Дети и взрослые в романе Униженные и оскорбленные
Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»
Безусловно, в каждом человеке, независимо от возраста, навсегда сохраняются некие детские черты – как в хорошем смысле (идеализм, наивность, непосредственность, шаловливость), так и в дурном (эгоизм, капризы, безответственность, бездумная неосознанная жестокость).
Но в некоторых людях «детскость» доминирует, они как бы не «вырастают» психологически, даже если интеллектуальный их уровень очень высок. Тогда как другие могут и в детские годы казаться серьезнее, взрослее своих ровесников, более зрелыми, мудрыми.
Если классифицировать героев как «взрослых» и «детей», то получится, что Наташа и Ваня – взрослые, Алеша и Катя – дети. А подросток Нелли, самое несчастное существо, при всем желании не смогла бы остаться ребенком, и в этом ее трагедия.
Влюбленность двух взрослых молодых людей, Наташи и Вани, казалась идиллической, но, видимо, в ней возобладал материнский инстинкт. Желание опекать оказалось сильнее потребности в равных отношениях, и она предпочла Алешу. Очаровательного взрослого ребенка, который был взбалмошным обаятельным увлекающимся, ищущим психологической опоры в других людях. Но дело не только в неравенстве положения и состояния – он быстро устал бы от ее излишней «серьезности» и без влияния своего отца, князя, классического «взрослого» интригана.
Катя, богатая наследница, - ребенок несколько иного склада по сравнению с Алешей. Более прямая цельная и твердая, хотя и «витающая в облаках» идеалистка, у которой смутное сказочное представление о своей доброй миссии в мире.
Взрослые в этом романе страдают сильнее и глубже, чем дети. Потому что они способны понять куда больше, увидеть, услышать, прочувствовать. Дети защищены своим милым эгоизмом и зацикленностью на себе. Чувства вины они не выносят, чувство ответственности их тяготит.
Самый благородный из взрослых – Ваня. Он способен все прощать, понимать, помогать бескорыстно, полностью растворившись в решении чужих проблем. Наташа эгоистичнее по сравнению с ним, но она более избалована родительской любовью, поэтому не вполне ценит ее, причиняя боль отцу с матерью (поступок, на которой Ваня не был бы способен). «Детскость» в отце Наташи – как в хорошем, так и в плохом смысле слова – тоже весьма показательна. Как дочь своего отца, она влюбляется в мужчину-ребенка, конечно, несоизмеримо более инфантильного.
А рано повзрослевшая и ожесточившаяся до угрюмости, но в глубине души очень нежная Нелли, – пожалуй, единственная, кто оказался вполне способен оценить Ваню. Но оба этих героя романа обречены. Они лучше всех, они и уходят из жизни по воле автора.
В финале Наташа жалеет о Ване и говорит о том, что Алеша – лишь сон. Но действительно ли это ощущение потери или лишь минутная слабость? Ваня и сам не знает. А автор, со свойственной ему дотошностью в обрисовке психологических портретов персонажей, предпочитает лишь затронуть эту тему, вопрос Наташи кажется риторическим и ответа не требующим. Очень грустным кажется это молчание взрослых.
Свидетельство о публикации №208120800257
С одной стороны - откровенный (насколько возможно, вероятно, было в то время) мотив педофилии. Старуха, в лапы которой Нелли попала после смерти матери, занималась сводничеством, причем клиенты предпочитали малолеток. После этого не надо говорить по высокую мораль в девятнадцатом веке.
С другой - слова Наташи о Нелли, точнее, об отношении девочки к Ване: "Это начало большой женской любви" (с). Конечно, Ваню это ставило в достаточно сложную ситуацию, но вот прошло бы года три, Нелли выросла, и кто знает... Нелли могла бы быть счастьем Вани - он пожертвовал ею ради Наташи. А та пожертвовала им сначала ради Алеши, потом - для своего успокоения.
Спасибо Вам за статью, но об этом романе, честно говоря, хочется рассуждать дольше.
Елена Соловьева 3 22.09.2011 21:47 Заявить о нарушении
Наталия Май 23.09.2011 17:54 Заявить о нарушении
Елена Соловьева 3 23.09.2011 19:26 Заявить о нарушении