Краткое изложение работы о сознании

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ РАБОТЫ О СОЗНАНИИ

Уважаемый читатель, данный текст является лишь частью общей теоретической работы «СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОЦЕССЫ СОЗНАНИЯ» (http://www.proza.ru/avtor/olegbasin), чтение которой лучше начинать с начальных глав, так как иначе многое может оказаться непонятным.


ПРЕДИСЛОВИЕ К КРАТКОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

          Автор заранее просит у читателя извинения за слишком высокую сжатость изложения, сочетающуюся с непривычностью подхода к теме сознания, мышления и интеллекта. Здесь это объясняется лишь одним: данное произведение, раскрытое сейчас перед Вами как статья, не является самостоятельным, оно лишь очень краткий и далеко не полный пересказ более крупного труда, который Вы тоже можете при желании прочитать. Данное же краткое изложение автор предпринял для предварительного ознакомления читателя с особенностями темы, прежде чем кто-то всерьёз отважится на глубокое погружение в его основной и подробный труд о структуре, функциях и процессах сознания.

          Тем не менее, данного изложения вполне достаточно для краткого приблизительного ознакомления с заявленной темой, но явно недостаточно для использования его в научных и практических целях. Для этого уже предназначен основной крупный труд, который тоже предложен читателю.

ОБРАЗЫ И СВЯЗИ КАК ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МНОГОУРОВНЕГО СОЗНАНИЯ

          Сознание — это многоуровневая система, обладающая сложной архитектурой. Все процессы сознания основаны на его главных элементах: образах и связях. Так любой процесс нашего сознания, будь то действие, восприятие или мышление, является процессом соединения мелких образов в образы более крупные, а далее и в ещё более крупные, и так далее. Это соединение образов между собой во всё более крупные формирования зависит от соответствующих связей сознания, таких как ассоциативные, мотивационные, смысловые и ценностные. Так образы одного какого-либо порядка объединяются с их помощью в образы порядка следующего, а те — в образы ещё большего порядка, и т.д.. Образы разных порядков, а также и связи разных порядков, имеют различный масштаб, различный темп и различный срок действия, т.е. чем выше их положение в сознании, тем более длительными и глобальными процессами нашей жизни они руководят.

          Образы всевозможных порядков и связи, от которых зависит их формирование, принадлежат к определённым уровням сознания, к определённым его ярусам. Эти уровни подразделяются на два типа: на одних из них существуют и действуют образы, показывающие нам реальность в действии, а на других функционируют связи, с помощью которых образы собираются. На действующих уровнях формируются образы, которые составляют основу любого действия, восприятия или мысли, а на связывающих уровнях существуют связи и там же происходят процессы формирования более крупных образов. Поэтому в соответствии с двумя типами основополагающих элементов (образов и связей) существуют и два типа уровней сознания: действующие и связывающие.

          Образы и связи между ними являются абсолютно равноценными элементами сознания, функционирование которого основано только на них, независимо от формы этого функционирования: действия, восприятия или мышления. Формируя всё более высокие и всё более масштабные образы и связи, принадлежащие всё более высоким уровням сознания, мы управляем процессами нашей жизни, требующими всё больше и больше  времени на выполнение своих функций. Чем более высоким уровням сознания принадлежат образы или связи, тем более стратегическими процессами нашей жизни ведают они.

          Связывающие и действующие уровни сознания в любом из процессов функционируют сообща, в единой системе, в едином процессе.

УРОВНИ СОЗНАНИЯ И МЕЖУРОВНЕВЫЕ ЦИКЛЫ

          Поскольку сознание является многоуровневой системой, как уже говорилось, со сложной архитектурой и сложными взаимодействия между уровнями, основанными на связях и образах, описание уровней сознания и составляет основу данного учения, которое рассматривает сознание одновременно с двух сторон: и с гуманитарной, и с технической.

          Выбор для описания самого нижнего уровня в этом учении, в этой теоретической системе был сделан из условных соображений, как и делается во всякой рациональной науке, во всякой действительной теории. Необходимо было выбрать тот самый нижний образный уровень, с которого начинается социальное определение личности в социуме. Таким наиболее примитивным в данном отношении является рассудочный уровень сознания, поскольку его объекты — рассудочные образы, представляют собой мелкие статические картинки, обозначающие для нас всевозможные предметы из окружающего мира. Компонуя эти мелкие обозначения в различные комбинации, мы и производим на их основе любое действие, восприятие или мышление, определяющие функционирование нашего сознания, как в индивидуальных отношениях, так и в социальных.

РАССУДОЧНЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ

          Данный уровень сознания не случайно выбран в качестве сомой нижней ступени, хотя бы даже и условно. В нём ведь формируются и содержаться те элементарные картинки нашего мышления, из которых в дальнейшем мы составляем все масштабные внутренние картины нашего сознания, определяющие наше мировоззрение.

          Всякие предметы или явления, в которые мы не углубляемся, а рассматриваем лишь внешне, структура которых нас не интересует на данный момент, мы для себя обозначаем этими мелкими элементарными картинками, т.е. рассудочными образами. Образами данного типа могут представлять предмет лишь целиком, как нечто целое и неделимое, не учитывающее его происхождения. Так на каждое слово, которое нам известно, рассудочный уровень сознания откликается своим образным представителем, т.е. своей элементарной картинкой.

          Естественно считать, что сколько-нибудь сложные представления не следует рассматривать с рассудочной точки зрения, так как их природа в этом случае так и не будет понята на данном уровне. Чтобы разобраться в природе вещей требуется выходить за рамки рассудка и выходить на более высокие уровни сознания, которые мы будем рассматривать далее.

          Несмотря на явную невозможность рассудка разбираться в природе вещей, довольно многие системы обучения всё же практикуют именно рассудочный подход, представленный в них в виде всевозможных правил, которые рекомендуется выучить как строгий порядок звучания без осознания смысла.

          С точки зрения же нормального, естественного подхода к обучению, а ни в коем случае не педагогического, рассудочный уровень сознания и рассудочные образы являются необходимыми лишь в качестве самого элементарного мыслительного материала, используемого в более сложных мыслительных процессах, принадлежащих более высоким уровням, о которых речь пойдёт дальше.

АССОЦИАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ

          Для того, чтобы одни образы складывались в другие, более крупные, чем предыдущие, необходимо их соединять между собой с помощью связей. Так, например, рассудочные образы объединяются в более крупные — поведенческие. Рассудочные образы по своей сути являются статическими и примитивными картинками, но соединяясь вместе могут формировать более крупные и уже динамические образы — поведенческие. Они уже представляют собой такие последовательности рассудочных картин, которые соответствуют динамическим действиям. На основе таких поведенческих динамических образов мы либо действуем, либо воспринимаем окружающий мир в движении, либо мыслим, представляя образы объектов в движении и взаимодействии.

          Если говорить о поведенческих образах, как о последовательностях рассудочных элементов, то становится важным вопрос о тех связях, которыми соединены рассудочные элементы между собой в эти определённые последовательности. Это ассоциативные связи, или просто ассоциации. В данной работе они условно рассматриваются как связи самого элементарного типа, среди тех связей, которые имеют отношение к социальным формам проявления сознания. Точно также как и рассудочные образы рассматриваются как самый элементарный субстрат для формирования всевозможных образов социального типа.

          Теперь нам необходимо рассмотреть, как происходит ассоциативная сборка поведенческих образов из отдельных рассудочных элементов.

          На ассоциативном уровне каждый рассудочный образ обретает свой ассоциативный ореол, т.е. круг всевозможных ассоциаций, которыми он соединён с другими такими же рассудочными образами. На ассоциативном уровне каждый рассудочный образ будет беспорядочно связан со многими другими рассудочными образами, которые мы в своей практике связали ассоциативно за счёт многократного совместного употребления или совместного проявления в нашем сознании. Одни рассудочные образы связаны кругом ассоциаций с другими, а те, в свою очередь, тоже имеют свои ассоциативные ореолы, которые их связывают с ещё какими-либо рассудочными образами. Так на ассоциативном уровне возникает неупорядоченное образное формирование, которое уместно было бы назвать ассоциативным облаком, в силу его расплывчатости и хаотичности.

          Ассоциативное облако — это лишь предварительный этап, происходящий в сознании перед окончательным построением поведенческого образа из рассудочных элементов. После стадии ассоциативного облака в этом относительно беспорядочном подборе рассудочных элементов должен сформироваться (выкристаллизоваться) поведенческий образ, который будет уже представлять из себя упорядоченную последовательность рассудочных элементов, расставленных в динамической последовательности, как и подобает целенаправленному адекватному поведению. Сшивка окончательного поведенческого образа происходит по тем ассоциативным связям облака, которые к данному времени приобрели наибольшую яркость или силу, что, собственно одно и тоже с точки зрения гуманитарного представления об ассоциировании. Итак, внутри ассоциативного облака по определённым избранным ассоциативным связям формируется поведенческий образ, а ассоциативный уровень сознания выступает посредником между двумя другими уровнями сознания: рассудочным и поведенческим.

          Когда поведенческий образ завершает в сознании своё построение из ассоциативного облака, на этом ещё не прекращается цепь событий, связанных с ним. Мы все прекрасно отдаём себе отчёт в том, что любой развёрнутый поведенческий процесс, сколь сложным бы он ни был, кроме этого представлен в нашем сознании и неким кратким рассудочным образом, который является итогом построения мыслительно-поведенческой линии. Этот итоговый образ мы порой даже в состоянии обозначить одним словом или одной краткой фразой, что подтверждает наличие обязательного рассудочного итога при построении каждого поведенческого образа. Но этот итоговый рассудочный элемент, что является кратким и полномочным представителем соответствующего, поведения может выполнять и вторую свою функцию — быть инициатором повторного построения данного поведения. Он имеет ассоциативные связи со всеми рассудочными участниками совершённого построения и поэтому с его помощью хорошо выстраивается ассоциативное облако, приводящее вновь к данному поведению.

          Нетрудно заметить и некоторую закономерную последовательность — цикличность процесса. Эта цикличность заключается в том, что весь этот процесс как начинается, так и заканчивается на рассудочном уровне. Налицо циклический процесс сознания, в котором участвует триада уровней, два из которых (рассудочный и поведенческий) можно назвать действующими, а один, находящийся между ними (ассоциативный) — связывающим.

          Триады уровней в нашем сознании играют наиважнейшую роль. Триадные циклы всегда происходят при возобновлении любых образов, собирающихся из образов предыдущего порядка. Данное представление, т.е. данную модель формирования и возобновления образов уместно назвать теорией триадных циклов сознания. Она имеет самую основополагающую, самую базовую роль в представленном здесь учении о сознании. Всё дальнейшее изложение по его теоретическому описанию будет вестись в свете данной теории.

          Будучи впервые сформулированной в данной главе, посвященной ассоциативному уровню сознания, она будет способствовать рациональному объяснению любых процессов на любых уровнях. Теория триадных циклов — это самая главная теория из того множества тех теорий, которые ещё будут сформулированы в дальнейшем изложении данного учения.

          Данная глава имеет два наиболее важных вывода: во-первых, это роль связывающих уровней, наподобие ассоциативного, для формирования одних образов из других, и теория триадных циклов, которая впервые упомянута в данной главе. Далее эти два наиважнейших вывода будут участвовать во всех дальнейших рассуждениях в рамках данного учения.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ

          Поведенческий уровень сознания является самым верхним в триаде из вышеперечисленных уровней. Разбираясь в предыдущей главе с ассоциативным уровнем, мы уже обсудили некоторые аспекты поведенческого уровня сознания, поэтому во многих аспектах, а точнее даже — в основных, он уже нам знаком. Но, тем не менее, существует ещё некоторое множество дополнительных, хотя и очень важных аспектов, на которые ещё следует обратить особое внимание для полноты его изучения, особенно в приложении данной теории к обучению.

          С точки зрения вышеупомянутой теории триадных циклов сознания, формирование новых образов происходит путём соединения между собой образов предыдущего порядка. Это происходит с помощью связей, в данном случае — ассоциативных. Триада любых уровней нашего сознания объединяет в единой функции, в едином цикле два действующих уровня, на которых существуют, а также формируются образы и один связывающий, который содержит те самые связи, что позволяют «нижним» мелким образам объединяться в более крупные «верхние». В любой из триад нашего сознания происходят процессы формирования новых образов и возобновления старых точно также, как рассудочные образы с помощью ассоциативных связей объединяются в поведенческие, или в мыслительно-поведенческие.

          Кстати, давайте обратим наше внимание на этот последний аспект, в котором речь идёт о мыслительно-поведенческих образах.

          Бесспорно, при освоении нашим сознанием окружающей нас внешней реальности, первичными являются образы наших действий, порой беспорядочных и порой неуклюжих, но раз от раза, практика от практики приводящих нас к результату всё быстрее и чётче. При этом происходит не только совершенствование наших поведенческих образов во внешнем действии, но появляется возможность производить данные действия во Внутреннем Мире, т.е. внутри нашего сознания. Проще говоря, мы можем теперь представлять различные действия в сознании, в воображении, а не только исполнять их физически. Такие поведенческие образы, перенесённые во Внутренний Мир, мы можем назвать мыслительно-поведенческими, а мышление считать поведением, совершаемом во Внутреннем Мире. Это касается не только нашего собственного поведения, но и поведения других объектов, отражённых нашим сознанием, в течение нашей практики. Далее мы с вами очень часто будем говорить о мыслительно-поведенческих образах, а не просто о поведенческих, если речь идёт не столько о внешнем поведении, сколько о внутренних поведенческих представлениях нашего сознания.

          Другим не менее важным дополнительным аспектом разбираемой теории является так называемая память.

          Что с гуманитарной точки зрения мы понимаем под понятием памяти? Не является ли это понятие в некотором роде искусственным?

          Несомненно, под так называемым воспоминанием мы подразумеваем активизацию тех образов, которые уже создавались когда-то в нашем сознании. С точки зрения теории триадных циклов, активизация образов в нашем сознании — это запуск тех самых циклов, возобновляемых при участии итогово-инициирующих элементов, которые способствуют возобновлению сначала ассоциативного облака, а затем выкристаллизовованию в нём окончательного поведенческого образа по наиболее крепким ассоциативным связям.

          С каждым возобновлением одного и того же поведенческого образа путём повторения соответствующего триадного цикла, или как мы считаем с гуманитарной точки зрения, воспоминанием, происходят изменения и в ключевом рассудочном элементе, и в возобновляемом ассоциативном облаке. С каждым возобновлением (или воспоминанием) ассоциативное облако содержит всё менее и менее избыточных элементов, что приводит к ускорению процесса возобновления (воспоминания). С гуманитарной точки зрения это воспринимается нами как закрепление в памяти, хотя такое представление с технической точки зрения выглядит искусственным. Вот почему в начале обсуждения данного аспекта было отмечено, память — понятие достаточно искусственное.

          Вторая сторона совершенствования поведенческих или мыслительно-поведенческих образов заключается в формировании их опережающих вариантов. Опережающие мыслительно-поведенческие образы играют чрезвычайно важную роль в развитии мышления, что неоднократно будет ещё обсуждаться в дальнейшем.

          Развитие ассоциирования — это очень важный компонент развития личности, особенно при обучении. Важно, чтобы ассоциирование не только укреплялось за счёт постоянного свободного использования, но и это использование носило бы динамичный характер. Это означает, что при осуществлении какой-либо мыслительно-поведенческой процедуры, особенно в учебных целях, не следует производить никаких дополнительных, т.е. излишних действий, не следует переусердствовать с оформлением, как это повсеместно принято в педагогике, а как можно быстрее стараться выстраивать складывающиеся поведенческие образы. Почему это так необходимо?

          Динамичное поведение без всяких проволочек необходимо потому, что рассудочные образы, которые участвуют в данном построении, сначала активизируются, а затем снижают свою активность до полного погашения в области внимания. Если мы совершаем процесс образного построения с достаточной скоростью, то какие-то весьма удалённые рассудочные образы уже успеют активизироваться, пока начальные ещё не успели угаснуть. Такое положение дел способствует тому, что одновременно в области внимания могут присутствовать весьма удалённые друг от друга рассудочные образы. Экспонируясь во внимании практически одновременно, эти рассудочные образы формируют ассоциативные связи и между собой, т.е. дистантные ассоциации, которые при поведенческом формировании работают уже как семимильные шаги. Это позволяет нашему сознанию формировать мыслительно-поведенческие образы уже не столько подробные, сколько быстрые, способные выстраиваться гораздо быстрее, чем происходят события во внешней реальности. Поскольку эти образы носят опережающий характер, то и построенные по такому принципу любые образы уместно назвать опережающими. Опережение вообще играет в сознании чрезвычайно важную роль, так сама суть сознания, как активного отражения, заключается в предвосхищении событий на основе опережающего внутреннего моделирования. Ненужно приводить особенных доказательств в пользу необходимости опережающих мыслительно-поведенческих образов. Более необходимо было бы обратить внимание на то, что излишняя подробность исполнения и излишние оформления, которые приняты в педагогике, не только мешают развитию таких образов в сознании, но и приводят к снижению способности по их формированию. В результате те педагогические системы, которые особенно усердствуют в этом пороке, способствуют формированию массовой недееспособности в подопечных учениках, отнимая у них способность к формированию мыслительно-поведенческих образов. Только на основе предвосхищения с помощью таких образов можно адекватно включаться в действительность.

          После данной темы необходимо поговорить и о таком феномене сознания как интеллект, ни в коем случае не отождествляя его ни с сознанием, ни с мышлением, так как первое есть пространство или среда, в которой совершается процесс мышления. Но и мышление не сводится к интеллекту, так как мышление — это общее понятие, обозначающее все образные процедуры в сознании, а интеллект — его частное проявление, в чём мы сейчас разберёмся.

          Процесс мышления в сознании совершается путём возобновления образов. Сборка же поведенческих образов происходит путём совершения триадных циклов, запускаемых с помощью итогово-инициирующих рассудочных образов. Цикл за циклом процесс возобновления образа совершенствуется, т.е. ускоряется, стабилизируется и стандартизуется. Итогово-инициирующий образ, который руководит этим процессом, совершенствуется до той степени, что порой может не только возобновлять цикл, но и участвовать в мышлении как один из элементов быстрого просмотра. Теперь такой просмотр, осуществляемый с участием итогово-инициирующих образов, обладает большей чёткостью, чем просто опережающий образ, а также большей стабильностью. Процесс мышления, который совершается на основе не простых проходных рассудочных образов, а на основе итогово-инициирующих и есть интеллектуальный процесс. Таким образом, интеллект — это разновидность мышления, которое совершается на основе особых, т.е. ключевых рассудочных элементов, усовершенствовавшихся до возможности участия в абстрактных образных процедурах. Формирование таких элементов, приобретших самодостаточность, уместно назвать образной ремиссией, поскольку он является процессом обратным миссии. Он совершается не от простого к сложному, а от сложного к простому, что и позволяет назвать этот процесс ремиссией. Так процесс образной ремиссии в сознании на основе процессов общего мышления создаёт наш интеллект.

          Образная ремиссия — это процесс, имеющий в нашем сознании большое значение, так как с её помощью функции вышестоящих образных уровней могут передаваться нижестоящим, освобождая их для новых постижений. Это тот механизм сознания, который позволяет оказывать влияние верхних образных уровней на нижние. За счёт этого процесса происходит обогащение нижних уровней сознания более чёткими и выверенными образами, и освобождение верхних. Образы ремиссионного происхождения могут не только входить в состав мыслительно-поведенческих образов, а также образов и более высокого порядка, но по-прежнему инициировать свои рассудочно-ассоциативно-поведенческие циклы на правах итогово-инициирующих элементов. У них проявляются двойные возможности: быть составляющими элитных образных формирований, которые мы относим к интеллекту, и быть по-прежнему инициаторами своих собственных триадных циклов. Наличие в сознании таких образов, которые мы называем ремиссионными, создаёт у нас возможность выбора: совершать ли свободный и быстрый интеллектуальный просмотр какой-либо действительности или осуществлять развёрнутые действия по отношению к ней.

          Выводы данной главы показывают не только основную суть и значение поведенческого уровня сознания, как уровня создающего динамичные модели, но и освещают многие дополнительные аспекты, без которых наше сознание не может быть полноценным. К этим дополнительным, но важным аспектам  сознания относятся и перенос поведения из внешней реальности во Внутренний Мир, который мы собственно и называем мышлением, это феномен мыслительно-поведенческого опережения, это также и аспект так называемой памяти, которую теперь мы можем рассматривать как динамическое возобновление образов через возобновление их триадных циклов, и, наконец, такой наиважнейший аспект как образная ремиссия, повышающая чёткость, устойчивость и свободу сознания. Именно последний аспект — образная ремиссия, создаёт в нашем сознании предпосылки к формированию интеллекта, как особой формы мышления, основанной на особых образах.

          Тема ремиссии будет ещё неоднократно возобновляться в дальнейшем изложении, поскольку она способна объяснить не только такой феномен сознания как интеллект, но и другие не менее важные феномены, о которых речь будет идти далее.

МОТИВАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ

          На примере трёх уровней сознания: рассудочном, ассоциативном и поведенческом мы с вами выяснили, что сознание функционирует по принципу триадных циклов — одного из самых основных принципов его устройства. Он всегда охватывает три уровня сознания, два из которых (самый нижний и самый верхний) действующие, образные; а один (промежуточный) — связывающий. По названию уровней сознания, участвующих в уже описанном триадном цикле, его следует называть рассудочно-ассоциативно-поведенческим, но суть теории триадных циклов этим не ограничивается, поскольку существуют уровни сознания как выше, так и ниже вышеописанных, которые тоже действуют по принципу триадных циклов, лежащих в основе создания и возобновления образов. И одну из таких триад, расположенную выше той, что была описана чуть ранее, мы будем разбирать в последующем изложении. Кстати, и на ней отнюдь не заканчивается действие основной теории данного учения, как, впрочем, и все остальные аспекты, уже описанные ранее. Рациональность данного подхода к изучению сознания заключается в повторении всех открытых закономерностей, сколько бы мы их ещё не описывали.

          В изложении, посвящённом предыдущей триаде, верхним действующим уровнем, формирующим образы, был назван поведенческий. В этой триаде он будет уже рассматриваться как нижний. В этой следующей триаде, которую мы сейчас рассмотрим, его образы, т.е. поведенческие (или мыслительно-поведенческие), интегрируются в ещё более крупные — в деятельностные образы, которые руководят более сложными и более длительными процессами нашей жизни, чем наше поведение. Если в предыдущей триаде рассудочные образы соединяются в поведенческие с помощью ассоциативных связей, то в данной триаде поведенческие образы объединяются в деятельностные уже с помощью связей мотивационных, или просто мотиваций, связей более сложных, чем ассоциативные. В дальнейшем мы с вами узнаем, что мотивирование можно рассматривать как особым способом организованное, структурированное ассоциирование. Как и всё сложное, мотивационные связи состоят из более простых элементов, в данном случае ассоциативных связей, но являются отнюдь не простой их совокупностью, а сложно организованной системой этих элементов. Как уже понятно читателю: более сложные связи лежат в основе создания более сложных образов, руководящих более сложными процессами нашей жизни — деятельностями на основе мотивирования.

          Деятельность значительно сложнее, чем все поведения, из которых она состоит. Она, как функция сознания заключается в создании определенной последовательности поведений, в определённом их сочетании между собой, в определенной их композиции. При этом, выбирая каждое следующее поведение, необходимое для продолжения деятельности, мы пользуемся мотивациями. Что же собой представляет мотивация не только с гуманитарной точки зрения, но и с технической?

          Как уже было сказано чуть выше, ассоциативные связи внутри мотивации структурно организованы определённым способом. Как происходит эта организация?

          Ассоциации возникают вокруг рассудочных образов, поэтому именно рассудочные образы необходимы для организации ассоциаций в новый и совместный порядок. С гуманитарной точки зрения для мотивирования всегда необходимы аргументы. Аргументы — это рассудочные образы, создающие основу мотивации. Теперь уже рассматривая мотивирование не с гуманитарной, а с технической точки зрения, мы будем учитывать, что вокруг каждого аргумента, как и любого другого рассудочного образа, возникает свой собственный ассоциативный ореол. Но особенность данного устройства заключается в том, что в ореоле каждого из аргументов одной мотивации имеются ассоциативные связи с каким-либо одним рассудочным образом или с очень ограниченной их группой. Это приводит к тому, что в данной точке организуется совместная ассоциативная нацеленность, позволяющая значительно усилить направленную туда ассоциативность по сравнению с окружающим ассоциативным фоном. Если же в этой группе найдётся итогово-инициирующий образ какого-либо поведенческого процесса, то тогда мотивационная связь своим совместным ассоциированием может инициировать очередное поведение, необходимое для дальнейшего продолжения деятельности.

          Таким образом, мотивацию можно объяснить как совместное сфокусированное ассоциирование, направленное от группы аргументов. Группа аргументов образует ядро мотивационной связи, и это её наиважнейшая деталь, функция которой заключается в создании кумулятивного потока ассоциирования, направленного на очередное поведение, продолжающего деятельность. Мотивация представляет собой пучок ассоциаций, кумулятивно нацеленный в одну точку с помощью мотивационного ядра, состоящего из рассудочных аргументов. Каждая из отдельных ассоциаций, входящих в этот пучок, может быть слабой, но их совместное кумулятивное нацеливание на узкую рассудочную область или на один рассудочный образ оказывается сильнее многих ассоциаций, даже весьма сильных. Такую функцию сознания как мотивирование, т.е. установление мотивационной связи, мы применяем в тех ситуациях, где наше ассоциирование недостаточно сильно для осуществления непрерывного поведения, и тогда нам необходима деятельность, основанная на мотивировании.

          На примере структуры и функций мотивационной связи мы можем видеть, что любые связи сознания состоят из связей предыдущего порядка, организованных и нацеленных определённым образом, как организованы ассоциативные связи в мотивацию. Данный анализ мотиваций показывает также, что взаимоотношение образов и связей носит взаимозависимый характер: т.е. не только образы формируются с помощью соответствующих связей, но и связи содержат в своей структуре определённые образы. Так ядро мотивационной связи, составляющее её основу, состоит из рассудочных образов. Следует обратить внимание, что ядро мотивационной связи состоит не из тех образов, которые она связывает между собой, а из образов предыдущего порядка.

          Данное изложение, являясь теорией в полном смысле этого слова, подразумевает рациональное распространение выведенных закономерностей далеко за пределы тех уровней сознания и тех триад, которые описаны на данный момент.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ

          Деятельностный уровень сознания является действующим уровнем, так как на нём формируются образы. Деятельность значительно отличается от поведения, как по масштабу выполняемых действий, так и по темпу их выполнения. Она состоит из поведений, соединённых между собой мотивациями в некое единое сложное исполнение или обдумывание, приводящее нас к результату, как правило, уже не столь близкому по сравнению с поведенческим действием или мыслью. Здесь мы должны говорить о новом триадном цикле: поведенческо-мотивационно-деятельностном, цикле в котором зарождаются и возобновляются деятельностные образы нашего сознания.

          Конечно же, как и этот триадный цикл подчиняется тем же законам, что были описаны выше. Некоторые из них могут быть подмечены при изучении данных уровней (мотивационного и деятельностного), и тогда они тоже могут быть перенесены как выше, так и ниже по архитектуре сознания.

          Как и во всяком триадном цикле сознания, после завершения построения образа (в данном случае деятельностного) должен сформироваться итогово-инициирующий образ. Для создания и возобновления деятельностного образа посредством триадного цикла итогово-инициирующим элементом будет поведенческий образ или мыслительно-поведенческий, т.е. образ того же порядка, что и является субстратом для построения деятельностных образов.

          Деятельностное мышление необходимо нам тогда, когда непрерывная поведенческая практика становится невозможной для динамичного исполнения в силу незрелого ассоциирования в данной области, и нам приходится останавливаться для того, чтобы, как мы считаем, обдумать происходящее и то, что нам предстоит делать далее. Если разобраться в этом уже не с гуманитарной, а с технической точки зрения, то обдумыванием мы называем процесс поиска аргументов — тех рассудочных образов, которые при своём совместном ассоциировании могут организовать обнаружение необходимого поведенческого образа через его ключевой, т.е. итогово-инициирующий элемент.

          Деятельность как функцию сознания мы осуществляем тогда, когда ещё не имеем достаточной ассоциативно-поведенческой наработанности, иначе бы совершали свои привычные действия, не прибегая ни к каким мотивациям, а совершая своё динамичное и непрерывно поведение. Но, увы, приходится иногда останавливаться, чтобы позаботиться об освоении новой зоны сознания. Можно сказать, что именно с мслительно-деятельностн¬¬¬го подхода и начинается наше освоение каких-то новых для нас областей знания или практики. Деятельностное мышление, т.е. ***мышление, основанное на мотивациях, соединяющих поведенческие или мыслительно-поведенческие образы, является первопроходцем в любом нашем освоении. Когда же некая область становится освоенной нами на деятельностном уровне, т¬¬¬¬¬¬гда начинает происходить передача полезных деятельностных наработок на предыдущий действующий (образный) уровень, т.е. на поведенческий.

          То, что в своё время было достоянием нашей деятельности и требовало дополнительных раздумий, или как мы теперь говорим, сбора мотиваций на основе аргументов, теперь переводится нами в поведенческие навыки, выработанные нами на основе чуть ранее сформированных деятельностей. Такая передача возможностей от высокосложных функций к функциям более простым может быть названа образной ремиссией. Это название оправдано тем, что в данном процессе происходит преобразование не от простого к сложному как при исполнении миссии, а наоборот¬ — от сложного к простому. Как происходит процесс образной ремиссии в нашем сознании, т.е. на каких механизмах основана передача сложных деятельностных функций более простым — поведенческим?

          Главным действующим лицом в процессе образной ремиссии, т.е. формирования навыка, является итогово-инициирующий поведенческий образ, который способствует возобновлению данной деятельности. Совершая одну и ту же деятельность многократно, мы возобновляем соответствующий цикл, ключевой элемент которого от этого совершенствуется до того, что и сам он становится кратким её воплощением. Т.е. поведенческим навыком становится итогово-инициирующий поведенческий образ, который и руководит возобновлением данной деятельности в нашем сознании. Теперь его функция становится двоякой: с одной стороны он обеспечивает краткое ускоренное и во многом упрощённое исполнение ставшего привычным дела, а с другой стороны он всё ещё остаётся итогово-инициирующим, т.е. ключевым элементом всё той же деятельности, способным её по-прежнему возобновлять.

          Образная ремиссия играет в нашем сознании огромную роль, потому что она способствует передаче функций с высоких уровней сознания на нижние, освобождая таким способом высокие для новых освоений. Эта ремиссия может быть как одноступенчатой, так и многоступенчатой, как например, передача функции с деятельностного уровня на рассудочный, транзитом через поведенческий. Формирование поведенческих навыков (опыта) на основе деятельности является одноступенчатой ремиссией, но она может продолжаться и далее, уже от поведения к рассудку. Сформированный таким способом рассудочный элемент является уже элементом интеллекта. Т.е. двухступенчатая образная ремиссия от деятельностного уровня к рассудочному формирует наши понятия — рассудочные образы, которым мы можем давать определения. Таким образом, интеллект может быть определён как часть сознания, сформированная на основе рассудочных образов, полученных путём образной ремиссии с верхних действующих уровней сознания.

          Таким образом, мы с помощью данной теории можем более дифференцированно подходить к вопросам изучения сознания, а не отождествлять между собой сознание, мышление и интеллект. С точки зрения вышеприведенного краткого теоретического изложения сознанием следует считать среду, в которой совершаются всевозможные образные процедуры, наиболее основная из которых — это интеграция одних образов в другие посредством связей. Мышление — это процесс совершения образных интеграций в сознании. Под интеллектом же следует понимать некую особую часть мышления, совершаемую на основе рассудочных образов, полученных ремиссионным путём из образов более высокого порядка: поведенческого, деятельностного, ролевого и личностного.

ВРЕМЕННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ К КРАТКОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ КРУПНОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТРУДА

          Уважаемый читатель, Вашему вниманию было представлено лишь краткое изложение крупного теоретического труда, посвящённого сознанию, мышлению и интеллекту. Данное краткое изложение имело цель лишь вкратце ознакомить заинтересованных лиц с совокупностью теорий, составляющих науку о сознании — ноономику. Настоящий труд содержит ещё множество полезных деталей и подробностей, порой даже неупомянутых в этом тезисном изложении. Кроме того, здесь отсутствуют упоминания некоторых весьма важных для данной области теорий, но даже мимолётное упоминание всех их сильно утяжелило бы резюме, поэтому автор решил понапрасну не утомлять читателя громоздким содержанием, а предоставить ему возможность по собственному почину обратиться к настоящему и подробному труду, который тоже представлен на рассмотрение.
ПЕРЕХОД К ОСНОВНОМУ ТРУДУ ЧЕРЕЗ АВТОРСКУЮ СТРАНИЦУ: http://www.proza.ru/avtor/olegbasin


Рецензии