Египетский крест

История основана на почти реальных событиях.
Посвящается Полине М. - девушке, изменившей мою жизнь и меня

---------

За окном бушевал грозный ливень, тяжелыми ударами нарушавший спокойствие посетителей ресторана. С титанической силой он стучался внутрь, чтобы заявить о себе, но его старания были напрасными. Ресторан был тем единственным местом, где безграничная власть стихии заканчивалась и начиналась власть комфорта. Играла тихая успокаивающая музыка, создававшая неописуемую гармонию между заглянувшими сюда людьми и общей элитарной обстановкой. Посетители как будто становились частью единого организма: каждый из них отдавал частичку себя всеохватывающему энергетическому потоку и получал взамен положительный заряд эмоций. Несмотря на то, что люди обсуждали личные дела и семейные неприятности, заостряя внимание исключительно на собственных проблемах, разговор каждого неизбежно растворялся в пространстве общих ценностей. Но эту общую ценность было невозможно установить и познать, даже при колоссальной изворотливости ума. Однако ее можно было уловить, почувствовать, и все благодаря главному скрепляющему элементу - живой классической музыки, изливающейся из старинного граммофона.

В самом углу зала сидел Николай. Растревоженный и утомленный, он попивал бренди со льдом в попытках расслабиться хоть на минуту. Но всякая его попытка попадала в капкан повседневности - удручающей и однообразной, точно жизнь насекомого. Глоток за глотком приближал его сознание к очищенному восприятию происходящего: ни посетители, ни официанты, ни даже дождь за окном абсолютно не интересовали Николая. Его внимание было всецело приковано к играющей музыке - неизвестной, и в тоже время до боли знакомой. "Чертовски популярная вещь - подумал Николай, - я уже где-то слышал эту мелодию. Может в фильме каком или мультике. Хотя нет, наверное, просто по телевизору фоном играла. Интересно, а кто автор мелодии? Моцарт какой-нибудь или Бах. Их фамилии на слуху, а значит и музыка известная. Впрочем, что за идиотские мысли? Всего лишь попытка оправдать свое невежество... Стыдно. А ведь точно где-то слышал". У Николая была излюбленная манера - кичиться своими знаниями о разных авторах, но в этот миг он как будто забыл все на свете. Разумеется, это задело его за живое и он фанатично стал перебирать фамилии у себя в голове. "Бетховен-Чайковский-Мусоргский-Бизе... Нет, не то. Авторов-то я помню, но как-то в отрыве от их произведений. Словно написанная музыка живет уже своей собственной жизнью, и автор в ней не принимает никакого участия. Он... он..." Мысль Николая задергалась, не желая заканчивать предложение. Робея и трясясь, он все же продолжил: "Он умер. Автор мертв!" Пораженный своим выводом, Николай крепко схватил стакан, что тот даже затрещал, и неуловимым движением его опустошил. Стало лучше, спокойнее; тревога спала, самочувствие устаканилось; нахлынули воспоминания...

Испания. Барселона. В старинном здании близ Храма святого семейства все было приготовлено для грандиозного по своим масштабам мероприятия. В зале было тесно и очень жарко, отчего приглашенные на пресс-конференцию журналисты со всего мира начинали потихоньку волноваться. Нервозность витала в воздухе, - и это было очевидно для всех - ведь именно сейчас научное религиоведческое общество должно было придать всеобщей огласке свое историческое открытие. Николай, присланный сюда по заданию газеты "Независимая Правда", сидел на самом последнем ряду - ему очень нравилось оставаться незамеченным и в тоже время взирать на происходящее издалека, не отвлекаясь на посторонние вещи. Журналисты жужжали, словно пчелы, в преддверии долгожданного события, слышались слова "невероятно", "удивительно", "чудеса, да и только", но все они тонули в безудержном океане беспокойства и томительного ожидания. Николаю уже не терпелось увидеть то, ради чего он проделал столь долгий путь, все-таки путешествия по разным странам и дальние командировки были не его коньком, да и лень побеждала всякое желание. Но в этот раз сыграло его назойливое любопытство: он с детства увлекался Древним Египтом и всеми загадками, что стояли за этим колоссальным культурным багажом. Он взял со стола пресс-релиз с большими и яркими картинками в поллиста - там изображались расписанные иероглифами храмы, египетские боги, и определенные прецессии, связанные с ними. Разумеется, картинки не несли в себе никакой информации, они просто привлекали зрительский глаз, сразу же вызывая ассоциации с тайнами Великой забытой цивилизации. В самом верху пресс-релиза крупными, жирными буквами было написано: "Найден знаменитый египетский крест". Николай отложил листок в сторону и посмотрел на часы: "Хм... Что-то они задерживаются", - подумал он. Подняв голову, Николай достал из своей сумки блокнот и начал что-то записывать. Писал он вдумчиво, размышляя над каждой запятой, словно погрузившись в иную реальность - реальность письма. Внезапный вопрос прервал его зарождавшуюся творческую медитацию:

- Тут свободно? - спросила кудрявая брюнетка. Она была небрежно одета и как-то вяло передвигалась между стульев.
- Эээ.. Да, рядом со мной никто не сидит - ответил Николай, сбрасывая сумку с соседнего сиденья.

Брюнетка села рядом с Николаем. Ему показалось, что вдруг его непримечательная жизнь резко наполнилась каким-то смыслом, которого он еще себе не представлял. Но отчетливо ощущал - интуитивно, неким забытым чувством. От брюнетки пахло сигаретами - видимо, она только что покурила. В левой руке она держала книжку, а правой копалась в своей сумочке - типичной женской сумочке с беспорядочно раскиданными предметами.

- Что читаете? - поинтересовался Николай
- Ницше. "Так говорил Заратустра" - нехотя откликнулась она

Между тем, организаторы мероприятия вошли в зал. Самый главный из них - высокий, с седой бородой и истинным аристократическим животом - поднялся на трибуну. Заработали диктофоны, зашелестели шариковые ручки, засверкали вспышки фотокамер. "Дорогие друзья! Благодаря стараниям нашего религиоведческого общества найден подлинный ключ к бессмертию - древнеегипетский ключ Анкх! В нашем мире существует множество подделок этого таинственного символа, но нам удалось найти тот самый анкх, который в свое время принадлежал египетскому богу мудрости Тоту. Как видите, ключ состоит из двух частей - креста, символа жизни, и круга, символа вечности. Также египетские жрецы, маги и оракулы придавали второе значение - единство женского и мужского начал. Овал символизирует Изиду, богиню женственности и материнства, а крест - Осириса, бога возрождения и царя загробного мира. С помощью чудодейственных свойств креста можно достичь бессмертия!"

Зал зашумел и зашептался. "Пф..." - послышалось слева от Николая.

- Что за бред? - усмехаясь проговорила брюнетка.
- Не верите? - спросил Николай
- Вера - оружие обиженных и оскорбленных рабов. Они прикрываются ей, чтобы сгладить свое невежество. Я полагаюсь исключительно на знание.
- И что говорит вам знание?
- То, что это пустая пиар-акция. Нашли какой-то крестик, объявили его подлинным и одарили сладкими для слуха обывателя качествами: дарующий силу, могущество, бессмертие. Я тоже так могу. Нашли дураков.
- А почему вы уверены, что это не настоящий Анкх?
- Потому что настоящий может быть только у хозяина.
- И кто же хозяин? - недоверчиво полюбопытствовал Николай
- Вы же журналист, почитайте. Плохо подготовились к репортажу, молодой человек. - равнодушно сказала она
- Меня зовут Николай - улыбнувшись представился он
- Приятно познакомиться. А меня Полина.

Журналистов поселили в дорогом пятизвездочном отеле, однако беспокоиться было не о чем - завтрак, обед и ужин были оплачены, а бар, находившийся в каждой из комнат, был бесплатным. Николай плюхнулся на кровать и облегченно вздохнул. Тяжелый день канул в Лету, теперь можно было и расслабиться. Но Полина не выходила из его головы: ее холодная непокорность вызывала в нем горячие чувства, а внешнее равнодушие только сильнее притягивало. Наверное, потому в средние века существовала рыцарская любовь, размышлял Николай, что девушки олицетворялись с неприступной крепостью или замком. Впрочем, почему олицетворялись? Они там были заточены! Поэтому нужно было покорить замок, победить дракона, и только затем самое сложное - завоевать сердце. С последним тяжко - не каждый справлялся. Дракона, конечно, попроще будет...

Вспомнив обвинения в профессиональной непригодности, Николай встал и включил компьютер. Его самооценка была уязвлена, а потому он неистовал желал доказать свою компетентность. Мучительные поиски дали свой результат: на одной из страниц он нашел искомое и начал читать вслух. "Ключ был утерян или спрятан за 7 тысяч лет до рождества Христова. Хозяин - египетский бог мудрости Тот, он же Гермес Триждывеличавый. У Тота анкх изображался в виде слияния креста и овала, а у Гермеса ключ был видоизменен в жезл со змеями". Николай приподнялся со стула, чтобы достать из бара бутылочку любимого бренди. Налив полстакана и положив два кубика льда, он сел за компьютер и начал писать репортаж: "В Барселоне прошла нашумевшая пресс-конференция международного религиоведческого общества. Широкой публике был представлен казалось бы навечно утерянный артефакт: египетский ключ Анкх. Напомним, что владельцем..." На этом месте мысль Николая дала сбой. "Владельцем или владельцами? Что-то я так до конца и не понял. Там фигурировал еще некий Гермес Триждывеличавый. Кто это вообще такой?" Он открыл электронную энциклопедию и принялся пристально читать. Надо сказать, глаза к тому моменту устали, и Николая клонило в сон. Но он не мог не закончить начатое дело - во всяком случае, это было не в его правилах. Протирая глаза, Николай вглядывался в каждую букву, пытаясь найти ответ. На экране высветилось следующее: "Гермес Трисмегист или Триждывеличайший - имя синкретического божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса. Однако, в некоторых источниках он упоминается как реально живший человек. Так, в трактате «О граде божьем» Августин пишет, что Меркурий Трисмегист хотя и старше греческих мудрецов, но моложе Моисея. Августин признает Трисмегиста пророком пришествия христианства, но не видит в этом заслуги, ибо знание будущего Трисмегист получил от демонов, которым он служил..."

Близился вечер. Часы, стоявшие возле компьютера, показывали вожделенное для голодного Николая время - время ужина. К тому моменту голова Николая перестала воспринимать какую-либо информацию: слова расплывались вместе со смыслами, а звуки размышления заглушались урчанием живота. Допив бренди, Николай встал и, покачиваясь то ли от усталости, то ли от чрезмерно выпитого, направился в столовую.

В столовой стоял галдеж - съехавшиеся из разных стран журналисты буквально воевали друг с другом за клочок свободного пространства. Было тесно, стояли длинные очереди к еде, а столы, даже с самым невыгодным расположением, к моменту прихода Николая были уже заняты. "Суета сует" - подумалось ему. Однако времени на лирические отступления не было, в таком муравейнике мог выжить только сильнейший, а значит - самый хитрый и наглый. Николай, протиснувшись между немецкими журналистами со словами "Нихтферштейн-нихтферштейн", варварски выхватил себе кусок съедобного. Положив еду на тарелку, Николай увидел вдалеке Полину, сидевшую в гордом одиночестве возле окна. Однозначно, это был выход из ситуации, причем с двойным успехом - вот тебе и место свободное подвернулось, вот тебе и девушка оказалась одна. Удача!

- К вам можно подсесть? - робко произнес Николай
- А, это вы! Вообще я предпочитаю есть одна, увы. - и неожиданный ответ Полины несколько подкосил уверенность Николая
- Ну, не волнуйтесь, не буду я смотреть на то, как вы едите. Просто мест в зале не осталось, может окажете любезность - поделитесь половиной стола?
- Коль, во-первых, к черту формальности, давай уже на "ты". Журналисты же! - шансы Николая, казалось бы, возросли - а во-вторых, я не люблю всякого рода любезности. Патологически не переношу. О любезностях не просят, их совершают по собственной воле и желанию. Просто знай, если человек давит на твое милосердие, считай он что-то из тебя хочет высосать.
Николай, не ожидавший подобного ответа, заколебался:
- Я просто... просто хотел поговорить с тобой об анкхе.
- И что ты хочешь мне поведать? Про целебные свойства этой подделки?
- Скорее про туман загадок, который окутывает эту историю. Ты знаешь кто такой Гермес Трисмегист?
Лицо Полины изменилось. Казалось, частичка заинтересованности блеснула в глазах.
- Я смотрю, ты хорошо поработал, журналист, - ухмыльнулась Полина - садись за стол, будешь моим гостем.
- Я узнал, что Гермес Триждывеличавый является вторым хранителем египетского креста после Тота - присаживаясь, произнес Николай
- Ты действительно так заинтересовался этой историей?
- Чем больше я пишу об этом, тем сильнее вовлекаюсь в стихию одержимости. Начав, я уже не могу остановиться. Я хочу написать правдивую статью об этом ключе.
- Только чур не ссылайся в своей работе на меня. Я не люблю упоминаний своего имени. - серьезно настояла Полина
- Договорились. Так что ты знаешь о Гермесе?
- Он был магом и волшебником, который общался с демонами. С их помощью он постиг страшную тайну бытия. Собственно, эту тайну он открыл в своих трактатах, где описал путь постижения Божественной истины сверхъестественным путем. - и, закончив предложение, Полина поднялся к своим губам бокал красного вина.

Это было изумительное зрелище. Николай наблюдал за ее жестикуляцией, за ее повадками, за ее изящными манерами. То, как она пила вино, не передавалось ни словами, ни чувствами, будто в этот самый миг человеческое воображение становилось слишком человеческой реальностью. В этом процессе Николай не упускал ни одной мелочи. Как известно, дьявол кроется в деталях, а потому ему маниакально хотелось этого самого дьявола изловить.

- Так какое это имеет отношение к кресту? - придя в себя, спросил Николай
- Прямое. Среди этих трактатов, которые входят в так называемый герметический комплекс, есть и известнейшая "Изумрудная скрижаль" - документ оставленный Трисмегистов на пластине из изумруда. Это один из самых значимых священных текстов для средневековых алхимиков, ведь на скрижали записан рецепт получения философского камня.
- И что?
- А то, что философский камень - это ключ к очищению металла и получению золота. Ключ к жизненной энергии. И как ты думаешь, что это за ключ?
- Неужели? - возбужденно повысил голос Николай
- Гермес Трисмегист получил ключ от Тота со всеми его магическими свойствами и записал их на скрижали.
Николай замолчал, прожевывая достаточно тяжелую информационную пищу. Переваривалась она нелегко.
- Полин, спасибо тебе. Ты действительно помогла мне. Знаешь, вот как будто вдохнула в меня невиданную силу. Я просто теперь сгораю от нетерпения написать об этом в своей статье.
- А зачем тебе об этом писать?
- Ну как же? Люди должны знать! И я попытаюсь им донести это.
- А с чего ты взял, что людям вообще что-то нужно? Желания масс ограничиваются их низменными животными потребностями. Не более. - строго проговорила она
- Нет, но ведь кому-то интересно разгадывать тайны. Узнавать много нового! - возмущенно ответил Николай
- Таких очень мало. Причем, с каждым днем их становится все меньше и меньше. Да и не люди они, впрочем. Они сверх этого.
- Сверх чего?
- Сверх общей серой массы, движимой слепыми инстинктами. Эти массы прикрываются божескими законами, насаждая повсюду рабскую мораль: не выделяться, не знать правды, следовать общему мнению, даже если оно и не верно, подчиняться темной вере, а не светлому разуму. Поэтому ты зря стараешься для других. Сделай это для себя.
- Я попытаюсь найти золотую середину! - ловко парировл он.
- Ты интересный парень, Николай. Дай свой номер телефона, созвонимся, когда будем уже в Москве, встретимся.
- С удовольствием! - воскликнул Николай, не веря своим ушам. Полина как будто магически действовала на него, воспламеняя в нем неукротимую страсть. - Знаешь, за твою бесценную помощь я хочу подарить тебе...
Но тут Полина резко прервала его:
- Я не принимаю подарки. Дарят только слабым, сильные же берут сами. - отрезала она
- Ну хорошо, тогда до встречи! - вставая, произнес Николай

Прилетев в Москву, Николай попросил начальство повременить с датой выхода статьи. Дескать, нужно было еще порыться в некоторой информации, найти особо важные, даже сенсационные подробности. Однако на самом же деле он просто не мог остановиться. Словно какая-то неведомая сила тянула его творить и творить, писать и писать. Николай понимал, что на этом история Анкха не закончена, что во всем этом есть неразгаданный смысл, доступный только ему. Он целиком и полностью отдавался работе, находя все новые и новые факты. Вместе с тем, росла и любовь к Полине. Именно любовь. Он каждый день думал о ней, и мысли не только согревали его одинокое сердце, но и помогали дописывать работу. С каждым днем он любил ее все больше и больше, и каждый день он глубже проникался своим творчеством. С ростом вдохновенного чувства к Полине, росла и страсть к своему исследованию. "Интересно, как же так случилось, что я влюбился в Полину" - задумывался Николай на досуге. Чувства переполняли его, и он пытался найти им объяснения, пусть даже и совсем нелепые, - "Что-то в ней есть зажигательное, магнетическое. Те качества, которые всю жизнь меня отталкивали - эгоизм, цинизм, безразличие к человеческим чувствам, да и дурацкая привычка курить сигареты - стали, напротив, дополнением к ее пламенному образу. Она заставляет себя искренне любить, по-настоящему, рождая во мне неудержимую энергию творить для нее новый мир. Пусть пока и в мечтах, но какая же реальность может существовать без грез? Реальность без мечты - тьфу - пустота..."

Через несколько дней Полина все-таки позвонила ему. Николай был вне себя от счастья, ему хотелось не только увидеть королеву своих сновидений, но и похвастаться перед ней своими продвижениями в расследовании. "Привет, Коль. Давай встретимся. Я по тебе соскучилась" - произнесла она слова, дрожью пробежавшие по уязвимому телу Николая. "Соскучилась, как трогательно это звучит" - размышлял Николай, - "Скука... как много в этом слове! Так много, что не соскучишься!"

- Я тоже по тебе соскучился, Полин. - ответил по телефону Николай
- У тебя есть какие-нибудь предложения? - перебросив инициативу на собеседника, спросила она.
- Дай-ка подумать. Ах да! Тут скоро Хелуин будет. Мы с друзьями собирались пойти в клуб, потанцевать, развеяться. Может присоединишься? Если, конечно, мои друзья тебя не будут тебя раздражать.
- Меня раздражает только глупость. Так что если...
- Нет, они не глупые - перебил ее Николай
- Тогда не переживай. Я ведь не ради твоих друзей иду - лукаво сказала Полина
- Хорошо, договорились!

Николай с друзьями подъехали на машине к клубу ровно в условленное время. Полина опаздывала, время ожидания затянулось, и Николай решил поделиться своими творческими открытиями с товарищами, неудержимо растекаясь мыслью по древу. Через 20 минут она была на месте.

- Что случилось? Почему опаздываем-с? - игриво задал вопрос Николай
- Да ничего не случилось. - холодно ответила Полина
- А в чем тогда причина? - насторожился он
- Да нет никакой причины. Ты хочешь, чтобы я оправдывалась? Не дождешься. Если я начну оправдываться, то признаю свою вину, а я не вижу вины в том, что опоздала.

Зайдя в клуб, друзья разбежались в разные стороны, а Николай с Полиной присели возле бара. Николай заметно нервничал и смущался. Он не мог найти верных слов, чтобы завязать порядочную беседу, а потому довольствовался малым - обоюдным молчанием, молчанием, которое скрепляло из души. После двух рюмок текилы Николай заговорил:

- Как тебе здесь? - поинтересовался он
- Неплохо. Атмосфера располагает. - бесчувственно ответила Полина и закурила
- Но что-то ты невесела...
- Просто не люблю находиться в людных местах. Напрягает.
- Напрягают люди? - уточнил Николай
- Нет. Люди в отдельности - неповторимые единицы, со своими мыслями, со своим поведением и своим багажем знаний. Но в сумме они теряют свои индивидуальные качества, сливаясь с толпой.
- Ты хочешь сказать, что марксистский тезис "количество перерастает в качество" неверен? - блеснул знаниями он
- Почему же? Количество перерастает в качество, только в обратную сторону. Чем больше количества, тем меньше качества. - уверенно ответила Полина

На сцену вышел ведущий вечеринки и начал объявлять конкурсы.

- Друзья зовут к сцене. Пойдем, поиграем! - сказал Николай
- Спасибо, не хочу. Я посижу здесь, покурю, А ты иди
- Ну как хочешь. - Он встал и побежал к друзьям.

Ведущий, тасуя в руках карточки с вопросами, выдвинулся вперед, ближе к народу, и заговорил: "Всем привет! Как много нечести собралось в нашем клубе! И ведьмы, и скелеты, и зомби! Только дьявола я что-то не наблюдаю! Хотя что я говорю? У дьявола много обличий! В моей карточке записаны имена дьявола! Кто назовет больше всех - получит приз!" Полились крики из зала: "Левиафан!", "Вельзевул!", "Сатана", "Люцифер!" Николай с друзьями призадумались - казалось, их мысли иссякли - а зал не утихал: "Мефистотель", "Воланд", "Молох". Внезапно кто-то громко и отчетливо выкрикнул "Тот", ведущий сверился с бумажкой и ответил: "Правильно!" Удивление Николая отразилось на его лице в виде искривленной улыбки. Он был рад услышать знакомое слово, терзавшее его все это время, но он никак не ожидал встретиться с ним именно сейчас. Конкурс продолжался, но Николай будто шагнул в иную реальность, потонув в невыносимой прострации. Дождавшись окончания игры и изнемогая от нетерпения, он подошел к ведущему и спросил:

- Извините пожалуйста, но как может древеегипетский бог мудрости Тот быть дьяволом?
- Молодой человек, я не специалист. При написании вопросов, мы пользовались "Сатанинской библией". Там написаны эти имена, вот и все. - вежливо рассказал он
- А что еще за ""Сатанинская библия"? Впервые слышу.
- Молодой человек, говорю же, я не знаю. Обратитесь к кому-нибудь другому. Вам расскажут подробнее. Там вроде бы о дьяволе повествуется. Что он.. как бы вам сказать... не такой, каким его рисуют. Он незаметен, находится в тени, и в тоже время всегда рядом с нами. Но как только мы узнаем его имя, он тут же скрывается. Больше ничего не могу вам сказать.
- Ну и на том спасибо. - прощаясь, сказал Николай, постепенно приходя в себя.

Словно проснувшись после беспокойного и тревожного сна - наполовину кафкианского с присущей ему абсурдностью, наполовину того, что "рождает чудовищ" у Гойи - Николай, качаясь из стороны в сторону, неуклюже шагнул назад к Полине. Он вновь заискрился идеей, точно найдя ту недостающую деталь, которая была так необходима для целостности механизма. Но, к своему удивлению, Полины он на месте не застал. Николай тихо присел, поднял рюмку недопитой текилы и яростно влил жидкость внутрь себя. Время шло, вечеринка подходила к концу, а он все ждал ее, наивно, мечтательно и безрезультатно...

- Привет, Полин, - начал телефонный разговор Николай, дозвонившись до нее следующим днем. - Ты почему ушла из клуба?
- Мне стало скучно. - твердо произнесла она.
- И все? Просто скучно? А сказать ты мне не могла?
- Хватит меня отчитывать. Если тебе что-то не нравится, это твои проблемы.
- Полин, послушай... - голос Николай задрожал. Ему не хотелось ссориться, и он старался подбирать нужные слова. - На вечеринке я хотел тебе сказать... но не решился. Я... я люблю тебя. - эти слова дались Николаю с большим трудом
- Ну и что? Я не заставляла тебя в себя влюбляться.

Безразличие Полины казалось бы убивало все чувства, однако на Николая они действовали с противоположной силой. Ему было тяжко и горько все это слушать, но все же неведомая страсть влекла его к ней. Он смирился со своим предначертанным роком словно Сизиф, обреченно поднимающий камень в гору, но делал это даже с любовью. И ослепленный этой роковой любовью он попытался нащупать для себя шанс:

- Послушай, Полин, не делай поспешных выводов. Ты бы ведь не стала бы идти со мной в клуб, если бы я тебя совершенно не интересовал. Дай мне шанс.
- Хорошо, и что ты предлагаешь? - все с той же безжизненной интонацией спросила она
- Давай прекратим наше общение ровно на месяц. - тяжело выдавил из себя Николай. - И через это время встретимся в саду "Эрмитаж" возле "сердца влюбленных"... или не встретимся. Если ты соскучишься по мне, как соскучилась тогда, то приходи, если нет - я пойму и больше не буду дергать тебя.
- Договорились.

Николай погрузился в томительную и изнуряющую работу. Надежда, которой предстояло жить еще месяц, придавала ему энергии. Она разжигала в нем интерес, творческую потенцию, власть над создаваемым трудом. С былой страстью он продолжил свое расследование, но теперь уже решил подойти с другой стороны - стороны древнеегипетского бога мудрости, первоначального хранителя ключа. Чтобы разгадать загадку "Сатанинской библии", Николай решил обратиться к своему давнему знакомому Ивану Рыкину, издавна увлекавшемуся демонической литературой.

Квартира Ивана была заставлена книжными шкафами, на столе были разбросаны листы и ручки, а стены завешаны большими картинами. Иван гостеприимно принял Николая, предложив ему чашечку чая.

- Нет, спасибо, Вань - отказался Николай. - я к тебе пришел по делу.
- Ты что-то хочешь узнать о дьяволе? - улыбнулся Рыкин.
- Можно и так сказать. Я хочу кое-что узнать о боге мудрости Тоте.
- Ха! Ты обратился по адресу. - зловеще произнес Иван, закрывая окно в предчувствии начинающегося ливня. - Бог Тот - один из самых и могущественных богов Египта. Он покровитель искусств и творчества, он научил людей писать и читать, он возбуждал в людях креативное начало.
- Это я и так все знаю, Вань. - ответил Николай. - мне интересно другое. Говорят, в "Сатанинской библии" сказано, что Тот - это дьявол.
- Совершенно верно. - невозмутимо продолжал Иван, подходя к одному из книжных шкафов и доставая с полки заветную книгу. За окном загремел гром и зашумел ветер. - "Сатанинская библия". Книга, написанная Антоном Шандором Лавеем в 1969. Она описывает основы сатанинской философии, которую Лавей сформировал под влиянием идей ряда личностей — таких, как Никколо Макиавелли, Фридрих Ницше, Айн Ранд и многих других. Открываем главу "Имена дьявола" - и пожалуйста - бог Тот.
- Но как это может быть? - изумился Николай.
- А что тут непонятного? - садясь в кресло, произнес Иван. - Все чрезвычайно просто. Когда христианство на заре нашей эры распространилось по всему миру, вытесняя местные языческие верования, богословы решили старым языческим богам дать новые имена. Все они стали демонами и нечистой силой. Вспомни, как было на Руси. Добрые языческие русалки, лешии и домовые тут же стали злыми силами при христианстве.
- Но почему именно бог Тот стал дьяволом?
- Потому что это бог человеческих страстей. Он не стоит на месте, а вдохновляет и толкает людей на новые свершения. Обрати внимание, среди имен дьявола есть и греческий Апполон. Эти боги дарую людям знание, что для христианство являлось инакомыслием. Вспомни, "не умничай", "все мудрствования от лукавого". Дьявол возвышает людей над природой, вдыхая в них творческое начало.
- Но как же так? - возмутился Николай. - Дьявол ведь извечный противник Бога.
- Это не так, - перебил его Иван. - Бог создал все на этой земле - и людей, и ангелов, и дьявола. Просто дьявол был падшим ангелом, который возгордился собой. Кстати, потому дьявол и делает человека тщеславным и самовлюбленным - эти качества позволяют наплевать на мнение большинства и творить по велению сердца. Или самого дьявола.
- Подожди. Значит дьявол совсем не злой?
- Нет, конечно! - усмехнулся Иван. - В этой книге как раз об этом и говорится. Всю человеческую историю на дьявола ополчались, его клеветали, его чморили, но никогда не давали ему ответного слова в свою защиту. Впрочем, ему было все равно. Дьявол - это просто демон искусства.
- А разве не Бог помогает творить?
- Это заблуждение, вбиваемое нам в голову с детства. Почему тогда писатели продавали душу дьяволу, чтобы обрести вдохновение? Бог создал этот мир, он создал естество. Окружающая нас природа - плод его фантазии. Но искусство всегда пытается пойти дальше природы. Искусство - это то, что создается искусственно, в противоположность естественному. Творится рукотворно, самим человеком! - уверенно подытожил Рыкин
- Так что же это получается? - вопросил Николай
- А все очень просто. Писатель связывает себя договором с дьяволом, даже не осознавая этого, и, вдохновленный потусторонней силой, принимается за свой труд. Однако, как правило, судьба писателя драматична. Вот тебе, к примеру, русские писатели: Пушкин и Лермонтов убиты на дуэли, Гумилев расстрелян, Есенин и Цветаева повесились, Маяковский и Фадеев застрелились, Гоголь - официальный диагноз "шизофрения", Достоевский - официальный диагноз "эпилепсия", Чехов - официальный диагноз "туберкулез", Блок - официальный диагноз "анорексия", Булгаков - официальный диагноз рак.

Николай осторожно подошел к соседнему шкафу и начал проглядывать его содержание. Глаза разбегались в разные стороны, потопая в пестроте незнакомых названий. "Ангелы и Демоны", "Дорога во ад", "Заповеди Сатаны", "Молот ведьм", "Демонология". Внезапно его взгляд приковала к себе зеленая книга "Изгнание Иблиса"

- А кто такой Иблис?
- Это дьявол в Исламе. Возьми на заметку, ты же коллекционируешь имена дьявола. - подколол его Иван. - К слову, если вспомнить бога Тота, то животным, символизирующим его, был Ибис. Совершенно очевидно, что мусульмане дали имя своему дьяволу, исходя из этого знания.
- Так он есть во всех религиях?
- Он есть везде, Коль. У древних майя его зовут Апух, Миктианом - у ацтеков, а в России, кстати, его называют чертом. Но это все условности. Настоящего дьявола ты так просто не вычислишь. Если, конечно, он тебя не посетит. Вот посмотри сюда, - Иван подвел его к огромной картине Брейгеля "Падение Икара", выделявшейся на фоне всех остальных полотен. -Тут изображен античный миф про юношу, который захотел подлететь к солнцу на восковых крыльях, однако, слишком приблизившись, упал в море. Воск растопился. Взгляни на картину, где ты видишь Икара?
- Не могу найти. - прищурившись, сказал Николай после долгой паузы.
- Посмотри в правый нижний угол. Видишь голые ноги, торчащие из воды? Это Икар. Но почему в центре картины, посвященной ему, находятся совершенно другие персонажы? Пахарь идет за плугом, пастух пасет овец, рыболов сидит с удочкой, а по морю плывут суда... Это повседневность, быт, который давит на тебя своей обыденностью. Обывателям совсем нет дела до романтика Икара, и потому он утопает в пространстве черно-белой реальности. Так и с дьяволом, порой ты не замечаешь его рядом с собой, потому что поглощен бытом. Нужно выйти из этого состояния, погрузиться в искусство, и возможно дьявол сам откроет свое лицо.

Оторвав взгляд от картины, Николай подошел к шкафу, стоявшему в самом углу. Ему показалось странным, что шкаф был переполнен литературой, ни имеющий никакого отношения к сатанизму. На полках красовались книги по истории, войне и революции.

- Вань, а здесь у тебя что хранится?
- Истории восстаний, государственных переворотов и цареубийств. - продолжая наслаждаться Брейгелем, отвечал Иван
- А зачем это тебе? - уточнил Николай
- Коль, эти книги посвящены великим личностям, пассионариям. Они свергали деспотов и тиранов, они меняли мир. Благодаря этим неугомонным личностям осуществляется историческое движение вперед. Понимаешь, Бог очень любит порядок - молитвы, обряды, послушание, заповеди. Дьявол же толкает человека к непослушанию, к борьбе с системой. И если бы не дьявол, жили бы мы по-прежнему в ветхих домах, с покрытыми головами и с жалким презрением к собственному телу.

Выйдя из дома Рыкина, Николай шел по дождливой улице в глубокой задумчивости. "Что же это теперь получается? Ключ-то принадлежит дьяволу" - крутилось в его голове. - "Впрочем, все логично. Потому-то алхимики и придавались гонениям, что-то было в них сатанинское. Но существует ли настоящий ключ? Или это всего лишь метафора? Получить ключ к вечной жизни, значит оставить о себе память в веках, "воздвигнуть памятник себе нерукотворный"? Похоже на правду! А ведь все с помощью дьявола. Да, именно дьявол - центральный персонаж!" На черном, гневающемся небе сверкнула молния, временно освятив залитую дождем улицу. Но промокший насквозь Николай как будто и не заметил яростную вспышку, он больше не мог отвлекаться по пустякам, поскольку его ждала работа - труд, который должен был открыть глаза людям. Дома он основательно уселся за писанину, денно и нощно не щадя своих сил. Статья стала его воздухом, без которого он не мог дышать, она забирала его силы и одновременно пробуждала новые - отнюдь не человеческие. Прошел месяц, и Николай завершил статью. Ему неудержимо хотелось похвастаться своими результатами перед Полиной, ибо он знал, что этим сможет зацепить ее. До назначенной встречи оставался час. Николай взял пачку исписанных листочков и рванулся на встречу судьбе: интуиция подсказывала ему, что Полина придет.

Прошел час, Николай уже стоял возле "Сердца влюбленных", но Полины все еще не было. В этот момент волнение затемнило его рассудок, и он не мог думать ни о чем, кроме нее. Время шло: мимо проходили случайные люди, влюбленные парочки фотографировались на фоне вожделенного сердца, а дети бесовито бегали туда-сюда. С каждой минутой Николай угасал. Казалось, жизненные силы покидали его, и он лишался самого дорогого - своей мятежной души. А может и просто души - на время ставшей мятежной и пассионарной - а теперь оставлявшей его бренное тело. Он понимал, что сердце уже не принадлежит ему и что любовь, которую он испытал к Полине - настоящую, агрессивную, завоевательную любовь, - больше никогда к нему не придет. Она останется в памяти, она отпечатается в асфальте жизненного пути, но свое дыхание она утратит насовсем. Безвозвратно. Глаза Николая налились слезами, но он тут же их стер, пытаясь сохранить в тайне свои чувства. Он отступил от "Сердца" - нервно и тревожно - и принялся разглядывать окружавшие его счастливые лица. Почему-то сейчас их счастье казалось ему показным и фальшивым. Окончательно отчаявшись, Николай незаметно пошагал прочь. Обратно в повседневность. Он поднял голову и заметил идущих ему навстречу мужчину с двумя мальчиками, которые, разглядывая Николая, о чем-то мило шептались. Уже пройдя мимо, один из них вслух спросил отца: "Пааап, а почему у дяди такая странная прическа?" Вопрос потонул в тумане неизвестности...

Николай сидел в ресторане, вслушиваясь в классическую мелодию. Он достал свою статью и проглядел ее глазами. "Нет, у моей статьи тоже нет автора, как и у этой музыки. Написав ее, я фактически простился с жизнью. Во всяком случае с жизнью этого творения. Теперь оно живет само по себе". Николай откинулся на спинку стула и положил свой многодневный труд на край стола. Стало спокойно, блаженно и умиротворенно. Однако минутное спокойствие прервал подошедший к столу официант.

- Молодой человек, вас зовут Николай? - спросил он
- Да, верно, это я. А что вам угодно?
- Одна девушка просила передать вам это. - Официант ловким движением руки положил на стол красивую запечатанную коробочку.
Николай, решив не дразнить больное воображение, незамедлительно ее распаковал. На дне лежал Анкх - ключ к вечной жизни и могуществу. Он источал невидимою, но ощутимую энергию.
- Извините, но я не могу это взять. Отдайте обратно. - решительно произнес Николай
- Но почему? Ведь это подарок вам. - недоуменно сказал официант
- Я не принимаю подарки. Дарят только слабым, сильные же берут сами... - хладнокровно ответил Николай
- И что мне ей передать? - забирая подарок со стола, спросил он
- Скажи, что настоящий Анкх может быть только у хозяина!

Расплатившись с официантом и подойдя к входной двери, Николай вновь прислушался к музыке. Она ублажала его слух и усмиряло внутренний плач. Николай открыл дверь, впустив бушевавшую стихию внутрь ресторана, и замер. Музыка оборвалась, и звуки беспокойного дождя словно напели ему новую, выношенную неподъемным опытом, мысль. "Нет, неправильно! Автор мертв... Какая глупость! Как же мертв?! Автор совсем не мертв! Это заблуждение! Мертв Бетховен, Бах, Моцарт, Чайковский. А автор жив! Он бессмертен. И имя ему - Дьявол!"


Рецензии