политика и общество

Пора прекратить спекуляции на истории

Считается, что в Природе отсутствует  понятие добра и зла, чужд гуманизм. Хотя и ранее, но особенно в последние годы становятся известными факты из жизни животных, в которых, можно так сказать, четко видны проявления добра, любви и своеобразного гуманизма. В Природе все подчинено законам – Законам Природы, которые записаны на генетическом уровне у всех форм жизни. Законы Природы жестоки: нарушение их – это почти всегда смерть. Законы Природы жестоки, но справедливы: они обеспечивают жесткую взаимозависимость всех форм жизни; отсутствует благоденствие одних за счет других – если благоприятный период, то все благоденствуют, а если нет, то все уменьшают свою численность и аппетиты.

Считается, что только человеку и человеческому обществу присущи понятия добра и зла, присущ гуманизм. И это действительно так! Но верным является и факт диалектического единства этих понятий. Одно без другого просто не существует. Без зла мы не знали бы, что такое добро. И наоборот. А вот справедливость, пусть и жестокая, в человеческом обществе почти отсутствует. Здесь благоденствие одних (чаще всего меньшинства) всегда происходит за счет других. Более того, человечество живет за счет Природы Земли: берет бесплатно ресурсы и сбрасывает отходы. Человечество никак не может осознать (а считает себя разумной, высшей на Земле формой жизни) и признать взаимозависимость в человеческом сообществе, а также взаимозависимость с Природой Земли.

Так получается в жизни и в сознании людей, что понятия добра и зла (в самом широком понимании) лишены диалектического единства: то, что для одних добро, то для других зло. На этом базируется, так называемая, мораль двойных стандартов. При желании мы можем одно и то же явление подать в выгодном для нас свете. И такое явление – двойные стандарты – стало практически естественным в политике. С использованием двойного стандарта осуществляются в политических целях спекуляции на истории человеческого общества.

Всю историю человеческого общества можно также условно разделить на добро и зло. Однозначно (или с некоторыми оговорками) в добро попадает культурный слой человеческой истории. Научно-технический и цивилизационный процесс – это яркий пример диалектического единства добра и зла, когда одно переходит в другое (чаще добро во зло). О вреде, наносимом цивилизацией экологии каждой страны и Земли в целом, сегодня говорят все. А экология бьет в свою очередь по здоровью. Онкологические, сердечно-сосудистые, вирусные заболевания, СПИД – это плата за блага цивилизации. Отдельно взятый автомобиль может быть и благо, но все автомобили вместе – это определенное зло. Сегодня, например, авто в Европе самые большие загрязнители окружающей среды. А сколько людей в мире гибнет под колесами авто,  при авариях поездов, самолетов, судов? Сколько умирает от табака и наркотиков? Как эти потерянные жизни сочетаются с европейскими ценностями? Или с общечеловеческими ценностями?

Цивилизационная история человечества – это история войн, крови и смерти, начиная от первобытного общества и по сегодняшний день. Ни одно из ранее существовавших государств (империй) и ни одно из ныне существующих не возникло мирным и бескровным путем. У каждого государства есть свой шкаф со скелетами. Это факт не нуждается в доказательствах. Это все есть в учебниках и прочих книгах по истории, в летописях и прочих исторических источниках.

Создание и существование, например,  Римской  или любой другой империи – это добро или зло?

Мы, славяне, в общем-то, гордимся существованием в нашей истории Киевской Руси. Но Киевская Русь – это, скажем так, тоже своего рода империя. И создавалась она огнем и мечом, через смерть, кровь и горе различных племен, участвовавших в этом процессе. Кто-то покорился, а кто-то был уничтожен. Существует же легенда или исторический факт, как по велению княгини Ольги был уничтожен город с людьми. А сколько людей погибло в междоусобных войнах до создания и при распаде Киевской Руси. Между прочим междоусобные войны были, если можно так сказать, практически обычным явлением в средневековье в Европе и Азии. Кто подсчитает число погибших – безвинных и винных?

Татарам и монголам надо просить у восточных славян прощение за татаро-монгольское иго? Риму (Италии) надо просить прощение у Франции, Англии и других стран, которые они покорили огнем и мечом? Грекам (македонцам) надо просить прощения у народов стран малой  Азии, Средней Азии, Ирана, Пакистана и Индии? Испанцам и португальцам надо просить прощение у стран центральной и южной Америки? Англичанам – у народов бывших колоний (известно например, как они   подавляли народные восстания в Индии)?

Великий полководец – это хорошо или плохо, это добро или зло? С точки зрения военной науки, великие полководцы – это добро, так как они творцы, давшие новые методы и способы ведения войны, боевых действий. Для любого народа полководец, который отстоял независимость их родины от внешней агрессии – это добро, герой. И это правильно. Этот же полководец станет добром и героем для другого народа, если освободит его от оккупантов или собственного кровавого диктатора.

Выдающийся разведчик для своего народа может являться и великим шпионом для другого.

Но вернемся, как говорится, к нашим баранам, т.е. к отечественной истории. Сегодня мы считаем положительными героями Украины запорожских казаков. Они и защитники и чуть ли не создатели первой истинно демократической на Земле республики. Так-то так, только трошечки не так! Как показывают исторические источники, они ходили походами за добычей в самые разные стороны и страны. И там, понятное дело, их не встречали хлебом и солью, и не одаривали деньгами и прочими товарами. В истории запорожского казачества крови немало. Понятно, что время было такое, когда почти все против всех. И христиане против христиан в том числе. В этом плане вообще насколько морально героизировать определенные моменты истории. Особенно историю войн, если только это не война против агрессора или национально-освободительная. И гражданская война – американская, российская или иная – не повод для героизации. Это общее горе.

По странному стечению обстоятельств, отечественные (российские и украинские) противники коммунистического режима СССР – националисты, бывшие диссиденты, нынешние правозащитники и часть бывших членов КПСС – одновременно являются сторонниками капитализма, американской демократии и европейских ценностей. Они называют коммунистический режим кровавым, почему-то забыв о той смертельной дани, которая была заплачена за почти 550-летнюю историю строительства и существования капитализма, о тех, уже сегодняшних, жертвах, которые бросают на «алтарь демократии» при внедрении американской демократии в различных странах мира. Или цель опять оправдывает средства?

Украинский президент и подпевающие ему придворные историки с ненавистью говорят о советском периоде истории Украины, называя этот период советской оккупацией. Все, что им не нравится в украинском народе, они называют советским синдромом (совковый сидром). Однако есть двуличность в их поведении. Ненавидя все советское, они, тем не менее, молча принимают государство Украину, доставшееся им как наследство от СССР, который и собрал украинские земли, сделал индустриальной страной с образованным населением, с наукой, отличным образованием. Ненавидят СССР, который отстоял Украину во второй мировой войны, поднял из руин, восстановил все народное хозяйство и экономику. А, может быть, они и ненавидят СССР за победу над Германией, так как в противном случае Украина была бы одной из федеральных земель Германии? Такой шанс был попасть в Европу с ее ценностями!

О несоветском периоде истории государства Украина говорить особенно нечего, так как эта история имеет продолжительность всего около года (после Февральской революции и до германской оккупации). Тогдашние лидеры (вожди) украинского общества так и не смогли договориться между собой. В этом плане существует  генетическая связь с нынешним периодом истории Украины.

Если все же признать, что Киевская Русь – это история Украины, то после распада Киевской Руси и до СССР никакого государства Украины просто не существовало. И не случись исторических событий первой половины 20 века, то Украина, скорее всего, так и была бы распределена между Россией, Польшей, Австро-венгерской империей. О какой конкретно Украине (в территориальном хотя бы смысле) мечтали борцы за ее независимость, неизвестно?

С другой стороны, если взять тех же борцов за свободу и независимость, то здесь в реальности также существует два взгляда на них: это борцы и защитники (со стороны тех, чьи интересы они отстаивают), но это одновременно и преступные элементы (террористы, сепаратисты и пр.) со стороны законной (на данный исторический момент) Власти конкретного государства. Президент В. Ющенко и иже с ним героизируют целый ряд известных лиц (от Мазепы и до Шухевича), боровшихся за независимость Украины (какой – это уже другой вопрос), но сегодня отказывают в праве на самоопределение тем же закарпатским русинам, обвиняя их в сепаратизме и вообще отказывая в  праве на самоопределение в рамках (!!!) Украины.

Зато не вызывает сомнения вклад украинцев в историю Российской империи, СССР и сегодняшней России. Сколько украинцев были и есть в государственных мужах, в науке, искусстве, промышленности? Только сегодняшней Украине украинские профессионалы в различных областях деятельности, видимо, не нужны.

Сегодня спекуляция на исторических фактах усиливается. Плохо, конечно, не знать историю, но когда видишь, как спекулируют историей ради политических целей, то возникает мысль, что лучше историю не знать вообще. Без прошлого нет будущего. Это правда, от которой не уйдешь. Но для позитивного будущего нужно брать и использовать позитивное прошлое и настоящее! Немецкий философ 20 века А. Л;ш сказал: «Наше  представление о реальности – это один из факторов, определяющих будущее». Будем же реалистами. Наш мир – Земля. Он хрупок. Мы должны понять, что можем погубить мир и сами себя.

Экономический кризис, который обрушился на мир, как не прискорбно это признать, инициирован как раз страной «развитой демократии». Ни демократия, ни европейские ценности не защищают высокоразвитые страны от финансовых спекуляций, от преступности, от коррупции, от злоупотреблений властью и должностным положением, от, по сути, банального воровства и аморального поведения на самом высоком корпоративном государственном и корпоративном уровне.

Экономический кризис в историческом плане – это результат или следствие существующей в человеческом обществе несправедливости, когда одни стремятся обогатиться за счет других (неважно каким путем: путем эксплуатации, обмана или спекуляций).


Давайте не спекулировать на истории (прошлом), а адекватно оценим реальность, чтобы получилось жизнеспособное будущее.

Справедливость, пусть и жестокая, возможна, если мы – люди – сумеем (через собственное понимание или с помощью религий) понять нашу взаимозависимость друг от друга и от Природы Земли. Мы часть Природы. Ее законы также записаны в наших генах. А ее законы – суровы и справедливы. Главное в том, что наказание за нарушение их – НЕОТВРАТИМО! Нам остается либо измениться (внутренне каждому, человечеству – в экономической идеологии), либо погибнуть!


6-7.12.08 г.                А.      Бутюгин


Рецензии