминания у повелителя.
- Не печалься, лёгкий на ногу мудрейший человек. Из уважения к тебе, я буду бросать камни не так далеко как делал это раньше, ведь гораздо приятнее, пусть лишь до вечера, иметь дело со знакомым мудрецом. Рад буду тебе угодить, о, несчастный, - так сказал усталый мудрец и низко поклонился лёгкому на ногу человеку.
Никакой уверенности в том, что тот увидел поклон и услышал мудрые слова, не было. Лёгкий на ногу мудрец уже был довольно далеко, и дорожная пыль клубилась над его уменьшавшейся в размерах фигуркой. Мудрец отвернулся, посмотрел вперёд и низко опустил голову – он не хотел пропускать ни одного камня, пусть даже немного способного задеть его волочащиеся по дороге сандалии, но всё же произнёс себе под нос:
- Алейкум салам!


Рецензии