Об Израиле. Ханука

ХАНУКА

Ханука (освящение, обновление) — еврейский  праздник был установлен во II веке до н. э. в память об очищении Храма и возобновлении в нём храмовой службы Маккавеями, последовавшего за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск  в 165 году до н. э..


После  разрушения  Первого Храма  и  последовавшего  за  ним  Вавилонского плена в 3338 году по еврейскому  летоисчислению (422 г. до н.э. по европейской хронологии) Иудея (еврейское государство) потеряла государственную самостоятельность и стала частью
Персидской державы.

Несколько веков спустя Александр Македонский, разбив персов,  в 3448 г. (312 г. до н.э.) захватил Иудею. Александр создал сверхдержаву, простиравшуюся от Индии до Балкан. Язык, мифология и культура греков были объявлены духовной силой, способной объединить все разумное человечество. 

Сверхдержава Македонского просуществовала около восьми лет. После смерти Александра его сподвижники двадцать два года бились насмерть, деля ее между собой. В результате Египет достался Птоломею,  а Сирия - Селевку. 

Эрец Исраэль (земля Израиля) около ста лет относилась к египетской монархии, а с 3559г. (200 г. до н.э.) перешла под  власть сирийцев.

 
В 3610 г. (150 г. до н.э.) сирийский трон занял Антиох  Четвертый, по прозвищу "Епифан", "Великолепный". Его предшественников не особо занимала еврейская вера. Не бунтовать и платить вовремя налоги - этого было достаточно, чтобы поддерживать приемлемый для обеих сторон "статус-кво".

Антиох же насаждал греческий язык и культуру огнем и мечом. Это "приобщение" к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая  Иудея.

Свитки Торы подвергались конфискации и сожжению. Было запрещено обрезание, соблюдение субботы и праздников. За нарушение этих запретов евреев подвергали пыткам и казнили.

Те, кто отказывался подчиниться указам Антиоха, находили убежище в горах. Они объединялись в группы, целью которых - поначалу было воссоздание свободных еврейских общин.

Само же восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода священников Хашмонаим, а после его смерти возглавил один из пяти его сыновей - Иегуда, по прозвищу "Маккаби", что на иврите означает "молот". Но, вместе с тем, это еще и аббревиатура выражения "Ми камоха баэлим, Гашем!" - "Кто подобен Тебе, Всевышний!". Таков был боевой клич у повстанцев-Маккавеев, выходивших в бой с именем Всевышнего на устах.

После длительной борьбы с греко-сирийскими угнетателями Иерусалим снова стал свободным еврейским городом. Но Храм стоял в запустении, грязи и скверне.

25 кислева 3622 г. (138 г. до н.э.) Храм был заново освящен. Священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника), но во всем Храме не оставалось ни одного запечатоного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней.

В память об этом чуде наши мудрецы постановили праздновать Хануку и зажигать ханукальные огни.

Интересно, что в изложении Талмуда, сама победа малочисленной и плохо вооруженной партизанской армии Макавеев над практически неограниченными силами греков находится на периферии рассказа о чуде Хануки. В центре же рассказа - кувшин с елеем, и на нем - печать первосвященника, которая сохранилась в неприкосновенности.

Для евреев чудо освобождения не было полным даже тогда, когда в Иерусалиме не осталось ни одного греческого воина. Истинным  моментом свободы была минута, когда коhаним (священники) зажгли храмовый светильник-менору.


...Ханукальные светильники зажигают после появления первых звезд.
Исполнять эту заповедь обязаны все – и мужчины, и женщины. Даже ребенок старше девяти лет обязан зажигать ханукальные светильники, если кто-то из членов семьи не сделал это за него. И в домах, и в синагогах читаются молитвы...

В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй – два и так далее, так что в восьмой вечер зажигают восемь светильников.


Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось, и жар одной свечи не оплавлял другую.

Кроме ханукальных огней принято зажигать еще один, дополнительный светильник – шамаш («служебный»).
Шамаш используется для освещения, от него можно зажигать другие огни, в то время, как ханукальные светильники нельзя использовать ни для какой другой цели, кроме выполнения заповеди. Поэтому обычно зажигают ханукальные светильники от шамаша и оставляют шамаш рядом, на том же подсвечнике. Однако его нельзя ставить в один ряд с ханукальными светильниками, ибо должно быть заметно, что он не является одним из них.

В дни Хануки принято есть блюда, приправленные маслом или поджаренные на нем, в память о кувшине с оливковым маслом, благодаря которому совершилось чудо.
Особенно любимы сувганиёт - пончики, начинённые повидлом.

Дети в праздничные дни играют в свивон – четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй. Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь». Игра в свивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки.

Родители и близкие семье люди дарят детям деньги...


Буду рада, если мой рассказ прийдётся вам, дорогие читатели, по душе.
Я постаралась из обширного материала выбрать и пересказать, как мне кажется,  самое важное:
Когда любой  народ порабощен другим народом, нет ничего более естественного, чем желание добиться национальной независимости. Но что дальше? Каким станет этот народ, какой будет его страна на следующий день после обретения долгожданной свободы?  И как найти тот заветный кувшинчик с чистым маслом...




*В последний день Хануки


 
 


Рецензии
Верочка, С Ханукой тебя. Свет и солнца в твой дом.
Рита

Маргарита Давыдова   08.12.2012 22:39     Заявить о нарушении
И тебя, дорогая моя, с праздником!

Праздник стойкости и умения выживать!

Веруня   09.12.2012 00:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.