От материалистической журналистики к одухотворенно

Процесс развития отечественной журналистики невозможно назвать прогрессивным. В последние годы, в результате постоянной трансформации общества, российские СМИ все больше приобретают англо-саксонские черты, изначально ей не свойственные. Отражается это, прежде всего, на содержании материалов, их форме и способах подачи.
Видоизменился вопрос актуальности и релевантности самой информации. Особое значение обретает новость, которая успешно продается. До конца 90-х годов никто и понятия не имел о существовании информационной торговли. Это новшество пришло к нам из Запада вместе с рекламой.
Мы все оказались вынужденными «потребителями», попавшими в бесконечный водоворот разнокалиберных новостей, ток-шоу и рекламируемых товаров. Воздействие информации на людское сознание отнюдь не безобидно. СМИ буквально атакуют наш мозг, прибегая к различным ухищрениям, изобретая сенсации, а не редко и выходя за рамки приличия, лишь бы произвести впечатление.   
Мы все – потенциальные клиенты. Следуя западным схемам, общество разделили на категории с целью удобства оказания воздействия на психику каждого смертного. У любого издания - своя четко сориентированная аудитория. Как правило, самой горячо любимой социальной группой среди потребителей информационного продукта является, так называемая, прослойка «буржуа». Опять же, западное определение….
Здесь имеются в виду деловые люди молодого возраста, приблизительно от 25 до 45 лет с доходом выше среднего. Они представляют собой что-то вроде добычи средств массовой информации, за которую ведется конкурентная борьба.
Но одними буржуа СМИ не ограничиваются. Им необходимо охватить все возможное пространство…. В этом состоит задача глобализации. С одной стороны, доступность и вездесущность информации, с другой – тотальный контроль над умами, настроением и поведением масс во всем мире.
В обществе потребления в дальнейшем будут создаваться более изощренные методы проникновения в сознание клиентов. Уже сейчас, удовлетворяя незримого заказчика (а он предпочитает оставаться в тени), идет искусственное формирование потребностей населения планеты, внедрение чужих идей, ложного пути по достижению счастья.
Многие понимают «откуда ветер дует», но никто не принимает попыток противоборства с чужеродными искусственными ценностями. Сегодня в обиходе практически всех сфер деятельности используется западная терминология. Российская журналистика с радостью отказалась от выработанных веками принципов и перешагнула в новую эпоху общественной трансформации под эгидой британского флага и статуи свободы.
Только ни о какой свободе речи не идет. Появилось понятие «медийной сферы», включающей в себя средства массовой коммуникации. В такой системе СМИ становятся придаточным элементом. Конечно, у прессы осталась функция информирования (ставшая, по сути, агрессивной). Но теперь вопрос гласности кажется вообще нереальным.
Информационная структура расширилась до невероятных размеров, и породило паблисити. Да, потребительская культура всерьез озабочена общественным мнением. Поэтому в медиаструктуре важнейшее место занимают PR. Таким образом, средства массовой информации служат паблик рилейшнз, те в свою очередь, выполняют заказ, идущий «сверху». Пресса не самостоятельна, а зависима. Она лишь обнародует уже изобретенные идеи. А точнее, целенаправленно помогает превратить идеи в конкретный доход. Самую большую прибыль получат те, кто отдал распоряжение оформить эти идеи детально, прибегнув к разного рода пиар-технологиям.
Ничего неподозревающие граждане остаются вне интересов медиа. Хотя могут и полагать, что каким-то образом влияют на журналистику. Да, полноценная коммуникация возможна только при наличии коммуникатора и реципиента. Но в данном случае, даже если связь получится двусторонней, и передатчик информации услышит мнение приемника, это совершенно ничего не изменит.
Потребности потребителя уже сформированы с помощью рекламы и пиар-компаний в СМИ, поэтому положение дел останется на прежнем уровне. Экономический закон гласит: спрос рождает предложение. Однако последние тенденции показали, что предложение рано или поздно рождает спрос.
Единственный выход – в изменении самих СМИ, в культивировании традиций журналистики, близких к нашему менталитету. В отказе от спекуляций на теме насилия, дешевых сенсаций, вредоносной рекламы. В проповедовании здорового образа жизни и духовного развития человека. Журналист – это бунтарь, а не часть бездумной толпы. В его лице мы могли бы видеть поборника справедливости и высоких моральных ценностей, а не бесхозный винтик от беспринципного механизма под названием «медиабизнес».   
Почему тема духовности практически полностью игнорируется современным российским образованием? Потому что она не приносит денег? Ведь предназначение хорошей журналистики гораздо шире и значительнее, нежели то, что нам приходится наблюдать.
Высшая миссия СМИ – это совершенствование человека, затрагивая его ум, тело и душу, а не простое информирование о происходящих событиях. Пресса должна быть хорошей литературой в том числе. Актуальность журналов и газет не должна быть преходящей. Нужно создавать такую прессу, которая всегда будет злободневной и свежей.
Литература Достоевского, Чехова, Тургенева, Толстого – пример и пища для размышления читающей, и, в первую очередь, пишущей публики. Она ставит человека во главу всего остального. Только через одухотворенность и осознанность можно повлиять на социальные явления, включая российскую журналистику. Материя всегда вторична, поэтому, забывая о духовном начале, следуя традиционным западным моделям, мы добровольно отказываемся сыграть одну из главных ролей в  пьесе мирового значения под названием «Глобализация».   


Рецензии