О узстроении церковей в московии

Предисловие
Теперь, после кончины Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, которого, несомненно, расстроила бы эта публикация, такая возможность представилась. Скажу сразу: представляемый здесь документ не имеет ни художественной, ни исторической ценности. Чтобы не вызвать подозрений по поводу калькированного перевода с латыни, «Гришка» зачастую переносит глагольные формы в середину предложения, безбожно путается в падежных окончаниях и, неоправданно часто использует нехарактерные для своего времени деепричастные обороты. Но любая правка, в том числе и заявленная «новиковско-мусин-пушкинская», лишила бы нас удовольствия пронаблюдать самый любопытный аспект этого «шедевра», а именно психологический.

Не имея в распоряжении достаточно времени и места, укажу лишь то, что автор манускрипта, несомненно, не понаслышке знаком с трудами Аристотеля, с работой «Политика» рабби Мойша Ицхака Бейли (из которой без ссылок один в один передраны как минимум два предложения), с историей кинематографа (что само по себе уже необычно, учитывая предположительную датировку текста началом XVII в.) и т. д. Впрочем, иные коннотации не без наслаждения могут проследить как специалисты, так и широкий круг читателей.
Назарий.


САМОЗВАННЫЙ УСТАВ ГРИШКИ ОТРЕПЬЕВА "ОБ УЗСТРОЕНИИ ЦЕРКОВЕЙ В МОСКОВИИ"


О УЗСТРОЕНИИ ЦЕРКОВЕЙ В МОСКОВИИ

ГРИШКИ ОТРЕПЬЕВА, САМОЗВАННОГО ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ, УБИЕННОГО В УГЛИЧЕ ЗЛОГО ГОДУНОВА УМЫШЛЕНИЕМ, УСТАВ О ЦЕРКВЯХ В МОСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ УЗСТРОЕНИИ СООБРАЗНО В НАРОДЕ РАЗЛИЧИЯМ И ПО ХАРАКТЕРУ КАЖДОГО СОСЛОВИЯ СООТВЕТСТВЕННО ПРИЛИЧЕСТВУЮЩУЮ ТОМУ РЕЛИГИЮ О ВЫБОРЕ И ПОРУЧЕНИИ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ТОГО ВЫБОРА ОБЯЗАННЫМ ЛЮДЯМ ИСПОВЕДАНИЯ ДОБРОГО КАЖДОЙ РЕЛИГИИ ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО, СО СПИСКА ТАЙНОГО СИНОДАЛЬНОГО АРХИВА ДЕЛА ПРОТОПОПА САДОВСКОГО РУКОЮ ПЕЧАТАНО В ТИПОГРАФИИ Н. ИВ. НОВИКОВА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЛЕТА 1789 ИЮЛЯ 2-го.



Я, Деметриус, государь и царь всея Руси, Владимирской, Московской, Новгородской, Смоленской, Тверской, и прочая, Малой и Белой Руси государь и краль, хан и князь Казанский, Астраханский и Калмыцкия степи хозяин, и прочая и прочая, царь православныя кристьян и веры защититель и папы римского вселенской церкви помазанниик и прочия богоугодных государей согласитель и прочая и прочая и прочая,

УСТАНОВЛЯЮ:

По согласию моему с боярско Радою Московскою и с Европией, четвертая часть вселенной за которой, суть Запад, конечный цель дня и солнца божьего, хочу так устроить подданных моих русских и прочих и Руси Белой и татар, мордвы и прочих розсеяных по земле моей во тьме и сраме живых. Убо тако или не тако по верам всякая душа печалуется, а истины не знает никто, аще Бог сам. А я да и папа римский и патриярх царегородский не ясно судяше между собою. И иные есть. Потом же и говорю так: всякому чину на земли моей пускай будет и чин на небеси свовый. А разделяхам его я так и так как скажу. Той пусть всякий род тружбы и веру так и чтит, что я уставлю ему. А и священный чин будет иметь разум по Богу свовый а по земли свовый, и чтоп не тягались друг от друга паству по великости и богатству себе на требы. Каждому своя овца надобна, а я на то и царь славы правой, дабы моих овинов не разорили, а Бог - судия. А и меня призвали яко смерти по желанию Бога избежавшего. Судю так. Вам же делать тако же.
Вер же всих явно четыре, сколько и чинов земных: смерды работные, торгующие по городам, воины княжии, да немочь негодная. А прочия - лишек.
 
Православная церковь, яко главеннейшая на земли сей обширной - тоей печься для смердов, кристьян и холопей, трудом изнуренных, в неволе хлебо свой ядуших, дабы свет начального кристьанства им сиял грозным огнем бога-отца и лепоты церковные умягчали души трудом утягченные и т.д. И патриярх и попцы православные, гордые старчеством, но неучи безписьменные и близкие по отсутствию гордости наук земных тем же кристьянам сея земли и т. д. Патриярху сидеть со царем по правую руку и все требы кристьянские дабы и он знал тож и царю советовывал. И от царя тоему патриярху милостини богатые, дабы в церквах свет и радостей богатых довольно было для темного народа смердского. И церковей довольно б с попцами и певциями. Боле же ничего. Тако бысть.

Церковь лютерова или кальвинская жестокая, или этой земле иная приличествующая, вподобие англичской - для торговцев, и иных ездоков по товарным и приказным делам, дабы личеная их вера в путях не страдала от разностей, видимых в разных местах, городках и землях, и во мне, царе видели бы единого архипастыря и инквизитора по всем их прегрешениям - светским и божиим. Жительства их попцам, сиречь, пастырам в домах неизукрашенных да безыконных, дабы лутьшее из смердских и кристьянских церковей не искупили для себя. И строгости их по самоискуплению их же честному торгу пускай же послужат. И лик государя земли их пускай в молельнях заключен будет, яко ходатай пред Богом. Я же сам в том навыкся бы, бо земли своей пред другими странствами навыше ставить торг. И тому так хочю я быти, не иначе.

Католическая, попежская, ино латинская и иезуитская - для шляхты, паче дворян, а то - бояр и служивых царю, дабы пример и устрашение папы, над царями земными творящего божии устроения, зрил им тщету мирского их служения и кару за предательственны дела. И мне, царю, дабы иметь судию высшего надо всеми начальствами своей земли, да чтобы не случись искуса гневливого на царя по расправе над кем из сильных, то то божией рукою папы-божемонарха ввергнут сей во тьму. И в верах тож дабы не мятяше разные еретики, тут инквизиция и иезуитство в помогу нам. Чюжие пророки пускай и идут в чюжие земли, а те, кто ото ада - те да и в ад сойдут. Тут я и как самодержц, а буде и инпаратор стану, то согласно папски съезду Запада и патриярше собору Востока. Бог даст. Тако мыслю я, да быть тому праву по решению и согласию с божией волей.

Кои же инородцы в Руси и Москве, те своего Могумудия пускай чтут по мечетьям малым, инда величие христовой церкви дабы им глаза щипало. Тако же, и крики их по утрам не будили людей моих, ставить те мечетьи вдале от людства, нехай ходют ногами, да копытами. Сультана же пусть чтют за судию своего, ан беззакония по земли моей пуще того блюдут не допускать. А то и спуска никакого им не будем за веру их. Им же по лживости их ко Христу поставить господ сильных начальников, пусть их же сами по силе их и кормят. В правую веру щрить переход им всячески, и светску власть влагать в руки таким и над своими мудянами, да и не пренебрегать в государстве общем. Тако небезбожно есть. Имам же пускай со мной советует обиды. И закона слушает сивильного ото Запада. А женомножия не попущу, бо есмь един закон земли сей, аки Бог един.

Паче же найдется кто безродный, кто по тщете своей и бедности и лености и неума до понимания истинного Бога не может приити, тот пусть и своего хвалит будю косого да каурого, да ходит без волос на лице и голове, да песни поет. Тому же буде статуй и домов не ставить, пусть хоть в кристьянской какой брошенной избе зимою хороводят юроды. А будю можно и из хлебного мякиша излепить, того ж и сожрать, когда милостиня кончится. За теми ж следить по надзору и всякие работы ума не требующи, пусть копают. А к ратям не допускать и к начальству тож никакому сех голубей земных.

Прочии же вси людишки, язычники, да огнемольцы, да по деревам лбами стукающе, да сидяше у океяна смотряше русалей моржиих и нечисть ядущих - те по приписании их к сословию пахарей, да пастухов - нехай в православие крестятся, по торговым делам кто - в лютерову ересь, кто же князь у них, да поставлен будет начальником над народцем своим и у папы римского благословение на то начальство молит. Дураков же упорных можно и избить по силе упорства их плетьми да палками, пока не обрассудятся до истину царя их мудрости. Теми же в многомудияне никого насильно не делать, токмо по дурности своей сам может какой бестия от отца своего уйти и, корень свой подрезав, к мечетям ихней жить. Той от света евангельского так и сгинул. Да и ляш с ним, того ото царского приказу отымем, а сультану сам исправляет веру. Нет ему бысть в земли сей силой. дурню такому. Ну а слабых-то умом и руками неискусных к ремеслу и учебе и вотще делу везде будет сколько-то для будевых потех. Следить лишь, чтобы те юроды не соблазняли путных людишек, да баб, справных в жены, для чего сожительство брачное и детородство у их искоренять поелику.

Како же до июд, так нам и дела нет - и кто есть сии, да где их синагогии есть или нет, - того я и ведать не хочю. А жисть им чтоп ото всих разделенно - и июдам, и иродам зряилским - сами про себя толк мудят, как ране толк мудили. А кто такого прибьет по праведному гневу - так и справно, только п не до смерти. Тогда ужо суд чинить и ептимию клясть.

Пуще же теперь поискать везде вам, боярским думцам, людей добрых в каждой вере, обязанных по сему писанному установлению и могущих дела сии весть, лета 7410 сентября в 30 день от сотворения мира сего умыслил я царь ваш и господин Демеустриус.


Рецензии