фильм Лорана Бутонна Jacquou le qroquant

Ты был счастлив, хоть в бедности
                жил,
Но однажды случилась беда.
И по прихоти дома лишил,
Тот , кто тягот не знал никогда.
 
В кандалы заковали отца,
Не виновен он был, разве важен,
Суд для тех, кто вас крова лишил,
И кто мать твою погубил?
 
И вот ты одинокий в лесу.
Больше нет никого, только ветер,
В небесах нагнетает грозу,
Панихиду, страдавшей слезу.
 
Голод, холод и силы терялись,
Ты теперь так близок к могиле.
Но спасен был своими родными.
Не по крови, но внутренней силе.
 
И теперь есть отец, даже мать
Лина - детства подруга и жизни.
Но разрушить решил все Нансак,
Галиот - кто из них злейший враг?
 
Но ты знал, что такое любовь,
Одиночества боль, смерть и холод.
Только Лина будет с тобой,
И ничто не изменит твой выбор,
Ни кинжал, ни соблазны другой.
 
  О сюжете фильма.
  Лоран смог оправиться, после того как его мечта, можно сказать, детства, его фильм "Джорджино" не вызвал бурного отклика у широкой аудитории.
  Лоран снял новый фильм, а вслед за ним выпустил и "Джорджино", который, несмотря на то, что был снят достаточно давно, отлично продался. В то время как в 1994г. он провалился коммерчески в прокате, не вернув даже вложенных в него денег. Успех продаж выпущенного "Джорджино" через десять лет снова говорит о том, что фильм Лорана - настоящее произведение на все времена, а не какой-то модный фильм безделушка, который имеет успех и большие кассовые сборы, но через пару лет устаревает, становится неактуальным и неинтересным.
   Премьерный показ фильма "Jacquou le qroquant" состоялся 14 января 2007 в кинотеатре Gaumont, который находится на Елисейских Полях. На премьере присутствовали почти все из основной группы, работавшей над фильмом и, конечно же, Лораном Бутонна. Кроме того на премьере присутствовала и Милен Фармер. Певица появилась в самом начале показа фильма в компании с Бенуа ди Сабатино. Милен была одета в мини юбку, черные сапоги, волосы - распущенны. Певица находилась в зале до окончания показа фильма.
     В русском прокате фильм Лорана "Jacquou le qroquant" носит название "Жак-Бедняк" и "Месть бедняка" - конечно последнее, не особо удачное название (и в качестве перевода и смысла фильма), но как говорится, спасибо и на том. (Еще жаль, что в российской лицензии отсутствуют видео-бонусы...)
   Фильм повествует нам о нелегкой судьбе мальчика, оставшегося без родителей, и слишком рано столкнувшегося со всеми тяготами жизни. Основной фон действия фильма - это время борьбы бонапартистов с роялистами, крестьянские восстания. "Феодальные порядки препятствовали развитию производительных сил. Неурожаи и голод отягощали положение народа. По всей стране ширилась волна крестьянских выступлений. Непримиримые противоречия между бесправным третьим сословием, составлявшим 9/10 населения страны, и привилегированными сословиями духовенства и дворянства предупредили неизбежность революции. Напряженной была борьба в области идеологии и культуры. Известное идейное течение этой эпохи получило название Просвещение. Беспощадная критика феодального строя во всех его проявлениях, содержавшаяся в философских, публицистических и художественных произведениях идеологов французского просвещения: Вольтера, Дидро, Монтескье, Руссо и др., имела огромный общественный резонанс во всем мире" - цитирую главу о истории Франции из одной энциклопедии. (Кстати, в фильме как раз таки один из служителей католической церкви, но отрицательный герой, в отличие от мсье Кюре, сжигает труды философов эпохи Просвещения на площади).
  Жак жил с отцом фермером и матерью - бедно, но счастливо. Лучший друг - его отец, любовь в их доме и семье, лес, собака.
  Но в один день все рухнуло. Охотившемуся графу помешала собака Жака, она сбила со следа гончих псов, гнавшихся за оленем. Собаку люди Нансака, который владел местными землями, решили пристрелить. Застрелили вначале пса, который помешал поскорее полакомиться олениной дочерям графа, ранили мать Жака, чуть не застрелили его отца, которому пришлось защищаться не на жизнь, а насмерть.
  Теперь отец Жака в бегах - Нансаку все равно, кто первый заварил всю эту кашу и что во всех стрелял его собственный управляющий, а отцу Жака пришлось защищать себя и жену.
А он еще и бонапартист...
  Жак с матерью идут на Рождество просить милости графа. Здесь мы видим очень похожую картину на "Джорджино" - в заснеженном лесу идут мать с сыном, с горящими фонарями в руках и десятки огоньков светятся в темноте в руках других путников, на фоне лесных вершин, полной луны и очертаний замка. Просто картинка из сказочной истории.
  Когда они возвращались из города, то на поле, засыпанном снегом, увидели волка... к счастью мать Жака смогла его отпугнуть. Нансак же не помиловал невиновного, он напротив увеличил награду за его поимку.
  Вскоре отец Жака будет вынужден сдаться во время осады кузницы, где он прятался у друзей, чтобы добровольно спасти их от ареста...
  Перед судом над его отцом, в городе, Жак встречается с бродячей ватагой своих ровесников, один из которых избивает его до крови (здесь возникает параллель с жестокими детьми из фильма "Джорджино", а также с началом клипа Милен Фармер "Desenchantee.")
  Отца Жака приговаривают к 30 годам заключения и в первый же день его убивают, прикрываясь "вынужденными мерами", вследствии попытки выдуманного ими же побега.
  Жака и его мать выгоняют из дома, забирают ферму и им приходится жить в ветхой лачуге посреди леса, в которой сквозь крышу виднеется небо и ветер продувает полуразрушенные стены. Мальчику приходится и тяжело работать в столь юном возрасте.
  Но вот известие о смерти отца... Жак стоит у дома и не знает, как сказать матери. Но взглянув на него, она все понимает. Она убита горем, к тому же начинается буря... она сильно замерзает. Жак пытается, как может ее согреть (растапливает огонь в полуразрушенном камине, укрывает ее одеялами и своей рубашкой и еще ложится поверх для теплоты.) Они засыпают, но когда Жак просыпается, то видит... что его мать умерла.
  И он остался совсем один. Худенький, убитый горем, он вышел из ветхой лачуги - один посреди леса. Теперь лес уже не казался ему таким светлым и заманчивым. Скорее он напоминал заколдованную безлюдную чащу, где ветер пригибал к земле своей тяжестью, но не дарил легкость. На ветку села птица... Теперь и он был одинокой птицей.
  В лесу он видит олененка. (Бэмби?) Вообще Лоран удивительно точно передает чувство потери близких. Цветущая природа становится гнетущей, ветер словно прибивает к земле, а не дарит ощущение легкости. Ощущение окружающего настолько меняется, что это невозможно передать словами. А еще Лоран хорошо передал предчувствие опасности, когда как будто и природа подсказывает о надвигающейся беде (но это осознание обычно приходит после случившегося) -как, например, перед тем, как к дому Жака подъехал управляющий в фильме.
  С работы - помощником у прачек, куда устроила его мать, Жака уже выгнали. Ведь там присматривали за дочкой графа, а он сын того, кто был "в немилости."
  И вот Жак бродяжничает, ест свечки, которые, насколько мне известно, делались раньше из свиного жира - хоть что-то, чем ничего. Но что такое ходить ребенку зимой в лохмотьях и есть свечи из уличных фонарей, чтобы хоть как-то утолить голод?
  Жак идет на кладбище, он будто обращается к своим умершим родителям: "Я потерял свою жизненную силу, я хочу быть с вами." Жак снимает с себя рубашку и ложится на могилу, чтобы замерзнуть и попрощаться с этим миром, голодом, холодом и одиночеством... На кладбище мы видим сову. (Воспоминание о "Джорджино"...)
  Но мальчика находят и спасают священник - мсье Кюрэ, его экономка Фонтиль и друг Кюре, мсье Шевалье.
  И вот Жак становится "помощником священника", кем-то навроде послушника, который помогает проводить церковные службы, ходит вместе со священником к роженицам и умирающим.
  Но самое главное: кто привел Жака в чувство, вывел его из депрессивного состояния, когда ничто уже не нужно и не хочется - ни есть и не пить, кто дал ему силы и смысл жизни - это была маленькая Лина (которую сыграла племянница Милен Фармер - Клеменс Готье. Кстати, у них удивительно похож разрез глаз, только у Клеменс глаза голубые или серые и также немного похожа мимика.) Любовь творит чудеса даже во младом возрасте. Лина пройдет с Жаком через многие годы дальнейшей жизни, как и их любовь. Будет у Лины и "соперница" - Галиот, дочь графа. Но преданность Жака Лине неизменна.
  Но вот Жак и Лина уже взрослые, но и во взрослой жизни появится немало бед...
  Мсье Кюре отстраняют ни за что от его должности. По письму с этим известием ползет паук... Кюре был священником, "посредником между Богом и человеком." И когда его лишили, как я понимаю сюжет в этом моменте, его миссии, Бог призвал его к себе... Мсье Кюре умирает...
  Перед смертью Кюре на столе был пирог ("хлеб") и красное вино ("кровь") - можно сказать причащение. (Известно, что данный церковный обряд причащением святыми кровью и телом Христа - в духовном конечно понимании, идет из текста "Нового Завета", где Христос дает ученикам хлеб, говоря: " Ешьте - это тело мое", и вино, говоря: "Пейте - это кровь моя.")
  Что меня особенно впечатлило, так это слова Кюрэ перед смертью...: "Жак, повесь фонарь, не забудь. Повесь его в окне, как каждую ночь. Знаешь почему? Мы вешаем фонарь каждую ночь, чтобы светить лишь нам? Это как маяк, который направляет путников, дает им надежду. Они не чувствуют его тепла, но он согревает сердца. Для тебя Жак это жизнь, честь, свобода. Для меня это имя, но это имя значит все (Бог, Иисус - прим. автора). Я потерял имя (сан - прим.автора), но я священник".
И Жак ответил Кюре: "Знаю, я ваш терновый венец". (То есть то, что Кюре вырастил Жака, спас его от гибели и была его миссия на Земле, которой он заслужил прощение грехов. Все мои пояснения естественно в контексте христианства, в котором собственно и высказывается священнослужитель.)
  Позже Жаку приходится спасаться из западни графа (тот бросил его в колодец, за то, что Жак не захотел танцевать с его дочерью вместо Лины, на празднике.) Да, Нансак со своей дочкой чудесно испортили праздник всем жителям деревни, приехав на него. Графу даже свинку (приз розыгрыша между жителями деревни) маленькая девочка не хотела отдавать (кстати, вторая племянница Милен  - Лиза Готье.)
  Дочь Нансака, Галиот, влюбляется в Жака. Она к тому же думает, что он спас ее в детстве. На самом деле Жак, хоть это и не очень красиво, подстроил опасность, чтобы в награду за спасение дочери графа отпустили его отца. Тем не менее, позже Жак по-настоящему спасет Галиот из огня, рискуя жизнью. Причем Галиот до этого его ранила в плечо после оказанной ей в грозу помощи, затем чуть его не застрелила (промахнулась, к счастью) во время осады замка, и при спасении ее Жаком из огня кинулась на него с кинжалом. Вообще странная девица - вроде такая мечтательная, романтичная (Лоран великолепно показал влюбленность!) и вместе с тем жестокая. Причем я бы сказала, что она поярче внешне, чем Лина, но для Жака все равно существовала только Лина. И как Галиот на него не вешалась, ничего не вышло. Она даже чуть не ударила кнутом по лицу Лину, но удар принял на себя рукой Жак, защитив ее.
  Жак вскоре поднимает восстание против графа и у него много единомышленников... И вот замок сгорает, в стране - смена власти и Нансак больше не владеет землями...
  Галиот уплывает в другую страну. Она нашла место домработницы. Галиот захотела попрощаться с Жаком и пойти прощаться с ней его уговорила... Лина: "Ты же в какой-то мере обязан ей свободой." (Галиот на суде отказалась потакать лжи Нансака о том, что Жак ее изнасиловал.) А Лина смело поступила... Видимо она хотела узнать, любит ли ее Жак действительно, не обманывается ли он.
  И вот Лина стоит на обрыве, с закрытыми глазами - она открывает глаза и смотрит на удаляющийся плот Галиот... уплыл ли Жак? Кажется, будто она может сброситься. Но нет, Жак остался с Линой. Ведь настоящие чувства не может разрушить ни что.
 
  Стиль режиссуры фильма.
  В фильме есть и хороший юмор и скепсис, позволяющий переносить трагедию (в "Джорджино" это была, например, свистелка доктора Деграса, который был немного не в себе, на похоронах.) В этом же фильме, например, взрослый Жак вспомнил свою собаку (которую застрелил управляющий графа), когда его оправдали на суде. И вот сидит победивший Жак в этой битве за справедливость, и показывают (как и в начале фильма) бегущую собаку, которую вспоминает Жак-вот, мол, с чего все началось...
  Кроме того, все сцены в фильме очень живописны и хорошо передают дух того времени: пейзажи (летние и зимние; светлые и мрачные), костюмы, архитектура построек - все великолепно, художественно и зрелищно. Кстати, фильм номинировался на награду за лучшие костюмы. (И тот, кто не вручил ее этому фильму был явно профаном.) Конечно, все костюмы фильма детально разрабатывались, а в интервью Лорана по поводу этого фильма можно увидеть даже за ним эскизы костюмов, висящие на стене. В дополнение приведу отрывок из энциклопедии о народных костюмах французов: "Женский народный костюм состоял из широкой юбки со сборками, кофты с рукавами, корсажа, передника, чепца или шляпы. Мужской костюм - это штаны, гетры, рубаха, жилет, куртка (или широкая, доходящая до середины бедра блуза), шейный платок и шляпа. Будничный головной убор крестьянина и рабочего - берет, который носят и в наше время. Старинная народная обувь - сабо (выдолбленные из дерева башмаки.) Основные элементы костюма были одинаковыми во всей Франции. Отличие костюмов от провинции к провинции создавалось красочной вышивкой, различной, порой причудливой формой чепцов, разным покроем и украшением корсажа и передника, разнообразием тканей."
  Кроме того интересна манера съемки Лорана. А как показан танец на празднике! (Чуть замедленная съемка в сочетании с великолепной музыкой Лорана.) Или то как переодевались Галиот и Жак - по разные стороны занавески. Или напряженность момента, когда начался ливень, и Жака стало затапливать в тайном ходе из колодца, в который его бросил граф. Этот момент ощущаешь так, будто сам там находишься. А еще лицо Галиот, которая смотрит сквозь окно на грозу. (Похожий момент есть и в "Джорджино", но там показано лицо девочки, смотрящей сквозь ледяное окно в деревне.)
  Лоран настолько точно воссоздает атмосферу литературного рассказа визуально, настолько художественно, оригинально и впечатляюще - что его фильмами остается только восхищаться! Он передает не просто сюжет. Каждой деталью Лоран создает атмосферу повествования, которая впечатляет порой больше, чем слова и обилие действий. Но это нужно и уметь почувствовать...   
  Тяжелый момент фильма "Жак-Бедняк", когда мать Жака замерзает в грозу и по стенам будто стекает кровь. Далее становится понятно, что такой цвет придает стекающим каплям дождя по стенам, огонь. (Это конечно намеренная двусмысленность, иносказание.)
  Милен Фармер так говорит о фильмах Лорана: "Его кино редкое. Он берётся снимать лишь такие истории, которые для него самого носят очень личный характер." Несмотря на то, что фильм "Жак-бедняк" Лоран снимал по роману Эжена Ле Роя (Eugene Le Roy), он конечно тоже не зря выбрал это произведение - видимо нашел что-то действительно очень близкое для себя. Кроме того это был ремейк уже существовавшего телевизионного сериала 60-ых гг. по этой книге. И я думаю, Лоран сделал это отчасти и потому, чтобы настоящие кинокритики могли сравнить его экранизацию романа со старой версией. И очевидно, что это сравнение не в пользу старого сериала.
  Фильмы Лорана "Джорджино" и "Жак-бедняк" объединяет немного сюжетная линия, пусть это и кажется на первый взгляд парадоксальным. Во-первых, действие обоих фильмов происходит в сельской местности - где кругом леса, все жители знают друг друга, стоят ветхие хижины... Во- вторых, судьба, как Жака, так и Катрин очень тяжелая - они оба лишились родителей и оба фактически, будучи еще детьми (Катрин ведь не могла полностью позаботиться о себе в жизни из-за аутизма.) В-третьих, храбрость Жака и Джорджино перед лицом опасности. А в-четвертых, верность Жака Лине и Джорджио Катрин. Также роли католических священников в обоих фильмах.
  Лоран снял удивительный фильм, который очень красив, жизненен и глубок. Каждая деталь в нем продумана и гармонично вплетена.
  Когда я первый раз посмотрела фильм, я была просто ошарашена! Уж очень он мне понравился. Правда смотрела я его тогда в общественном месте, и в наушниках, и один человек предложил мне почему-то платок. Хотя я и не рыдала - видимо "картинка фильма" так его впечатлила. (Правда его фраза не вызвала у меня какого-то особого восторга...)
  Я лично очень люблю такие биографические истории, средневековую литературу и вообще-то время мне нередко интересней, чем наше. А какая тогда была литература, живопись! Я надеюсь, через века люди будущего смогут найти в нашем времени что-то такое же достойное.
   Раньше казалось, что в 20 веке люди будут жить на луне и утолять голод одной таблеткой. И что? Конечно прогресс большой - мобильная связь, Интернет, но это развитие техники. И как встретить сейчас в обилии ширпотреба стоящую литературу и вообще что-то стоящее? (Сейчас многие могут сделать сайты о себе любимом и при этом писать про то, как они ели батон с кефиром или купили модную кофточку. Это действительно "незыблемые и очень интересные темы.")
  К тому же не впечатляет совершенно большинство современной литературы. И мне совершенно безразличны тиражи. Массовые вкусы, к сожалению, не всегда совершенны. Я не читаю то, что модно и что многим нравится, потому что там красивые обложки, простой доступный текст (и нередко закономерно маленький - для ленивых), и кругом кричат, что это круто. Я вот почти купилась один раз на эту рекламу, но обломалась и сама себе врать не могу. К тому же был период, когда в связи со временной сменой жительства мне приходилось читать то, что присутствовало в "местной квартирной библиотеке" - а там были все новомодные авторы. В общем, каждый раз прочтя книгу из нее (по одному произведению каждого "модного" автора) я либо жалела о потраченном времени, либо меня порой хватало только на три - четые страницы этих литературных изысков.
  Лоран же воплотил роман 19 века - а в то время, во-первых, не так то легко было издать абы-что, во-вторых был хороший литературный язык, а в третьих ценности поглобальней и сюжеты позанимательней, чем в большинстве современной литературы.
  В заключение добавлю кратенькую рецензию, которая присутствует на DVD к русскому изданию фильма "Жак-бедняк": "1815-ый год. В сердце Перигора юный крестьянин Жак счастливо жил со своими родителями, пока его отца, восставшего против жестокости графа Нансака, не арестовали. Осиротевший Жак остался на попечении сельского Кюре и поклялся отомстить, как только станет взрослее. Так и произошло - через годы Жак окажется во главе крестьянского восстания и лицом к лицу встретит Нансака...
  В ролях: Гаспар Улье, Лео Легран, Мари-Жозе Круз, Альберт Дюпонтель, Чеки Карио, Джеральд Томассен, Джудит Дэвис, Жослин Киврин, Малик Зиди, Оливье Гурме."
  Кроме того в фильме снимались две племянницы Милен Фармер (Мари Элен Готье): Клеменс Готье - дочь Жан-Лу Готье в роли маленькой Лины, и Лиза Готье - дочь Мишеля Готье, в небольшой роли. К слову у Лизы Готье выходила песня и клип (подробнее см. в главе Lisa).
   Также  в фильме в титрах можно услышать песню в исполнении Милен (слова - Милен, музыка -Лорана): "Devant Soi". Она присутствует и на саундтреке к "Жак-Бедняк."
 
  В сказочном лесу
  Осталось детство.
  Впереди снега и холод,
  Боль, утрата и голод.
  Ты еще так молод…
 
  Исчезала жизнь,
  Выйти из могилы?
  Те, кто стал родными,
  Дали тебе силы.
 
  Твоя Лина – верность,
  Милый друг, помощник,
  И полей невеста,
  Берегись – охотник.
 
  Но сгорел зла замок,
  Галиот простилась
  Видишь паруса?
  Знал он, что нельзя,
  Ваш разрушить танец.
  Жак - лишь твой скиталец.

© Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна-Фея и Сказочник"./Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat-Fee et Conteur". Chapitre:"Jacquou le Croquant".
Все права защищены. Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru
 
 
 


Рецензии
Остается только добавить несколько слов про великолепную игру актеров в этом фильме - особенно Лео Легран - этот мальчик просто душу мне наизнанку вывернул, ну, а Гаспар Ульель - просто Гаспар)
и то, что фильм действительно стал неоцененным шедевром.
Один из немногих длинных фильмов в котором не замечаешь того, что уже два часа сидишь и смотришь в экран. На лице слезы, душа разорвана на части.
Возможно разный перевод, но мне больше нравиться версия, где он был "Жаку" а она была "Гордячка"...

С теплом,

Елизавета Немилостева   01.05.2014 17:17     Заявить о нарушении