Анти-Экономикс

 

Экономикс (Пол Самуэльсон, Вильям Нордхаус)
http://fspo.usurt.ru/biblio/obsheobr/economics/1.htm
http://fspo.usurt.ru/biblio/obsheobr/economics/index.htm

А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?
http://www.bibliotekar.ru/encSlov/a/25.htm

Из кинофильма «Берегись автомобиля» (1966), снятого режиссером Эльдаром Александровичем Рязановым (р. 1927) по сценарию, написанному в соавторстве с Эмилем Вениаминовичем Брагинским (1921—1998). Режиссер самодеятельного театра, стоя на сцене, задает своим актерам риторический вопрос: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, м-м, нашего Шекспира?» Труппа с энтузиазмом отвечает: «И замахнемся!». Иносказательно: поставить перед собой более высокую, сложную задачу (самоирон.).

А чего только на Шекспира ?! Есть классики и посвежее, например, в экономической науке.
http://polbu.ru/borisov_econtheory/ch39_i.html
http://www.referat.ru/pub/item/6082 и др.

Пол Самуэльсон и Вильям Нордхаус почти в начале «Экономикса», определяющего изучение экономической теории в десятках стран мира,  дают совет всем читателям:

«Перед тем как начать совершенствоваться в экономике, вам понадобится опыт работы с графиками. Они так же необходимы для экономиста, как молоток для плотника. Таким образом, если вы не знакомы с использованием диаграмм, потратьте некоторое время на их изучение, и поверьте, вы не потратите время даром».

Не будем особо спорить с таким подходом. Хотя лучше бы обратить внимание на комплексный институциональный фактор (ресурс) развития экономики (наряду с природой, капиталом, трудом, предпринимательством, информацией).

Но замахнулись… На саму подачу графиков и обратим внимание.
Авторами актуализирована (графическая) граница производственных возможностей на примере выбора между производством продуктов питания и машин, если на них уходят все производственные ресурсы (при этом институциональные, предпринимательские и информационные ресурсы должным образом и не прописаны).

Постулизировано, что каждая из возможностей дает один объем производства продуктов питания и один объем производства машин (соотношение 10 – 30: квадратная ячейка).
Допускается, что с увеличением выпуска продуктов питания падает производство машин (или наоборот, так как кривая производственных возможностей предусматривает и этот вариант).

Если экономическая система производит 10 больших объемов продуктов питания, то она может сделать максимум 140 машин, но если выпуск пищи равен 20 объемам (единицам), то можно произвести только 120 машин.

Приведена Таблица 1А-1. Пары возможного выпуска продуктов питания и машин
Альтернативные производственные возможности от А до Е (при позитивных значениях единиц выпуска)
Возможности Продукты питания Машины
(А+                - 10                160
А                0                150
B                10                140
C                20                120
D                30                90
E                40                50
F                50                0
(F-                60                -45)

Но уже при пояснении данной таблицы можно и (по моему мнению для последующих разделов) нужно обратить внимание на зоны отрицательных значений – они будут и на графиках (в квадрантах 2, 3 и4).
Если потребители слишком заинтересуются машинами, то они могут (вынуждены при ограниченности ресурсов) отказаться от запасов  продовольствия (которые в той или иной степени всегда есть, включая и натуральные запасы в природе). Превратить эти запасы в ликвидность, лучше – материальную (труд, сырье и т.п.).
И тогда теоретически и практически линия производственных возможностей уходит в точку А + , где происходит проедание запасов (или иной собственности) ради дополнительной престижности. Или в точку F – ( + для продовольствия), где надо продать ранее приобретенные престижности (виды используемой лично собственности – машины, драгоценности, дома) для элементарного выживания.

Конечно, уже приобретенное и используемое (как результаты вложенного труда, своеобразный капитал в виде запасов для собственного потребления) можно включать и в ресурсы, оставляя линию производственных возможностей только в квадранте положительных значений.
Но учет всех квадрантов графиков функциональной зависимости (уже на стадии пояснения графиков) научно – по моему мнению, - более правилен, все активнее используется и отражает важные экономические реалии.

Далее авторы напоминают элементарное из школьных курсов.
Горизонтальная прямая графика называется горизонтальной осью, или иногда осью X (не дополняют - абсцисс; линией функции, хотя в экономике это далеко не всегда) . На рис. она отражает объем выпуска продуктов питания. Вертикальная прямая называется вертикальной осью, или осью Y ( нет упоминаний - ординат; линией аргумента - хотя в экономике и это далеко не всегда аргумент) .

На рис. ось аргумента показывает количество произведенных машин. Нижний левый угол графика, где встречаются две оси, называется началом координат для положительных значений от 0. Сама точка пересечения соответствует О количеству продуктов питания и 0 количеству машин.

Обычно экономическую зависимость изображают виде непрерывной кривой, хотя эта кривая может быть волнистой (ломаной) и иметь иную конфигурацию вплоть до прерывистой.


Авторы подчеркивают, что один из наиболее важных способ описания зависимостей между двумя переменными — это наклон линии. Но этот наклон зависит и от масштаба делений на осях. Если масштаб на осях будет разный (на рисунке данной статьи это показано), любой наклон исказит реальную зависимость – преувеличит или преуменьшит ее.

Наклон линии называется отрицательным, если линия идет от значений на оси Y к значениям на оси Х вниз (линия обратной зависимости).
Наклон линии положителен, если она идет от значений на оси Y к значениям на оси Х вверх.
Наклон при соответствующем масштабе на осях  — точный визуальный и численный критерий зависимости между изменением по Y и по X.

Далее авторы путают себя и читателей, предлагая измерять наклон кривой через выносимую за кривую точку С, хотя на том же первом графике все разные участки наклона считаются элементарно. А – В = 10 (3) – 10 (привести масштаб в соответствие; около 33%). В – С = 30 (10) – 10 (45%)… И так далее.

Авторы предлагают помнить, что

1. Наклон можно выразить в численном виде (как показатель изменения Y при изменении на единицу по Х или «подъем при перемещении»).
2. Если линия является прямой, то наклон ее везде постоянен.
3. Наклон линии показывает, какой является зависимость между Х и Y: прямой или обратной. Прямая зависимость имеет место, когда переменные изменяются в одном направлении (т.е. они вместе уменьшаются или увеличиваются). Обратная зависимость существует, если переменные изменяются в противоположных направлениях (т.е. одна возрастает, а другая убывает).

Затем напоминается, как определять наклон плавной кривой в точке с помощью касательной. И в итоге можно увидеть, что наклон всегда положителен в области, где кривая возрастает и отрицателен, где она убывает. На вершине, или на максимуме кривой, наклон равен 0. Нулевой наклон показывает, что небольшой сдвиг переменной по Х относительно максимума не будет влиять на значение переменной по Y*.
Справедливо отмечается, что многие кривые в экономике сначала возрастают, достигают максимума, а затем убывают. И вспоминают наконец-то математику.

Наклон линии можно рассчитать следующим образом: для прямой (или линейной зависимости) это у = а + Ьх (наклон кривой равен Ь, который показывает изменение по у, если по х произошло изменение на единицу).
Кривая линия или нелинейная зависимость — это зависимость, включающая в себя не только константы и показатель х.

Указано, что в экономике есть существенное различие между сдвигами кривых и перемещением по ним (перемещения показывают возможные комбинации товаров при данных ресурсах).
Пунктирная линия слева (ближе к началу координат) от основного графика показывает состояние общества, когда ресурсов было меньше.
Пунктирная линия справа – показывает перспективное состояние, когда ресурсов будет больше.

Подчеркнуто, что PPF — линия производственных возможностей – один из примеров наиболее важных графиков в экономической теории, который описывает зависимость между двумя экономическими переменными (в данном случае такими, как продукты питания и машины).

Важны и другие типы графиков.

Временные ряды - показывают, как определенные переменные изменяются во времени. На графиках временных рядов по горизонтальной оси обычно откладывается время, по вертикальной оси — интересующие исследователей переменные (например, коэффициент «государственный долг-ВВП»; динамики выпуска разнообразной продукции, изменения цен и т.д.).
График «государственный долг-ВВП» для многих стран (особенно США) показывает, что процент долга ВВП резко возрастает во время каждой крупной войны.

Точечные диаграммы - показывают комбинации переменных для разных лет. Важный для макроэкономики пример точечной диаграммы — это функция потребления.  Эта точечная диаграмма показывает общий располагаемый доход страны по горизонтальной оси и общее потребление (расходуемое домашними хозяйствами на блага типа продуктов питания, одежды и жилья) — по вертикальной оси. Потребление очень тесно связано с доходом; эта зависимость является ключом к пониманию изменений национального дохода и продукта.

Диаграммы с более чем одной кривой – например, диаграммы предложения-спроса, Графики такого типа могут одновременно показать две различные зависимости: например, как потребитель покупками отвечает на цену (спрос) и как производство отвечает на цену (предложение). Помещая эти зависимости в один график, можно примерно определить цену и количество, которые будут держаться на рынке.

Дается резюме

1. Графики—это важный инструмент для современной экономической теории. Они обеспечивают удобное представление данных или зависимостей между переменными.

2. О графике необходимо знать: что располагается на каждой оси (горизонтальной и вертикальной), каковы единицы каждой оси, какая зависимость показана кривой или кривыми на графике.

3. Зависимость между двумя переменными в кривой показана наклоном. Наклон определяется как подъем при перемещении, или как увеличение по Y при возрастании Х на единицу. Если это возрастающий (положительный) наклон, то две переменных связаны
прямой зависимостью, и они возрастают или убывают вместе. Если на графике представлен убывающий (отрицательный) наклон, то зависимость у двух переменных обратная.

4. Кроме того, есть особые примеры графиков: временные ряды ( показывают, как определенные переменные изменяются во времени); точечные диаграммы ( которые рассматривают пары переменных); графики с несколькими кривыми (в которых рассматриваются две или более зависимостей на одном рисунке).

Указываются основные понятия

Элементы графиков
горизонтальная ось, или ось Х.
вертикальная ось, или ось Y
наклон как «подъем при перемещении»
наклон (положительный, отрицательный, нулевой) касательная как наклон кривой
Примеры графиков
графики временных рядов
точечные диаграммы
графики с более чем одной кривой

Это уровень 5 класса российской школы (да и школ многих других стран), при этом уже больше десятилетия используется компьютерное моделирование графиков
http://www.kcn.ru/school/book/informat/less_integr.htm
и др.

Студентам предложены вопросы для обсуждения

1. Рассмотрите следующий пример о студенте.
После 8 часов сна в день у студента остается 16 часов, которые нужно разделить между отдыхом и учебой. Пусть отдых будет переменной X, а учеба — Y. Построить на чистом листе бумаги прямую зависимость для всех комбинаций Х и Y. Внимательнее при названии осей и отметьте начало координат.

2. Каков наклон линии, показывающей зависимость между часами учебы и отдыха? Прямая это линия или кривая?

3. Пусть обязательно требуется 6 часов отдыха в день, не больше и не меньше. На рисунке отметьте точку, соответствующую 6 часам отдыха. Теперь рассмотрите перемещение по прямой: предположите, что вам нужно только 4 часа отдыха в день. Отметьте новую точку.

4. Покажите сдвиг кривой: пусть вам теперь нужно меньше сна, и вы можете отвести 18 часов на отдых и учебу. Изобразите новую (смещенную) кривую.

5. В течение недели фиксируйте, сколько часов в день вы сами тратите на отдых и работу. Нарисуйте график временных рядов для часов работы и отдыха каждого дня. Затем изобразите точечную диаграмму для часов работы и отдыха. Видна ли какая-нибудь зависимость между двумя переменными?

http://fspo.usurt.ru/biblio/obsheobr/economics/1.htm

Студенты обратят внимание не на лист бумаги,
а на возможности хотя бы программы Эксель.
Просчитают варианты на компьютере, начиная с варианта 1 (см. рисунок).
И неизбежно улыбнуться «тягодумству (и банальностям) учебника маститых американцев».

Это позавчерашний день реальной экономической науки
(четверть – треть века назад).
А надо как бы учить, тесты сдавать.
И сим забивать голову, отвлекаясь от более продуктивной и инновационной информации.
Недаром так не любят «графическую экономику» (при ПРУ – прочих равных условиях)
институционалисты.


Понятно, что уважаемые авторы имеют и серьезные научные достижения.
Но данный учебник оставляет студентов далеко от реалий начала 21 века, а особенно – перспектив развития экономики в условиях глобализации.

И постараемся показать это в дальнейшем.

Интернет забит возвражениями этому учебнику.
Поэтому добавить к показу его дремучей осталости мало что требуется.


Рецензии