Фильм Джорджино Giorgino Лорана Бутонна

В горных просторах, меж снежных
                равнин
Трудно найти людей поселенья -
Там, где предали чувства забвенью,
И где кресты не приносят спасенье.
 
Только лишь звуки холодного ветра.
В стае волков - это смерти примета.
Те, кто не может достойно прожить,
Ищут пути, чтобы судьбы губить.
 
Черная лошадь и крики совы,
Пламя огня в молчании тьмы,
Мир сновидений окутал леса,
Тайны кошмаров с собой принося.
 
И ты один боролся с волками,
В сильной болезни шел против
                стужи.
Знал, что Катрин был всегда ты
                лишь нужен,
И путь к любви был вами заслужен.
 
Но пустота, вереницы надгробий,
В снежных долинах нет ни души.
Ты отдал жизнь, чтобы судьбы
                спасти,
Смог ли спокойно из ада уйти?
 
  Думаю, что относительно первой премьерной демонстрации этого фильма стоит говорить не столько о провале (так как провал может быть не только финансовый, но и кинематографический, то есть не особо стоящий сценарий и отсутствие художественности и оригинальности в фильме), а о неокупаемости. И эта неокупаемость, при первом выходе фильма в 1994г. (официально на DVD он вышел лишь в 2007г., после релиза второго фильма Лорана), несмотря на его кинематографическую значимость, не удивительна. Творчество Лорана очень особенное, и наиболее понятно и легко для восприятия в виде коротких фильмов-клипов и песен (в дополнение.) И Лоран, окрыленный успехом своих песен и видео к ним, думал, что смогут понять также и его фильм. Пускай это и настоящий мрачный психологический триллер. (Например, альбом "Ainsi Soit Je..." или клип "Sans Logique" тоже не из веселых.) Вместе с тем фильм удивительно романтичный, полный человечности (в лице доктора Волли) и реалий жизни (в лице жительниц деревни, ужасов больницы…) И это не триллер с надуманными кошмарами, то что показано в фильме не многим отличается от реальной жизни. Просто в фильме все более сконцентрировано. А вот слова Милен Фармер, сыгравшей одну из главных ролей в фильме о его сюжете: "Я бы сказала, что это просто часть жизни. Не каждодневная жизнь, но такие вещи составляют часть жизни. Жизнь и смерть - две вещи, которые являются неотделимыми..."
  Кроме того певица говорила: "Джорджино был нетипичным проектом. У него необычный сюжет. Этот фильм подобен сну: безнадежный, такой новаторский, похожий на сказку, но с трагическим концом. Этот фильм выделяется своим авторским почерком. Это мрачный фильм, очень-очень мрачный. В нем все напрасно, в нем нет морали. Это редкий жанр - сказка с очень размытыми визуальными образами, с подчеркнутым макияжем, с призрачной белизной. Он беспокоит, но не оставляет равнодушным."
  В 1994г. особой популярностью пользовались фильмы "Pulp Fiction" (Тарантино), "Leon" (Всем известный фильм о девочке и наемном убийце, внезапно вставшем на путь истинный. Вообще у Люка Бессона крайне любимая подобная сюжетная линия: взрослый мужчина и обязательно какая-нибудь еще не очень большая девочка или молоденькая девушка, что называется, "с характером"), "Forest Gump" (о умственно отсталом человеке, тем не менее, добившемся небывалых высот, фильм режиссера Zemeckis) и "Quatre mariages et une enterrement" ("Четыре свадьбы и одни похороны") с Хью Грантом.
  Известно, что изначально роль Джоржджио Волли была предложена Хью Гранту, но он отклонил это предложение (не желая, по всей видимости, после успеха участвовать в рискованном мероприятии.) Фильм Лорана конечно крайне выбивается из вышедших в то время фильмов своей индивидуальностью, особым редким стилем. (Как и все его творчество.) Вот, например, что говорил о творчестве Лорана Бутонна главный гример фильма Didier Lavergne: "Я был знаком с работой Лорана по его клипам. В них было что-то новое. Судя по его клипам, мне представлялся человек со своим внутренним миром и мне было интересно в этот мир попасть. Лоран и пишет сценарии нетипичные." Сказано просто великолепно!
  Вообще меня удивляет, что некоторые журналисты видят в фильме мистику или напротив полное отсутствие символизма и двусмысленности. В данном случае уместнее сказать не мистика, но фантастика, причем именно в понимании слова фантазирование и создание нереальных, необычных образов. (Просто сейчас многие путают жанр фантастики и фэнтези - это абсолютно разные и малопохожие вещи. Вообще фантастика относится больше к серьезной литературе, чем фэнтези. Последнее - это чаще всего достаточно посредственное сочинение-изложение на историческую тему или касательно какой-то легенды, мифа. В общем, стилизация под излагаемое время, миф достаточно незамысловатый сюжет в духе бульварных романов, приправленный "старинными словечками", описанием костюмов и прочих "атрибутов старины" - это по большей части. Но есть и редкие исключения, например, Профессор, то есть Толкин. Хотя вообще все это дело вкуса, но что до меня, я очень люблю фантастическую литературу и совершенно не могу читать фэнтези.
  В течении всего фильма Лорана "Джорджино" стоит вопрос: "Что же на самом деле случилось с детьми из приюта, которых искал Джорджио Волли? Из-за чего они погибли?"
  Джорджио и сам сирота, воспитывался теми, кто содержал приют. Но правда у него не было тех неполадок со здоровьем, которые были у остальных детей. Судя по фильму, они были с особенностями психического развития. В контексте фильма говорится о детях, страдавших... аутизмом. Вообще многие журналисты пишут "в фильме дети страдают аутизмом." Но аутизм - это вообще-то признак какого-то психического заболевания. Но тем не менее это не значит что такие дети чем-то хуже других. Просто им гораздо тяжелее.
  Итак, Джорджио ищет детей из приюта, которых он воспитывал наряду со своими приемными родителями. К тому же Джорджио не только воспитатель, но и доктор, а во время войны стал еще и лейтенантом.
  Война все еще продолжается, но Джорджио Волли демобилизовали по состоянию здоровья. Его полк вражеская сторона отравила газом. Один Джорджио остался жив. У Джорджио, единственного выжившего, отек легких, и врач бросает ему: "Какое-то время еще протянете." "Отек легких, в более тяжелых случаях начавшись как сердечная астма, прогрессирует: удушье нарастает, усиливается кашель. Отек легких требует неотложного лечения и поэтому должен быть правильно распознан в течении нескольких минут." Но в то время не было особых средств борьбы с этим заболеванием...
  Кстати, несмотря на то что журналисты пишут лишь о том, что на съемках сильно мерзла Милен, я думаю, всем остальным тоже пришлось помучиться. Особенно Джефу Дальгрену (что воплощал образ доктора Джорджио Волли), который то ноги по сюжету фильма должен промочить, то лежать в снегу, то выбираться из прорубя... К тому же вот что говорил об этом сам Лоран: "Джеф вел себя невероятно. Ведь он приехал из Лос-Анджелеса, где температура всегда плюс тридцать- тридцать пять градусов. И вот он приезжает в Словакию, где минус двадцать градусов, даже минус тридцать. Так что разница была велика."
  Джорджио возвращается в приют, но детей там не находит. Вскоре выясняется, что их перевезли во время бомбежки в другое место, в отдаленную деревню в горах. Руководительница приюта временно уехала, чтобы прийти в себя после трагических событий.
  Джорджио попутно выкупает лошадь с бойни, спасая конечно ее тем самым от смерти, которая чуть не случилась прямо на его глазах. В такие экстренные моменты Лоран удивительно точно передает ощущения человека: замедленная съемка, звук... воссоздающий этот краткий момент в из ряда вон выходящих ситуациях, когда секунды будто растягиваются на минуты. (Но лишь потому что мозг начинает очень быстро соображать.)
  И вот Джорджио едет в повозке, запряженной черной лошадью, которую он спас, к детям. В его руках огромный пакет леденцов в качестве подарка для них.
  Но что его ждет в деревне, где детям по словам экономки из старого приюта, лучше? Его ждут настоящие кошмары. Оказывается, что все дети погибли. Семья Деграс, которая присматривала за детьми и занималась ими при их жизни, состоит из доктора Себастьяна Деграса, его жены Элизабет Франсуа Жан Мари Деграс и их дочери Катрин (которую играет Милен Фармер), а также Мари - няни и гувернатки по совместительству. Кстати в этом фильме Милен появляется в кадре наверное не чаще, чем священник или верный друг Джорджио - черная лошадь...
  Священник очень хорошо отзывается о семье Деграс: "Деграс древний род, очень известный. Добрые, щедрые, образованные. А потом, когда случилось несчастье, мадам Деграс впала в меланхолию, дочка тоже стала не в себе, а доктор окончательно потерял рассудок. Да и было от чего..." Он вспоминает и вопрос еще когда-то совсем маленькой Катрин в солнечный летний день: "А если птицы поют от сильной боли?" "Птицы поют от боли." Можно ли это сказать о Милен, как о певице? Думаю что да. Ведь творчество далеко не всегда порождают светлые моменты в жизни.
  Дом семьи Деграс удивительно напоминает Торнфильд из романа Бронте "Джейн Эйр", а также эти заснеженные пустынные и разбитые пейзажи, обстановка домов... Все это напоминает приют в романе "Джейн Эйр", описание окружающих видов, коих в этой книге немало.
  Но что все же случилось с детьми, которые погибли таинственным образом все до одного (во что сложно поверить) и почему они все время рисовали волков? (Как ни странно, мужчины из семей женщин деревни тоже все погибли до одного на войне, как выяснится позже. Это наказание, и только ли за избиение Катрин в костеле? Но вернемся к этому чуть позже...)
  Катрин-Милен также упоминала в своих рассказах о случившемся с детьми, волков. Она рассказывала, что когда гуляла с детьми в лесу, то они все увидели волков. Дети испугавшись побежали и оказались на озере, покрытом льдом. Лед треснул, дети упали в ледяную воду, не смогли выбраться и утонули. Катрин Деграс, по ее словам, тоже испугалась волков и спряталась за дерево. И вот становится понятно, кто же такие волки. Волки - это большинство жительниц (и даже их детей) из деревни. Они скорее всего издевались над больными детьми и их "нормальные" дети по словам одной из этих женщин на них нападали с драками. И она презрительно говорила, что мол двенадцать детей, увидевших четверых "из нормальных" и жестоких, убегало. (Здесь мне вспоминается книга "Королек птичка певчая" и история приемной дочери Фериде - Мунисе, которую избивали дети в деревне из-за ее матери, которая ее бросила и была женщиной легкого поведения.) Кажется конечно странным, что женщины и их дети были способны на то, чтобы напасть в лесу на детей и Катрин, драться с детьми сиротами и загнать их на лед, дать им погибнуть - фактически убить их. К тому же у погибших детей были расцарапаны лица. Я сомневаюсь, что они друг другу царапали их, как в заключении было написано в фильме. Да и там было написано, что и Деграс повредился в рассудке из-за войны, а не из-за смерти детей. (И Джорджио Волли назвал это заключение бредом.)
  Способны ли на такое те люди из деревни? Мне тоже не хотелось в это верить. Но если они избили Катрин в церкви, чуть не напоили силой ее так, что тоже можно было умереть (это вообще медицинский факт), разгромили весь ее дом и гувернантку избили (хотели убить Катрин, но ее не было) и не очень то расстроено говорили о погибших детях и даже с сильной ненавистью. А дети этих жительниц деревни, найдя впоследствии замерзшего доктора Джорджио Волли в лесу не бросились его спасать, а думали о том, как покощунствовать над его останками. (К счастью, он пришел в себя, когда они начали свои манипуляции.) Не говоря о том, как один из этих детей кинул снежком со льдом в священника и расцарапал ему лицо до крови. К тому же зачем после смерти детей, доктор Деграс побил окна в домах этих женщин и кричал, что он же оказывал им когда-то врачебную помощь.
  Дети из приюта изображали при жизни всех этих людей из деревни как волков. И Катрин рассказывала о них как о волках, так как и она немного как ребенок, и с проявлениями аутизма.
  Почему же не заявили в полицию? А кто поверит семье Деграс? Катрин только видела, кто виновен в смерти, а ее бы не стали слушать всерьез как главного свидетеля обвинения. Вот, и получилось, что утонули дети просто в озере, а жительницы деревни все еще и свалили на Катрин.
  Кроме того, чтобы спрятаться от настоящих волков нужно залезть на дерево, а не спрятаться за ним, как Катрин. Волки найдут человека легко по следам в данном случае (особенно зимой). Да и священник говорит, что в их лесах давно нет волков. Хотя деревенские дети пытались запудрить Джорджио мозги, нарисовав один след на снегу (но волки то не одноногие).
  Что до Мари, бросившей как-то, что мол Катрин убила сирот - это просто из-за ревности к Джорджио Волли. Она даже не хотела, чтобы Катрин спасли, так как сама влюбилась в Джорджио и она ей мешала. (Как порой быстро меняются люди... Ведь и достаточно двусмысленна картина, из-за чего Мари переживала, когда было понятно, что Катрин повесилась. Из-за того что Волли предпочел ей Катрин, или из-за возможной гибели Катрин? Скорее первое, так как она не вернулась узнать о том, что с Катрин да и не побежала помогать Джорджио, когда он вытащил Катрин из петли и звал ее. Мари к тому же бросила Катрин. Что ей мешало остаться с ними, хотя бы до того как все удастся уладить? (Ведь вместе такие вопросы - переезд и прочее легче решать.) Опять же - ей помешала любовь к Джорджио.
  Но почему в конце фильма мы видим тем не менее волков, бегущих со склона к кладбищу? Первого волка увидел... умирающий Джорджио. Так он увидел дальнейшую судьбу Катрин: стаю волков - озверевших людей без малейшей капли сострадания, которые растерзают ее.
  То что доктор Деграс сделал детям какие-то уколы и они поэтому погибли, отпадает. Во-первых, он повредился в рассудке после их гибели и из-за гибели детей. Во-вторых, он первый раз сделал укол Джорджио от смертельно высокой температуры (которая у него периодически из-за обморожений поднималась) и тот после остался жив - из этого следует, что и укол был безвредный и даже напротив. Да и Мари говорила, что он был хорошим врачом и у него сохранились врачебные навыки, несмотря на странности в поведении. (Но ведь и Катрин бросила Джорджио тонуть и в холод попросила снять пальто для того, кому оно уже было не нужно. И совершенно не потому что она жестокая. Просто из-за болезни она несколько замкнута в себе и не понимает, не замечает определенных вещей и теряется в опасности, действует спонтанно.) Позже доктор Деграс снова колит Джорджио укол от температуры, причем в тот момент, когда он спрашивает его о смерти детей. И доктор Деграс не начинает все рвать и метать. Он конечно не убийца, но объяснить то, что знает, тоже уже не может, в силу своей болезни. Как говорила Мари о нем :"Он умер раньше своей гибели." (Гибели на озере, а вернее самоубийстве, где и дети погибли).
  Катрин тоже сама чуть нарочно не погибает там, но ее спасает Джорджио. Правда Катрин доктор Деграс как-то дал эфир. Пусть не обязательное и не сильно полезное вещество, но и не опасное для жизни - видимо он хотел чтобы она поспала. Хотя конечно эфир применяют обычно в качестве наркоза. Вообще Мари говорила однажды в фильме, что Катрин приняла снотворные и спит. Хотя и была недовольна, что доктор Деграс воспользовался эфиром. (Просто разовьется наркотическая зависимость при злоупотреблении.)
  Хотя я не думаю, что в то время были какие-то особые снотворные, судя по тому как лечил Джорджио Волли доктор вначале фильма и по оборудованию больницы Сен-Люси.
  Перейдем к дальнейшим тайнам фильма. Кем является таинственный мальчик с горящим фонарем в руке, которого Джорджио видит в лесу? Это художественно, двусмысленно и реально показанная галлюцинация (а как известно галлюцинации реальны) из-за смертельно высокой температуры Джорджио. Он еще и слышит в такие моменты голос своей матери, которая умерла и которую он никогда не видел и зовет она его не по-доброму: "Усни Джорджио" (и не проснись...) И Джорджио даже отвечает шутливо на ее вопрос: "Ты слышишь меня?" "Слышу", - и колит себе лекарство.
  Когда он видит этого таинственного мальчика, он позже принимает сам или ему кто-то колит лекарство, чтобы сбить температуру.
  Конечно, если бы тот мальчик с фонарем в руке вернул Джорджио его шляпу, можно было бы усомниться в том, что он нереален. Но шляпу, которую Джорджио обронил в лесу и которую согласно его галлюцинациям поднял мальчик с горящим фонарем в руке, нашел на самом деле Деграс после. Он же и оставил шляпу в комнате потом, в доме их семьи, чтобы Джорджио ее забрал. И это объяснимо, так как Джорджио и встретил Деграса в лесу после того несуществующего в реальности мальчика. Но шляпа на голове мальчика, который является Джорджио при галлюцинациях никуда не девается. К тому же доктор Волли перед этими галлюцинациями так морозится (а врач ему советовал уехать в места потеплее, так как местный климат был пагубен для его здоровья), что несколько раз он чуть не умирает от холода вообще.
  Но нельзя забывать, что это в первую очередь художественный фильм и эти образы вплетены не столько как "медицинские", сколько для придания атмосферы нереальности, атмосферы снов этому фильму...
  Джорджио ведь ни у кого так и не спросил, что это за мальчик, что например, поехал на повозке, потому что он сам врач.
  Встречается и понимания этого образа мальчика как привидения. Конечно, в фильме намеренно много недосказанности, двусмысленности. Но все же я думаю, что Лоран вплетая столько героев страдающих помутнением рассудка, и показывая в своем фильме психиатрическую больницу не стал бы вдобавок вплетать в сюжет привидений... Просто это далеко не лучшее сочетание для мистического фильма, где должны быть всякие посланники иных миров... (Это примерно тоже, если бы агенты Скалли и Малдер в "Секретных Материалах" искали бы инопланетян в больнице "Сен-Луи" из фильма "Джорджино".) Хотя про привидение - это конечно более красивая идея, чем галлюцинации, но тем не менее думаю не совсем соответствующая реалиям.
  Больница Сен-Люси... просто ужасна. Это и не больница. Людей безнадежных (?) просто согнали в подвал и забили на них, лишь бы не мешали. Ведь за больными, которые не могут за собой ухаживать, следить должен персонал (мыть их, кормить), как и в доме престарелых или в приюте для инвалидов. Это первое правило любой медицинской сестры. Конечно, персонала не хватало, но я думаю, желающие бы нашлись, если бы зарплату платили. Ведь во время войны люди нередко страшно голодают.
  Инвалиды и старики тоже не могут помыться и следить за собой, но их же не скидывают в подвал, не закрывают на ключ и не водят для галочки полечиться в ванне с ледяной водой, где больных еще и крепят так, что у них шрамы на шее потом, будто они вешались. В общем, не больница, а "кладезь медицинской науки."
  Таким образом, фильм не столько мистический, сколько иносказательный, символический и даже немного детективный. Хотя вернее будет сказать - наполненный тайнами, ответы на которых никто прямо не дает, но они в фильме есть, их нужно лишь заметить, понять. Конечно можно принять за мистику особый стиль Лорана - завораживающий, волшебный, нереальный. Но эта особенность стиля присутствует у него всегда и во всем.
  Лоран Бутонна свободный творец. Он не заложник и не фанат лишь одной манеры выражения в творчестве, одного настроения. Он разный и вместе с тем уникальный.
  Конечно этот фильм не развлекательный. Он серьезный, глубокий, в нем много напряженных психологических моментов, безысходности... Я бы не назвала тем не менее его фильмом ужасов, или мистическим кино. Скорее психологическим триллером с элементами фантастики, и... но разве существует определение стиля Лорана одним словом? Это фильм Лорана Бутонна и этим все сказано. И навряд ли появится название этому стилю, потому что больше никто не снимает подобное кино и не рассказывает такие истории. Конечно, можно уловить сходство каких-то небольших отдельных моментов с чем-то другим, но чтобы именно стиль...
  Этот фильм нужно смотреть также, примерно как слушать... ну может "Реквием" Моцарта, или читать "Гамлета" Шекспира (и перечитывать.) Вы же не будете перечитывать для развлечения о сумасшествии Офелии в "Гамлете" и о том как все отравились в итоге или слушать для поднятия настроения или в качестве музыки для праздника, скажем, "Реквием". Тоже и касательно этого фильма. Лоран создал настоящее произведение искусства, он не пошел в угоду общепринятого стиля. Он снял именно то, что было ему самому интересно. И так как он очень незауряден и талантлив, его творение смогли оценить, к сожалению, не все и не сразу. Этот фильм будет долго жить. (И он уже это доказал, дебютировав удачно во второй раз через четырнадцать лет.) А вот что сам Лоран говорит об этом в 2007г. на видео бонусе к фильму: "Очевидно, что сегодня я подошел бы к такому проекту по-другому. Я думаю, что не будь в тот период этой необходимости, этого желания снять фильм, этот фильм никогда бы не был снят. Его бюджет, то как он смонтирован - нерациональны, так что он не существовал бы."
  К этому фильму, как и к серьезному искусству будут возвращаться, пусть и не часто - но в особые минуты, когда нужно что-то незыблемое, романтичное и вместе с тем трагичное. Да и все, кто любит такой стиль, кто любит фильмы, которые можно пересматривать и пересматривать (словно возвращаться к хорошей книге) и с каждым разом открывать что-то новое - эти люди не раз, думаю, вернуться к этому фильму.
  Фильм не отражает мир Лорана - фильм отражает реальный и жестокий мир. Но мир Лорана отражает доктор Джорджио Волли и другие положительные герои фильма "Джорджино", все кто не потерял человечности, кто самоотвержен, сострадателен и способен любить и бороться, несмотря ни на что.
  Фильм снимали на возвышенностях Словакии, на юге Польши в национальном парке Tatras, а также в студии Barrendow в Праге.
  Декорации для фильма создал Пьер Гюфруа (Pierre Guffroy.) Он уже создавал декорации для "Le Testament d'Orphee" (Cocteau), "Paris brule-t-il?" (Rene Clement), "Le Locataire" (Roman Polanski) в 1986г., а также для "Valmont" (Milos Forman) в 1990г. Лоран рассказывал об одной необычной детали этих декораций: "Мы с Пьером сделали кое-что нелогичное с точки зрения французских деревень. Потому что церкви всегда находятся в городе. Но для фильма я видел деревню, церковь за ее пределами и дальше - приют". Лоран также сказал, что он встречал подобное в Словакии.
  В фильме, кроме главных героев Милен и Джефа (сыгравших Катрин и Джорджио) также участвовали следующие актеры. Из тех, кого Лоран хотел видеть в этом фильме в первую очередь -  это Джосс Экланд (Joss Auckland), который снимался в фильмах "Le Sicilien", "L'arme fatale 2" и мн. др. Вот что Лоран рассказывал о выборе этого актера: "Я видел его в других фильмах, в которых он играл преступников, "плохих", сицилийских отцов. И мне показалось, что в этом типаже было что-то трогательное: в лице и в тоже время что-то тревожное в глазах. Мне показалось естественным предложить ему роль священника." Вот так интересно Лоран сумел сменить амплуа этого опытного актера.
  Луиза Флетчер (Louise Fletcher), которая в фильме играет хозяйку небольшого постоялого двора и единственного положительного героя среди жестоких женщин деревни. К тому же она однажды выходит Джорджио после сильного охлаждения и единственная свеча, которая осталась гореть в костеле среди свеч остальных женщин из деревни, была именно за ее сына, который впоследствии один вернулся живым с войны...
  Почему Лоран выбрал именно Луизу на эту роль? "Эту актрису я знал по фильму "Пролетая над гнездом кукушки."  Когда-то, когда мне было восемнадцать лет, я написал сценарий и увидел в "Киноежегоднике" что у нее был агент во Франции. Я позвонил этому агенту, и мы поужинали с Лизой. Я был очень впечатлен. Она прочла мой сценарий, потому что немного знала французский... Он ей понравился, она была восхитительна. Ладно, ничего не сложилось, мне было восемнадцать лет, я хотел снять фильм, но... Я всегда помнил об этой встрече и во время работы над "Джорджино" я подумал о ней."
  Кроме того в фильме играли: Жан-Пьер Амон (Jean-Pierre Aumont). Фильмы с его участием :"Drole de Drame", "Hotel du Nord", "La nuit americaine" и мн. др. Жан-Пьер играл отца Катрин - доктора Себастьяна Деграса. Лоран говорил следующее об этом актере: "Жан-Пьер был очаровательным человеком. В то время ему было восемьдесят два или восемьдесят три года... К его стилю игры прибавлялась какая-то призрачная сторона этого персонажа. По-моему - это его последняя роль в кино. Он еще немного снимался на ТВ, но по большому счету это его последняя работа..." Лично я только по этому фильму ни за что бы не догадалась, что актеру было столько лет. Действительно - почтенный возраст актера, его профессионализм и несколько нереальный, фантастический образ доктора Деграса - все это настолько гармонировало, что образ этого героя вышел очень целостный.
  Фрэнсис Барбер (France Barber), снявшаяся в фильмах "Prick up your ears", "Sammy & Rosie s'envoient en l'air." Свой выбор этой актрисы Лоран объясняет так: "Когда я увидел Фрэнсис, она была именно тем, чем нужно. Это смесь чувственности, истерии, мрачности. Я не сомневался ни минуты." Меня лично тоже впечатлила внешне эта актриса в фильме: у нее действительно выразительное, утонченное и вместе с тем достаточно симпатичное лицо. Я лично тоже люблю внешность у людей именно с изюминкой, не "среднестатистический глянцевый стандарт." К тому же актриса и сама по себе чувствительный человек: в одной из сцен, где ее героиня Мари должна была заплакать, ей предложили помочь специальным эффектом, но она обошлась без помощи и слеза даже замерзла на холоде. А когда ее убрали остался маленький след...
 
  Создатели о фильме "Джорджино."
  Но перейдем от описания и аналитики к фактам и тому, что говорят непосредственно о фильме сами Лоран Бутонна и Милен Фармер.
  "Настоящей точкой отправления фильма был сценарий, который я написал за две недели когда мне было лет 17-18, и в котором главного героя уже звали "Джорджино." Позже я встретил соавтора своего сценария Жиля Лорана, с которым мы полностью его переделали. Окончательный вариант сценария "Джорджино" практически не имел ничего общего с первоначальным вариантом," - рассказывает Лоран.
  Жиль Лоран (Gilles Laurent), который принял участие в работе над сценарием "Джорджино", работал уже до этого с Лораном Бутонна над сценариями клипов "Pourvu qu'elles soient douces" и "Sans Logique" (это действительно сложные клипы, как это не странно звучит на перый взгляд. Первый из них - мини-фильм длинной в 17 мин., а во втором очень много символизма и он тоже очень художественен и имеет свой сюжет и развязку.) Также Жиль Лоран работал с Бутонна над "En Concert" Милен, который помимо сюжетной и очень художественной постановки, имеет и ряд видео-сцен снятых отдельно и конечно же имеющих прямое отношение к кинематографу. Жиль Лоран также много дублировал фильмы. Его голос можно услышать и в дубляже "Джорджино" на французский язык (так как фильм, из-за большого числа англоязычных актеров снимали полностью на английском и только потом сделали его дубляж на французский.) Жиль Лоран озвучил непосредственно Джорджио Волли. Милен конечно же во французской версии озвучила свой персонаж - Катрин, сама.
  Лоран также высказывается о фильме "Джорджино" следующим образом: "Смесь страдания и наивности, которую я нахожу в героях Джорджино и Катрин, которая уводит его за руку в мир детства и кошмаров... На самом деле "Джорджино" - это фильм о детстве."
  У Лорана также интересуются касательно фильма: "Мы находим символы английской и русской литературы в "Джорджино": волки, сова, черная лошадь, полнолуние..." На что он ответил: "Да, мне даже сказали, что черная лошадь была основным персонажем фильма. И это не неправда (Улыбается). Но это также прототипы детства, которые остаются у всех в большей или меньшей степени." Другими словами в фильме Лорана много воспоминаний из его детства. И это необязательно только конкретные события: какое-то восприятие мира, особенная природа, то что восхищало или напротив... Например, воспоминания детства Милен - это заснеженные просторы Канады и думаю, практически девственная и потрясающей красоты природа, дети из больницы, которых она навещала...
  А вот что Милен рассказывает о сюжете "Джорджино": "Фон этого фильма - война 1914-1918 годов, но она действительно на заднем плане. Деревня, где происходит действие, главным образом населена женщинами, они очень одиноки. В этой деревне живёт девушка, которую зовут Катрин, отец которой - доктор, что заботится об отсталых детях. И затем молодой человек, имя которого является названием фильма, Джорджино, который - также доктор, вынужденный оставить линию фронта, потому что сам он очень болен. Он встретит эту девушку и попытается найти детей. Фактически, весь фильм немного похож на триллер, из-за поиска этих умерших детей, в отношении которых никто не может точно объяснить, почему они умерли."
  Также Милен вспоминает: "Съемка развернулась в хорошо известных условиях, во-первых, физических. Потому что Лоран заставлял меня много бегать! В облегающих платьях, под снегом, при температуре ниже 20 градусов, теряя дыхание! Моя мужская сторона здорово мне послужила. В любом случае, я хотела стать такой. Даже когда я не двигалась. Пять месяцев я ежедневно поднималась в пять утра!" Много лет спустя Милен скажет и такие слова: "...я очень хорошо помню пейзажи, занесенные снегом, великолепные пейзажи. Я помню зимний холод, который все усложнял, но мгновенно возвращал меня к месту моего рождения, в Канаду. Я люблю холод. Особенно я люблю снег. Мне кажется, что он защищает меня, успокаивает. Было трудно, иногда болезненно, но я люблю этот фильм."
  А вот и высказывание Жиль Лорана, соавтор сценария фильма Бутонна на эту тему: "В любом случае мы хотели, чтобы не было ни солнца, ни хорошей погоды, ни голубого неба. Напротив мы искали холод, снег, тягостную атмосферу."
  Также Милен говорила: “На съемках "Джорджино" Лоран - совершенно другой человек. Он изменился во всем. Для меня он был совершенно новым человеком... У нас не получалось диалога. Ему, безусловно, нужно было поставить эту пьесу на свой лад, без внешнего мира. Я уважаю его желание. (Позже Милен добавит, что это отсутствие диалога породило в ней тот хаос, который был необходим для воплощения образа Катрин, хотя и Лорану это было виднее - прим. автора.) Кроме того Милен говорила: “Что меня поразило, это наблюдать его увлеченным кое-чем вроде страсти, безусловно, рассудительным, но все же... Это было похоже на воинственную машину. И я хотела иногда быть рядом - я, самое хрупкое существо на земле рядом с машиной."
  "С того момента, когда начались съемки, давление было таким, что мое поведение стало неконтролируемым. Я больше не думал ни о себе, ни о других, только о фильме. Тут становишься кем-то другим. У меня было ощущение, что я сошел с ума, что нахожусь в другом мире, " - комментирует это высказывание Милен Лоран по просьбе журналиста. И говорит что он сам о "машине" прочитал. Поэтому думаю, если бы было действительно что-то серьезное, серьезное непонимание, для Лорана бы это не было новостью своего рода.
  Милен спросили однажды и о том, не мучили ли ее кошмары, связанные со съемкой фильма. Она ответила следующее: "Вы знаете, кошмары преследует меня постоянно... До такой степени, что я их уже полюбила (смеется). До того, что я их уже сама вызываю. Я люблю мечтать, но кошмары иногда подсказывают куда более интересные вещи. Странно, но во время фильма кошмары были связанны более с человеческими отношениями, чем с моей ролью. Пятьдесят человек, или даже больше, живущих вместе, плечем к плечу, в течении пяти месяцев - это хорошо показывает человеческую душу... Заметно много плутовства и лжи." (Вот тебе и рассказы техников о том что Милен и Лоран ругались во время съемок. В любом случае спор и обсуждение в творчестве может быть  достаточно нужным и естественным делом, для хорошего результата и обоюдного согласия.)
  Милен конечно переживала из-за небольшого на тот момент внимания зрителей к фильму, а еще до его первого выхода говорила: "Мне кажется, что я больше чем другие не имела права на ошибку... В этом у меня была сильная необходимость. Был также и страх оказаться не на своем месте. Это прекрасно - говорить: я хочу, я хочу, но теперь, когда уже все позади... Я долго мечтала об этом, ждала этот момент."
  Также Милен спросили в одном из интервью, принимала ли она участие при написании сценария этого фильма и она ответила: "Нет, но я очень хорошо знакома с историей возникновения фильма и трудностями создания его замысла. Я действительно чувствую себя участницей этой истории. Фильм, однако, целиком является детищем Ло, сицилийских отцов. И мне показалось, что в этом типаже было что-то трогательное: в лице и в тоже время что-то тревожное в глазах. Мне показалось естественным предложить ему роль священника.рана."
 
  Главные герои фильма.
 
Катрин Деграс (Милен Фармер).
 
  У вас осталось пять попыток,
  Спасти сны от кошмаров.
  Вы испишите свиток,
  Закуйте чувства в слиток,
  Ведь впереди пять пыток.
 
  Катрин мне открывала
  Что звери осторожны.
  Нo разве так возможно,
  Калечить судьбы ложно,
  Понять мне это сложно.
 
  Я в жизни, как в аду -
  Один подарок мне.
  В трущобах я бреду,
  Не зная путь, иду.
 
  У вас одна попытка,
  Бесплатна эта пытка.
 
  Предоставим слово той, которая воплотила этот персонаж на экране, то есть, конечно же, Милен Фармер: "Катрин не молодая, отсталая девушка, она, как сказал бы священник, "как ребенок." Катрин осталась отрезанной от внешнего мира, возможно защищенная своими родителями и сама занимающаяся отсталыми детьми... Исчезновение детей, матери, а затем и отца травмировали ее, нанесли непоправимые раны."
  Многие журналисты настойчиво пытались вытянуть из Милен подтверждение тому, что образ Катрин списан Лораном с Милен.
  Но в отличие от журналистов, пытающихся все приписать что-то ненормальное Милен (но это- зависть, так как подобные сплетники в своей необследованной "нормальности", не столь талантливы и популярны, как Милен) певица говорит следующее: "Чтобы приблизиться к персонажу, у меня просто появилось желание узнать больше о психиатрии. Мне удалось присутствовать при беседе между теми, кого называют "больными" и их врачами. Зная, что Катрин балансирует на грани сумасшествия и реальности, я послушала, затем посмотрела на особый язык жестов этих людей - испуганных, сидящих в большинстве на таблетках. Сказать вам, что я делала это только из-за Катрин, я не знаю. (Милен, кстати, занимается благотворительностью. То есть понятно, что она обладает чувством сострадания к тем кто лежит в больницах, нуждается в помощи. Кроме того, Милен участвовала и инициировала много благотворительных акций, в том числе и в поддержку детей с признаками аутизма.) "Поведение детей аутистов, их отстранение от внешнего мира необъяснимо, никто не знает," - говорит Милен. К слову, "аутизм" - это состояние погруженности в мир внутренних переживаний с уходом от реальности, замкнутостью, бедностью выражения эмоций.
  И что же Милен почерпнула для образа Катрин? "Например, взгляд. Поскольку то, что производит сильное впечатление, это - их взгляд и руки."
  А вот что рассказывал об образе Катрин Лоран Бутонна: "Я видел в этой роли Милен с самого начала и во время написания роли тоже. Конечно, Милен - это не Катрин. Скорее это мое видение Милен, во всяком случае такой я хотел ее видеть." "Во время написания "Джорджино" единственная актриса, которая была определена заранее - это Милен. Эта мысль не пришла мне в голову позже: "А что, может Милен Фармер могла бы..." Совсем нет. Милен действительно была частью всего этого с самого начала." Кроме того Лоран говорил: "Благодаря тому, что я уже много работал с Милен, что хорошо ее знал, много снимал, между нами было настоящее доверие. Я очень хорошо знал черты, которые мне были нужны, которые я хотел уловить в ней. У нее часто проявляются жесты, позы, которые свойственны детям - аутистам." И в тоже время он добавляет: "Ее роль была нелегкой. Сцена в душе была сложной. Нужно было провести много времени в ванне, запертой, в воде, при этом ей на голову постоянно капал душ. Но Милен пошла до конца." Милен действительно много и настойчиво работает, а не так как пишут некоторые журналисты, что за нее чуть ли все делают другие, а она "не творческая личность" (!?) или что Милен Фармер - это, мол, продюсерская работа Лорана Бутонна... Процитирую, например, замечательные слова о певице Джефа Дальгрена: "Милен очень талантливая женщина. Ее творчество, ее отношение к работе, к жизни... Она очень и очень необычный человек."
  Кроме того у Милен интересуются после ее рассказа о подготовке к съемкам в фильме: "Трудно ли было ходить в психиатрические больницы для того что бы понять этих людей?"
"Я была там один раз, - отвечает Милен, - и недолго. Таким образом, было бы неправдой сказать... Ведь всё это очень смущает, потому что, в то же самое время, есть в этом что-то такое от вуаеризма, что очень тревожит меня. Мне вспомнился смешной случай. Это было во время консультаций, там был этот человек со своим лекарством, лежащим перед ним, и он был в стельку пьяным. И я хотела разразиться смехом, именно та вещь, которую там вы не можете себе позволить сделать... Поэтому странно пребывать в этой вселенной. Это доставляет много беспокойства."
 
 
 
  Джорджио Волли (Джеф Дальгрен).
 
Луна так высоко...
Ложится ее свет на темное окно,
Ты в нем увидишь лишь печаль и
                скорбь,
По умершим, которых нету в эту
                ночь.
 
Искал ты прошлое, которое дарило
                радость сердцу,
Но комнаты пусты.
Но не спеши закрыть все двери,
За ними прячутся мечты.
 
Она ждала тебя в пустынном доме,
В больнице и в глухом лесу.
Зачем же ты ее оставил
                наедине со смертью,
Когда слова любви сплелись в мечту
                одну?
 
Она теперь одна, далекая от мира,
Средь тех людей, кто ненавидит и
                убьет ее,
Словами, что ранят сердце ей
                больнее,
Чем самое острое копье.
 
И некуда идти,
Забытая, о6а бредет во тьму,
Где нет того, кто вдруг протянет
                руку,
Когда окажешься на тонком льду.
 
  Почему Лоран Бутонна выбрал именно Джефа Дальгрена на роль Джорджио? Предоставим слово самому режиссеру: "Я думал о многих актерах на эту роль. Однажды я случайно встретил Джефа. Он был другом моей подруги. Как-то вечером мы познакомились за ужином и я был очень впечатлен его лицом, его взглядом. И когда я начал проводить пробы в Лос-Анджелесе, я предложил Джефу прийти, если это его интересовало... Джеф..., он мне понравился, но два других актера впечатлили меня больше. Когда я вернулся в Париж, произошло кое-что любопытное. На следующее утро я проснулся очень рано из-за разницы во времени и посмотрел кассету с пробами. И на экране Джеф производил большее впечатление, чем другие. Я увидел Джорджино. Я был очень впечатлен, потому что от него исходило что-то ангельское, трогательное, ранимое."
  А вот что Милен говорит о Джефе Дальгрене: "Выбор, который сделал Лоран, мне показался очень точным. Это должен был быть он и никто больше. Мне нравится его манера играть, очень бережная: иногда Джеф заставлял меня подумать о Джэймсе Дине (James Dean). Джеф стал моим лучшим другом." И действительно, как-то уже сложно представить, например, Хью Гранта в роли Джорджио Волли. Я конечно далеко не все фильмы с Хью Грантом видела, но по-моему он чаще всего играет каких-то избалованных интеллигентов. Но когда актер рушит эти стереотипы - это самая что ни на есть актерская суть...
  Так кто такой Джеф Дальгрен? "Он - американец, - рассказывает Милен, - очень чувственный и обладает харизмой, которую я считаю удивительной. Он не теряет головы, когда у него всё получается."
  Джеф Дальгрен родился в Лос-Анджелесе. Участвовал в панк группе "Wasted Youth", кроме того посещал театральные курсы, был фотографом - "любителем."
  Джеф рассказывал о встрече с Лораном так: "Я встретил Лорана в Лос-Анджелесе. Он предложил мне пройти тесты, без какого-либо намёка на будущий персонаж, потом он дал мне чёрную шляпу и плащ (те, что потом носил Джорджио Волли.)" О съемках Джеф говорил иногда и в шуточном ключе "Он вызывал меня каждое утро на площадку и это было похоже на комедию: он мне говорил, со своей трубкой в бороде, "не забывайте... Джорджио слаб, ему холодно и он ребёнок, мотор, съёмка!"
  А вот что вспоминает Лоран о съемках своего фильма в плане Джефа: "Интересны были отношения между Джефом и Джоссом Экландом (см. выше - прим. автора), например, потому что Джосс Экланд был и есть пожилой человек, состоявшийся актер, уже много сделавший... Но было забавно, потому что у Джефа было такое "американское отношение"- fuck you и так далее, но в тоже время очень уважительное. У этих двоих были довольно странные отношения.” Милен также вспоминала о забавном эпизоде: "Я никогда не забуду наш с Джефом сумасшедший хохот. В одной из сцен он должен был спустится по лестнице ко мне, говоря что считает меня красивой. Каждый раз, когда мы оказывались на одном уровне, нас разбирал смех. Нам приходилось начинать снова и снова до тех пор пока мы не смогли успокоится. Мне пришлось поднять с пола гвоздь и уколоть себе руку. И только тогда мы наконец сняли эту сцену."
© Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна - Фея и Сказочник". / Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat - la fee et le conteur". Chapitre:"Jacquou le Croquant".
Все права защищены. Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru
 
 
 


Рецензии
Считаю Джорджино одним из лучших фильмов в истории кинематографа. Очень и качественный, и завораживающий. До сих пор мурашки пробирают, как вспомню про него.

Владимир Кустанаев   06.04.2014 23:14     Заявить о нарушении