Что такое экономическая теория

Продолжая Анти-Экономикс (подчеркивание устаревших и неверных частей почти доминирующей в мире экономической теории), неизбежно возникает вопрос уже о точности определения экономической теории. О современных акцентах в этом определении. О возможности полноты и непротиворечивости такого определения, как и определения в любой науке.
И ответ постараемся делать кратким.

Золотой юбилей
«Экономики» Пола Самуэльсона
Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд. М., 2001.

Еще в 1948 г. в Нью-Йорке вышел учебник «Экономика: Вводный курс» («Economics: An Introductory Analysis»), автором которого был молодой и уже широко известный экономист Пол Энтони Самуэльсон. Это событие удивило профессуру и обрадовало студентов. Сам П.Самуэльсон заметил, что «в те дни не предполагалось, что подающий надежды ученый будет писать учебники, тем более для начинающих. Этим занимались только профессиональные графоманы» (С. 17). В конце века увидело свет 16-е издание «Экономики», которым П. Самуэльсон и его соавтор (начиная с 12-го издания) Вильям Нордхаус отметили 50-летие, золотой юбилей самого распространенного в мире учебника экономики, переведенного на 20 языков, юбилейное издание которого теперь есть и на русском языке. http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB9/samuel.htm

Общая книга Пола Э. Самуэльсона и  Вильяма Д Нордхауса ,понятно, отличается от ранних изданий учебника. http://fspo.usurt.ru/biblio/obsheobr/economics/index.htm
Поэтому обратимся собственно к учебнику Самуэльсона.
 http://bibliotekar.ru/biznes-64-2/index.htm
Как Нобелевский лауреат рекомендует понимать экономическую теорию в целом.
Подчеркнем – неоднозначно, а тем и справедливо.

Избегая обилия цитат, обратимся к сути введения и 1 главы.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с проблемами, которые касаются всех нас без исключения.

Какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?...

И далее масса иных вопросов, связанных и с государственной политикой.

Авторов учебника все еще волнует…
Из всех вопросов, интересующих люден в передовых западных цивилизациях и в слаборазвитых районах мира, наиболее важным по-видимому, являются следующие. Догонит ли Советский Союз через два десятилетия Соединенные Штаты как общество наибольшего изобилия во всем мире? Как изменяется разрыв между этими различными типами экономических систем? Что может сделать каждый для изменения их относительного положения?...
Насколько актуален такой подход ?!

По авторам, для  ответов на все эти вопросы, нужно изучить экономическую теорию.
Но тут же справедливо оговариваются - из этого, конечно, не следует, что достаточно пройти курс экономической теории или проштудировать полдюжины учебников, чтобы ответить на подобные вопросы раз и навсегда.
Экономическая теория имеет дело с жизнью людей, а человеческая жизнь не укладывается в рамки простых и категоричных ответов.
Для человека, который систематически не изучал экономическую теорию, представляет огромную трудность не только дать ответ на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует. Он подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению. Дайте этому человеку возможность слышать, и, даже если он лишен таланта и неспособен восполнить его отсутствие опытом или в состоянии наслаждаться мелодией и ритмом, не понимая музыкальной гармонии и структуры, он все же по меньшей мере сможет почувствовать, что такое музыка.
На протяжении всей нашей жизни экономические вопросы, подобные перечисленным выше, а также постоянно возникающие новые вопросы будут обсуждаться людьми и прессой. Изучение экономической теории — это необходимая предпосылка для полезного и приятного участия в этом «Великом разговоре»…
 
В целом, читайте нас – и все поймете…
Экономическую теорию изучают ради того света, который она излучает, а всякое попутное удовлетворение  — это не более чем случайная премия.

Определение экономической теории.

Констатируется, что в прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И ответов на это множество. Авторы дают некоторые из определений:

1.Экономическая теория - наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. ЭТ - наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
 Это определение признается наиболее привлекательным для экономистов, хотя технические знания (информация) в нем учитываются, а техническая институциональность – к примеру – нет.

3.ЭТ - наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств.
4. ЭТ - наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
5. ЭТ - наука о богатстве.

6 (от автора этой статьи) ЭТ – это теория экономики… Да, неизбежен выход на тавтологии, так как любой язык – это формальная система. Курт Гедель в 1931 доказал теорему о принципиальной неполноте любой формальной системы, ибо в ней содержатся неразрешимые предложения, которые одновременно недоказуемы и неопровержимы. Это особенно касается обобщающих определений и аксиом в любой науке.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Теоремы_Гёделя

Перечень определений ЭТ (как и многих других наук) очень велик. Поисковые системы Интернета позволяют найти их сотни (авторы по старинке рекомендуют пока порыться часами в хороших библиотеках).
Допускают, грамотный человек (не обязательно экономист) сможет во много раз удлинить этот перечень.
Делается справедливый вывод - втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, — дело весьма нелегкое (принципиально невозможное, по Геделю). Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень. ЭТО НАДО ЗУБРИТЬ И ЗУБРИТЬ ЭКОНОМИСТАМ, ТРЕБУЮЩИМ ОТ СТУДЕНТОВ (особенно в идиотски составленных тестах) ОДНОЗНАЧНЫХ ОТВЕТОВ.

После всех рассуждений идет вывод.

Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Отсюда покороче, ЭТ – наука о выборе редких ресурсов (с помощью или без помощи денег) для производства различных товаров и их распределения между людьми и социальными группами (в целях потребления в настоящем и будущем). В скобки помещены избыточные или неточные детализации краткого определения. ЭТ интересует и история экономики, потребление в прошлом. Реальные деньги (обеспеченные материально) – тоже относительно редкие ресурсы.

Любое тестирование по ЭТ показывает, что примерно такое определение – подчеркивающее редкость ресурсов – и требуется от студента как единственно правильное. Теоремы Геделя о неполноте при этом игнорируются. Хотя студенты при перечислении разных определений ЭТ справедливо замечают, что все эти определения так или иначе верны. Что по сути признает и сам маститый Пол Самуэльсон. Но кто его из составителей стандартов по Экономической теории внимательно читал ?!

А если за базовое принять иное определение.

ЭТ – наука об оптимизации экономики (хозяйствования) на всех уровнях вплоть до глобального.
В эту оптимизацию попадает и выбор редких ресурсов, но сюда попадает и оптимизация всевозможных институтов, способствующих развитию экономики. Оптимизация здесь рассматривается как улучшение всех изучаемых экономических процессов и их показателей.

Далее авторами подчеркивается, чем не является экономическая теория.

Смело утверждается, что ЭТ - не является экономикой домоводства. Поясняется, чтобы обучиться искусству выпечки тортов и ведению домашнего счетоводства, нужно обратиться в другое место. Про торты (технологии) – вероятно, но отчасти – верно. А вот домашнее счетоводство (домашние бюджеты и т.п.) исключать из сферы ЭТ невозможно. Здесь Самуэльсона любой думающий экономист поправит.

Если верить авторам, ЭТ - не является наукой об управлении предприятиями. Так как она якобы не раскроет секретов успеха — как заработать миллион долларов, подготовить годовой финансовый отчет, разработать наилучшую рекламную стратегию или предвосхитить курс акций на бирже. Но все зависит от понимания термина «управление субъектом экономики». И в итоге почти вся микроэкономика (отчасти и макроэкономика) старается дать базу знаний именно управленцам (менеджерам) для оптимального развития фирм.

Уточняется, что ЭТ - не является технической наукой. Ответы на вопросы о том, как построить хорошую плотину, получить пенициллин или опылить кукурузу, нужно искать в лабораториях и в самой жизни...
Управление проектами и бизнес-планы (требующие знание технологий)– это не продолжения ЭТ, не часть цикла экономических дисциплин ?!

Нагородив произвольные ограничения, авторы признают:
 
«Тем не менее экономическая теория, как мы увидим дальше, близко соприкасается со всеми этими проблемами. Она исходит из того, что инженер хорошо знает свое дело. Она признает ограниченность природы и человеческих познаний. Более того, экономическая теория описывает, каким образом ограниченность ресурсов и относительные уровни цен заставляют техников менять свои решения и делать выбор между альтернативными технологическими процессами. Если вышел из строя двигатель, не посылайте за экономистом. Но экономические знания очень пригодятся тогда, когда нарушаются взаимозависимые социальные отношения производства…»

Конечно, экономист подходит к характеристике потребительского спроса не точно так же, как и бережливый глава семьи или специалист по вопросам семейного права. И усвоение излагаемых в начальных курсах ЭТ методов, к которым прибегает какая-либо группа бизнесменов, чтобы получить большую прибыль или добиться осуществления других целей, еще не позволяет студенту-второкурснику сразу же превзойти умудренного опытом практика.

«Тем не менее, хотя экономическую теорию и не изучают с целью чисто профессиональной выучки, лицо с более широким кругозором и глубоким пониманием великих социальных сил современной экономики, по всей вероятности, в конечном счете добьется большего материального успеха, чем нетерпеливый юноша, который стремится сразу же приобрести практический опыт».

Экономическая теория, или политическая экономия, тесно соприкасается с другими важными научными предметами. Социологией, политологией, психологией,  антропологией (социальной), статистикой, теорией вероятности  и т.д.

«Экономическая теория очень близка к изучению истории. Можно ли считать простым совпадением, что после того, как Колумб открыл Америку со всем ее золотом, цены в Испании и Европе повышались на протяжении веков? Почему век парохода и железных дорог помог фермерам Айовы, ухудшил положение фермеров Вермонта и Оксфордшира и облегчил участь жителей лондонских трущоб? Для истолкования истории необходимы аналитические средства, ибо факты никогда не «говорят сами за себя»; однако этот подход не опровергает старинной китайской пословицы: «один взгляд стоит тысячи ухищрений».
 
Вместе с тем «не нужно быть сверхчеловеком, чтобы плодотворно заниматься предметом, который люди назвали экономической теорией и который находится на полпути между искусством и наукой».

Поставив проблему редкости ресурсов на первое место, авторы первую задачу ЭТ вместе с тем сформулировали так:

«Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику производства, безработицы, цен и других подобных явлений, а также установить соотношения между ними. Для того чтобы такое описание имело какую-либо ценность, оно должно представлять собой нечто большее, чем ряд бессвязных перечислений. Оно должно быть подчинено определенной системе; именно под этим понимается подлинный анализ».

Далее следует еще ряд уточнений.

Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области ряда естественных наук. Экономисты не могут осуществлять контролируемые эксперименты подобно тому, как это делает химик или биолог. Как и астрономы, они должны довольствоваться главным образом «наблюдением». Но наблюдаемые экономические события и статистические данные, увы, не так четки и упорядочении, как орбиты небесных спутников. Но, к счастью, точность ответов экономистов не обязательно должна достигать нескольких десятичных знаков, напротив, делается гигантский шаг вперед даже в том случае, если правильно определяется общее направление данного явления и достигаемый эффект (с оценкой : позитивно – негативно).

Знание и понимание природы и общества уже сами по себе стоят затраченного труда. И  не менее полезно также узнать, каким образом банки создают деньги, как развивается инфляция и какую роль предложение и спрос играют в установлении цен.
Есть надежда, что беспристрастный анализ экономических данных дает возможность обществу найти пути, чтобы воспрепятствовать повторению некоторых наиболее неприятных и болезненных экономических явлений. А это постоянный учет экономической истории.

Говоря об экономической политике, авторы начинают с тезиса.
В конце концов,  понимание должно помочь контролю и усовершенствованию. Но это путь к оптимизации, а контроль – важная черта любого управления.

Напоминаются острые вопросы. Каким образом можно умерить капризы экономического цикла? Как стимулировать эффективность и экономический прогресс? Как сделать более доступным достаточный уровень жизни? И авторы обещают стремиться осветить подобные проблемы экономической политики в каждой части нашего анализа. Чтобы добиться успеха, все мы должны стараться выработать объективность и беспристрастность, способность видеть вещи такими, каковы они есть на самом деле, независимо от симпатий или антипатий.

Нельзя не учитывать, что экономические проблемы все принимают близко к сердцу. Когда затрагиваются глубоко укоренившиеся убеждения и предрассудки (а это часть институтов), то у людей повышается кровяное давление, их голоса становятся крикливыми; а ведь некоторые из этих предрассудков являются не более чем плохо замаскированным выражением определенных экономических интересов.

Для каждой экономической ситуации (как в медицине и других науках) существует лишь одно истинное объяснение, как бы трудно не было его дать. Не может быть одной экономической теории для республиканцев и другой — для демократов, одной — для рабочих и другой — для предпринимателей. В оценке основных экономических проблем, касающихся цен и занятости, точки зрения большинства экономистов довольно близки.
И здесь тоже идет спешная оговорка.

«Это не означает, что экономисты всегда единодушны в определении экономической политики. Экономист А может выступать за то, чтобы полная занятость была обеспечена любой ценой. Экономист Б может не придавать этому первостепенного значения. Коренные вопросы, определяющие, насколько правильны или же ошибочны преследуемые цели, не могут решаться наукой как таковой. Они относятся к области этики и «оценки ценностей». В конечном счете, эти вопросы должны решаться всем обществом. Все, что может сделать специалист, — это указать на осуществимые альтернативы и на те действительные издержки, с которыми может быть связано то или иное решение».

Затем идет разговор о здравом смысле и бессмыслице в ЭТ и экономической политике.

«Экономическая политика часто вызывает споры. Мир цен, заработной платы, процента, акций и облигаций, банков и кредита, налогов и расходов, — это сложный мир. Каждый вопрос, по-видимому, имеет две стороны или даже больше; (но) зачастую кажется, что единственно правильный ответ дает тот, кто, ухватившись за вашу пуговицу, убеждает вас последним».

Каждый уже с детства кое-что знает об экономике. Деньги, цены, товары…
Но скудные познания  таят в себе опасность. «При более тщательном исследовании здравый смысл может оказаться сущей бессмыслицей. Профсоюзный лидер, успешно заключивший несколько трудовых контрактов, может почувствовать себя экспертом в вопросах теории заработной платы. Бизнесмен, который выплатил всю сумму заработной платы, может полагать, что его точка зрения в вопросе о контроле над ценами является окончательной. Банкир, который способен сбалансировать свои счета, может прийти к выводу, что он знает о деньгах все, что вообще можно о них знать…»

ЭТ надо знать и учить всем.

Наряду с анализом эта наука использует и другие методы познания.
 
Теория и наблюдение (практика), дедукция и индукция не могут противоречить друг другу. Критерий обоснованности теории — ее полезность для освещения наблюдаемой действительности. Ее логическое изящество и красивое построение сложных рассуждений прямого отношения к делу не имеют. Поэтому, когда исследователь заявляет: «Это верно в теории, но не на практике», — то в действительности он имеет в виду, что «не все в порядке в относящейся к делу теории», ибо в противном случае он говорит бессмыслицу.

Вывод ?!

Однозначное определение экономической теории невозможно. А из кратких определений - по моему мнению (с опытом преподавания политэкономии более чем в четверть века)- понятнее и точнее

ЭТ – наука об оптимизации экономики (хозяйствования) на всех уровнях вплоть до глобального.


Рецензии