Сотворение мира

               
                Пьеса в двух действиях для постановки с детьми

  Дочь-учительница попросила меня для постановки в школе написать пьеску. Она ставит с детьми спектакли на библейские и евангельские сюжеты.  Пыталась я отбояриться,  уверяя, что это не мое, я не драматург,  да и уже написанное до меня  есть, но то, что  написано  и ставилось, к примеру, у Образцова, ее не устраивало по разным причинам. Пришлось мне почесать « в репе» и засесть сочинять, памятуя, что «надо, мама, надо!».  Дочке  понравилось. Спектакль был поставлен. И я выношу пьесу на суд читателей, но не для снимания с меня трех шкур.  Просто вдруг кому-то тоже надо для ребятишек.
               
             Действующие лица:
Автор
Бог
Белый Ангел
Черный Ангел, он же Змей
Адам
Ева
Птичка
Овечка
Кролик
Рыба

                Действие первое

Автор: Сейчас  услышите Вы то, чего главнее нет на свете.
            Сейчас и взрослые, и дети увидят, как был создан мир.
            Тот самый мир, где ты, где я, где Солнце, Небо и Земля,
            Где горы, лес, сверканье рек.
            И как был создан человек.
            Всего за шесть коротких дней -  Земля, и человек на ней.
            Земля – не голый шар во тьме, а наша хрупкая планета.
            Где день и ночь, зима и лето,
            Где снег и дождь, жара и стужа,
            Природа человеку служит.
            Из ничего создать он смог -  Господь наш, Бог!

            Сейчас услышите вы все про Рай во все его красе,
            Где звери с птицами дружны,
            Где вечные цветут сады,
            Где реки -  чище хрусталя…
            Такой была наша Земля,
            Пока не поселил на ней Господь своих детей  – людей!


(Бог и два Ангела.)

Белый Ангел: -  Господь мой Бог, мой господин!
Бог: - Средь хаоса один, один…
Белый Ангел: - О чем печалишься, Господь?
                Смотри, как много  чудных льдин,
                Они над бездною плывут и там и тут, и там и тут…
                И сонмы Ангелов вокруг…
Бог: - И бесконечен этот круг…Постой, я знаю, что хочу!
Черный Ангел: -  А я, пожалуй, улечу туда, где  черная дыра!
Белый Ангел: - Зачем?
Черный Ангел: – Затем, что мрак -  моя нора. Мне хорошо лишь там, где  жуть…

Бог: - Тогда твой долог будет путь, ведь все, что создано вокруг –
           Не жуть, а бесконечный круг… Вселенная…да…там темно… Постойте!
           Бездна, тьма – одно! А я хочу иного! Да будет свет!
Ангелы оба: -  Что означает  этот Свет?! Такого во Вселенной нет!
Бог: -  Так будет! Ах, как  он хорош!  Даю ему я имя  - День,
           Все остальное – будет Ночь.
Черный Ангел:  - Туда укрыться я не прочь.  Мне ночь куда милее дня!
Бог:- Вот утро, вечер, и заря, и солнца нежного восход!
Белый Ангел: -  Свершает все круговорот…День, вечер, ночь и утро!
           Мой Господин! Как мудро!
Черный Ангел:    - Нет, Хаос  был милее мне…
Бог: Молчи! Ведь я не все еще сказал! Да будет твердь и тут и там! Часть будет зваться небом, другая -  сушей,  а вода….
Ангелы  (оба) -  Вот это да!
Бог: (продолжает): вода же будет зваться морем.
Черный Ангел: От злости я сейчас завою!
Белый Ангел: - Зубами щелкай, вой, и злись, а лучше в море утопись!
Бог: - Ну-ну, нельзя желать другому зла! Возьми свои слова обратно!
Белый Ангел: (виновато) -  взял.
Черный Ангел: - Мой Бог, немного непонятно -  зачем тебе все это надо?
Бог: - Поймешь потом.
Белый Ангел:  - Какая радость парить над  бездной чистых вод!
Черный Ангел: (злобно) – Вот-вот… Ну, погоди… еще наступит мой черед. Предвижу я  те времена, когда спокойная волна, внезапной ярости полна,  всю мощь свою обрушит на  сказочную сушу! Вот я порадуюсь тогда!

Автор: (обращаясь к зрителям) -  Ну что ж, от Божьего суда еще никто не  убегал…

Бог, (обращаясь к Белому Ангелу): Пустынная земля скучна. Неси, мой друг скорее краски. Сюда мазок, еще мазок, мой друг меня под локоть не толкни,
Позеленей, еще, еще …сюда взгляни -  трава, а это дерева, цветы – ведь правда, хороши? Ты кистью слишком не маши.

(Меж тем Черный Ангел куда-то полез за рисуемое полотно).
Бог ему: - Слезай! Зачем сюда полез?
Черный Ангел: -  Непроходимый будет лес на этом месте. Джунгли, мрак!
Белый Ангел: - Да ты, совсем, что ли дурак?
Бог: - мой друг, проси прощенье  за это оскорбленье.
Белый  Ангел, (обращаясь к довольному Черному Ангелу): - Прости…
Бог (довольный картиной зеленого края): -  А получилось хорошо…  Добавь-ка, красочки еще…А здесь веди пошире круг. Еще один…Луной и Солнцем  два этих круга назовем. Пусть Солнцем будет больший круг – он дарит теплоту вокруг. А меньший круг -  Луна. Холодная она. А Звезды -  спутницы Луны, чтобы с небес сверкать могли в кромешной тьме, в  ночи…
(Черный Ангел пытается что-то сказать)
 Бог (властно): - Молчи!
(Оглядывает получившуюся картину): - Ну что ж…Красиво…Хорошо. Но, хочется еще, гляди…всему, что я создал сейчас  -  нужна Душа живая. Во все  я должен Жизнь вдохнуть.
Черный Ангел: - Дал бы чуть-чуть передохнуть…
Бог: - Пока не время… (обращается к Белому Ангелу с кистями) -  продолжай!  Сажай, сажай на ветки птиц. По морю пустим  разных рыб,  летают бабочки в саду,  полно жуков в траве.
Черный Ангел (потирая руки): Кусачих тварей – пауков, слепней, клещей и мух!
Бог: - И каждой твари должен я создать  не меньше двух. Чтоб   размножались на земле и львы, и мошкара, олени, кролики, слоны. В лесах, степях, горах. И даже там, где вечный лед пингвин пускай живет.
    (появляются все звери)

Черный Ангел: - Ну, не земля, а зоопарк!
Бог: - Хорошее придумал слово! Да, это парк!  По правде говоря,  здесь надобно избрать царя – я предлагаю Льва. Красив,  силен, умен…
Черный Ангел. - Что – нет других имен? Среди мышей летучих красавчик есть – вампир. Крылат, как мы, к тому ж везде он видит в темноте…
Белый Ангел:  Я с Господом согласен!  Лев  - царь, другие все -  не те. (обращается к Богу) А как мы назовем весь этот чудный мир,  где лев  и лань бок о бок на лугу, где на спине кота сидит синица, где кролику спокойно спится, и ласковый над ним парит орел,  где доброта и радость…
Бог:-  Раем назовем…
Черный Ангел:- Как ты сказал?
Бог: Отныне этот чистый мир зовется Рай! Ты, Лев, как царь зверей – со мной согласен?
Лев: - Вопрос предельно ясен - согласен, Господин, я Лев, но не опасен.
Бог: Овечка  - хочешь жить в Раю?
Овечка: Мой господин, уже живу…
Бог: - Ушастый кролик, там тебе по нраву?
Кролик: Мой Господин, в Раю такую траву я  буду поедать, что за уши, не оторвать, и Лев со мной…
Лев: - в Раю разнообразен ковер цветов и трав, мой добрый, кроткий нрав…
Черный Ангел  (не дает ему договорить) - Ха-ха-ха-ха! Мы дальше поглядим, когда мы человека создадим! И будешь ли ему служить ты словно пес, иль пасть свою уже над ним занес!
Бог: - Как ты сказал? Сейчас назвал ты слово – человек. Откуда знаешь ты, что человек -  есть плод моей мечты? Ты словно заглянул в тайник моей души, да-да, давно уже там этот план лежит. Венцом творения его я назову, когда увижу наяву. И будет так от века и до века. По образу, подобию себя  создам я  ЧЕ-ЛО-ВЕ-КА!
Все хором: - ЧЕ-ЛО-ВЕ-КА?!!
Бог: - И да владычествует он над всеми, кто живет в воде, 
         Над тварями земными
         Над птицами, что в небе,
         И о насущном хлебе
         Ему не надо думать.
       
Лев: - Мой Господин, так я же царь?
Бог: - Ты царь зверей, не путай,
           но он тебя главней.         
 Черный Ангел: Когда ж приступим, Господин? Мы видеть все его хотим. И из чего создать ты мыслишь свое творенье?
 Все хором: из чего?
 Бог: - Вы и подумать не могли – его создам я из земли!
Все хором: - Из земли?!!
 Бог:- Вот ком земли – той самой, что под ногами вашими лежит. Невзрачный прах….  Но он рождает  Жизнь. Глядите -  вся трава вокруг, деревья и цветы – все из Земли растет,  и в Землю вновь уйдет, когда наступит срок.
Все хором: - Воистину, велик наш Бог!!!

Автор: - И вот,  прошли шесть дней, а быть может, это были и тысячи лет. Потому что у Бога один  день, как тысяча лет и  тысяча лет, как один день.
Однако, день шестой уж очень долог, пожалуй, мы закроем полог, и чуточку передохнем. Еще не кончился наш сказ – все впереди у нас.

Все  кланяются и занавес.


                Действие второе


(Бог и рядом с ним Овечка).
Бог, гладит ее по голове: Ну что, добрейшая душа,  начнем?
Овечка (тонким голоском):-  Я вся вниманье, мой Господин.
Бог: - А где ж помощники мои?
Овечка: - Тобою созданных садов дивятся красоте.  Там в райских кущах  пенье птичье, и славят все твое величье под звон хрустальных  струй воды,   а солнышко так  нежно греет, а ветерок так  сладко веет…
Бог (задумчиво, думает о своем, вертя в руках кусок земли): - Тебя создам я без одежды, ты знать не будешь, что  ты наг…(пауза)…(в сторону тихо, что б не услышала Овечка)…но будет знать об этом враг. Лукавый враг  -  твоя беда…
Овечка: - Мой Господин! Идут сюда!..

(Появляются все остальные действующие лица)

Черный Ангел: (ехидно) -  Мой Господин, а вот и мы,  зачем тянуть нам время, оно неумолимо, об этом знаешь ты! Начнем же побыстрее овеществлять мечты!
Белый Ангел: - Ты Господа не торопи,  всему он знает срок.
Бог: (Льву) -  Ты самый сильный – помоги,  скатать земли комок.
Бог: ( Птице) – А ты из райских кущ неси красивые плоды, для красок пригодятся нам, не только  для еды.
Бог: ( Рыбе и Кролику): -  а вы ступайте к водопаду -  красивых камешков мне надо.

(Все разбегаются и вновь появляются, кладут принесенное  перед Богом.)
 
Бог: - Начинаем! Лев, дай мне горсть земли.
Лев: - Мой господин, бери, еще я сбегаю, коль надо.
Бог (внимательно оглядывает Белого Ангела – тот смущен): - Смущен? Так что ж…Он будет  на тебя, и на меня похож! А сколько рук…
Все хором: - Две!
Черный Ангел: - Пять!
Бог: Опять? У Рыбы спросим -  сколько?
Рыба: - Пять!
Бог: - Ну что ж, придется голос твой отнять. Теперь весь рыбий род немой имеет рот.
Черный Ангел: довольный потирает руки: (в сторону)  - Хоть чем-то смог я навредить,  однако, начали лепить… Ага,  рука, еще рука…

(Все помогают Богу лепить).
Овечка: - А голова будет одна?
Бог: - Одна…
Птица: А  что внутри?
Все задумываются…
Черный Ангел: (в сторону, ехидно) ха-ха-ха-ха! Там пустота! Как у тебя, Овца.
Бог: - Я слышу речи, злобный дух, имею я хороший слух. Смотри – (протягивает и показывает) вот это воск – он будет называться – мозг. (Обращается к зверям) Растерли камешки вы в пыль? Какая красота! – Ссыпайте-ка сюда!

(Лепят все вместе, кроме Черного Ангела.  Он ходит и посмеивается.)
Слышны разговоры: - глины, глины давай! Вон тот камешек будет глазом… здесь будут  две ноги!
 
Овечка: - А хвост где? Как же без хвоста?
Белый Ангел: Где хвост ты видишь у меня?
Птица: - А крылья будут, Господин?
Бог думает: Нет, крыльев не дадим. ( Задумчиво) О них он будет лишь мечтать!
Все: - Ой, получилось!! Но он лежит…А как он сможет встать?
Бог: - Смотрите все! И Ты злой дух! Все обращайтесь в зренье! В слух! Дыханьем жизни наполняю свое творенье я! – дует на человека,  -  отныне душа живая в теле этом. Тебе я Жизнь и Душу дал, а нареку тебя  - Адам!

(Адам поднимается, все ликуют, славят Господа).

И только Черный Ангел усмехается злобно, потирая руки. Пока все ликуют,  звучит музыка, опускается занавес, Автор выходит вперед  к зрителям:, за ним крадется Черный Ангел, подслушивает.

Автор: - (читает или наизусть по Писанию):  и заповедал Господь Бог человеку, говоря: От всякого дерева в саду ты будешь есть. А от дерева познания  добра и  зла, не ешь от него, ибо в день,  в который ты вкусишь от него, смертию умрешь.


Занавес открывается.

Все те же персонажи. И Адам ходит среди всех, любуется садом, зверьем.
 
Бог: - Да, хорошо мы потрудились (зверям) – Вас много, только он один. Не гоже это.
Черный ангел: - (ему на ухо) Мой Господин, ошибки надо исправлять…, что ж одному ему гулять…
Бог: - Сам знаю…. Подойди ко мне Адам!

(Адам преклоняет колени,  Бог гладит его по голове).
 
Бог: - какой послушный ты Адам,  ты счастлив?
Адам: О, мой Бог!
Бог: Ты видишь,  все живое: зверье, и птицы, стаи рыб – по паре каждой твари. Пусть будет пара и тебе.
Черный Ангел: потирает руки: -  уж скорей бы!
Бог Адаму:  - Усни на время!
 
(Адам засыпает, Бог наклоняется над ним).

Бог: - Из твоего ребра я пару сотворю! Похожую на ясную зарю, (манипулирует руками над лежащим Адамом), вот так, добавим справа и убавим слева…(незаметно для зрителей появляется Ева, ложится рядом с Адамом, Бог дует на нее). Оживи! Красивая какая дева. (Ева поднимается)  Куда пошла! Вернись немедля, Ева!
Ева: (удивленно тараторит без умолку) - Ты кто? Зачем? И почему? А это кто лежит? А это кто бежит? А это кто летит? Зачем, куда, к кому? Я что-то не пойму! А это отчего? А это почему?
Бог:  ( вздыхает)  Да-а…( бьет себя в грудь) ошибся ты, Творец, не Рыбу нужно было голоса лишать, а  женщину…. Ну, что ж… ошибки могут быть у всех, никто не застрахован!  Адам! Вставай, пойдем к твоей судьбе.
Адам опасливо: - А может быть не надо?
Бог: Надо, Адам, надо.

(Все и Ева, подходит Бог с Адамом.)

Бог: - Адам, вот Ева, она жена тебе, от плоти плоть, от кости кость. От века и до века да будет так: вы оба человека  -  вам жить в Раю я завещаю.  Все будут вам служить: и птицы и зверье, все можете вы есть, любой съедобен плод, не нужно вам работать -  вечный отдых. Одежды нет на вас -  в Раю тепло,  вы наслаждайтесь жизнью, я  создал вас для вечного блаженства! Но – предупреждение одно – средь райских кущ, где вечное цветенье, есть дерево одно -  Познанья и Сомненья. Не смейте даже подходить к нему, не то, чтобы плодов его отведать. Сочны и ярки дерева плоды, но столько могут принести беды – что жутко и представить. В них – смерть! Ну, должен вас оставить. Пора мне отдохнуть. Устал я очень…


Адам, Ева и звери: поют:
Какой роскошный сад,
В нем каждый жить бы рад.
Здесь нет ни холодов, ни  бед,
Всегда готов тебе обед,
Всегда тепло, друзья вокруг,
Здесь нет господ и слуг.
Здесь круглый год цветы цветут,
Здесь фрукты всякие растут,
Гуляй, купайся, загорай,
Вот что такое Рай!
И никогда, и никогда,
Не постучит сюда беда,
Здесь радость, счастье через край
Вот, что такое Рай!


(Пока поют, сзади на цыпочках проходит Черный Ангел, шутовски дирижирует со спины, его никто не видит,  в предвкушении потирает руки, исчезает).


Автор: - вот и приближается финал, грустный финал нашего повествования. Сказочно прекрасно жили Адам и Ева в Раю. Они понимали язык зверей и птиц и беседовали с ними,  они не знали ни печалей, ни трудностей, они даже не имели одежды. По первых, в Раю тепло, во вторых  Адам и Ева не знали, что нагота -  это стыдно. Для них нагота была естественна, как шкура для животного или чешуя для рыбы, или для птиц оперенье. Но хитрый враг -  змей-искуситель не дремал, он только ждал того момента, когда можно будет соблазнить Еву отведать запретного плода, и дождался-таки…

(Все звери и Адам с Евой гуляют в саду, проходят мимо древа Познания, у  древа Змей, он же Черный Ангел).

Черный Ангел: - Приветствую Вас Ева и Адам! Как наш Господь умен, что сотворил такую пару.  Адам, ты красив как Бог, и ты ему подстать! Ты, Ева -  красавица, ну просто королева, какую поискать.
 
Все звери (хором): - Не слушайте его, он искушает вас. Пойдемте далее…
Черный Ангел: - От зависти они…Адам, Ева, вы, не люди -  вы боги! Но закрыты ваши глаза -  вы зрите только то, что  вам  велел Господь, но мир гораздо шире, интересней, послушайте, спою Вам песню.
Звери (умоляют): - Не слушайте его! Спеши вперед, Адам, беги скоре прочь! Ах, Ева, торопись уйти немедля прочь от дерева Познанья и Сомненья!
Черный Ангел: - Глупцы! Не слушай их, красавица моя. Ведь ты сама не знаешь, как прекрасна. ( Ева со вниманием слушает), глаза твои – озера голубые, твоих волос так нежен шелк, а кожа, словно персик налитой, постой…
(Поет, протягивая ей яблоко):
Отведай  яблочко, моя прелестница,
Такого ты не ела никогда.
Смотри, какое сладкое,
Смотри, какое спелое,
Отведай, моя радость… -  протягивает ей яблоко,- 
  Будешь?
 Ева: - Да… - берет яблоко. Надкусывает.
Звери (хором):  - Остановись! Остановись! Адам, Адам! Останови ее!
Ева, (жует, ласково смотрит на Змея, протягивает яблоко Адаму):  – Не слушай их, оно послаще меда, что пчелы собирают летом…
 Вдруг приседает, оглядывается:
Ах, Боже мой! Я не одета!  - (срывает листья с дерева, прикрывается, протягивает Адаму) -  Адам! Ты голый! На, прикройся!
Змей: - Ну, вот и все. Теперь вы точно боги -  добро и зло равно доступно Вам… 
Появляется Бог: - Адам! Адам!
Адам (прячется за дерево): - Господь мой, не взыщи…
Бог (грозно): - Нарушен мой запрет!
                Вам больше места нет
                В Раю -  сейчас же прочь из Рая!
               
Змей: - От радости я умираю! Ха-ха-ха!
Бог: - А ты, ехидна, проклят  будь! Лишаю ног тебя! На брюхе теперь ты будешь ползать,  Гад, пред всеми зверями  и каждый волен раздавить тебя! Изыди с глаз моих!!!
(Змей уползает).
Звери плачут,  и грустно бредут за изгнанными людьми, поют:
Господь, дозволь уйти нам с ними,
И разделить беду.
И разделить жилище и еду.

Бог: - глупцы, они теперь вас не поймут. Вы станете их пищей, а шкуры ваши -  их одеждой. Язык ваш боле непонятен им. Я проклял их от века и до века.  Теперь, лишь отирая пот со лба, они себе добудут пропитанье. Адам, теперь ту землю, из которой ты взят – возделывать ты будешь постоянно, таская на себе пуды. Лишаю так же вас я вечной жизни, закрыта навсегда для вас дорога в Рай. Ты  -  выбрал сам. Я умываю руки. Прощайте!  (Уходит…)
Все тихо удаляются. Грустная музыка…
 ЗАНАВЕС.
 
Появляются все действующие лица, поют:

Такой печальный сказ,
И все здесь без вранья.
Неужто нет надежды на прощенье
И человек за  прегрешенья,
Лишен блаженства райские познать?

Автор (выходит вперед):

Как знать. Как знать…. Пройдет время, и Господь все-таки решит помочь человеку, и он пошлет к людям своего сына – Христа, который научит  людей покаянию. И лишь раскаявшимся, Господь простит грехи. А значит,  у всех  людей есть надежда на спасение. Но это уже другая история.

                Все кланяются

                конец


Рецензии